ГлавнаяфотокамерыHASSELBLAD → Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C
10 525 просмотров
Bukvus - отправка ошибок

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Здравствуйте, друзья!

Мы недавно говорили про всем известные и понятные камеры формата 36 х 24 мм. Но некоторая часть читателей (впрочем, достаточно многочисленная) любит почитать и про топовые камеры, которые купят немногие. И сегодня мы поговорим про Hasselblad X1D II 50C.

Ответим на вопрос чем Hasselblad X1D II 50C лучше чем камеры узкого формата.

к содержанию ↑

Вступление

Новичком в мире среднего формата меня не назовёшь, я пользовался цифровым средним форматом (плёночных среднеформатных камер у меня было много, но я как-то ими так и не воспользовался) еще лет 7 назад и это была камера Mamiya DF+ на тот момент и задник Leaf Credo 40. Потом я снимал на Pentax 645Z, Fujifilm GFX50s и Fujifilm GFX100. Кроме того я попробовал и весьма интересный Hasselblad H6D-100c.

Чем интересны все эти камеры? Во-первых, все они сильно разные. Отдельная категория — это камеры с отсоединяемым цифровым задником. Они дают возможности апгрейда (замены задника на более современный) в будущем, но и являются менее мобильными. Mamiya DF+ (позже PhaseOne 645 DF+) и Hasselblad H6D из этой категории. Вторая категория — это камеры со встроенным среднеформатным сенсором. Это, например, Pentax 645Z и все среднеформатные камеры Fujifilm. Они более устойчивы к сложным климатическим условиям, но у них нет возможности апгрейда, нет возможности снять цифровой задник и почистить сенсор и нет возможности поставить этот цифровой задник на карданную камеру.

Теперь разберемся в семействах. Например, Mamiya DF+ была интересна двойным затвором — центральным в объективах Schneider Kreuznach и фокальным с остальными объективами (Mamiya). Сенсор CCD, цвета свои особенные. Совмещение фокального и центрального затвора давало новые возможности, например, съемка со вспышкой при синхронизации до 1/2000сек без всяких HSS (стробоскоп), а нормальной вспышкой. Второе — Schneider Kreuznach это шикарные объективы уровня топовых Carl Zeiss, если вы пробовали такие.

PENTAX 645Z — среднеформатный «внедорожник». Так он задумывался и таким он и стал. Тяжелый, по ощущениям металлический и неубиваемый :)

Fujifilm GFX50s и Fujifilm GFX100 — первые среднеформатные камеры, которые стали вменяемо снимать видео. И если GFX50s была первой попыткой, то GFX100 вывела съемку среднеформатными камерами на совершенно другой уровень. Во-первых, съемка может длиться час, а во-вторых, съемка с передискретизацией с большого сенсора что полностью устраняет муар. Кроме того они модульные, можно снимать видоискатель.

Hasselblad H6D это «зеркальная» камера. Плюс её (если не учитывать цифровые задники большого разрешения) в уникальном цветовом профиле. Цвет кожи и снега просто потрясающий. Также радовало боке СФ объективов Fujinon.

Т.е. у каждого бренда есть своё преимущество и даже у каждой камеры (в отличие от «узкого» формата) есть свои уникальные особенности. Давайте разберем уникальные особенности Hasselblad X1D II 50C.

к содержанию ↑

Hasselblad X1D II 50C

На сегодняшний день у Хасселя три системы:

X-system (беззеркальные камеры со встроенным сенсором),
H-system (зеркальные камеры с отсоединяемым задником),
V-system (Два поколения: ретро «зеркальные» камеры и новые беззеркальные камеры. И те и другие с отсоединяемым задником и сменным видоискателем).

Hasselblad X1D II 50C относится к X-system, т.е. это беззеркальная фотокамера со встроенным сенсором. Hasselblad прошёл очень большой путь с «зеркалом», так что «беззеркалки» (перелицованные SONY не в счёт) это новое направление.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Новое направление беззеркальных камер дало возможность полностью переосмыслить дизайн и заменить электронную и механическую начинку, которая в «зеркальных» камерах была почти всегда наследием предыдущих моделей.

У Hasselblad X1D II 50C другой рабочий отрезок, так что и байонет другой и объективы другие (XCD).

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

У «зеркальной» системы H-system объективы HC/HCD.

На V-system (новый беззеркальный) можно ставить: V-mount (ретро), XCD-mount, HC/HCD mount, а также оптику от Hasselblad XPan.

X-system тоже позволяет ставить объективы от всех систем Hasselblad, что сильно расширяет список объективов.

к содержанию ↑

Внешний вид, эргономика и конструктив

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Начать стоит с того что у Hasselblad X1D II 50C корпус не похожий на «зеркальные» хассельблады и не похожий на любую известную вам «беззеркальную» фотокамеру. Это явно уникальный дизайн разработанный специально для Hasselblad.

Больше всего, наверное, на этот тип дизайна похожи камеры Blackmagic. Здесь есть некоторая металлическая «коробка» и есть присоединяемый «хобот» объектива. Совершенно нет заигрываний с внешним видом «зеркальных» камер, как делают многие производители «беззеркалок».

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Как видите, в совершенно новом решении дизайна нашлось место для заднего ЖК экрана в 3.6". Привет вам всем производители других брендов, которые «мучают» нас экранами 3-3.2". Hasselblad не поскупились на экран и наконец я вижу экран на котором действительно хорошо видно картинку и с которым удобно работать тач-скрин.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Оцените какого размера здесь все нужные параметры съемки. Учитывая что все их можно менять просто нажимая пальцем на экране, то ничего удобнее не придумаешь. Даже со смартфоном сравнивать не буду т.к. там не делают такие крупные кнопки на экране никогда! А здесь нажал, прокрутил несколько значений и выбрал что нужно.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

С левой стороны скрываются две большие пластиковые «заглушки». Они легко сдвигаются большим пальцем в сторону (вот только недавно рассказывал про тех кто делает маленькие рычажки, которые нужно подцеплять ногтями — смотрите и учитесь). Дверки большие, под ними свободно расположены разъемы:

1 1-ый слот для карты SD
2 2-ой слот для карты SD
3 Разъем для микрофона (джек 3.5мм). Также используется для пульта дистанционного спуска.
4 USB type C (зарядка и подключение к компьютеру)
5 Аудиовыход на наушники (3.5мм джек)

Смотрите — всё поместилось. Даже карты памяти и разъемы — всё с одной стороны (у обычных беззеркалок на две стороны разнесено). Разве что HDMI нет. В камерах прошлых (недавних) поколений был HDMI для вывода фото на экран ТВ. В последних поколениях для вывода видео на рекордер или внешний монитор. С фото в Hasselblad X1D II 50C решили вопрос выводом на планшет по беспроводному интерфейсу. Видео в данной камере функция побочная, потому она есть и то хорошо (многие кто обозревал камеру вообще эту функцию пробовать не стали, я попробовал — снимает нормально 2.7К/30fps).

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Обратите внимание на «хват» камеры. Здесь он очень необычный, сужающийся книзу. Такого я нигде не встречал. Такая форма повторяет анатомическую форму ладони и делает хват более уверенным.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

С задней стороны камеры кнопок совсем немного. С двумя верхними кнопками всё понятно — блокировка экспозиции AE-L и запуск автофокуса AF-D.

Кнопка с треугольником (Play) — для просмотра снимков.
Кнопка с прямоугольником — меняет свои функции в зависимости от режима, в основном меняет информацию накладываемую поверх картинки.
Кнопка со звездой — служит для увеличения изображения при просмотре и в режиме LiveView. Также служит для выставления оценки снимку.
Кнопка «Х» — Удаление снимка.
Кнопка Меню.

Здесь нет поворотного экрана. Потому что вы не будете снимать этой камерой себя и не будете снимать на неё видеоблоги. Это фотокамера.

Здесь нет джойстика чтобы перемещать точки фокуса по экрану и смещать снимок при просмотре, который я называл очень удобным в камерах узкого формата. Потому что делать это пальцем по большому экрану удобнее!

Здесь нет клавиши Q для быстрого меню. Потому что эта камера не репортажная.

Всё просто и логично. Это камера для спокойных постановочных снимков. Точка. Это не мультикомбайн, который всё делает как-нибудь. Она делает снимки в спокойной обстановке когда мы способны сосредоточиться на сюжете.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

На верхней панели кнопок тоже не то чтобы много. Не запутаешься. Есть диск режимов с приоритетом выдержки, диафрагмы, программным, авто и т.п. Кроме того на диске есть и режим «видео» — на заметку тем кто делает отдельный переключатель Фото/видео.

В специальных углублениях расположились кнопки переключения «Автофокус/Ручной фокус» и «ISO/Баланс белого». Поскольку на верхней панели кроме указанных кнопок только кнопка вкл/выкл и кнопка спуска затвора, то даже на ощупь не ошибешься! Зато кнопка спуска получилась знатная — её даже в бурю найти не сложно :)

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Камера имеет «танцующий» профиль, который также улучшает хват её одной рукой, я покажу это в видео. Hasselblad X1D II 50C оборудован двумя традиционными колесами, которым можно назначить разные функции. Например, выдержка и диафрагма, как это принято традиционно.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

С передней стороны камеры тоже только необходимое. Справа внизу серебристая кнопка отвечает за съём/установку объектива. Справа — за проверку ГРИП. Вверху слева и справа от объектива точечки — это отверстия встроенных микрофонов.
И стеклянный «глаз» слева вверху это подсветка автофокуса. Никаких микрорычажков — только большие удобные кнопки.

к содержанию ↑

Резюме по эргономике и конструктиву

Я сознательно углубился в эргономику чтобы показать что это очень важная характеристика камеры. Только камера, которая надежно лежит в вашей руке станет вашей постоянной спутницей, не выпадет на лёд или камни. Конструктив у Hasselblad X1D II 50C такой прочный, что этой камерой можно вывести из строя злоумышленника если попытается её отнять :) Я бы сказал, что камера имеет «раму» по аналогии со внедорожниками.

Камера заявлена как всепогодная, хотя я лично не рискнул в данном случае проверить. Тем не менее её возили в Африку и она показала себя хорошо в этом плане.

В итоге, по конструктиву и эргономике, я бы сказал, что камера Hasselblad X1D II 50C сделана на совесть. Она может быть использована и в студии и на природе. В отличие от «зеркального» собрата к съемке на улице она лучше приспособлена т.к. сенсор находится внутри корпуса камеры и вам не грозит попадание влаги между цифровым задником и самой камерой, как в случае Hasselblad H6D, например.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Для выезда на пейзажную съемку (а я не сомневаюсь что с этой камерой захочется поснимать на природе, об этом дальше в статье) лучше иметь герметичную сумку и не снимать в сильный дождь.

к содержанию ↑

Комплектация поставки

к содержанию ↑

Камера

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Камера Hasselblad X1D II 50C поставляется вот в такой чёрной «дорогой» коробке с единственным узором в виде литеры H. С одной стороны красиво, а с другой чёрный цвет довольно маркий.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Камера в коробке лежит очень компактно и сразу вызывает симпатию своим внешним видом. В коробке есть двойное дно и под камерой лежат другие полезные вещи.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Фирменный ремень на шею.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Провод USB type C в оплетке для зарядки и связи с компьютером.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Блок питания на 24 Вт.

к содержанию ↑

Объектив

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Мне достался в комплекте с камерой объектив XCD 2,8/65. Его коробка еще больше чем у камеры.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

В комплекте бленда. Но, честно говоря, я посмотрел бленду и нашёл её слишком хрупкой — пользоваться не стал.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Разработчики что-то перемудрили и вместо обычной байонетной бленды сделали внутри какую-то нежную защелку.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Также в комплекте классный кожаный чехол. Вот что действительно понравилось! Это не дешевые тканевые, как у других производителей оптики, а такая кожа, толстая и очень мягкая, что захотелось куртку из неё иметь :)

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

У объектива широкое фокусировочное кольцо со спиральным ребрением, что даёт хорошее сцепление с пальцами при фокусировке. Никаких лишних элементов нет. Объектив сделан в Японии, так что я подозреваю, что это продукция Fujifilm, как и раньше (уже много десятилетий как). Но оптическая схема разработана самим Hasselblad в Швеции, о чём есть упоминание на сайте: «These lenses, which are all designed in Sweden, have all gone through rigorous development, testing and production processes to ensure they satisfy the demands of high-end mirrorless digital capture and high resolution sensors».

к содержанию ↑

Формат кадра и совместимые объективы

Камера Hasselblad X1D II 50C по современным понятиям относится к среднеформатным камерам и её сенсор больше чем у наиболее распространенного сегодня размера сенсора 36×24 мм.

Обзор и тест среднеформатной камеры Fujifilm GFX 50S (часть 1)

Я прилагаю небольшие калькуляторы, которые пересчитывают фокусное расстояние одной системы в другую чтобы вам было проще сравнивать объективы и выбирать среднеформатные объективы для Hasselblad X1D II 50C если ранее вы использовали формат 36×24 мм.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

к содержанию ↑

Расчёт параметров системы Hasselblad X1D II 50C

Длина сенсора, мм
Ширина сенсора, мм
Фокусное расстояние, мм (эквивалентное для 35 мм системы: 0)
Относительное отверстие (эквивалентное для 35 мм системы: f0)
Дистанция, м
Кружок нерезкости, мм
Кроп-фактор0 x (диагональ сенсора = 0 мм)
Масштабx 0
Гиперфокал0 м
Глубина резкости (ГРИП)0 м (0 см или 0 мм)
Глубина резкости при параметрах для макросъемки0 мм
Ближняя граница резкости, м0 м
Дальняя граница резкости, м0 м

Как видите, объектив XCD 2,8/65, который шёл у меня в комплекте к камере соответствует по углу зренияи ГРИП объективу 50/2 формата 36×24мм.

к содержанию ↑

Расчёт параметров 35мм системы относительно Hasselblad X1D II 50C

Длина сенсора, мм
Ширина сенсора, мм
Фокусное расстояние, мм (эквивалентное для 43.8x32.9 мм системы: 0)
Относительное отверстие (экв.-ное для 43.8x32.9 мм системы: f0)
Дистанция, м
Кружок нерезкости, мм
Кроп-фактор0 x (диагональ сенсора = 0 мм)
Масштабx 0
Гиперфокал0 м
Глубина резкости (ГРИП)0 м (0 см или 0 мм)
Глубина резкости при параметрах для макросъемки0 мм
Ближняя граница резкости, м0 м
Дальняя граница резкости, м0 м

к содержанию ↑

Линейка объективов Hasselblad XCD

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

к содержанию ↑

Линейка объективов Hasselblad HC/HCD

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

к содержанию ↑

Технические характеристики

Модель камерыHasselblad X1D II 50CHasselblad H6D-100cFUJIFILM GFX100FUJIFILM GFX 50SPentax 645Z
Дата анонсаиюнь 2019 г.апрель 2016 г.июнь 2019 г.февраль 2017 г.апрель 2014 г.
Тип камеры"Беззеркальная", со встроенным сенсором"Зеркальная", с отсоединяемым цифровым задником"Беззеркальная", со встроенным сенсором"Беззеркальная", со встроенным сенсором"Зеркальная", со встроенным сенсором
БайонетHasselblad X mountHasselblad H mountFUJIFILM G mountFUJIFILM G mount645AF2
Кол-во эффективных пикселей50 Мпикс (8272 × 6200 пикс, 5.3 µm)100 Мпикс (11600 × 8700 пикс, 4.6 μm)102 Мпикс (11648×8736, 3.76 μm)51.4 миллиона (8256×6192 пикс)51.4 миллиона (8256×6192 пикс)
Сенсор43.8 × 32.9 мм (CMOS) с байеровским фильтром основных цветов. 53.4 x 40.0 мм (CMOS) с байеровским фильтром основных цветов. 43.8 х 32.9 (CMOS) с байеровским фильтром основных цветов. 43.8 мм x 32.9 мм (CMOS) с байеровским фильтром основных цветов, очистка матрицы43.8 мм x 32.8 мм (CMOS) с байеровским фильтром основных цветов. Система очистки сенсора с помощью ультразвуковых вибраций (DR II), функция обнаружения частиц пыли Dust Alert
Глубина цвета16 bit; Динамический диапазон 14 EV16 bit; Динамический диапазон 15 EV
Выдержкамеханический затвор: 68 мин. - 1/2000 с объективами XCD,
1/800 или 1/2000 с объективами HC / HCD,
электронный затвор: до 1/10 000 с.
60 мин — 1/2000 сек (зависит от используемого объектива)Механический затвор
60 мин. - 1/4000 сек
Электронный затвор
60 мин. - 1/16000 сек
Синхронизация со вспышкой
1/125 сек или медленнее
Механический затвор
60 мин. - 1/4000 сек
Электронный затвор
60 мин. - 1/16000 сек
Синхронизация со вспышкой
1/125 сек или медленнее
30 сек - 1/4000 сек и режим bulb.
Синхронизация со вспышкой
1/125 сек или медленнее
ЧувствительностьISO 100 - 25600ISO 64 - 12800ISO 50–102400ISO 50 -102400ISO 100 - 204800
Тип затворацентральныйцентральныйфокальныйфокальныйфокальный
Макс.скорость съемки2.7 к/сек (RAW)1,5 к/сек5 к/сек3 к/сек3 к/сек
Фокусировкафокусировка по контрасту, точечный (выбор 1 из 117 точек)Фазовый автофокус по центральной крестовой точке.Гибридный контрастно-фазовыйКонтрастный автофокусTTL автофокусировка по методу фазовой детекции в режиме визирования по видоискателю (27-точечная, 11-точечная автоматическая). Высокочувствительный фокусировочный модуль SAFOX 11
TTL автофокусировка по методу контрастной детекции в режиме Live View и видео
Видоискательэлектронный OLED, 3.69 млн. точек, охват 100% кадра, увеличение 0.87хHVD 90x: 90° eye-level viewfinder. Image magnification 3.1x. Integral fill-flash
HV 90x II: 90° eye-level viewfinder. Image magnification 2.7x. Integral fill-flash
HVM: Waist-level viewfinder. Image magnification 3.2x
электронный, поворотный OLED 1.2 см (0.5"), 5.76 млн. точек, увеличение 0.86х (при фокусном 50 мм в 35-мм эквиваленте), вынос окулярной точки: 23 мм, охват 100% кадра, съемный0.5 дюйма, примерно 3.69 млн.точек OLED Color, покрытие 100%
Увеличение: 0.85x с 50 мм объективом (в эквиваленте 35 мм системе) на бесконечности
Встроенный датчик глаза
Оптический, на основе трапециевидной призмы. Покрытие 98%. Увеличение 0.62 x с объективом 55mmF2.8 или 0.85 x с объективом 75mmF2.8.
ЖК экран3.6 дюйма, 2.36 млн. точек, сенсорный3 дюйма, 24 bit глубина цвета, 920K точек,
тачскрин, неповоротный
3.2 дюйма, сенсорный, наклоняемый по 3 осям, 2.36 млн. точек3.2 дюйма, соотношение сторон 4:3,
Примерно 2,360K точек, тачскрин
3.2 дюйма, соотношение сторон 4:3,
Примерно 1,037K точек, поворотный
Видео2.7K (2720 x 1530) или HD (1920 x 1080) / 29.97fps, 4:2:0 8-bit.H.264 Compressed (25 fps, HD only),
Hasselblad RAW (25 fps, UHD)
Video: HD (1920 x 1080p), UHD (3840 x 2160p)
DCI 4K 4096 х 2160, 24 - 30 к/с, дискретизация 4:2:0 10 бит на внутреннюю памятьFull HD (1920x1080)] 29.97pFull HD (1920 x 1080, 60i/50i/30p/25p/24p), HD (1280 x 720, 60p/50p/30p/25p/24p)
Карты памяти2 гнезда для SD карт (SD, SDHC, SDXC), оба с поддержкой UHS-IICFast card, SD cardSD UHS-II (два слота)SD UHS-II (два слота)2 слота карт памяти: дублирование информации, раздельная запись JPEG/RAW/видео, копирование данных с карты на карту
Карта памяти: SD, SDHC, SDXC (совместима со стандартом USH-1), Eye-Fi card,
FLU card
Время включения, сек7-8 секоколо 10 сек0.4 сек0,5 сек с объективом 28-45 и ~1 сек с объективом 90/2.8
Стабилизатор изображениянетнетматричный (IBIS), по 5 осям, эффективность до 5.5 ступеней + стабилизатор в объективе (при наличии)в объективах (OIS)Поддержка объективов со встроенной системой стабилизации (SR system lens)
Формат файловHasselblad 3FR (14, 16 bit), JPEG (8 bit)Hasselblad 3FR (14, 16 bit), JPEG (8 bit)RAW (16 бит, 14 бит)фото:
JPEG (Exif Ver.2.3)*2, RAW : 14bit RAW
видео:
MOV (MPEG-4 AVC / H.264, Audio : Linear PCM / Stereo sound 48KHz sampling)
фото:
8 бит (JPEG)
14 бит (RAW)
видео:
MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG(AVI) для режима интервальной видеосъемки
Замер экспозицииточечный, центрально-взвешенный или матричныйточечный, центрально-взвешенный или центральная точкаTTL-замер в 256 зонах, мультизональный, точечный, средневзвешенный, центровзвешенныйTTL 256 зон, Multi / Spot / Average / Center WeightedTTL замер при полностью открытой диафрагме
86 000 RGB сенсор замера: интеллектуальный анализ сюжета в кадре; информация с сенсора дополнительно учитывается
Режимы экспозамера: многосегментный, центрально-взвешенный и точечный
Компенсация экспозиции+/- 3.0 EV+/- 3.0 EV+/- 5 EV с шагом 1/3 EV; видео: +/- 2 EV с шагом 1/3 EV-5.0EV - +5.0EV, 1/3EV step
(для видео : -2.0EV - +2.0EV)
±5 EV (с шагом 0.3EV или 0.5EV)
ИнтерфейсыUSB Type-C (USB 3.0) , микрофонный вход, выход на наушники 3.5 мм мини-джек, разъём для пульта ДУ, Wi-FiUSB 3.0 (5 Gbit/s) Type-C connector, Mini HDMI, Audio In/Out, Flash sync In/Out, Power InUSB 3.2 (Type C), HDMI micro D, Wi-Fi, Bluetooth, микрофонный вход, выход на наушники 3.5 мм мини-джек, разъём для пульта ДУ, вход для адаптера постоянного тока 15В, PC-SyncUSB 3.0, microHDMI, микрофонный вход, аудио, Wi-Fi, разъём для пульта ДУ USB 3.0 (тип micro-B), Mini-HDMI (тип D), разъем для питания от сетевого адаптера, разъем для подключения спускового тросика, разъем X-sync для синхронизации внешних вспышек, mini-jack (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона.
USB соединение: MSC/PTP
Беспроводные технологииWi-Fi IEEE 802.11a, b, g, n, ac (в зависимости от региона), встроенный GPS802.11a,b,g,n,ac (зависит от региона)Wi-Fi IEEE802.11a/b/g/n/ac, Bluetooth 4.2 (2.4 ГГц)
Источник питаниялитий-ионный аккумулятор, 3400 мАч, 7.2 В, зарядка по USB внутри камерыАккумулятор Li-ion (7.2 VDC/3200 mAh); Разъем для внешнего питаниялитий-ионный аккумулятор NP-T125 (1 или 2 шт.), поддержка USB Power Delivery (Rev2.0 ver1.3, зарядка или работа от USB)аккумулятор NP-T125 Li-ion, ресурс: 400 снимков с объективом GF63mmF2.8 R WRПерезаряжаемый литий-ионный аккумулятор D-LI90, ресурс: 650 снимков
Сетевой адаптер K-AC132/K-AC128 опционально
Рабочие температуры- 10 ˚C to + 45 ˚C- 10 ˚C to + 45 ˚Cдо -10° С-10°C - +40°CЗащита от влаги (попадание брызг воды) и пыли
Морозоустойчивость - не менее - 10 градусов C
Размеры (ширина, высота, глубина), мм148 x 97 x 70 мм (корпус камеры без объектива)Камера с объективом HC80: 153 x 131 x 205163.6 х 156.2 х 102.9147.5 x 94.2 x 91.4156 x 117 x 123
Вес766 г (с аккумулятором и картой памяти, без объектива)2130 г (с установленным аккумулятором и объективом 80 мм)1400 г (с 2 аккумуляторами, видоискателем, картой памяти)920 г (с видоискателем и батареей)1550 г (с установленным аккумулятором и двумя картами памяти)

Надо сказать, что среднеформатные камеры сильно отличаются друг от друга и критерии сравнения у них совсем не такие как у узкого формата. Здесь по цифрам сравнивать не очень получается т.к. они никогда не гнались за количеством кадров в секунду и режимами видео.

Разрешение Hasselblad X1D II 50C составляет 50 Мпикс, что на сегодняшний день для среднеформатной камеры не предел. Есть решения и от того же Hasselblad на 100 Мпикс и от Fujifilm, так что здесь я и пометил преимущество последних. Для печати большого формата 50 Мпикс уже совсем неплохо, но есть куда расти если переходить на распечатки более 1м.

По размеру сенсора преимущество имеет HASSELBLAD H6D-100C с довольно крупным сенселем в 4.6 μm. Чем больше сенсель, тем лучше светочувствительность, как правило, если говорить о камерах одного периода. Hasselblad X1D II 50C тоже неплохо смотрится со своим сенселем в 5.3 µm. К примеру, на моей Canon 5DsR (тоже 50 Мпикс) 4.14 µm.

Помечать преимущество в динамическом диапазоне я не стал. Слишком уж производители хитрят в этом пункте и правду найти сложно. Например, 16 битный файл не означает что у сенсора динамический диапазон в 16 ступеней (у X1DII заявлено 14 ступеней). Это потому что эти 16 бит даже если будут полностью заполнены не факт, что то что там будет записано пригодно для фотографического использования. Для определения ДД нужен специальный дорогой стенд, которого у меня нет.

Я пометил преимущество затвора Hasselblad X1D II 50C. Затворы в данном случае принципиально разные. У Hasselblad X1D II 50C традиционный центральный затвор в объективе, а у Fujifilm (как и у большинства других), например, фокальный. Фокальный имеет намного более простое устройство и потому обеспечивает выдержки до 1/4000 сек (две большие шторки летят друг за другом). А центральный затвор встроен в каждый объектив и имеет лепестковую структуру, как диарфгмы. Благодаря ему мы можем снимать с обычной вспышкой синхронизируясь до 1/2000 сек.
Я могу компенсировать относительно невысокую скорость центрального затвора установкой нейтрально-серого фильтра разной плотности. А вот синхронизироваться со вспышкой обычным образом до 1/2000 сек в обычном режиме на камере с фокальным затвором не смогу, нужно переключаться в HSS режим, который реализуется как стробоскоп (серия вспышек), что снижает мощность вспышки и накладывает другие серьезные ограничения.

Остается добавить что Hasselblad X1D II 50C самая лёгкая камера из тех что в списке.

к содержанию ↑

Тест Hasselblad X1D II 50C на шумы

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Я сделал «темновые» кадры по которым можно анализировать шум чтения камеры.

Про все виды «шумов» на снимке цифровой камеры я написал подробно здесь.

А здесь графики на все камеры, которые я протестировал.

Шум чтения нас волнует в том ключе что большинство фотографов вытягивают тени на снимке. И вот этот «шум чтения» как раз является главным фактором, который влияет на шумы в тенях.

В данном случае я воспользовался Adobe Camera Raw, выключив повышение резкости и шумоподавление. То что он сделал «за кадром» на его совести.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Чем ниже идёт график — тем меньше шумов. Как видите, Hasselblad X1D II 50C на высоких ISO шумит сильнее чем Fujifilm GFX50s. У Hasselblad X1D II 50C график это ровная экспонента, так что, видимо, никакого «шумоподавления» не происходит. У Fujifilm GFX50s совсем другой вариант.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C на низких ISO даёт более чистую картинку, чем Canon 5DsR, а на ISO от 800 до 12800 «шумит» сильнее.

На представленных фрагментах снимков повышена экспозиция на 5 ступеней чтобы было более наглядно видно какая камера «шумит» сильнее.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

к содержанию ↑

Примеры снимков с Hasselblad X1D II 50C

к содержанию ↑

На природе без дополнительного освещения

Я собрался в дорогу представив себя среднестатистическим владельцем Hasselblad X1D II 50C. Положил камеру в рюкзак Gitzo Adventury 30L и взял с собой штатив Gitzo GT3532 Mountaineer. Хороший набор, например, для прогулок по городкам Португалии или еще где-то в Европе.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

(я сам снят на Canon 90D)

Фоторюкзак Gitzo Adventury 30L очень удобный и туда как раз кроме камеры влезет несколько среднеформатных объективов, зарядка и всего по мелочи. Но ничего лишнего типа дронов и прочего дополнительного обвеса. Зато влезет сменная одежда в верхнее отделение. Так я себе представляю фотографа снимающего на средний формат.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Если к такой камере засунуть в рюкзак много лишнего оборудования, то это будет отвлекать, и съемка перестанет быть продуманной и прочувствованной, станет репортажной. Это другой жанр. Здесь нет варианта «сейчас я полетаю на дроне, а потом быстро щелкну на камеру и поеду дальше». Нет, здесь вы спокойно выбираете ракурс, неспеша ставите камеру на штатив если надо, снимаете фрагменты и своих спутников на фоне исторических достопримечательностей, например. Вот они руины римского амфитеатра, а вот развалины средневекового замка и т.п. Это один вариант. Второй вариант я вижу как человек снимает где-то в осенних лесах, горах и т.п. где вообще людей нет и у него есть время спокойно выбрать место, время и поставить технику. Третий вариант это фотостудия и постановочная модельная съемка.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f4, 1/80, iso 400.

Мне выбирать не приходилось и я снимал в пасмурную погоду. Снимки показались мне интересными, но главное что меня удивило — это цвет кожи. Я ждал нечто такого т.к. ранее пользовался Hasselblad H6D-100C. У Hasselblad есть с некоторых пор свой уникальный цветовой профиль «Hasselblad Natural Colour Solution» и который сильно отличается от аналогов других производителей. К примеру, большинство камер на сенсоре Sony просто имеют «бонусный» цветовой профиль Sony. У них у всех одинаково фиолетят лица при плохом освещении, они одинаково не любят флюорисцентный свет и с зелеными цветами у них тоже свои собственные отношения. Но общие для камер на сенсоре Sony.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/125, iso 400.

В Hasselblad X1D II 50C тоже стоит сенсор Sony. Но вот профиль они сделали, видимо, свой. Я смотрю на то что у меня получается на камере Fujifilm X-T4 и на Hasselblad X1D II 50C и вижу что на Fujifilm X-T4 кожа становится серой в пасмурную погоду. А глазами я вижу её не серой, а как на снимках выше.

Поймите правильно, мне знакомый фотограф сказал что цвет это вообще субъективная вещь и обращать на него внимания не нужно. Кстати, тоже владелец Hasselblad (так уж получилось, привет Толя!). Но на самом деле понятие цветоощущения вполне себе объективная вещь и вы это сами можете проверить пройдя тест по «таблицам Рабкина». Да, некоторые люди не видят все цвета, но это не значит что те кто видят не могут оценить качество цветопередачи.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f4, 1/60, iso 400.

Для тех кто сомневается еще в моих словах, представьте ситуацию что тот кто имеет посредственный слух (например, я) станет утверждать что без разницы с какой частотой дискретизации мы слушаем музыку, что 10kHz, что 48kHz. Для меня почти без разницы, увы. А для меломана на этом весь мир держится. Тоже самое с цветом.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f4, 1/80, iso 400.

Листочки здесь не имеют перенасыщенного цвета как бывает на многих камерах узкого формата. Да, там можно ставить разные цветовые профили, прямо как на телевизорах Самсунг — ставь какой хочешь, всё равно будет «вырви глаз». Потому у меня ТВ панель от Sharp. Она более тусклая и уже старая, но цвет там вменяемый. И мониторы NEC с отличным цветом. И еще калибратор, которым калибрую мониторы раз в полгода. И лампы в потолке (шок) — накаливания. Потому что мне цвет важен как кому-то звук.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f8, 1/160, iso 200.

Я не спешу сказать, что цвет в профиле Hasselblad X1D II 50C идеальный. Таких тестов я не проводил и нет даже опыта для проведения таких тестов, но цвет во многих случаях оказывается намного лучше чем на _всех_ камерах узкого формата и даже на среднеформатных Fujifilm.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f3.5, 1/250, iso 400.

Возможно ли сделать хороший цветовой профиль для камер узкого формата? Конечно, возможно! Если производитель камеры посчитает это необходимым. Мы видим, например, что у камер Fujifilm появился киношный профиль Eterna. А вот цветовые профили для фото не посчитали таким уж важным делом. Почему Hasselblad так сильно озаботился этим вопросом? Я думаю, потому что конкурентных преимуществ стало меньше чем раньше и нужны были новые.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/2000, iso 200.

Кроме цвета у Hasselblad X1D II 50C есть и другие преимущества перед камерами узкого формата. За счёт бОльшего сенсора нет таких высоких требований к разрешению оптики чтобы получить высокое разрешение на выходе. У Hasselblad X1D II 50C размер сенселя 5.3 мкм, что существенно больше чем 4.14 мкм моей камеры Canon 5DsR, имеющей тоже 50 Мпикс. В результате под Canon мне нужна исключительно топовая оптика чтобы разрешить матрицу, а для Hasselblad X1D II 50C мне достаточно было бы средней по разрешению оптики чтобы тоже получить максимальное разрешение.

Этим объясняется то что на f2.8 я вижу каждую ресничку на глазах сына на снимке. И так на всех снимках на открытой диафрагме, а на прикрытой тем более.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/1250, iso 200.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/640, iso 200.

Здесь в плане цвета всё необычно. Мы просто не привыкли к таким цветам с узким форматом. На небо частично повлиял поляризационный светофильтр сделав его синее, но всё остальное заслуга камеры. Цвета я не накручивал — всё как есть. И причём смотрится довольно натурально т.к. цвет именно тот что в жизни, но очень «сочный».

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/640, iso 200.

На этом снимке вы отличие по цвету с камерой узкого формата не увидите если не поместите два варианта рядом на экране. Т.е. в каких-то случаях преимущество видно меньше.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/125, iso 200.

А вот на этом снимке преимущество получилось очевидным, почему я его и поставил в примеры, хотя это просто бекстейдж. С Фуджа и Кэнона снимки смотрелись уныло, хоть и по-разному. И только Hasselblad X1D II 50C выдавал удобоваримые снимки в такую пасмурную погоду.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Этого зверя нашли на поляне запутавшегося в высокой траве и жалобно мяукавшего. Пытались спасти (накормить и обогреть), но по пути он вырвался и поплыл через канаву... Надеюсь это не последний его снимок.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/125, iso 200.

«Яблочное боке» намеренно снято в высоком ключе.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f4, 1/50, iso 200.

Этот снимок я бы назвал «дрозды прилетели». И улетели на юг.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f4, 1/50, iso 200.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f4, 1/60, iso 400.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/1600, iso 200.

Обычный городской парк. Представляете сколько можно было снять красивых снимков этой «золотой осенью» в С-Петербурге? Цвет просто шикарный!
Но я в этот период болел модной болезнью, и не смог в полной мере отснять «золотую осень», увы.

к содержанию ↑

На природе со вспышкой

Ничего сильно хитрого я изобретать не стал, а использовал свой любимый набор в виде вспышек Profoto B10 и октобокса 2" того же бренда. И то и другое было любезно предоставлено магазином Photoprocenter, где вы можете купить их новую модель Profoto B10x. Да, я заранее запасся вспышками т.к. погода в Санкт-Петербурге поздней осенью обычно не радует солнцем, а снимки хорошие сделать хотелось.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Некоторые читатели моих статей уже тоже так сделали (обзавелись аккумуляторными вспышками) и имеют преимущество перед теми кто так не сделал, а живёт на широтах С-Петербурга. У меня есть и личный аккумуляторный генератор, но он для более глобальных задач т.к. мощный (1200дж) и тяжелый.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Удобнее всего ставить вспышки на штатив т.к. он существенно устойчивее чем студийные стойки, плюс его всё равно с собой брать.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/125, iso 200.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/125, iso 200.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/125, iso 200.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C + XCD 2,8/65@f2.8, 1/320, iso 200.

к содержанию ↑

Динамический диапазон Hasselblad X1D II 50C

Держитесь крепко за поручни кресел, сейчас пойдём тестировать Hasselblad X1D II 50C до переэкспозиции.

Я выбрал этот снимок т.к. здесь есть и ощутимые переэкспонированные зоны и зоны совсем тёмные. Откроем снимок в Adobe Camera Raw.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Adobe Camera Raw не показывает нам «переэкспонированных» зон, а зря. Я глазами сразу вижу на чайнике есть выбитый блик. Посмотрим в более достоверной программе Raw Digger где можно оценить переэкспозицию и недоэкспозицию в цифрах.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Здесь вы в розовой рамке видите что на снимке есть немного недоэкспонированных пикселей и совсем чуть-чуть переэкспонированных. Т.е. снимок по сути захватывает весь возможный диапазон 16-битного RAW файла.

Почему 16-битного? А посмотрите на максимальные значения яркости во второй колонке слева. Там есть 65279 (видимо, какие-то значения заняты под служебную информацию). Это почти 65535 — максимальное значение для 16 бит.

Мы знаем что:

Количество битКоличество значений
8256
101024
124096
1416384
1665536

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Здесь вы видите где расположены все данные. Основная масса данных от +1 EV до -9 EV (примерно). При этом максимальные значения яркости указаны как максимальные для 16 бит и минимальные это ноль. Почему не видно этих переэкспонированных и недоэкспонированных мест? Да потому что там очень мало пикселей в этой зоне. Если ось Y представить в логарифмическом виде, то она «сплющится» и мы увидим наши небольшие зоны.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Здесь на гистограмме (например, зеленого канала) есть шкала в ступенях экспозиции. А теперь посчитайте сколько ступеней здесь в плюс (в сторону переэкспозиции) и в минус (в сторону недоэкспозиции).

С «плюсом» всё понятно — можно считать что если мы вышли за значение 65535 (максимум дя 16-битного файла), то значит безвозвратно переэкспонировали. Как видите, гистограмма как раз упирается в максимум.

А как быть с «минусом»? Т.е. насколько данные уходят в недоэкспозицию? Вот есть какие-то отрывочные данные аж до нуля. Но насколько они полезны для фотографа — вот главный вопрос. Тот же DXO считает ДД как отношение сигнала к шуму равное единице (S/N=1). Т.е. когда полезной информации на снимке в тенях вообще уже нет. Абсолютно. Но полезных деталей не видно гораздо раньше, т.е. они показывают некий «виртуальный» параметр.

И вот тут получается что нет какого-то стандартизованного момента когда можно считать сигнал уже бесполезным. Можете сами ставить ограничитель в любом месте выше S/N=1.

Производитель часто ориентируется на битность файла. Раз можно записать потенциально 14-16 ступеней, то значит столько и есть. В реальности камеры не «бесшумные» и потому динамический диапазон будет существенно меньше.

Бочка мёда это количество оттенков. Особенно в тенях. На 16-битной камере оно будет в четыре раза выше, чем у 14-битной камеры. И важно это будет именно в тенях, где в совсем тёмных участках и без того остаются 10-15-20 оттенков. Там вытаскивать нечего. Но если их 40-60-80, то это вполне достаточно для обработки! Потому ставлю Hasselblad X1D II 50C жирный плюс за 16-битный файл.

к содержанию ↑

Итоги

Когда смотрите или читаете обзоры на сложные камеры, а Hasselblad X1D II 50C сложная для понимания камера, обращайте внимание на то кто о ней рассказывает. Обычно я готовлюсь к обзору камер просматривая обзоры предшественников чтобы не повторяться и чаще всего это зарубежные обзоры, но на Hasselblad X1D II 50C я посмотрел и несколько отечественных и был удручен некомпетентностью обозревателей. К примеру, увидел утверждение что с Hasselblad X1D II 50C сложно снимать без штатива т.к. у неё высокое разрешение. Но у Hasselblad X1D II 50C невысокая плотность пикселей и ей легко снимать с рук. И, наоборот, не заострили внимание на 16 битных файлах и универсальности системы. Так что я не стал перечислять все возможности камеры по списку, а постарался обратить ваше внимание на то что действительно важно.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

к содержанию ↑

Плюсы

— очень хорошая цветопередача (скинтоны и другие важные оттенки)
— 16-битный RAW файл (тени вытягивать можно гораздо продуктивнее)
— качество изготовления камеры высокое
— задний ЖК экран 3.6" позволяет удобно работать тачскрином без использования доп.управляющих элементов
— большая база объективов если кроме XCD посчитать HC/HCD и V-mount объективы, которые встают через адаптер
тилт-шифт адаптер и спидбустер на H линзы, которые отсутствуют у конкурентов

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

HTS 1.5 – TILT AND SHIFT ADAPTER

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

XH CONVERTER 0,8

к содержанию ↑

Минусы

— контрастный автофокус (не быстрый)
— нет отслеживания лиц/глаз
— нет самых современных режимов видеосъемки
— цена камеры и объективов

Резюмируя, скажу, что камера Hasselblad X1D II 50C, конечно, не для всех и каждого. Как и многие другие фотокамеры. И не нужно гнаться за модой, меняя «тушку» потому что в ней нет модного нынче 4К видеорежима (у X1DII 2.7К видео) или еще по какой-то причине. Ориентируйтесь всегда по своим потребностям, не ориентируйтесь на большинство.

Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

Hasselblad X1D II 50C — это камера для людей, которые знают чего они хотят.

к содержанию ↑

Бонус — дополнительные снимки

B0003328_2000px.th.jpg B0003352_2000px.th.jpg B0003438_2000px.th.jpg B0003423-1_2000px.th.jpg B0003394_2000px.th.jpg B0003312_2000px.th.jpg B0003335_2000px.th.jpg B0003324_2000px.th.jpg B0003393_2000px.th.jpg B0003374_2000px.th.jpg

Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (31 votes, average: 4,90 out of 5)
Загрузка...


Подписаться на E-mail рассылку

Введите ваш E-mail:

Delivered by FeedBurner


чтобы получать свеженькое!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

20 thoughts on “Обзор среднеформатной камеры Hasselblad X1D II 50C

  1. Дмитрий, здравствуйте!

    Огромное спасибо за обзор! Но даже после него остался ряд вопросов, которые вы, вероятно, смогли бы прояснить. Если позволите:

    1) Указано, что камера включается 7-8 сек. А как долго она выходит из состояния сна? Зависит ли это от скорости и объема карты памяти?

    2) В одном из западных обзоров встречал, что камера мажет. Причем с штатным объективом и стабильно. Человек неспешно делал 5 кадров одного и то же объекта, стоя на одном месте, и 3-4 кадра были в расфокусе. Вы замечали какие-то проблемы с фокусом? Скорость не в счет.

    3) В комментариях вы упомянули про свой дизайнерский опыт. Какая на ваш взгляд камера Canon, необязательно из современных, дает наиболее натуральные цвета? 5D, 1D, 1Ds, 1Ds mark II, 5DsR, 5D mark III/IV...? Список, естественно, не полный.

    У 5DIII, на ваш взгляд, пластиковая картинка? Много раз встречал просто это утверждение, что в пятаках, начиная со второго и в единицах, начиная с третьей, Canon пошел на компромисс по качеству картинки в угоду высокому ИСО, поставив другие фильтры на матрицу, впилив неотключаемый шумодав в raw и прочее.

    4) В статье и комментариях про это не увидел, но как я понимаю объектив тоже весьма влияет на цвета получаемого кадра. Недавно встретил утверждение, что к примеру Zeiss Otus уже не дают тех полутонов, как Zeiss Classic, потому что в них весь упор был сделан на разрешение в ущерб микроконтрасту и пластичности? Как вы, оцениваете это утверждение?

    Интересуюсь не из праздного любопытства. Нравится как с более лучшей (в части картинки) техникой и оптикой, фотографии становятся все более объемными и гармоничными. Не раз уже встречал про вау-эффект от цветов этого Хасселя, но взять его в аренду действительно не так-то просто даже за какие-то ощутимые деньги. Вашему мнению я доверяю, поэтому хотелось бы чтобы поделились, как можно большей информацией по этой камере, если возможно.

    • Здравствуйте, Сергей, Дмитрий! Выскажусь по поводу пункта 3 в сообщении выше. Из камер Canon, на мой взгляд, наиболее приятной и натуральной цветопередачи при съёмке людей (при хорошем освещении) можно добиться при помощи камеры Canon 1Ds mk II. Налета гламурности, который возникает при просмотре фото с 1Ds III нет, что-то академичное есть в портретах с 1Ds II :) и их приятно просматривать.

      Если у Дмитрия предоставится возможность оценить кэноновские дс-ки, с удовольствием прочитаю его статью. С уважением, Владимир.

      • Владимир, приобрел недавно упомянутую вами 1Ds mark II. В комплект к Otus 85. Картинка получается очень глубокая по цвету, роскошная. Причем не только при съемке портретов.

    • Сергей, здравствуйте!

      1) Не измерял. Меня так удивило что она долго включается, я засекал, а из сна она более вменяемо выходит. Скорее всего зависит от скорости и объема карты т.к. я вижу что существенную часть этого времени она мигает картой. Но и грузится половину времени (прошивку грузит, наверное).

      2) ошибок фокуса у меня не было. это обычный контрастный автофокус, который если уж зацепил контрастный объект, то фокусируется точно. Есть случай когда, скажем, за спиной модели сильно контрастный куст, а сама модель в тени. Но так все беззеркальные камеры могут ошибиться. Да и зеркальные иногда если фокус не по точке, а по зоне.

      Случай того фотографа больше похож на неисправность объектива т.к. получается что камера дала верный сигнал, а объектив отработал неверно. Или ссылочку дайти, я посмотрю и может пойму лучше из видео что там произошло.

      3) Да, есть некоторый опыт работы с цветом. Из всех цветов человек наиболее чувствителен к оттенкам кожи, неба и травы. Эти три «столпа» цвета почти любой человек видит когда ненатуральные. А если работаешь с цветом, то особенно критично их воспринимаешь. Я занимался изготовлением каталогов и другой рекламы брендовой продукции, заказывал оптические цветопробы и когда начиналась печать изучал первые страницы каталогов.

      Итак, если отбросить мысленно наличие современных (это важно) фотокамер Хассельблад, то у Canon более близкий к натуральному цвет. Он всё равно ненатуральный, он имитирует реальные тона кожи добавлением оранжевого. Это грубо, но более близко к тому что должно быть, нежели у Сони и камер на её сенсоре где идёт сильное добавление фиолетового и немного зелёного. Про все камеры Canon я не скажу, но на многие снимал. Например, Canon 1D mark II N, Canon 1D mark IV, Canon 5D mark II, Canon 1D X, Canon 5D mark III, Canon 5D mark IV, Canon 5Ds/5DsR, Canon 80D, Canon 90D, Все они имеют примерно одинаковый цветовой профиль. Без изысков, но предсказуемый в плане кожи, травы и неба. Там есть от чего отталкиваться и пытаться править, если нужно. Если я ставлю светодиодный свет, который не является идеальным, то получу более рыжие тона кожи, но терпимые! А на Sony/Fuji получаю фиолетовый цвет кожи. Флюорисцентный свет Сони-Фуджи вообще не любят. Иногда он идёт серыми полосами на этих камерах почему-то.

      В пасмурную погоду все эти камеры дают обесцвеченные тона кожи и я уже так привык, что практически не замечал пока не взял в руки современные Хассельблады. Первой ласточкой был H6D-100c. Там я был в приятном шоке от цвета зимой. Я ожидал увидеть грязно-серые тона снега, но увидел что у него есть цвет. И увидел цвет кожи нормальный. Забыл уже об этом тк камера стоила 4млн.руб. И тут взяв в руки Hasselblad X1D II 50C я вижу сильное отличие по цвету в лучшую сторону даже от Canon. Не могу сказать наверняка что у них один профиль с 100c, но вполне может быть. А дальше уже каждый сам решает насколько ему важно удобство, скорострельность, скорость первого старта и прочее. Или важно делать красивые семейные фото. Или что-то другое. Т.е. при своих больших плюсах СФ камеры имеют и свои существенные минусы.

      пластиковая картинка

      Это какой-то сленг. Четких технических характеристик не имеющий. На мой взгляд «рисует» именно оптика, а она одна у всех кэнон. Матрица просто фиксирует как фотобумага. Хотя, на самом деле, фотобумага фиксирует более художественно. Но мы же не можем отказаться от «цифры» из-за этого тк у «цифры» есть много своих преимуществ.

      Соответственно говорить «пластиковая» картинка про матрицу неверно.

      А вот про «шумодав» действительно стоит поговорить. Да, камеры действительно мухлюют с ISO. Часто при переключении на более высокое ISO аналогового усиления сигнала не происходит, а берется исходное изображение с предыдущего ISO, высветляется и срабатывает «шумодав». Всё это работает по определенной схеме, какие-то исо «честные», а какие-то нет. У каждой модели своя инструкция. У меня есть графики для разных камер. Правда, в последнее время я анализируют результат проявки Adobe Camera Raw, т.е. там свою лепту вносит и RAW конвертер, который тоже на многих камерах активно «шумодавит».

      Раньше пытался разобраться с исходными данными и эти графики помечены «RD», но тк обычный фотограф не видит что там на входе в RAW конвертер, то решил что интереснее для большинства будет именно конечный результат, пусть даже с влиянием ACR.

      То что делает Canon на картинку сильно не влияет. Чёрный остается чёрным и т.п. А вот то что делает SONY — влияет. Но я это говорю опять же про современные камеры т.к. всё меняется, новые модели могут работать иначе. Так вот SONY в попытке доказать волшебные свойства своих сенсоров сделала шумодав и высветление отдельно для теней. По тестам в результате снимки с камер SONY выглядят замечательно. Пока не увеличишь на экране эти темные области и не увидишь что там вообще нет деталей — просто темно-серые плашки. И это не отключается и, скорее всего, делает сама камера. Т.е. сенсоры Сони тем же самым волшебным способом ухитряются получить существенно меньшее разрешение (процентов на 20) относительно заявленной. Я сравнивал их лоб в лоб с кэнон с одинаковым топовым объективом. Посмотрите внимательно — там как пелена на снимке. И так на всех изображениях с сенсоров сони современных.

      Ничуть не хочу умалить их достижения, просто у каждого свой путь. Сони хочет показать больше чем реально достигла — это её право. Canon о своих сенсорах молчит и это их право. Может у Кэнон маркетологи хуже.

      И только один производитель явно заявляет о том что шумодавит снимки — это Pentax. Они встроили отдельную плату и назвали её «графический ускоритель». Изначально она была заявлена и для шумодава, но сейчас это перестали упоминать. Хотя, наверняка, он продолжает шумодавить. Хотя бы честно :)

      про высокие ISO

      И Canon и SONY мало сделали для того чтобы камеры лучше работали на высоких ISO. Видимо, они уперлись в какой-то потолок технологий. Самых новых камер Canon у меня не было, но можете сравнить по графикам Canon 5D mark IV и Canon EOS R — график шумов один в один.

      А вот SONY стала делать неотключаемый «шумодав». И тоже самое делает FUJIFILM. Причем есть шумодав в камере и есть шумодав в рав-конвертере. И другие манипуляции — я писал выше. А вот революции какой-то по шумам нет уже давно.

      Была интересная попытка от FUJIFILM с камерой GFX50s где они на высоких ISO снимали темновой кадр с шумами и вычитали из основного — получалось существенно лучше, но матрица экспонировалась два раза — это слышно.

      Резюме — из того что есть можно считать что камеры Canon относительно «честные».

      Реальный прогресс в технологии матриц был при переходе с CCD сенсоров на CMOS. Но Canon начал с CMOS, так что его это не касается. А реальный прогресс по шумам был примерно в 2007—2008 годах (это по памяти — лучше смотреть по графикам сопоставляя дату производства камеры).

      На всякий случай скажу что я не фанат Canon и вообще никакого бренда. Снимаю на любые камеры и у меня, как правило, 4-5 камер одновременно.

      4) Есть такое мнение про новые серии объективов Цейс. И когда они появились я как ценитель Цейсов со стажем тщательно на это их тестировал. Тут, конечно, речь идет о субъективном восприятии. Я тоже склонялся к тому что если убрать хроматические аберрации и прочие другие, то картинка потеряет художественность. Но попробовав все новые Цейсы я пришёл к выводу, что картинка не потеряла в качестве. Что важна всё-таки не хроматика как таковая, а характер размытия. И вот характер размытия остался прежним. Покойный нынче д-р Нассе написал на эту тему трактат, а я заказывал его перевод. Немного научно, но подход понятен. И это при нём проектировали эти серии объективов. Мои куда более скромные мысли на эту тему можно посмотреть и почитать здесь

      мысли про Хассель

      В статье я сказал самые важные, как мне показалось, вещи. И эти моменты я «переваривал» довольно долго пользуясь камерой. У меня, на самом деле, остался только один вопрос — цветовые профили у Hasselblad X1D II 50C одинаковые с H6D-100c или разные? У обеих камер они лучше у других брендов, но одинаковые ли...? Потому что беззеркалка стоит ощутимо дешевле и работает более надежно. А c зеркалкой есть некоторые нюансы тк у неё три части: объектив, камера, задник. И вот эти три части иногда не понимают друг друга. Это чисто застарелые проблемы Хасселя, которые он до конца так и не решили. Плюс беззеркалка меньше, её удобнее носить. Если вы не продвинутый пейзажник с карданной камерой в чулане, то вам отсоединяемый задник и не нужен, беззеркалки достаточно.

      Второй момент касается цвета. Чтобы его видеть нужно иметь 1) хорошее цветовосприятие 2) хорошие калиброванные мониторы.

      Первое можно пройти хотя бы по таблицам Рабкина. А для того чтобы пройти онлайн нужно быть 100% уверенным в мониторе.

      Просто обидно будет купить камеру ради цвета и картинки и не увидеть то что она даёт.

      Хороший монитор на сегодняшний день дешевое удовольствие, как ни странно. Потому что люди и фирмы скидывают старые проф.мониторы в погоде за размером монитора. Например, я вчера купил два монитора 20" NEC 2090uxi. Каждый по 4тыс.руб.!!!

      Теперь их у меня 4шт — на всю жизнь хватит, наверное :)

      Есть они и на 24", но стоят уже 20тыс.руб. на Авито. Попозже, наверное, такие поставлю.

      А вот с современными мониторами дела куда хуже. Был момент перехода на светодиодную подсветку (указанные ваше мониторы ЖК с лампой подсветки) и до сих пор многие не калибруются и дают ограниченный цветовой охват. Так что по современным не скажу. А только замечу что мой макбук про 15" был откалиброван и казалось давал правильный цвет, но я один раз выехав в москву отснял коллекционные вещи не слишком удачно из-за его монитора и второй раз в 2021-ом обработал интерьерные снимки плохо из-за того что на мониторе многое было не видно. Приехал в город и был в шоке что там сам натворил с обработкой. Куда как проще купить монитор на 4тыс.руб. и отвезти на дачу, подключить по HDMI и иметь бескомпромиссный цвет. Там остаются, конечно, нюансы (мониторы одной модели отличаются по цветопередаче и калибратор не идеален), но в первом приближении это очень хороший вариант.

      • Дмитрий! Спасибо за столь развернутый ответ! По цветам с разных камер Canon я все же вижу разницу. А вот серия Otus действительно безупречна. Хассель постараюсь попробовать. Все-таки, личный опыт — это наверное главный критерий, чтобы понять нужна ли тебе эта камера или нет. Про мониторы приму к сведению. Статью с ошибками фокусировки не смог найти в недрах интернета, но тоже склоняюсь к тому, что была какая-то частная проблема у автора.

  2. Много лет читаю ваши обзоры и статьи, просто для общего развития, и наверное это первый обзор где так много субьективно-личного.

    Перечитал другие обзоры СФ, включая обзор Фуджи GFX, там все четко и по существу. Здесь то же, «НО» в этом обзоре она вам очевидно более чем сильно понравилась :) И вот возник вопрос, как раз о вашем личном восприятии, неужели ни одна из используемых ранее СФ камер этих эмоций не вызывала?

    Не праздный интерес, рассматриваю сейчас оба Фуджа 50S II и 100S и этот Хассельблад, о Фуджах полно информации, об их характеристиках, пикселях, и т.д. но никаких эмоций, как для всех остальных камер обзоры кропы, ФФ и другие, но только о втором Хассельбладе говорят как о чем то особенном говоря об эмоциональной стороне рассматривая картинки с нее.

    Почему решил спросить именно вас, обзорщиков хватает, они либо ангажированы либо малокомпетентны, одни эмоциональны, но не обладают вашими знаниями другие наоборот. В вашем случае оба положительных фактора сложились и я как любой корыстный человек решил этим воспользоваться совершенно бесплатно :)

    п.с.

    я не проф фотограф, просто любитель, за много лет не перешел статус начинающего как мне кажется.

    Мне категорически не нравятся картинки с фотоаппаратов младше 7-8 +\- лет, но не готов мириться с устаревшей эргономикой и устаревшими возможностями старых камер, попробовал за последний год РП, Р, Р6, Р5 Кэнон, пробовал Никоны, Сони уже не стал, там совсем все грустно, все не нравится... избавился, почитал ваш обзор и появилась надежда, что существует камера которая снимать будет «как раньше» но в удобстве использовании будет достаточно современной :)

    Скорость АФ штука сложная, очень индивидуальная в 1D X, 5D, 5D 2, 40D, 70D для меня была умеренно достаточной.

    я конечно утрирую, но хотелось бы пьяному в авто-режиме снять шашлыки так, что бы все кто смотрит почувствовали бы запах :)

    для меня это хобби, которое дает покой и равновесие, любые «танцы с бубном» кроме творчески направленных лишают удовольствия :) Вес камеры не в счет, это не напрягает.

    Где то на просторах этого текста потерялся вопрос, но надеюсь вы поняли что я хотел спросить :)

    • Здравствуйте!

      Рад, что вам нравятся мои статьи, это стимулирует писать дальше, а не снимать развлекательные «эмоциональные» видео на ту же тематику.

      Hasselblad X1D II 50C камера непростая. С одной стороны у нее меньше фишек, чем у аналогов от Фуджи. Потому писать о ее технических возможностях с упором на цифры бессмысленно. Hasselblad X1D II 50C делался с упором на спокойные постановочные съемки будь до портрет или пейзаж.

      Эмоции он у меня вызвал, в отличие от другие среднеформатных т.к. у него есть свой стиль, отличный от других. Это не комбайн по перемалыванию цифрового потока, а камера для портретов, которые могут потом долго висеть на стене вызывая ваши эмоции.

      Главный козырь это цвет, а я сильно неравнодушен к правильному цвету. В интернете можно найти много баталий насчет того какая цветопередача лучше среди людей, которые сами имеют плохое цветовосприятие. В отличие от них я свое цветовосприятие тестировал и работал 8 лет дизайнером, а потом начальником отдела дизайна (на самом деле там еще маркетинг был и инженерные разработки, но это к делу не относится). Так что он моего цветовосприятия зависели довольно большие бюджеты каталогов и другой печатной продукции.

      Не попадаешь в цвет — считай каталог на выброс. Потому и понтонные веера были и оптические цветопробы.

      Я это все веду к тому что для меня важна точность цветопередачи, чтобы я видел красоту картинки как она есть в природе ибо никто лучше природы не может смешать цветовые оттенки. Это, в частности, касается кожи человека, травы и неба. Вот три «кита», на которых при нормальном цветовосприятии мы сразу видим фальшь.

      Найти фотокамеру где цветовой профиль близок к реальности оказалось нынче крайне сложно. Многое всяких вариантов искажения цветов «по мотиву». Тот же Фуджи гордится тем что у них есть профили под пленку и различные творческие, но у них нет ни одного реалистичного! Что если мне нужно запечатлеть кожу своего ребенка? Мне не нужны вариации на тему пленки фуджи, а нужно запечатель ее так как есть.

      Потому когда я увидел результат с Хасселя я очень порадовался. Это самое близкое к реальности из того что сейчас есть.

      К цвету можно добавить детализацию. Она здесь получена хитро тк нет необходимости выжимать максимум из крошечной линзы. Можно иметь вполне средние характеристики и давать высокие результат тк плотность пикселей не такая большая ввиду формата.

      В итоге мы имеем правильную по цвету картинку с высокой детализацией. Что может быть лучше для портрета?

      А теперь о минусах. Да, не бывает ничего совершенного, тем более в современном сумасшедшем времени. И минусом будет неспешность камеры и скорость автофокуса. Если хочется снимать ребенка (или еще кого) «в прыжке», то Hasselblad X1D II 50C не та камера, которую нужно использовать. Тогда нужен Canon, например, с его быстрым (сейчас я про зеркалки) фокусом и супер-быстрой работой объектива в некоторых моделях. По БЗК кэнон у меня опыта пользования пока мало, а по ЗК достаточно. Вот последнее поколение было супер-быстрым. Я специально демонстрировал своему приятелю, который занимается продажей б.у. фототехникой и попробовал чертову кучу разных объективов насколько быстрее новое поколение нежели предыдущее.

      Это я к тому что Хассель не снимает в этом жанре совсем. Кто-то обязательно скажет: «а как же мне снять ребенка, ведь он такой подвижный?». Ну а как я снимаю своих детей? Нужно привлечь его внимание и все. Можно любой камерой тогда снять. Снимали же раньше большим форматом даже :)

      Я здесь два раза упомянул про съемку детей потому что это один из сложных для любителей жанров. На самом деле снимать Хасселем можно все кроме спорта. Какой-нибудь злопыхатель попытается вспомнить редкий жанр съемки где Хассель не справится, но не будет прав. У меня брошюры Хасселя из 80-ых по всем почти жанрам съемки, включая подводную — везде он справляется при должном умении.

      В итоге кадров получается немного, но процент отличных кадров высокий! Не это ли нам нужно? Картинки, которые можем повестить на стену и любоваться. Так я отснял, например, своих бабушек, которых уже давно нет. А вот то что я за эти годы «настрочил» с репортажными камерами я практически и не смотрю. Так не на что смотреть, хотя кадры четкие. Мало думал, много на кнопку нажимал. Это самокритично, учитывая мой опыт в фото.

      К конечном итоге камера Хассель оставила у меня грустное послевкусие т.к. я должен признать что размеренный ритм съемки нынче не мой выбор. Но это уже лично моя проблема, а камера в этом не виновата. Время от времени и у меня случаются счастливые моменты когда можно спокойно побродить с хорошей камерой и оптикой в полном одиночестве и снимать то что хочется без лишней спешки. Надеюсь, я понятно рассказал :)

      • Надеюсь, я понятно рассказал :)

        Поверьте, более чем :) Я надеялся именно на такой ответ, а что касается АФ в идеале бы конечно самому протестировать, но не смог найти аренды даже за дорого, скорость АФ для меня весьма эфемерное понятие, что не скажешь о точности, после вашего ответа это единственная характеристика которая осталась условно существенной :)

        И выбор нейтрального фильтра

        Перечитал снова ваш ответ и сложилась мысль — «фуджи эмулирует пленку в цвете, эта камера эмулирует философию использования пленочной камеры», наверное снова слишком утрирую :)

        Буду заканчивать, расползаться мыслью по тарелке. Спасибо большое за ответ. Я получил даже больше чем рассчитывал. Мой кот в ближайшее время сможет гордо сказать что его портреты сняты на Хассель :) не говоря уже о шашлыках

        • Вы правильно поняли :) Когда мы говорим о Хасселе все думают что им можно и нужно снимать только какие-то пафосные модельные съемки. Но по факту профессионалов крайне мало и снимают они совсем разными камерами сейчас, доминирование Хасселя далеко в прошлом. А вот съемка детей и «шашлыков» никуда не делась и стала более доступна в высоком качестве :) Пожалуй, для фотолюбителя это важнее. ничего зазорного в этом нет. Конечно, я утрирую, жанров съемки и у фотолюбителя куда больше.

      • Реалистичная передача скучна. Можно делать и красиво и натурально, как делает старичок пробэк :) По сравнению с его кадрами фотки с этого хасселя смотрятся как с Сони

        • Сергей, я отношусь к фотокамере как к инструменту. Инструмент должен давать предсказуемый результат, иначе это не инструмент. Если скальпель хирурга будет резать чтобы было весело, а не как надо, то вряд ли порадует результат.

          Испортить цветопередачу, как показывает опыт многих фотобрендов, умеет каждый. А вот передать как есть — почти никто. Старичок пробэк дает хороший цвет только в некоторых ситуациях (это важно!), не во всех. Не говоря уже о том что он «старый как динозавр» и по характеристикам сильно уступает современным фотокамерам.

          Имея хороший инструмент в своих руках опытный фотограф может «испортить» его как угодно, в меру своей собственной «испорченности». Я лично считаю что лучше природы он цвет не придумает, потому не трогаю цвет. Максимум добавляю контраст.

          • Вот это верно. Пробэк это разукрашка, которая работает не во всех условиях, а в данный момент сильно переоцененная. Да интересный цвет при хорошем свете, но Пробэк в любой момент откажется работать и останешься с кирпичом за 130+ тыс.

            Хассель по сравнению с этим динозавром очень удобная красивая камера, в меру современная и пригодная для работы.

  3. Раз уж мы про средний формат говорим, тогда такие вопросы:

    1. Будут ли тесты gfx100s 50s2?

    2. У фуджи есть свои фирменные пресеты, которые можно применять для любых фотографий на посте, а есть ли такой у хасселя? Было бы неплохо такой в коллекцию.

    • Здравствуйте!

      1. Да, возможно.

      2. Дело в том что подобный пресет должен применяться для «сырых» данных, покрасить им правильно произвольный джипег не выйдет. Потому у Фуджи есть профили в камере и они будут красить хорошо, а пресет внешний не будет т.к. он применяется не к RAW. Тоже самое со сторонним RAW, он не будет красить тк данные записаны иначе. Может в каких-то случаях и совпадёт тк сенсоры у большинства от Сони, но не обязательно.

      Соотв. пресеты Хасселя и, например, их фирменный цветовой профиль применить к файлам с других камер вряд ли получится. Для этого придётся строить полноценный профиль. Я когда-то интересовался темой и поняв что это малореально тк имеющиеся цветовые шкалы максимум на 256 цветов бросил дело. Из 256 цветов не построить профиль на 16 бит. Даже не близко будет.

      А так бы с удовольствием его в коллекцию бы тоже добавил. Пока единственный профиль, который хорошо работает для кожи, травы и неба в пасмурную погоду. Да и в других сложных условиях освещения. Может в будущем будет проще вытаскивать цветовые профили с помощью нейронных сетей. Они анализируют оттенки цвета и потом повторяют цветовую схему на близких по сюжету снимках. Тогда можно и на джипег натравливать такой «профиль». Я пробовал и в некоторых случаях работает неплохо, но пока сырая технология, в процессе развития. Но зато это более реально чем скопировать профиль не имея больших шкал и специального оборудования.

      • Мне этот цветовой профиль очень сильно напомнил то, что выдавали 6мп никоны, типа д40 — в любом случае, было бы неплохо поискать и получить хотя бы какое то подобие. Что касается равок — можно на посте в камере рав или в с1 применить цветовой профиль Фуджика, причем к любой равке, будь то никон или кенон или еще кто то.

        • Nikon D40 был на сенсоре CCD. Эта технология по какой-то своей причине имела совсем другие цветовые профили и цвет кожи в те времена был ближе к истине во многих камерах. Но именно цвет кожи, а вот другие цвета довольно уходили от реальности. Не уверен что можно так взять профили тех матриц и применить к снимкам с новых камер. Разве что нейронками, как я писал выше.

          на посте в камере рав или в с1 применить цветовой профиль Фуджика

          А вы уверены что пресеты FUJI в C1 такие же как те что прилагаются к снимку? И что результат применения к тому же сенсору кэнон будет тот же что к снимку фуджи? Они же совсем разные по цветам изначально.

          Хотя даже если так толку от них мало тк цвет кожи они так хорошо не передают. Вот профиль Хасселя мне бы был действительно интересен.

  4. Прочитал и ничего не понял! Ну в смысле понятно что 50 мегапикселей большой матрицы это круто, но вот что дальше с этим можно осмысленно бродить и развлекаться только. Наверное это я после единички, где и автофокус и скорость запредельные, но контрастный автофокус сейчас это странно, когда даже в телефонах фазовый... Камера крайне неуниверсальная! Я бы назвал её прогулочной на любителя и ценителя для пейзажей! Если есть время, если есть деньги, если есть желание бродить, то да, оно для тебя, но динамика явно не для этой камеры! В смысле профессиональный фотограф, который снимает на неё наверняка и динамические сцены поймает, но я вряд-ли! Есть одна камера, которую в отличие от этой я прям хочу. Она такая же бессмысленная на любителя и ценителя, но она в отличие от других уникальна. Это leica monochrome. Тоже ручная, тупая, кирпичная, но снимает так как никакая другая!

    • Сергей, это просто совсем другой жанр. И, наверное, 90% фотографов не поймут даже недолго подержав в руках. Мне тоже пришлось в душе поискать то состояние, которое я потерял много лет назад — размеренный образ жизни. Когда ты никуда не спешишь. Когда ты уже везде успел. А вот единичка это репортажная камера с отличным автофокусом, всепогодностью и вообще неубиваемая. Но при этом — компромисс в цвете и компромисс в оптике на открытой диафрагме. Причем это объективные параметры, в отличие от боке, которое субъективно и о нём я вообще не говорю. Кому-то одно нравится, кому-то другое.

      Динамику Хассельбладом поймать можно если заранее изготовиться. Но зачем себя мучить если есть единичка? Каждому жанру свой инструмент. В студии, наоборот, будет странно снимать на единичку если рядом лежит Хассельблад. Или вот по ссылке в статье на съемки в Африке. Там явно сильно постановочные кадры. И они красивые. И они не потребовали никаких усилий в обработке. Просто всех собрать, поставить в позы, дать реквизит и всё — щелк. Шедевр готов.

      А что было бы с единичкой? А были бы тигры и львы на охоте. Были бы летящие птицы и проч. Т.е. другое совсем дело. А попробуй снять единичкой тот же кадр с африканским племенем и будет скучно по цвету и ради резкости придётся зажать диафрагму. И тогда фон будет не такой художественный.

      Leica Monochrome другая, у неё тоже свой жанр — стрит фото. Она из этого выросла. Когда-то с ней ходили многие известные и не очень фотожурналисты. Особенно в 20-ых годах 20-ого века. Потом ей конкуренцию составил цейсовский Контакс.

      Я читал описание правильной работы с ней от асов. Снимали часто от живота, выставив фокус на определенную дистанцию. Это очень удобно в стрит-фотографии тк не привлекает внимания. Лейкой можно и многое другое снимать, но там она не будет самой удобной. Я снимал Leica M6 и какой-то цифровой моделью пробовал. Меня удивило тоже насколько хороший дальномер — всё отлично видно и очень понятно по индикаторам. Взять другие дальномерки того времени — там или дальномер тусклый или нет таких удобных индикаторов.

  5. Спасибо за упоминание, Дмитрий ! Про цвет соглашусь с Вами, что у Хасса своя эстетика, как и у каждого производителя. Приятно, что Вам она нравится, хоть и конвертировать производитель рекомендует в своем родном Phocus. Как пользователь серии камер H от себя добавлю на удобную эргономику и модульность камер, возможности замены экранов, видоискателей, цифровых задников или пленочных. А так же высококлассных японских объективов от Фуджи, полностью автоматических. Использование качественного штатива так же является обязательным. И тогда эта камера практически не дает шансов придумать отговорку плохому кадру! ))

    • Анатолий, здравствуйте!

      В родном Phocus может и лучше будет, но в Adobe Camera Raw привычнее и неплохо получилось. Если бы плохо получилось, то Phocus стал бы пробовать.

      Кстати, да. Очень интересна возможность ставить на H систему плёночные задники. Там и полароидные были. А обновление системы V, которое позволяет поставить на ретро камеру новый цифровой задник — тоже круто.

      Кроме объективов Fujinon еще цейсовские на V систему. Вобщем есть где разгуляться.

      А бренд обязывает, да.

Страница 1 of 11