ГлавнаяфотокамерыFUJIFILM → Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100
763 просмотров
В этой статье 3137 слов.
Bukvus - отправка ошибок

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

Здравствуйте, друзья!

В конце прошлого года вышла среднеформатная фотокамера FUJIFILM GFX100, что стало знаменательным событием т.к. сенсоры бОльшей площади чем 36 х 24 мм и бОльшего разрешения чем 50 Мпикс начинают-таки проникать в нашу повседневную жизнь. Не быстро, но начинают!

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

Предыдущие статьи на тему FUJIFILM GFX100 можно прочитать здесь:

Анонс фотокамеры FUJIFILM GFX100 и мои комментарии к нему
Первые впечатления от фотокамеры FUJIFILM GFX100

к содержанию ↑

Предисловие

к содержанию ↑

Почему зеркальные фотокамеры 36 х 24 мм тупиковый путь развития и почему для них это не так уж плохо

1. При увеличении разрешения фотокамер формата 36 х 24 мм пришли к ситуации когда смаз при съемке с рук стал играть очень значительную роль и классическое правило для съемки без смаза 1/фокусное перестало работать. Теперь это 1/1.5 фокусных, а лучше 1/2 фокусных. И это еще не всё...

2. Система автофокуса ранее работала себе с какой-то умеренной погрешностью и ладно... Плёночные технологии вообще прощали существенные промахи автофокуса (ввиду невысокого разрешения и глубины фокуса). И «цифра» на 20 Мпикс тоже довольно лояльна. Но пришли в фотографию цифровые сенсоры на 50-60 Мпикс и вот уже нам нужно попадать с точностью до сотых долей миллиметра. Но старые системы автофокуса «зеркальных» фотокамер не рассчитаны на такую точность.

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

В камере обычно два датчика, которые рассчитаны на две разные диафрагмы. А вот все значения между теми диафрагмами на которые «заточены» датчики — расчётные, с определенной погрешностью. При этом любой промах, даже небольшой, при высокой плотности пикселей запросто снизит вам разрешение на 20-30%. И тогда какой смысл в такой плотности пикселей и большом разрешении?

Система автофокуса в «зеркальной» фотокамере складывается не только из датчиков автофокуса, но также и допусков при изготовлении механики. Да, увы, но при всех нынешних технологиях и возможностях вплоть до нано, бытовые товары, к которым относятся фотокамеры делают с довольно большими заводскими допусками. Не потому что сложно сделать близко к идеалу, а потому что контроль качества тоже стоит денег. Плюс это хороший способ дифференциации фотокамер между дешевыми моделями и дорогими. Дорогих мало, их перебрал и всё, они все пронумерованы и помечены сменами когда проходили ОТК... Брака там нет. А бюджетные камеры перебирать — упаси боже. Вписываются в свои большие допуски и нормально.

Решением в этом вопросе оказываются беззеркальные фотокамеры. В них автофокус идёт по матрице и потому точность изготовления деталей не так важна. Камера будет фокусироваться точно даже с кривым байонетом (а хода лучей через фокусировочный экран и на датчики автофокуса у неё нет).

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

3. Под высокую плотность пикселей нужна соответствующая оптика с высоким разрешением. Но разработка такой оптики это сложный процесс, занимает примерно два года для каждого объектива и стоит денег для компании. Т.е. получается что сам себя вынуждаешь разрабатывать новые дорогие линзы. Для 36 х 24 мм большинство объективов имеющихся в линейках известных производителей не разрешают 50 Мпикс. Исключение это, как правило, новые объективы. Ориентировочно можно сказать, что рубеж проходит в 2009 г. Если объектив старше этого года, то велика вероятность что в новых камерах он является «узким местом». Посмотрите линейки объективов Canon / Nikon — там полно старых объективов. У SONY дела получше просто потому что и объективов мало, они в основном относительно новые. Но если покопаться там тоже найдется немало объективов, которым пора на пенсию. Плюс всякие бюджетные зум-объективы...

Выход из сложившейся ситуации состоял в увеличении размера сенсора.

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

Но как это часто бывает, старые игроки «заигрались» в давно проверенные игры и проморгали ситуацию когда было реально выйти на рынок среднего формата.

к содержанию ↑

Почему это еще не конец «зеркалок» и пока его не предвидится

1. Несмотря на то что старые большие игроки фоторынка увязли в зеркальных системах и формате 36 х 24 мм, тем не менее рынок этот весьма стабильный. Нынешний вменяемый профессиональный фотограф не станет снимать репортаж на беззеркальную фотокамеру. Просто потому что автофокус у неё хуже (с удовольствием послушаю аргументы поклонников БЗК, но учтите что я пробовал почти все новые БЗК и да, я снимаю каждый день. Работа такая...).

2. Несмотря на все «фишки» беззеркалок у «зеркальных» фотокамер есть одно большое преимущество — между светом проходящим через объектив и вашим глазом когда вы строите сюжет нет цифровых передаточных звеньев. Т.е. любители «олдскул», которые верят только своим глазам и хорошо различают оттенки цвета всё-таки выбирают зеркало несмотря на все недостатки «зеркалок».

3. Ресурс работы затвора на одном аккумуляторе. Ничего революционного в этой сфере придумано не было. «Беззекальная» камера сама по себе может быть существенно более «плоской», но при этом с ней вы будете носить дополнительные аккумуляторы.

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

к содержанию ↑

Выводы

«Зеркалкам» не конец, но и развития большого не предвидится пока не найдут решения (если найдут) указанных проблем.
У «беззеркалок» много проблем, но им есть куда развиваться, они более перспективны.

к содержанию ↑

FUJIFILM и средний формат

FUJIFILM начала скромно с камер с кроп-фактором и доводила эту нишу до совершенства. Хорошо когда тебя не держит уже наработанная линейка камер и объективов, которые ты вынужден поддерживать чтобы не потерять уже имеющихся клиентов — можно сделать что-то совсем новое.

Фотографы ожидали «логичное» с их точки зрения продолжение — выход FUJIFILM на рынок сенсоров 36 х 24 мм на котором увязли три больших игрока (Canon, Nikon, Sony). Но FUJIFILM сделали правильный (на мой взгляд, а будущее покажет) вывод о перспективах этого рынка и нерешенных проблемах... И ушли сразу в средний формат (здесь важно что это больше чем 36 х 24 и далее объясню почему).

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

Во-первых, среднеформатная камера стала беззеркальной дабы обойти непонятную ситуацию с повышением разрешения в будущем (выше я писал про преимущество «беззеркалок» в плане точности автофокуса). А оно, повышение разрешения, неизбежно. Просто потому что плотность пикселей, которой определяется разрешение в парах линий на 1 мм зависит лишь от неё, но не от общего разрешения. Можно иметь на среднем формате 50 Мпикс и при этом скромную детализацию. Потому что эти 50 Мпикс равномерно распределены на большом сенсоре. И в таком случае фотокамеры Olympus дадут самое лучшее разрешение если вы хотите снимать макро. Вывод — нужно дать себе запас для роста плотности пикселей дабы в будущем занять и эту нишу.

Во-вторых, имея не такую высокую плотность пикселей не нужно гнаться за разрешением самой оптики — требования к ней в плане разрешения ниже! Т.е. вся линейка объективов актуальна будет долго, не нужно постоянно обновлять и создавать какую-то умопомрачительную супер дорогую оптику. Это на самом деле плюс для разработчиков т.к. можно больше времени посвятить именно доработке камеры.

к содержанию ↑

Почему старые бренды проигрывают рынок среднего формата

Что такое классический средний формат? Расцвет камер среднего формата пришёлся на период с 1960—1990 гг., т.е. на плёночную эпоху. Процесс съемки на плёнку, проявку и печать далеко не так прост как процесс съемки на цифру. Причем конечный результат всегда (!) представлен в виде отпечатка (это важно).

А теперь попробуем поделить фоторынок того времени на любителей и профессионалов. Любители снимают маленькие карточки в альбомы, там не нужно разрешение ни плёнки, ни объектива т.к. если вы заглянете в альбомы 60-ых годов (как сделал я), то увидите, что очень много отпечатков маленького размера. Часто встречаются отпечатки 3×4 см (портреты), а для групповых фото вполне реально встретить что-то типа 10×15 см.

Для таких отпечатков не нужны среднеформатные фотокамеры! Потому логично что формат кадра для любителей стал стремительно уменьшаться. В результате компромисс достигли на 36 х 24 мм.

Профессионалы снимают для глянцевых обложек А4, для плакатов (до А0) и для билбордов (3×6 м).

Но ...

Большинство рекламных плакатов того времени — рисованные!

adv4.th.jpg adv6.th.jpg adv11.th.jpg adv13.th.png adv16.th.jpg adv17.th.jpg adv19.th.jpg adv20.th.jpg adv21.th.jpg adv23.th.jpg adv91.th.jpg

В частности потому что гораздо проще было нарисовать придуманную реальность, нежели сфотографировать (это стоило приличных денег) и обработать (ретушь существовала и тогда, но была гораздо сложнее в реализации). Кстати, существовало интересное сочетание снимка и нарисованных элементов.

Это определяло то что рынок профессионалов был очень узкий и они занимались дорогими проектами. Для них выпускали кучу дорогих аксессуаров, которые нынче не востребованы. Плюс зритель того времени привыкший к рисованным плакатам совершенно нормально воспринимал фотографические плакаты невысокого разрешения. Ибо по детализации это было всё равно существенно более детализировано, чем рисованный плакат.

adv5.th.jpg adv9.th.jpg adv99.th.jpg adv100.th.jpg adv101.th.jpg adv110.th.jpg adv111.th.jpg adv112.th.jpg adv120.th.jpg adv114.th.jpg adv121.th.jpg adv115.th.jpg adv122.th.jpg

Это была эпоха глянцевых журналов, которые платили хорошие деньги. Где они сейчас? Сколько их осталось? Очень мало. Массовый потребитель рекламы переместился в интернет. Журналы сейчас мало кто покупает.

Пришла цифровая эпоха, которая существенно облегчила съемочный процесс, что обусловило приход в сферу рекламной съемки большого количества менее профессиональных людей и вообще количество профессиональных фотографов увеличилось. Т.к. сфотографировать стало легче технически, плюс обработка тоже существенно упростилась, а печатный процесс и вовсе во многих случаях отпал, то при большом предложении на рынке рекламной фотосъемки цены на такую съемку падают. Сложнее заработать на дорогую профессиональную фотокамеру — значит покупать их будут меньше.

А многие компании, которые лидировали на рынке среднего формата в прошлые десятилетия (Kodak, Sinar, PhaseOne, Hasselblad, Mamiya), жили представлением о своём сегменте рынка как об узком сообществе богатых профессиональных фотографов. Увы... Этих фотографов больше нет.

По сравнению с прошлой плёночной эпохой мы имеем большое сообщество фотографов-дилетантов (только если сравнивать с теми кто ушёл), которые тем не менее выполняют свою работу так как нужно клиенту.
Большие бюджеты из сферы рекламы в массовом виде ушли и молодым фотографам не по карману дорогие камеры среднего формата, тем более рынок быстро меняется и камеры обесцениваются в течение пары лет.

Молодые же фотографы на новом динамичном рынке вынуждены бороться за клиента и потому им нужны многофункциональные камеры, которые могут и фото снимать в высоком разрешении и видео и чтобы еще можно было в путешествие с собой взять пейзажи снимать.

А вот теперь посмотрите на снимок и скажите какую из этих камер удобнее носить на шее, как вы думаете?

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

С квадратной «коробкой», которая давит на живот или там где задняя сторона камеры плоская? Если бы «квадрат» был оптимален, то у вас и смартфон был бы квадратный :)

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

На снимке фотокамера Mamiya DF+, произведенная компанией PhaseOne и она уже не является свежей моделью, но новая камера Phase One XF имеет ровно такой же форм-фактор.

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

Тоже самое у Hasselblad H6D.

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

И вот теперь давайте поговорим о том в чём же преимущество среднеформатных «зеркалок» и кто их будет покупать.

Автофокус? Но ведь у среднего формата это вообще слабая сторона. Большие и тяжелые объективы медленно фокусируются. Большое зеркало и большой затвор — это всё сотрясение камеры и ограничения по выдержке. Плюс быстрый износ механики. Ради быстрого автофокуса не покупают средний формат и прорыва не ожидается т.к. банально тяжелые линзы быстро двигать сложно технически и вредно для срока службы объектива.

Может быть разрешение кадра? Но у FUJIFILM GFX100 100 Мпикс, что вполне конкурентно с тем же PhaseOne (150 Мпикс) и Hasselblad (100 Мпикс) за один кадр. Про технологию мультишот тут вспоминать не нужно, я сам предметный фотограф и скажу что время на съемку и обработку снимка сейчас очень ограничено, потому все мультишоты это для очень-очень специфических задач. Даже в музеях где есть время на съемку обычно работают одним кадром.

Возможность установки цифрового задника на карданную камеру? Адептам такой идеи хотел бы предложить посчитать количество карданных камер в стране. И станет понятно, что это на сегодняшний день удел эстетов, массовому потребителю не нужна эта возможность (есть стекинг). Плюс вы вполне можете установить беззеркальную среднеформатную камеру на кардан благодаря короткому рабочему отрезку и большому диаметру байонета.

к содержанию ↑

Итоги

Сколько бы я не ратовал за «зеркальные» технологии в среднем формате, а рынок диктует другое. Рынок хочет универсальную среднеформатную фотокамеру с функцией видео по цене существенно дешевле её «зеркальных» коллег. Берешь беззеркальную среднеформатную камеру и используешь разрешение 100 Мпикс по полной программе. Берешь «зеркальную» камеру и при любом нарушении оптического тракта камеры имеешь существенно меньшее разрешение. Для «зеркальной» большого разрешения камеры допуски в изготовлении должны быть существенно меньше и это непременно отразится на цене. В наше время соблюсти техническую идеальность намного сложнее, так что я бы лучше взял камеру, которая в любых условиях будет достигать хорошей фокусировки, т.е. FUJIFILM GFX100.

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

к содержанию ↑

Фотокамера FUJIFILM GFX100

к содержанию ↑

Тесты на разрешение

Для того чтобы сравнивать по разрешению разные системы нужно подобрать соответствующие по параметрам объективы. В калькуляторе ниже можно посчитать соответствия. Аналоги искать легко т.к. самые популярные масштабы съемки давно известны и производители оптики на них ориентируются. Так, например, FUJINON LENS GF 120 mm F4 R LM OIS WR «неожиданным» образом оказывается 92/2.1 на «узком» формате, что близко к Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM

И вот он на камере...

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

к содержанию ↑

Расчёт параметров системы FUJIFILM GFX100

Длина сенсора, мм
Ширина сенсора, мм
Фокусное расстояние, мм (эквивалентное для 35 мм системы: 0)
Относительное отверстие (эквивалентное для 35 мм системы: f0)
Дистанция, м
Кружок нерезкости, мм
Кроп-фактор0 x (диагональ сенсора = 0 мм)
Масштабx 0
Гиперфокал0 м
Глубина резкости (ГРИП)0 м (0 см или 0 мм)
Глубина резкости при параметрах для макросъемки0 мм
Ближняя граница резкости, м0 м
Дальняя граница резкости, м0 м

к содержанию ↑

Расчёт параметров 35мм системы относительно FUJIFILM GFX100

Длина сенсора, мм
Ширина сенсора, мм
Фокусное расстояние, мм (эквивалентное для 43.8x32.9 мм системы: 0)
Относительное отверстие (экв.-ное для 43.8x32.9 мм системы: f0)
Дистанция, м
Кружок нерезкости, мм
Кроп-фактор0 x (диагональ сенсора = 0 мм)
Масштабx 0
Гиперфокал0 м
Глубина резкости (ГРИП)0 м (0 см или 0 мм)
Глубина резкости при параметрах для макросъемки0 мм
Ближняя граница резкости, м0 м
Дальняя граница резкости, м0 м

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

сюжет

Съемка со штатива Gitzo GT3532 Mountaineer со штативной головкой Gitzo GHF2W. Фокусировка по LiveView у обеих камер.

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

Посмотрим фрагменты снимков.

Разница просто огромная. Оба объектива при этом закрыты на 1 стоп от максимально открытой диафрагмы, так что сравнение корректно.

В верхнем правом углу снимка на окне жалюзи и на FUJIFILM GFX100 это хорошо видно, а на Canon 5DsR видно только муар. Жалюзи в данном случае представляют отличную мишень — много параллельных линий близко друг к другу. Как только камера не может их разрешить — появляется муар. Также хорошими объектами на которых можно посмотреть детализацию снимка является решетка кондиционеров, благо они есть на всех домах сейчас.

Выводы

FUJINON LENS GF 120 mm F4 R LM OIS WR шикарный объектив разрешающий матрицу в 100 Мпикс на камере FUJIFILM GFX100.

Немного картинок самого объектива...

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

Но тест на разрешение был бы не полным если бы я остановился на одном объективе. Ведь главный вопрос, который задают: какие объективы разрешают матрицу в 100 Мпикс?

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

на фото: FUJIFILM GFX100 + Fujinon GF 63 mm f/2.8 R WR

При пересчёте в 35мм систему мы получим эквивалент в 48/2.1, т.е. это светосильный универсальный портретный объектив. И по этой причине я буду сравнивать его с топовым полтинником от «узкого» формата Tokina Opera 50/1.4, который я основательно протестировал ранее.

Разница есть, но она совсем не так очевидна как с макрообъективами!

Поскольку никаких принципиально новых деталей я не вижу, то предположу, что до 100 Мпикс этот конкретный объектив «не дотягивается». Мне стало интересно сколько всё-таки он может разрешить в числах на камере в 100 Мпикс и я протестировал его в студии.

Сначала попробуем на открытой диафрагме, f2.8.

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

Мы получили впечатляющий результат в 73.8 lp/mm, но этого недостаточно чтобы разрешить 100 Мпикс.

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

На f4 объектив «рванул вверх», достигнув впечатляющих 88.6 lp/mm. Забегая вперёд, это лучшее что он смог показать и Токине это было не под силу (её максимум 81.7 lp/mm).

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

На F5.6 разрешение вдруг уже падает... 80 lp/mm.

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

На F8 — 78.6 lp/mm.

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

На F11 — 63.2 lp/mm. Уже явно падение разрешения ввиду дифракции.

Fujinon GF 63 mm f/2.8 R WR

Fujinon GF 63 mm f/2.8 R WR

Исходя из новой информации, что лучше снимать на f4 я посмотрел результаты на f4.

Несмотря на то что прям вот такого явного преимущества как у макрообъективов я не увидел, тем не менее теперь я вижу что преимущество точно есть — посмотрите на окно с жалюзи с левой стороны кадра. На Canon 5DsR вообще непонятно что это жалюзи т.к. отдельных полосок нет, а на FUJI GFX100 эти полоски есть.

Но чтобы вас совсем порадовать вот еще тест Fujinon GF 32-64 mm F4 R LM WR. В пересчёте на 35мм систему это 25-49/3.1. Универсальный зум!

Дополнение к обзору о фотокамеры FUJIFILM GFX100

FUJIFILM GFX100 + Fujinon GF 32-64 mm F4 R LM WR

Честно говоря зум Fujinon GF 32-64 mm F4 R LM WR мне понравился больше т.к. детализация чуть повыше и ХА меньше (мало).

Fujinon GF 32-64 mm F4 R LM WR

Fujinon GF 32-64 mm F4 R LM WR

Fujinon GF 32-64 mm F4 R LM WR

Fujinon GF 32-64 mm F4 R LM WR

к содержанию ↑

Примеры снимков на FUJIFILM GFX100

Снимки закачаны в полном размере на специальный сервер и вы можете увеличивать их до предела, нажимая «+» в правом нижнем углу. Уменьшать можно колесом мышки, а выходить из режима просмотра по стрелке в левом верхнем углу.

к содержанию ↑

FUJIFILM GFX100 и видеосъемка

В отличие от своих среднеформатных коллег FUJIFILM GFX100 во многом ориентирована на видеосъемку. И это не удивительно т.к. FUJIFILM достигли больших высот в видеосъемке на кропе и почему бы не использовать наработки?

Во-первых, стабилизатор матрицы, он же IBIS. Главный вопрос — насколько он эффективен у среднеформатной камеры? Насколько я знаю, маленькие сенсоры стабилизировать существенно проще.

По итогам использования FUJIFILM GFX100 без внешнего электронного стабилизатора могу сказать, что стаб в камере работает хорошо и стабилизирует вполне достаточно, я смог снимать довольно плавное видео в полутёмном манеже.

Поскольку я снимаю коммерческое видео теперь довольно часто, то не преминул использовать свой электронный стабилизатор DJI Ronin-S. Пришлось потрудиться чтобы установить на него FUJIFILM GFX100.

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

FUJIFILM GFX100 на электронном стабилизаторе DJI Ronin-S

При всей кажущейся простоте у камеры другой баланс относительно «зеркальных» фотокамер. FUJIFILM GFX100 шире того же Canon 1D X mark II и видоискатель сильно выступает назад. Пришлось видоискатель снять (всё равно контроль съемки по внешнему ЖК экрану), а баланс по наклону в сторону поставить на самое крайнее положение. Запас по мощности моторов есть, так что закрепив грузик можно будет выравнивать проще, я думаю. Но я пока обошелся без дополнительных грузов.

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

FUJIFILM GFX100 на электронном стабилизаторе DJI Ronin-S

В целом комбинация рабочая.

Также FUJIFILM GFX100 была мной проверена на rolling shutter. От среднеформатной системы никто чудес не ожидал, но могло быть «сильно» и «очень сильно», а получилось что по ЖК экрану камеры я даже эффект не заметил (и потому в видео я говорю что его почти нет), а на самом деле он есть и значительный. Так что смотрите сами своими глазами, у всех понятие «много» разное. С другой стороны это был «краш-тест», т.е. я специально резко повел камерой на штативе, в реальных съемках я так никогда не делаю и вам не советую :) Это было сделано исключительно ради теста.

к содержанию ↑

Транспортировка фотокамеры FUJIFILM GFX100

Как транспортировать фотокамеру это, конечно, ваше личное дело. Но из своего опыта я бы рекомендовал для дорогой техники пластиковый кейс PELICAN. Мне удалось поместить камеру с объективами в Peli 1485 Air Case. Так она будет надежно защищена от падений и попадания влаги. Для данного набора объективов это минимальный размер кейса куда камера помещается. Если у вас еще аксессуары, то вам нужен будет кейс глубже.

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

В фоторюкзаке FUJI GFX100 поместилась не очень хорошо...

Дополнение к первым впечатлениям о фотокамере FUJIFILM GFX100

FUJIFILM GFX100 и Mamiya DF+ Credo40 и Pentax KP

Особенно учитывая видоискатель, который выступает назад и на него может быть давление дна фоторюкзака. Так что видоискатель приходилось снимать при транспортировке.

к содержанию ↑

Итоги и общие впечатления

FUJIFILM GFX100 — это камера, которую ждали. Вот теперь среднеформатная камера от FUJIFILM действительно даёт существенный прирост в детализации по сравнению с «узким» форматом.

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

При этом камера сохранила модульность и неудивительно что прибавила «в теле». Большой упор у FUJIFILM GFX100 сделан на видео и я даже поразился насколько классно получается снимать с оверсемплингом, не видно вездесущего муара на повторяющихся структурах, который виден на всех камерах «узкого» формата если знать куда смотреть (любой текстиль, например, жалюзи в окнах с большого расстояния и т.п.).

Что мы имеем в итоге? FUJIFILM GFX100 уже нельзя назвать фотокамерой только для богатых фотолюбителей. Это реально фото и видеокамера для профессионалов тоже. Ей можно и нужно зарабатывать деньги. Конечно, разрешение в 100 Мпикс нужно не всем и не все готовы заплатить приличные деньги за объективы, но, я уверен, найдется приличное количество профессиональных фотографов и видеографов, которые оценят и детализацию фото / видео и различные дополнительные «фишки», которыми FUJIFILM оснастила камеру.

Во-первых, это внутрикамерный стабилизатор. После детального теста и учитывая, что я снимаю также и коммерческое видео, то да, он крайне нужен! В фотографии я мог бы без него обойтись, тем более что большую часть фото я снимаю в студии (предметка), но не в видео.

Во-вторых, это F-log. Да, вы знали что у того же Canon режим Log за деньги и сразу в камере не включить? А здесь прилагается бесплатно.
Хотите 4К — пожалуйста. Пока только 30 fps, но зато без кропа!
А вы знали, что у большинства фотокамер запись видео ограничена по длительности? FullHD, как правило 30мин, а 4К бывает и 15мин. А FUJIFILM GFX100 пишет 4К аж 60 мин! Мало кому нужно будет больше. Мы снимаем интервью, так что очень важный плюс!
Сюда же стоит добавить возможность подзарядки от Powerbank. Часто бывает на съемках что аккумуляторы в камере садятся (особенно при съемке в 4К), а хороший Powerbank позволяет работать намного дольше. Я использую Powerbank на 20 000 mAh.

Фотографам стоит отметить 16-битный RAW файл (в отличие от 14 битного у «узкого» формата) и интерфейс записи на карту памяти UHS-II (карты памяти с двойными контактами), что позволит писать файл быстрее. Это важно т.к. сами файлы большие. Также отметим короткий рабочий отрезок и большой диаметр байонета, что позволит использовать FUJIFILM GFX100 с карданными камерами для наклонов и сдвигов в качестве «цифрового задника».

FUJIFILM GFX100 так наполнена усовершенствованиями что об этой камере не рассказать даже с трёх подходов, да и не попробовать всё. Но мои впечатления сугубо положительные. На этом желаю всем хорошего оборудования и удачных снимков!

Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

к содержанию ↑

Бонус — дополнительные фото камеры FUJIFILM GFX100

KKNJ6521_2000px.th.jpg KKNJ6522_2000px.th.jpg KKNJ6523_2000px.th.jpg KKNJ6525_2000px.th.jpg KKNJ6532_2000px.th.jpg KKNJ6551_2000px.th.jpg KKNJ6552_2000px.th.jpg KKNJ6553_2000px.th.jpg KKNJ6554_2000px.th.jpg KKNJ6555_2000px.th.jpg KKNJ6556_2000px.th.jpg KKNJ6557_2000px.th.jpg KKNJ6558_2000px.th.jpg

Не забывайте, пожалуйста, нажимать "поделиться" Вконтакте, Фейсбуке, Гугл+ и т.д., а также оценку 5*, если вам понравилась статья!
Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (32 votes, average: 4,94 out of 5)
Загрузка...

Если вы также хотите смотреть мои видеоматериалы, то подписывайтесь на мой канал
 Здесь мой инстаграм, можно посмотреть над чем я работаю в текущий момент
 Я Вконтакте
 Я на Facebook

Подписаться на RSS ленту


Рекомендовать
Купить штатив Gitzo
Купить штатив или фоторюкзак Manfrotto
Купить светофильтры LEE

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • - тесты обьективов и фотокамер
  • - статьи по истории фототехники
  • - секретные приемы фотосьемки
  • - проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


купить светофильтр B+W

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

17 thoughts on “Дополнение к обзору фотокамеры FUJIFILM GFX100

  1. Можно посмотреть на это вот ещё как: Малый формат имел на плёнке весьма ограниченные возможности в плане печати больших принтов. Для хороших принтов приходилось использовать СФ и БФ. Вот пришла цифра вместо зернистой плёнки и где-то с 5д2 и уж точно с D800 стало очевидно, что малый формат отлично справляется с той работой, для которой на плёнке нужен был СФ. В свою очередь СФ отодвинулся туда, для чего раньше брали 4*5" и даже 8*10" (если говорить о 150мп фулфреймовых 645 камерах). Однако это всё очень грубо. Люди не всегда так подходят к этому. Много фотографов снимают на СФ из каких-то субьективных соображений и куда больше люди будут видеть их работы в инстаграмме, чем на выставках в виде огромных принтов, «технически» оправдывающих применение СФ. И я не имею ничего против этого, если у человека есть деньги. Как и против тех, кто берёт для неспешной фотографии камеры класса 1dx/D5 — Взрослые отличаются от детей, только тем, что умеют придумывать более замороченные оправдания для своих игрушек)))...

  2. Было бы интересно сравнить nikon d850 и gfx 100. Цена gfx выше в 4,5 раза, чем d850. А каков прирост в качестве фото? В сети интернет имеется сравнение gfx 50 и Nikon d850. Gfx 50 показывает совсем небольшое улучшение по сравнению с nikon d850.

    • Сергей, здравствуйте!

      «качество фото» это понятие состоящее из кучи отдельных факторов. Очевидно, что разрешение FUJIFILM GFX100 будет выше, чем у Nikon D850. И ту и другую камеру я детально тестировал. По цвету они будут крайне близки — оба на сенсорах SONY с цветовым профилем родом оттуда же (это я глазами вижу). У FUJIFILM GFX100 есть свои профили, но они выступают только как художественные и дополнительные, а исходно — одно и тоже с Sony / Nikon по цвету.

      FUJIFILM GFX100 показывает приличное преимущество по «шумам», что удивительно т.к. плотность пикселей у неё выше.

      Остальное больше зависит от дополнительных функций, которых у FUJIFILM GFX100 больше и они эти функции продолжают добавлять новыми прошивками. Сейчас вот должна выйти прошивка с пиксельшифт, можно будет получать снимки на 400 Мпикс сшивкой. А также у них в арсенале есть фокус стекинг и прочие брекетинги.

  3. Спасибо, Дмитрий, очень познавательная статья! Вопрос: так что, за исключением макро и шириков для панорам, мануальная оптика всё?

    С уважением, Борис

    • Борис, здравствуйте!

      Мануальная оптика никуда не девается. Просто она заняла свою нишу оптики для эстетов и для кино и видеосъемки.

      Для эстетов мануальная оптика нужна для того чтобы фокус попал ровно туда куда хочется. Т.е. в камере сейчас появилась настройка «на глаза». У Сони есть еще «на глаза животных». Но увы, камера не отличит человека от животного в некоторых случаях :) А иногда и глаза находит у неодушевленных предметов. Потому я лично предпочитаю снимать портреты на мануальную оптику где я сам контролирую куда попал фокус. На ближний глаз, на «стекло» глаза или на ресницы... Или вообще сделать в легком дефокусе. Такие вещи не под силу камере, она не может читать ваши мысли.

      Второй момент. Автофокусная оптика зависит от юстировки автофокуса. Т.е. например, моторчик в объективе имеет некую инерцию. Некоторые бренды позволяют её компенсировать в сервисе, но не все. Плюс мало кто носит новый объектив в сервис фирменный на юстировку. Т.е. вроде камера фокус нашла правильно, а вот линзы объектив подогнал по команде немного неправильно.

      Мануальная оптика не имеет такой проблемы.

      Кинооптика вообще не имеет фокуса, потому что фокус там крайне важен и нельзя полагаться на автоматику. Есть специальные люди, которые занимаются исключительно фокусом и знают где он должен быть в каждый момент времени. Если взять пример попроще, то даже в видео обычном коммерческом это важно. Например, при съемке недвижимости я захожу в комнату и фокус у меня сначала на двери, потом оказывается на стенах слева-справа, но быстро должен оказаться на столе, который чуть дальше в центре комнаты. Это логично тк зрителю не интересно долго рассматривать стены и стол не в фокусе. Наш человеческий мозг сразу перефокусирует взгляд в зависимости от важности сюжета, а камера не умеет. И тут помогает мануальная оптика и фоллоус-фокус.

      Ответил немного длинно, но вроде раскрыл немного тему.

      Автофокус это хорошо, но не всегда. Людей все-таки обычно оперируют люди-хирурги, хотя есть роботы. Из винтовок стреляют вручную, без автоприцелов что охотники, что солдаты. Т.е. когда нужно принимать серьезные решения зависящие от многих факторов лучше использовать человека. По-крайней мере пока. И, несмотря на успехи нейронных сетей, искусственный интеллект не могут создать хоть в каком-то приближении уже много десятков лет. Все что смогли вы видите в виде чат-ботов типа Алисы или Сири. Довольно убогие алгоритмы, подобия которых появились еще в 90-ых годах. Камера настроена на средние сюжеты. На замер экспозиции по серому полю (как будто у нас всё вокруг средне-серое) и поиск фокуса по контрастным объектам, хотя не факт что вы целитесь в контрастный объект. Для многих сюжетов, тем не менее, это работает отлично! Но те самые «лучшие фото» делаются по-другому.

      • Огромное спасибо, что уделили столько Вашего драгоценного времени на ответ! В функционале ручного фокуса и его необходимости сомнений нет и не было, просто у меня начало складываться впечатление, к счастью ошибочное, что с ростом разрешения матрицы человек уже не справится с фокусом «врукопашную».

        А насчёт ИИ... Если найдёте время, я рискну порекомендовать почитать «Четвёртую мировую» Курпатова. Я склонен думать, что «недопиленность» ИИ будет устранена быстрее, чем мы думаем, особенно с внедрением квантовых компов, насчёт которых ещё года 3 назад мой друг-программер иначе как с кривой усмешкой не говорил...

        • «В рукопашную» не справится, конечно. Но тут в помощь Focus Peaking, который умеет «беззеркальная» фотокамера, т.е. подсветка областей находящихся в фокусе.

          Спасибо за совет! Вообще я его тезисы слышал, как и лекцию в Давосе. Со многим согласен кроме как раз ИИ. Есть развитие интенсивное, а есть экстенсивное. Одно является технологической революцией, которую он предвещает, а другое — постепенной эволюцией, которую мы видим.

          Программа воспринимающая голосовые команды и т.п... разве это что-то новое? Распознавание графики (переводчики)... Тоже ничего особенного.

          Хотя это сильно влияет на рынок труда, но на него вообще многое влияет. Старые профессии полностью уходят, появляются новые.

          Самое печальное это, конечно, не востребованность в будущем ручного труда. Большая часть населения Земли отнюдь не «белые воротнички» и их судьба беспокоит. Вряд ли правители будут кормить их из щедрости.

        • случайно наткнулся в ленте фейсбука. гугл переводчик, который в будущем «захватит мир» :) перевод меню китайской столовой

          Присоединенная картинка:

  4. Очень интересно, но люди до сих пор сидят на кропах и мечтают о FF. А средний формат стоит как крыло от Боинга, плюс весь парк оптики менять (как два крыла от Боинга). Мне кажется, что зря Фуджик проскочил самый интересный и практичный формат, он сориентировался на профи, а не на народ.

    • Владимир, а это не Фуджи виноваты... это народ! Потому что народ массово ушел на смартфоны. И их можно понять... качество фото новых смартфонов закрывает почти все потребности обычного человека.

      В результате занятие фотографией становится более коммерческим, а невысокие продажи диктуют высокие цены. Так что те кто жаловался что в фотографии много «лишних людей» теперь пожинают плоды высоких цен.

      Фуджи как раз очень правильно поступили с точки зрения перспектив продаж. На формате 35×24 мм не нужно новых игроков, там уже всё есть. И присутствуя на рынке 35×24 придётся бороться с такими игроками как Сони, что крайне нежелательно.

      А на среднем формате они успешно откусывают кусок рынка немалый у «динозавров». Причем конкуренции там для них нет пока.

      • Тоже думаю что Фуджи правильно сделал ставку на Кроп и СФ.

        Так как в будущем матрицы APS-C догонят текущие FF, что покроет потребности почти всех, кроме тех, кому нужны 100+мп.

        Лично мне уже сейчас хватает APS-C + фиксов со светосилой 1.4, причем все это очень мало весит.

        А тут уже и 50мм 1.0 на подходе, что в эквиваленте дает нам комплект почти такой же как ФФ + 85мм 1.4, что уже проф уровень.

  5. Дмитрий, спасибо за великолепную статью. Фуджи вам памятник в главном офисе должна поставить. Камера реально шикарная и пока заметил один недостаток — роллинг-шаттер, но проблемы то особой нет при переходе на механический затвор.

    • Влад, я лишь постарался хорошо рассказать о хорошей камере. Инженеры FUJIFILM постарались на славу.

      Роллинг шаттер на всех камерах есть от формата 35мм и выше. У меня ощущение, что на Nikon D850 он даже больше был. С другой стороны в реальных съемках он мне пока не мешал, я стараюсь плавно снимать видео. А на фото только механический затвор.

  6. Дмитрий, благодарю за обзорную статью. Вместе с этим, хотел бы отметить большое количество натяжек и необъективности, при сравнении фототехники. Canon 5DSr никогда не была камерой практикующего профессионала. Сенсорные возможности сегодня и 10 лет назад несравнимы. Нет необходимости сравнивать несравнимое. Формат 24×36 был и остается самым универсальным — как для любителей, так и профессионалов. 100мП камера с ценой 10000 долларов плюс стоимость оптики и минимумом эргономики — нишевый, промежуточный продукт.

    • Евгений вы точно не снимали этой камерой. С эргономикой все в полном порядке. Относительно того, что профи используют, так по первости надо дать определение профи — это человек основным доходом которого является именно фотографирование, остальное хобби. Я лично знаю профи которые снимают на телефон и тоже выдают обалденный результат.

      Относительно некорректного сравнения, то мое мнение что как оценочное суждение, статья великолепна и снимает множество вопросов у желающего приобрести СФ камеру, ставшую теперь практически общедоступной.

    • Евгений, здравствуйте!

      Canon 5DSr никогда не была камерой практикующего профессионала

      Вот это да! А я что ли не практикующий? :) Я почти каждый день ей снимаю. В основном коммерческие съемки. И не я один, конечно. Мой хороший знакомый, который снимает картины в музеях тоже ей пользуется.

      Какие именно сенсорные возможности вы имеете в виду? Если бы были какие-то супер-возможности сейчас, то я камеру бы поменял. Так что послушаю ваше мнение про супер возможности.

      Все камеры нишевые. Нет камер для кого попало... Однако, каждый продукт ориентирован на конкретный сегмент рынка.

      FUJIFILM GFX 100 не дешевая камера, но тот кто её покупает представляет как её окупить. Не такая уж большая цена для профессионала у которого хватает клиентов. Я лично (заочно) знаю уже 4-х человек кто её купил и использует для проф.целей. Нет никаких проблем купить её в кредит когда у тебя заказы, которые окупают камеру хотя бы в течение года. Потому что потом ты уже не будешь за неё платить, а получишь технику высокого уровня для всех своих съемок. 100 Мпикс будет актуально еще очень долго. Даже 50 Мпикс моего Canon 5DsR актуальны до сих пор, хотя камере, как вы заметили, немало лет.

      И это я всё про фото говорил. А в камере отличное видео со стабом и оверлемплингом, что муара не видно. Одно это уже круто. На всех остальных (типа Сони) попробуйте снимать текстуру ткани и подобное — вылезает бешеный муар.

      Думаю, вы удивитесь сколько таких камер будет на руках через год-полтора.

      • Доброго дня, Дмитрий. Прошу простить, если чем-то обидел. Канон имеет потрясающие камеры для любого использования, но однозначно самые востребованные это 5ДМ4 и 1ДХМ2, а сейчас и новый чемпион — 1ДХМ3. А мегапиксельная гонка продолжается. К реальной фотографии это имеет очень опосредованное отношение. а вот прогресс на уровне сенсоров реален. И мой любимый Канон, тоже прикладывает немалые усилия в этом направлении. Кстати, Никон в модели 850 использует сенсор не от Сони.

        В отношении Фуджи — вряд-ли им удастся подвинуть монстров Среднего Формата — Хассельблад и Фэйз. Возможности видео в этом сегменте — последнее, что может заинтересовать такого рода потребителей. 100Мп давно рабочая резолюция и сенсоры большего размера, и экосистемы более развиты, и профессиональный сервис, охватывающий континенты...

        В отношении камер, то все просто и понятно. Действительность такова, что рынок фототехники, после появления смартфонов с просто невероятными возможностями фото- и видео, вернулся к уровню доцифровой эры. Отпали те потребители, которых привлекала возможность цифровой обработки и просмотра на мониторе компьютера. Остаются профессионалы и любители фототехники. Борьба за кошелек фотографа обостряется.

        С глубочайшим уважением, Евгений.

Страница 1 of 11