Здравствуйте, друзья!
Наконец я нашёл немного времени чтобы поделиться новостями и вот первое о чем могу немного рассказать это о том что попробовал среднеформатную фотокамеру FUJIFILM GFX100.
Её техническую начинку, про которую мы можем узнать из технического паспорта я уже подробно писал в Анонс фотокамеры FUJIFILM GFX100 и мои комментарии к нему
- Основные преимущества FUJIFILM GFX100
- Высокое разрешение
- Среднеформатный сенсор
- Стабилизация сенсора
- Съемка видео в 4К
- Встроенный вертикальный хват
- Фазовый автофокус
- Информационные экраны
- Тест на разрешение
- Тест на шумы
- FUJIFILM GFX100 vs FUJIFILM GFX 50s
- FUJIFILM GFX100 vs Canon 5DsR
- FUJIFILM GFX100 vs SONY A7R III
- FUJIFILM GFX100 vs PENTAX 645Z
- FUJIFILM GFX100 vs Hasselblad H6D-100c
- Выводы и итоги
Итак, вкратце «содержание предыдущей серии»...
Основные преимущества FUJIFILM GFX100
Высокое разрешение
Каждый фотограф обычно знает какое разрешение для него достаточно. Кому-то хватит и 12 Мпикс, если он снимает в детских садах и печатает крошечные фото в альбоме, а кому-то и 50 Мпикс мало, как мне. Это потому что мне приходится часто снимать большие скульптуры, которые нельзя снимать с близкого расстояния чтобы не испортить геометрию. Снимаю я их на 100 мм на кадре 36×24 мм. Получается что отходить нужно примерно на 4-5 метров чтобы скульптура была целиком в кадре (у неё размер бывает разный, часто 1-1.5м в высоту или столько же в ширину). При таком расстоянии до скульптуры она сама получается хорошо и на 20 Мпикс, но увеличьте снимок и вы не увидите текстуры поверхности. А все авторские вещи, как правило, имеют также красивый рисунок или текстуру, которые тоже «стоят денег» для клиента. Скульптуры эти имеют цену не один миллион рублей, так что показать надо по-максимуму. Когда я начал снимать большие скульптуры мне по сути пришлось перейти с камеры 20 Мпикс на камеру 50 Мпикс.
Скульптура «Носорог 3» авторства Мастерской-студии Жигжита Баясхаланова. Снято на Canon 5DsR, 50 Mpix
Этого минимально достаточно. Но минимально достаточно это значит что по сути никакой обработки не сделать т.к. нет запаса по детализации.
Всё это я пишу для тех кто считает что большое разрешение никому не нужно.
Далее возьмем пейзаж, который я снимаю уже не как работу, а как хобби. И в пейзаже тоже часто возникает вопрос детализации. Снимаю я, скажем, вид с высоты, а внизу замки, люди, машины... И хочется потом приблизить и посмотреть. Или, напечатать на большой формат и время от времени подходить и разглядывать места где я был.
Сингапур, вид с 35 этажа отеля Pan Pacific. Снято на Canon 5D mark II, 20 Мпикс
На 20 Мпикс ничего толком видно не было, только размытые человечки.
Португалия, королевский замок. Вид с замка Мавров. Canon 5DsR, 50 Мпикс
На 50 Мпикс стало много лучше, уже кое-какие детали, но «еще не Босх!» :)
И вот от 100 Мпикс ожидается как оптимальный уровень детализации, когда я вижу не только передний план, но могу и задний изучить.
Среднеформатный сенсор
У FUJIFILM GFX100 мы имеем противостояние новых сенсорных технологий и грубой физики. Физика заключается в размере единичного фотоэлемента, который тут составляет 3.76 мкм. Даже у моей Canon 5DsR размер единичного фотоэлемента 4.14 мкм, так что ему проще ловить свет, он больше. Но моя камера уже относительно старая, так что посмотрим дальше в статье на результаты. Кто победит? Новые технологии или более крупный сенсель?
Стабилизация сенсора
Вот это истинная революция. Впервые на среднем формате! (пуристам на заметку — всё что больше 36×24 будем считать средним форматом).
Важно здесь отметить, что чем крупнее сенсор — тем сложнее его стабилизировать. Вот потому на формате micro 4/3 стабилизация сенсора ставится во главу угла, а на более крупных сенсорах она менее популярна. На современных зеркалках она появилась только на PENTAX.
И тем больше заслуга FUJIFILM, которая внедрила технологию стабилизации в более крупные форматы. Ну правда, сколько можно было ограничивать средний формат студией? Уже и камеры влагозащищенные среднеформатные сделали и размер благодаря FUJIFILM получили вполне компактный...
Про результаты этого нововведения я пока не скажу, недостаточно опробовал. Камеру мне давали на один день и я предпочёл попробовать её в своих «шкурных» интересах на скульптурах и в интересах читателя на «шумы», но не успел протестировать стаб.
Съемка видео в 4К
Если я сказал про стабилизацию, то важно было бы сказать и про видео. Да, в этой камере приличное видео 4К! Опять же впервые на среднем формате. А плюс стабилизация и это уже вполне рабочий мультикомбайн, которым вы можете снимать бескомпромиссные фото и тут же снимать видео. Все нынешние тенденции как раз к этому ведут, к совмещению видов деятельности. Я уже тоже не просто фотограф, но и видеограф по совместительству. Потому как клиент хочет и то и другое.
Зачем же нужна стабилизация в видео, если можно просто взять электронный стабилизатор. Начинающим видеографам это может быть не очевидно, но посмотрите на электронные стабы — они трёхосевые. Т.е. ваши шаги, т.е. ось Y, если её так можно назвать — нестабилизированы. Все вроде плавно, но шатается вверх-вниз. Это можно немного поправить на постпродакшене, но это требует больших ресурсов компьютера и все равно идеально не будет. И вот тут нужна стабилизация сенсора!!! Чтобы работала в паре с электронным стабилизатором и скрадывала качание камеры вверх-вниз из-за шагов оператора.
Я уж не говорю, что многие покупают бюджетные стабы типа Zhiyun crane 2, где стабилизация не идеальна.
Кроме того камера заряжается и по интерфейсу USB-C, что очень важно для съемки видео т.к. если вы снимаете видео где нельзя часто останавливаться (например, интервью, как я), то повесив Powerbank на штатив вы существенно увеличите время работы камеры. Чуть не написал «время записи видео», но этот параметр я пока не уточнил. FUJIFILM X-H1 снимала видео 4К всего 15мин без бат.ручки.
Встроенный вертикальный хват
Со встроенным хватом FUJIFILM GFX100 похожа на топовые «зеркалки». Многие, конечно, закричат сейчас что это уменьшает мобильность камеры и оно так, несомненно. Но ребята, а как питать такого производительного «монстра»? Здесь же новые процессор, который гонит большие потоки информации... Камера же «сядет» очень быстро и вы просто не успеете снять то что вам нужно. Не будет просто смысла во всех наворотах. И потому производитель даёт сразу вменяемый набор аккумуляторов. Плюс удобный хват и всё это включено в цену камеры, которая и без ручки стоила бы, наверняка, столько же. А на ручке еще дополнительный информационный экран и вертикальный хват.
Фазовый автофокус
У FUJIFILM GFX100 заявлен фазовый автофокус встроенный в матрицу. Это не тот фазовый автофокус, к которому мы привыкли в «зеркальных» фотокамерах и говорить про его эффективность пока рано, но это точно лучше чем контрастный автофокус на предыдущих моделях. Эта фраза из моего анонса этой камеры и я оставлю её и здесь. Вот чтобы «как на зеркалках» я такого не увидел. Но что лучше чем раньше — да. Впрочем я взял для теста макрообъектив 120 мм, так что может дело в нём. У макрообъективов рабочая дистанция очень большая и камера заранее не знает собираетесь вы снимать на макродистанции или на бесконечности, потому, как правило, фокусируются они медленнее чем портретные и, тем более, пейзажные объективы, где заранее ясна наиболее частая дистанция фокусировки.
Информационные экраны
Вот это настоящая круть. FUJIFILM начала эпопею экранов наподобие E-ink и продолжает её в FUJIFILM GFX100. Большой информационный экран сверху — это то что нужно! Я полюбил его еще на FUJIFILM X-H1, где он появился впервые.
Дневной режим...
И с подсветкой.
Тест на разрешение
Скульптура авторства Мастерской-студии Жигжита Баясхаланова
Здесь можно сравнить размер объекта на 50 Мпикс снимке и на 100 Мпикс снимке, снято с одного расстояния. Для баланса белого использован X-rite Colorchecker Passport для каждой камеры, но, как видите, представления о цвете у них разные. В целом цвет FUJIFILM GFX100 мне нравится больше и он более достоверный. Но пока я не увидел его, я думал что у меня на Canon правильный цвет.
Фрагмент в натуральную величину, без ресайза.
Обратите внимание на мелкие прожилки на камне и всякие другие пятнышки. Если вы не занимались вытягиванием плохо различимых деталей, то, возможно, вы не увидите большой разницы, но она есть и она достойна упоминания. В предметной фотосъемке часто не хватает детализации т.к. мы пользуемся матрицами Байера, где всегда идёт интерполяция цвета по ближайшим соседям и потому резкости всегда не хватает и мы так любим «шарпинг». «Шарпинг» — это не увеличение детализации, а лишь визуальный обман. Так что настоящая детализация очень нужна чтобы достичь приемлемого результата и чтобы сделать качественный «шарпинг» тоже нужны сколько-нибудь существенные детали. На фрагменте слева видимость детализации текстуры повышать просто не из чего (это 50 Мпикс!), а на фрагменте справа (100 Мпикс) уже что-то есть! Т.е. фрагмент справа существенно лучше. Я могу его «пошарпить» аккуратно (не банальное повышение резкости в Фотошопе) и будет смотреться будто там детализация уже достаточная, а с фрагментом слева делать нечего — он идёт «как есть».
Вы спросите: как же так? Тут же целых 100 Мпикс!
Я отвечу: важна не общая «мегапиксельность» картинки, а плотность пикселей или еще можно её описывать в размере светочувствительного элемента. У Canon 5DsR сенсель (светочувствительный элемент) составляет 4.14 мкм, а у FUJIFILM GFX100 он составляет 3.76 мкм. Посчитайте в процентах. Т.е. разница между ними в плане передачи детализации не в два раза, отнюдь. Примерно 20-30%. Но и это очень хорошо.
Тест на шумы
Я сделал «темновые» кадры по которым можно анализировать шум чтения камеры.
Про все виды «шумов» на снимке цифровой камеры я написал подробно здесь
Шум чтения нас волнует в том ключе что большинство фотографов вытягивают тени на снимке. И вот этот «шум чтения» как раз является главным фактором, который влияет на шумы в тенях.
Отдельной спасибо здесь Алексею Тутубалину за новую версию программы RawDigger (которая понимает файлы FUJIFILM GFX100), которая позволяет добывать данные из RAW файла ДО обработки их RAW конвертером. Нужно это для того чтобы проанализировать что делает сама камера с полученными данными.
P.S. Также спасибо читателям блога, которые когда-то на эту программу скинулись чтобы я мог для вас делать такие тесты!
А всего таких этапов обработки два, как вы, наверное, поняли: 1) обработка сигнала камерой 2) обработка данных в RAW конвертере
Я сравнил как работает камера FUJIFILM GFX100 с сигналом и как работает FUJIFILM GFX50s, которую я тоже в свое время хорошо протестировал.
На графике FUJIFILM GFX50s вы видите «полочку» (от ISO 1600 — ISO 12800), где камера не усиливает сигнал аппаратно, хотя показывает пользователю что подняла ISO. В момент появления FUJIFILM GFX50s это была камера где инвариантность ISO (замена аппаратного усиления программным осветлением) использовалось больше всего. Картинка просто программно осветлялась (ставился тег для учёта RAW конвертером), но сигнал не был усилен аппаратно. И даже вроде решили что за этим будущее... Т.к. современные сенсоры позволяют программно осветлять с меньшими «шумами», нежели делать это аппаратно.
И вот мы видим FUJIFILM GFX100 и здесь, однако, шумы растут по экспоненте, как и должно быть при аппаратном усилении (от ISO 1600 — ISO 12800). В этот раз FUJIFILM решили пойти другим путём и им виднее. А если вы рассмотрите график увеличивая фрагменты, то увидите, что инженеры FUJIFILM работали на каждом участке отдельно. Где-то аппаратно усиливается сигнал, а где-то программно. Объяснить новичку теперь что такое изменение ISO становится затруднительно :) Сенсор весь всегда одной чувствительности на цифровой камере. А вот что происходит с сигналом и данными — зависит от модели камеры.
Проверим наш график. Возмем фрагменты 400 пикс из самого центра кадра и повысим экспозицию на 5 ступеней, чтобы было лучше видно «шумы» и легче было сравнить.
На ISO 2000 у нас камеры почти одинаково «шумят», GFX100 чуть меньше.
Слева: GFX100 @iso2000, справа: GFX50s @iso2000 ( экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Я бы не взялся судить где шумов больше, но фотошоп не обманет. Раз говорит что слева чуть меньше и в целом примерно одинаково (я усилил ведь разницу подняв экспозицию), то будем ему верить.
А теперь возьмём случай когда количество «шумов» сильно отличается, например, ISO 12800.
Слева: GFX100 @iso12800, справа: GFX50s @iso12800 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Здесь вы видите, что FUJIFILM GFX100 на выходе в RAW данных даёт честно аппаратно усиленный сигнал для ISO 12800, а GFX50s даёт данные с ISO1600 для последующего осветления в RAW конвертере.
Теперь, когда мы разобрались немного как это работает посмотрим что пользователь получает на выходе и что видит глазами в RAW конвертере.
В качестве RAW конвертера я использую самый распространённый — Adobe Camera Raw. Все коррекции, включая коррекцию дисторсии, шумодав и повышение резкости в конвертере выключены в меню. Но это не значит что их нет... Они всё равно выполняются, просто незаметно для пользователя (что вы собственно и увидите на графике).
FUJIFILM GFX100 vs FUJIFILM GFX 50s
Напомню, что чем ниже кривая — тем шумов меньше. И здесь вы видите что FUJIFILM GFX100 после RAW конвертера «шумит» даже меньше чем GFX50s начиная где-то с ISO 2000.
Слева: GFX100 @iso2000, справа: GFX50s @iso2000 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
И это то что увидит конечный пользователь глазами.
Слева: GFX100 @iso12800, справа: GFX50s @iso12800 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Посмотрим, что будет в сравнении с другими камерами.
FUJIFILM GFX100 vs Canon 5DsR
Мой «родной» Canon 5DsR 50 Мпикс и FUJIFILM GFX100.
Слева: GFX100 @iso2000, справа: Canon 5DsR @iso2000 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Видно, что на высоких ISO FUJIFILM GFX100 «шумит» существенно меньше.
FUJIFILM GFX100 vs SONY A7R III
SONY в некотором смысле «коллега» FUJIFILM по существенной обработке снимков. И тем не менее FUJIFILM GFX100 почти на всем диапазоне ISO «шумит» меньше.
Слева: GFX100 @iso2000, справа: SONY A7R III @iso2000 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Слева: GFX100 @iso12800, справа: SONY A7R III @iso12800 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
FUJIFILM GFX100 vs PENTAX 645Z
Тут у меня одинаковые по цвету кривые автоматически подобрались, так что не совсем понять где что. Но кривые идут практически идентично, т.е. FUJIFILM GFX100 почти на всём диапазоне «шумит» также как PENTAX 645Z и только в самом конце ему немного «проигрывает».
Слева: GFX100 @iso2000, справа: PENTAX 645Z @iso2000 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Слева: GFX100 @iso12800, справа: PENTAX 645Z @iso12800 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Хотя и такие результаты очень впечатляющи т.к. светочувствительный элемент у них сильно разного размера... У PENTAX 645Z он намного больше ввиду того что на сенсоре того же размера размещено 50 Мпикс, а не 100 Мпикс, как у FUJI GFX100. В любом случае на ISO 12800 тени лучше не тянуть ни на одной, ни на другой камере.
FUJIFILM GFX100 vs Hasselblad H6D-100c
Ну и напоследок прямой конкурент по разрешению — Hasselblad H6D-100c.
Hasselblad H6D-100c — это синия кривая на графике и она идёт выше, что говорит о безоговорочной победе по «шумам» FUJIFILM GFX100, их существенно меньше.
Слева: GFX100 @iso3200, справа: Hasselblad H6D-100c @iso3200 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Слева: GFX100 @iso12800, справа: Hasselblad H6D-100c @iso12800 (экспозиция поднята на 5 ступеней для обоих фрагментов)
Выводы и итоги
В данной статье я дал краткую практическую выжимку из полезных свойств новой среднеформатной камеры FUJIFILM GFX100. Конечно, у каждого фотографа своя специфика, свой жанр съемки. Кто-то снимает репортаж и не понимает зачем выпускают камеры с большим разрешением. Кто-то снимает видео и хочет маленькую камеру и желательно чтобы зум был электронный на объективе. Но, конечно же, найдутся и те кому нужно разрешение и нужно чтобы среднеформатная камера снимала хорошее видео.
FUJIFILM GFX100 во многих отношениях очень продвинутая камера, о её преимуществах я написал выше и некоторые из них протестировал (разрешение и шумы). Т.е. по сути я протестировал её по своему профильному использованию — предметной фотографии. И сюда же можно включить пейзаж, хотя примеров снимков мне не удалось успеть сделать.
Нужна ли она для предметной фотографии? Несомненно! Можно и больше дать разрешения (в статье я написал почему). Тем более что в студии мы снимаем со штатива и «шевеленка» нас вообще не беспокоит. Большое разрешение нужно для съемки объектов с большого расстояния (от 3м и далее) и для свободы ретуширования, повышения резкости в фотошопе. Есть детали — их можно усилить. Нет деталей — нельзя усилить. Всё просто.
Теперь о минусах, о которых вам, наверное, прочитать не менее интересно чем о плюсах :)
Итак, видоискатель. Да, как ни крути, а оптический видоискатель не получается эмулировать. Может и не нужно пытаться?
Размер имеет значение, говорили они когда презентовали «беззеркалки»... А я тут смотрю и не вижу различия в размере.
Слева: FUJIFILM GFX100, справа: Canon 5DsR с батарейной ручкой.
Также я сказал бы, что задний экран удобно иметь посередине камеры, а тут он слева. Зато много пустого пространства справа (зачем?).
Больше вопросов к камере я пока не имею.
Надеюсь вам мой краткий тест и обзор понравился и вы поставите 5* т.к. даже простой обзор с тестом требует прилично времени.
Удачных вам фотографий и хорошего фотооборудования! :)
А что случилось со страничкой на обзор Pentax 645z ? Она не открывается , там ошибка
Да вроде работает, вот она
Вчера заработала, но сегодня опять ошибка(
пытаюсь разобраться. сегодня она почти весь день не работала, а сейчас заработала. что-то там с кодом комментариев. оказывается эта страница показывается залогиненным и не показывается когда незалогинен.
Здравствуйте! Будет ещё продолжение и съёмки на природе в помещениях для тестов?
Так же хочу сказать странно почему при росте разрешения не растёт размер сенсора. Сюда бы каноничный 60X45 мм сенсор в самый раз и светочуствительность бы существенно выросла.
Дмитрий, здравствуйте!
Да, будет. Только сейчас дошли руки дописывать продолжение (я первый в РФ получил камеру для подробного теста, но увы был сильно занят чтобы по материалам написать сразу статью). Зато там будет тоже интересно и уникальный материал!
Увеличение размера сенсора сильно увеличивает количество брака (сложно сделать большой сенсор без изъянов). Потому увеличивать их сильно — не выгодно (стоили бы они существенно дороже и плохо продавались бы). Светочувствительность растет с увеличением сенселя, но это напрямую противоречит увеличению разрешения на том же сенсоре и увеличению детализации снимка вообще.
Посмотрите на цену сенсоров высокого разрешения PhaseOne, что недотягивают по физическим размерам даже до 645 (не говоря уже до 67 или большего), а стоит уже как однокомнатная квартира в центре Москвы — и вам сразу станет понятно почему не ставят большие сенсоры.
А почему СФ камера сравнивается по размеру с ФФ? На сколько это коррэктно и научно? Ни на сколько.
Матрица в камере от Сони та, у которой вместо скинтона морковка. Другими словами в печку ее.
Потому что деление на ФФ и СФ сейчас условное. Например, большинство камер СФ с бОльшим сенсором в высоту меньше. А Хассель и в ширину тоже меньше. Но они больше в глубину. Не от размера сенсора сейчас зависит камера (тем более что между 44мм и 36мм не такая большая разница), а от многих других факторов.
Но я смотрю вы не ждали моего ответа, сами себе отвечаете :)
С другой стороны, бОльшая часть конкурентов FUJIFILM GFX100 это «зеркалки» и тут тоже можно сказать что мол некорректно сравнивать т.к. зеркало занимает много места в камере. И вот тут с одной стороны будут правы комментаторы т.к. и правда занимает много места, а с другой — мы сравниваем просто конкурентов, которые борются в одном сегменте рынка и всё равно кто это, «беззеркалка» или айфон если они могут выдать одинаковое качество снимка.
Скинтон это настройка по умолчанию. Вы можете профилировать камеру, если умеете.
Но не скинтоном единым... Я привел в статье пример где Фудж точнее гораздо красные оттенки передал.
Присоединенная картинка:
Либо вы сравниваете две камеры с одинаковыми матрицами с зеркалом и без зеркала (и тогда это будет корректное сравнение) либо ваше сравнение не корректно.
Профиль камеры может изменить цвет «морковки», но он никогда не устранит саму морковку, поскольку ее причина в неспособности матрицы фиксировать вариативность цветов на необходимом уровне. Можно сравнить скинтоны, скажем, на Pentax 645D и том же Фудже. Это небо и земля.
Макс, вы должны понимать что это лишь ваше субъективное мнение по поводу корректности. Зеркало добавляет габарита гораздо больше, чем сенсор. Ну а моё мнение я уже высказал.
На приложенной картинке привел в сравнение Hasselblad X1D с таким же размером матрицы.
Сенсор Фуджа и сенсор Пентакса оба сделаны SONY, оба с фильтрами байера и одинаковой примерно технологии. Потому было бы удивительно, если вдруг какой-то из них стал фиксировать что-то особенное. А вот цветовые профили разные. Они как раз отвечают за точную цветопередачу. Или просто красивую цветопередачу с точки зрения производителя камеры.
Присоединенная картинка:
Кажется, я догадался почему экран смещён влево, ведь при съёмке камеру кладут на левую ладонь, а правой держат за ручку, кнопки меню как раз под большой палец. Хотя в других случаях удобнее посередине.
А как же на Canon всё тоже самое, но справа колесо и кнопки? Как раз удобно иметь под большим пальцем правой руки максимум управления тк он самый функциональный.
Спасибо за интересный обзор. Камера получилась интересная и не только для предметки и пейзажа, тут реально каждый может найти свою фишку. Еще раз спасибо за огромную проделанную работу.
Рад, что понравилось! Значит постараюсь сделать продолжение про стаб и съемку видео на эту камеру
Дмитрий, а где-то можно взглянуть на полноразмерные фото с GFX100? Очень интересно было бы посмотреть на реальные снимки.
У меня пока только снимки скульптур, но они проприетарные. FUJIFILM скоро привезут мне камеру на более долгий срок и я наснимаю фотографий в большом количестве и всё выложу.
И ещё. У меня в браузере некоторые фото в вашем блоге открываются не совсем корректно. Прилагаю скриншот. При этом, никаким метожом нельзя изменить положение картинки на экране.
Присоединенная картинка:
Это фото приложенное к комментарием, тот скрипт поменять не могу, к сожалению. Фото можно сохранить и посмотреть локально.
А снимки из обзора вроде все должны посередине экрана открываться и более того — двигаться мышкой куда угодно.