Здравствуйте, друзья!
Сегодня у нас тема околофотографическая. Я расскажу про своё путешествие в Португалию, кратко что там есть хорошего с примерами снимков и немного расскажу про технику съемки архитектуры и пейзажей. Почему именно Португалия, спросите вы... Так просто сложилось, я поехал на презентацию новой фотокамеры FUJIFILM X-H1 по любезному приглашению компании FUJIFILM, а после «рабочей» части моего путешествия я остался освоиться в Португалии и сделать красивые снимки.
- Что из себя представляет Лиссабон и краткая историческая справка
- Район Байша и площадь Россио
- Лифт Санта Жушта, район Шиаду и Байро Альто
- Район Альфама и замок Святого Георгия
- Замок Святого Георгия ( Castelo de São Jorge )
- Кашкаиш ( Cascais )
- Cascais
- Boca Do Inferno
- Кабо да Рока
- Синтра ( Sintra )
- Кинта де Ригайлера
- Замок Мавров
- Мост 25 апреля, памятник первооткрывателям и архитектура Лиссабона
- Мост 25 апреля
- Памятник первооткрывателям
- Alcantara Mar
- Архитектура Лиссабона
- Использованная фототехника
- Выводы по использованной фототехнике
- Итоги по поездке
Для тех кто не знает где расположена Португалия я радостно сообщаю, что она находится рядом с Африкой и потому там летом жарко, а зимой тепло.
Я туда собрался в феврале, был в сильной рабочей запарке и особенно не заморачивался выяснением какая в это время погода в Португалии и в чем там ходят. Не посмотрев где она находится (да, я забыл уроки географии и изучаю её заново на реальном опыте) хотел взять зимнюю куртку так как у нас в это время было холодно (-14 С) и зная, что Португалия это Европа предположил что там тоже не лето. Хорошо спросил у знающих товарищей перед самым отлётом. Они покрутили у виска и сказали, что ничего теплее ветровки мне не понадобится (и были правы).
Летел я c пересадкой в Париже и, как всегда, аэропорт «Шарль де голль» предложил мне лабиринт, который я должен был пройти в кратчайшее время чтобы успеть на свой рейс до Лиссабона (рейс 1624 Airfrance, если кому тоже понадобится туда лететь). Едва успел и не упустил возможность покушать «этих мягких французских булок» прямо около гейта. Булки в аэропорту Парижа вкусные.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Лиссабон встретил меня зелёными пальмами и платанами в центре города. Тротуары мощёные узорной брусчаткой, дома в колониальном стиле и платаны сразу создают атмосферу города с большой историей колониальных завоеваний.
Отель выбирала принимающая сторона, потому это оказался шикарный Fontecruz Lisboa расположенный на Авенида да Либердаде. Я бывал во многих отелях, так что убранством меня не впечатлить, а вот уютом — да, можно.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Fontecruz как будто состоит из двух зданий, он находится в самом центре Лиссабона, рядом с площадью Россио и вокзалом Россио, так что удобно гулять вечером мимо маленьких ресторанчиков подыскивая место для питания и впитывая дух Лиссабона, а утром удобно быстрым шагом дойти до вокзала и отправляться по Португалии.
Начало моей поездки проходило в приятной «рабочей» атмосфере. Сплошные мастерклассы по фотографии в старинном здании (Palacio dos Condes de Obidos, также известном как Palace of the Rock), конференция по FUJI X-H1 и экскурсия в замок Святого Георгия.
Что из себя представляет Лиссабон и краткая историческая справка
Лиссабон одна из старейших столиц Европы (старше Лондона и Парижа), первое упоминание об этом месте было 205 до н. э., но тогда он имел другое название. Здесь жили кельты, финикийцы, позже римляне и арабы, а в средневековье город был отвоеван крестоносцами и установлено христианство. В результате такого бурного смешения народностей и культур мы можем увидеть в архитектуре города очень многие архитектурные стили, хотя большинство из них уже в остаточном виде т.к. город пережил несколько сильных землетрясений.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Здесь вы видите большой угол обзора, но ввиду того что точка съемки высокая мне пришлось направлять объектив вниз и потому вы видите геометрические искажения. Т.е. для максимального сохранения геометрии лучше держать объектив параллельно земле, но тогда у вас половину кадра будет занимать небо.
Одно из решений — использовать длиннофокусный объектив, тогда геометрия так не страдает. Но тогда угол зрения получается небольшой.
Canon 5DsR + EF100mm f/2.8L Macro IS USM
Из отдельных снимков на длиннофокусный объектив можно сделать панораму, но это не всегда хорошо выглядит при большом перепаде яркости по панораме. Т.е. летом когда Солнце высоко — хорошо. Зимой когда Солнце низко — перепад яркости большой.
На этом снимке хорошо видно, что город весь на холмах и скалах. Перепад высот большой и потому в городе много лестниц по которым при хорошей выносливости вы можете забраться на самый верх.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Впрочем, если вам тяжело ходить по лестницам, в городе есть несколько очень симпатичных фуникулёров.
Cнято на Canon TS-E 24/3.5 II
Кстати, сами португальцы называют их «elevator», а фуникулёрами такой вид транспорта называют англоговорящие туристы.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Кроме того по городу бегают миленькие исторические трамвайчики, которые провезут вас с особым шиком по самым интересным районам.
Район Байша и площадь Россио
Первое место куда стоит отправиться это, конечно, площадь Россио (она же площадь Педро IV-ого) потому как это исторический центр города.
Вы видите её на снимке окружённую деревьями с колонной в центре.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Наверное, вы уже обратили внимание на необычную брусчатку с узорами. Это так называемая португальская калсада (Calçada portuguesa), которой Португалия славится на весь мир и которая встречается также в бывших португальских колониях. Очень красиво и даже немного кружится от узора голова.
Камни бывают разной формы и цвета. А также разным может быть узор. Здесь, на площади Россио затейный узор называемый Mar Largo — морские волны. Очень красиво и, наверное, требует больших знаний при укладке. В Лиссабоне есть специальная школа укладчиков португальской брусчатки.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Его Величество затмил собой Солнце.
Площадь Россио сейчас с фонтанами, колонной и окружена красивыми деревьями, но такой она была не всегда.
Если вы любите историю и «копнёте чуть глубже», то обнаружится что колонна Педро IV-ому и португальская калсада датируются 19-ым веком. А сама площадь сильно видоизменилась т.к. в 1755 г. было большое землетрясение, от которого пострадали все близлежащие здания и вообще район Байша. Байша переводится как «низина» т.к. расположен он между двух холмов, на одном из которых очень понравившийся мне район Байрру-Алту (высотный район с наклонными узкими улицами), а с другой район Альфама (тоже весьма интересный, там лучше всего сохранилась средневековая постройка).
Байша же восстанавливался почти с нуля и потому здесь и площадь Россио вполне обычной формы и вообще улицы прямые и широкие, вплоть до набережной широкой реки Тежа, на которой расположен Лиссабон.
На площади Россио есть вот такое главное здание...
снято на Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM.
Cнято на ZEISS Milvus 18/2.8
Будучи на площади Россио вы, конечно, заинтересуетесь что это за здание и узнаете что это «Национальный театр Марии II». Но построен он в 1842 г., после землетрясения. А с 1450 г на этом месте располагался дворец Эстауш, который длительное время был штаб-квартирой португальской инквизиции, а на площади Россио осуществлялись казни (аутодафе).
В целом в истории появления инквизиции нет ничего удивительного — религия всегда использовалась государством в своих интересах. Римская католическая церковь, напротив, сопротивлялась учреждению инквизиции Португалии, но португальский король Жуан III очень в ней нуждался т.к. ранее позволил въехать в страну большому числу иудеев (за деньги само собой). Им был установлен срок чтобы временно жить в Португалии спасаясь от испанской инквизиции, которая была весьма сурова, а далее или покинуть Португалию или перейти в католичество. Однако, многие иудеи не покинули страну и не сменили религию, что вызвало недовольство населения маленькой тогда Португалии и вызвало беспорядки (погромы).
В конечном итоге инквизиция была-таки учреждена, хотя иудеям даже удалось подкупить римскую церковь на время, которая и без того в целом им сочувствовала. В итоге инквизиция действовала с 1536 до 1765 г (фактически). А формально упразднена только в 1826 г.
Если вас эта история чем-то удивляет, значит вы мало знаете историю других стран. Все страны без исключений прошли так или иначе через «тёмное прошлое» чтобы войти в «светлое будущее», которое мы сейчас видим.
Со стороны набережной район Байша ограничен Площадью коммерции (Торговая площадь, порт. Praça do Comércio).
Площадь Коммерции находится на месте дворца Рибейра, разрушенного в 1755 году землетрясением. В нём жили монархи после переезда из замка Святого Георгия.
В центре площади конная статуя Жозе I, королю португалии в правление которого произошло то самое землетрясение и была отстроена площадь.
Триумфальная арка в Лиссабоне ( Arco da Rua Augusta ) была начата при премьер-министре маркизе Помбале, который восстанавливал Лиссабон после землетрясения 1755 г, но достроена она была намного позже, в 1873 г.
Где-то на вершине арки есть смотровая площадка. С неё хороший вид на района Байша и площадь Коммерции.
Rua Augusta — одна из центральных улиц района Байша, которая идёт от площади Россио до площади Коммерции. Здесь много маленьких ресторанчиков и туристов.
На пристани раньше встречали делегации других стран. Сейчас туда приходят туристы встретить закат.
Лифт Санта Жушта, район Шиаду и Байро Альто
Недалеко от площади Россио находится очень известный лифт Санта-Жушта (порт. Elevador de Santa Justa).
Лифт может доставить вас из района Байша, расположенного в низине в район Шиаду, расположенный на возвышенности. Или не доставит т.к. там большие очереди на подъем. У меня лично не было критического желания прокатиться на этом лифте чтобы я стоял пару часов в очереди, потому я поднялся наверх ногами.
Санта-Жушта вечером.
С обзорной площадки Санта-Жушта открывается прекрасный вид на монастырь кармелитов.
Монастырь Карму, который сейчас стоит в руинах (после землетрясения 1755 г) был основан Альварешем Перейра, коннетаблем (считай верховным главнокомандующим) Португалии. Перейра распространённая фамилия в Португалии и мне сразу приходит на ум фраза из фильма (в книге её нет) «15-ти летний капитан»: «Я Себастьян Перейра — торговец чёрным деревом!». Так вот, судя по всему речь о португальце т.к. Себастьян это тоже популярное португальское имя.
С другой стороны монастыря Карму расположился археологический музей.
И рынок.
От монастыря я пошёл гулять по высотному району Шиаду до Байро-Альто и далее в Principe Real.
Здесь справа вы видите смотровую площадку Сан Педру де Алкантара (Miradouro São Pedro de Alcântara).
Очень красиво и интересно гулять в высотных районах. Столько лестниц и спусков... Столько узких улочек...
Но нужно двигаться дальше и я расскажу вам про район Альфама, который расположен с другой стороны от площади Россио (чтобы вам проще было ориентироваться) и тоже на возвышенности.
Район Альфама и замок Святого Георгия
Алфа́ма (порт. Alfama) — старейший исторический район Лиссабона, расположенный между замком Святого Георгия и рекой Тежу. Район мало пострадал от страшного землетрясения в 1755 г., так что сюда часто водят экскурсии чтобы показать как выглядел город в средние века.
Снято с обзорной площадки Miradouro das Portas do Sol. Отсюда хороший обзор на весь район. К сожалению, как было уже сказано, улицы узкие и потому главные здания района целиком не снять — видно только купола.
На снимке вы видите купол Национального пантеона Португалии.
Монастырь Сан Висенте де Фора (Church of São Vicente of Fora)
Церковь Санта-Луция (Igreja de Santa Luzia) стоит прямо на этой (Miradouro das Portas do Sol) обзорной площадке. Здание церкви было построено в ХII веке рыцарями Мальтийского ордена и имеет везде его символы.
Целиком церковь я не снимал т.к. снаружи она не примечательная.
Церковь Санта-Луция внутри.
Лиссабонский собор (вы видите часть собора с часами, выступающую из-за других зданий)
Надо сказать, что в средние века люди жили везде «так себе». Узкие улицы, грязь и т.п. Но в наше время улицы чистые и жизнь намного легче, так что мы видим эти дома и улицы совсем в другом свете. Нам они кажутся более уютными в сравнении с широкими бездушными проспектами современности.
Снято с обзорной площадки Miradouro de Santo Estevao.
Говорят, что такие уютные квартирки сейчас все выкуплены AirBnB и сдаются за немалые деньги. Но главное что сдаются... Так что каждый может теоретически «погрузиться» в жизнь Лиссабона «с головой».
Если вы ранее не обращали внимание, что многие дома украшены узорной плиткой, то знайте, что называется такая плитка Азулежу. Вариантов азулежу в Лиссабоне и вообще в Португалии вы встретите великое множество. Очень красиво... Орнамент из звезд имеет арабские корни, как и сама традиция украшать здания расписной плиткой. Этот же декоративный элемент арабы принесли и в Испанию.
Кто-то хитро выглядывает над лестницей :)
Жителю Петербурга дворы-колодцы очень знакомы и даже кажутся очень родными.
Иногда встречаются такие красивые сюрпризы.
Замок Святого Георгия ( Castelo de São Jorge )
Из района Альфама можно спуститься на набережную Тежи, а можно подняться к замку Святого Георгия.
Замок Святого Георгия (порт. Castelo de São Jorge) — крепость в черте Лиссабона, исторический центр города. Археологические находки говорят о том, что уже в 7 веке до н.э. здесь жили люди. Первые защитные сооружения стали строить римляне, а все последующие аборигены их достраивали.
В VIII веке здесь были мавры и они расширили римские укрепления. В 1147 году Афонсу Энрикеш, первый король Португалии, при помощи крестоносцев захватил замок.
На территории замка есть памятник Афонсу Энрикеш.
Можно перемещаться вдоль внешней стены замка и любоваться городом. На страже жителей замка старинные пушки. В своё время замок устоял в нескольких осадах кастильцев.
Замок служил резиденцией португальским королям. Когда-то король Мануэл I принимал здесь известного мореплавателя Васко да Гама, который открыл путь из Европы в Индию. Теперь вот и я сюда зашёл :)
Впоследствии португальские короли съехали из замка и он постепенно пришёл в запустение. Землетрясения завершили дело и мы видим лишь остатки о замка. Ров, который должен быть заполнен водой — пуст.
На территории замка можно встретить павлинов разной окраски. Они здесь перемещаются совершенно свободно.
Птица симпатичная, но послушайте как она поёт... :)
Замок представляет собой хорошую обзорную площадку города. Это площадка находится напротив лифта Санта Жушта.
На территории замка есть кафе.
Кашкаиш ( Cascais )
Каждое путешествие начинается с чего? Ну да, как в известном ребусе (с открытия глаз :)) ), но тут ответ банальнее — с вокзала. И вокзалом в Лиссабоне для вас может стать центральный вокзал Россио. Он очень красивый, архитектура в стиле нео-мануэлино, но с мавританским уклоном (арки мавританские). Хотя кроме Россио есть и другие железнодорожные станции в городе и он уже не считается центральным вокзалом, но отсюда ехать просто приятно. Отсюда отправляются поезда в направлении Синтры.
Здание вокзала строилось в 1886—1890 годах, так что внутри он такой же интересный, как и снаружи. Чем-то напомнил мне Варшавский вокзал в Петербурге, которого уже нет. Я не преминул возможностью и поснимал его во всех ракурсах.
В здании вокзала царит приятный полумрак, но огромные окна под потолком пропускают довольно много света. Это контрастная сцена, которую непросто передать с одного кадра (но здесь один кадр).
В Португалии я впервые встретился с электричками у которых есть кнопка открытия двери. Т.е. в нормальном положении дверь закрыта, а при нажатии на кнопку она открывается. Потом через небольшой промежуток времени закрывается.
Казалось бы, зачем? Вот у нас таких дверей не было... Сейчас может в каких-то отдельных местах появились (в Москве вроде видел в метро). Подумав, пришёл к выводу что страна жаркая, а в вагоне кондиционеры. Закрытая дверь позволяет экономить электричество и держать постоянную температуру в вагоне. Позже я встретил такие же кнопки на поездах в Германии.
Cascais
Кашкаиш — рыболовный город на берегу Атлантического океана. Само поселение относится к XII веку, но годом основания города считается 1364 г., т.е. городу сейчас 655 лет!
Пляж в Кашкаиш. Снято на iPhone.
Пляж в Кашкаиш (тот же самый). Снято на ZEISS Milvus 18/2.8. Сравните результат. Если отбросить разницу в разрешении, то на картинке со смартфона нет деталей, вместо них однородная «каша» с программным повышением резкости. Про цвет я вообще молчу — он какой-то «грязный».
Кстати, хорошая подсказка путешественникам — фотографам... То что снимаете на камеру снимайте и на смартфон т.к. он записывает GPS координаты в картинку и потом удобно найти объекты на карте. Если GPS сильно неточен, как в данном случае, то удобно использовать Google Street view. Просто виртуально прогуливаетесь по местности и ищите знакомые виды. Вот смотрите что тут летом делается...
Теоретически хорошее место чтобы искупаться. Если бы не февраль! :) Хотя учитывая, что я бывало и в +5 С купался кратенько, а тут целых +16 С, то вполне возможно.
В заливе находится крепость Кашкайш (Cidadela de Cascais), она видна вдали и рядом пальмы. Построена в 1490 г, а позже усилена двумя другими башнями (достроена) в 16 веке.
Перед крепостью стоянка для яхт и монумент королю Карлушу Первому. Снято на ZEISS Milvus 18/2.8
В чем его заслуга не очень понятно т.к. при нём страна стала банкротом, он ввёл военную диктатуру и в итоге был убит при покушении. Но нас тоже обычно не спрашивают когда ставят памятники...
В 19 веке король Луис I решает здесь основать в крепости свою «дачу», благодаря чему внутри форта строятся жилые помещения и прочая инфраструктура.
Снято на iPhone. Внутри форта. Мне показалось забавным сфотографироваться с биноклем-гигантом.
Вид от форта в залив. Видно, что рыболовство процветает в городе и поныне (в нижней части снимка видны клетки то ли для креветок, то ли для лобстеров). Ну а раз так, то...
Устрицы — это моё любимое блюдо. К нам в РФ их привозят в ужасном виде, так что единственная возможность попробовать — это выехать туда где их ловят. В данном случае на фото атлантические устрицы и они, как правило, меньше тихоокеанских.
Снято на iPhone.
Хоть морепродукты здесь меньше размером, чем в Азии, но сервис на европейском уровне и удовольствия от вкушения лакомств получаешь уж точно не меньше. Стоит сиё относительно недорого (для обеда в путешествии и с морепродуктами), 36 евро за весь обед с устрицами и вином.
Снято на iPhone.
Кстати, а вы в курсе что это за инструмент?
А пить португальское вино, учитывая что страна винодельческая — это просто хороший тон. Снято на iPhone.
Мы прошли по улочкам Cascais. Некоторые из них весьма миловидные.
Ощущается всеобщая расслабленность и хочется здесь задержаться до весны уж точно. Но нам нужно двигаться дальше к Boca Do Inferno — важной достопримечательности.
Местами на берегу встречаются очень странные скальные образования, похожие на вулканические. В них есть некие сооружения, похоже на военные укрепления (разрушенные).
Океан здесь бушует нешуточно...
Не зря на поезде были знаки «места для сёрферов». Я видел волны до пяти метров у берега.
На берегу Атлантики часто можно встретить довольно красивые виллы. Casa de Santa Maria ( Каса-де-Санта-Мария ) была построена в 1902 году (117 лет назад!) для ирландского аристократа Джорджа О'Нила, который заработал состояние от продажи табака.
Флора в этих местах очень живописная!
Маяк — музей ( Santa Marta Lighthouse Museum ).
Рекомендуется к посещению, внутри есть линзы Френеля. Я туда не попал т.к. маяк был закрыт.
Boca Do Inferno
В конечном итоге мы дошли до главной достопримечательности в Кашкаише, ради которой все сюда приезжают — грот Boca Do Inferno.
Сумасшедшие туристы ходят по тонкой перемычке между океаном и гротом рискуя сорваться вниз. Но это их дело, мы так не будем.
Возле «рта Ада» чувствуешь близость к природе. Здесь есть маленькая кафешка под открытым небом, где можно выпить бодрящего кофе.
Из Cascais удобно добираться до мыса Рока, чем мы и воспользовались сев на автобус где-то в центре города.
Кабо да Рока
Мыс Кабо да Рока является самой западной точкой европейского континента. Он возвышается над уровнем моря на 140 м. Здесь дует сильный ветер (вот где пригодилась ветровка) и скалы обрываются опасным обрывом в море. Автобус едет сюда по серпантину.
Для того чтобы сделать хорошее фото придётся рискнуть собой дважды. Дело в том что со стандартного для обзора места вид так себе, а хороший вид там где вы на фото видите маленьких человечков рядом с моей головой. Во-первых, чтобы туда попасть вам придётся пролезть под забором на частную территорию, прямо под вывеской «штраф 300 евро». Я просто не увидел табличку когда пролезал и заметил её лишь на пути обратно. Кстати, полиция там есть... Хотя место уединённое сюда добираются конные полицейские. Тут мне тоже повезло, я встретил их уже на разрешенной для нахождения туристов территории.
Как пролезли под забором, направляйтесь к маяку по маленькой тропинке. Будте осторожны т.к. тропинка идёт местами у самого обрыва и вполне реально упасть вниз. Детей туда не берите точно.
Воруг маяка растёт очень интересная трава.
Снято на ZEISS Milvus 18/2.8
И вот оно — сокровенное место для съемки. Здесь, конечно, будут любители селфи, которые ради селфи рискуют собой намного больше, чем обычный фотограф.
Я был осторожен и крепко держался.
Снято на Canon EF 100/2.8L IS USM
Снято на Canon EF 100/2.8L IS USM
Ну и уезжая с Cabo da Roca нужно обязательно сделать такое фото как представлено ниже :)
Иначе кто вам поверит? :)
С Cabo da Roca мы поехали на автобусе в Синтру, где тоже есть много интересного. Но увы, приехали к закату т.к. на дороге была авария и часть пути пришлось идти пешком.
Сели на последнюю электричку и поехали обратно в Лиссабон.
Синтра ( Sintra )
Впрочем, я не мог упустишь шанс побывать в Синтре так что вернулся туда следующим утром :)
Кинта де Ригайлера
Кинта да Регалейра (порт. Quinta da Regaleira) — большая и красивая усадьба в романтическом стиле с мини-дворцом, различными «смотровыми» башенками, прудом и подземными тоннелями.
Многие замки служили чисто утилитарным целям, особенно в средние века. Но данное поместье относится к 1697 г и позже сменило много владельцев, которые его достраивали и перестраивали.
Особенно известным владельцем был миллионер Монтейру в начале 20-ого века, который построил дворец в готическом стиле с элементами стиля мануэлино и мавританскими.
Через стену как раз видно дворец. Раньше это был, очевидно, вход, но сегодня это выход. Так что вам придётся пройти вверх по узкой дорожке.
Дорожка приводит к другому входу, где расположена была конюшня. Там мне пришлось оставить штатив в камере хранения... Уже не помню почему с ним нельзя.
А вот и сам дворец. Со многих ракурсов его загораживает буйная растительность. Я думал какой кадр выбрать т.к. растительность по краям кадра мне тоже нравится и в конечном итоге решил, так что лучше когда дворец всё-таки хорошо виден :) Снято на Canon TS-E 24mm f/3.5L II
А вот и деревья. В Португалии очень интересные деревья, некоторые прямые как кипарисы, а другие очень витиеватые. В результате получается уникальная природная картина на небе.
Дворец Регалейра с другого ракурса (анфас). Здесь я пробовал его снимать и тилт-шифтом и ZEISS Milvus 18/2.8. В любом случае съемка анфас это скорее техническая съемка, нежели художественная (художественная в предыдущем кадре где изображен дворец). Регалейра дворец называется в честь одной из владелиц — баронессы Регалейра. Она, кстати, не была последней владелицей перед тем как имение перешло городу. Но вот название закрепилось.
А вот тот же самый ракурс, но снято Canon TS-E 24/3.5 II ( тилт-шифт объектив) с оптическим исправлением геометрии. Насколько это оправдано — решать зрителю. В данном сооружении сложность представляла только антенна, которая торчит очень высоко над зданием и тут или её показывать полностью или удалять потом в фотошопе. Я решил показать как есть и потому снимок с ZEISS Milvus 18/2.8 так исказился в плане геометрии. Но в этом тоже что-то есть... Если бы у меня была задача чисто техническая, то остался бы только кадр с тилт-шифта или кардана, а так оба варианта имеют право на существование. А вам зрителям решать какой вам больше нравится или предложить что-то своё.
Если говорить лишь о резкости и аберрациях, то ZEISS Milvus 18/2.8 существенно лучше. И особенно это заметно когда на тилт-шифте делаешь большие сдвиги — там края кадра страдают. Т.е. возникает уже дилемма — снять с искажением и поправить в ACR оказывается выгоднее, чем исправлять оптически. А при средних сдвигах оптически намного выгоднее исправлять т.к. нет никаких артефактов и снижения разрешения.
На часовенках архитектор просто «оторвался по полной». Смесь трёх стилей: готика, мануэлино, мавританский. Сторонники классики должны бы фыркнуть :) Кстати, в этом кадре вы видите «Замок мавров» на скале напротив Кинты Регалейра. Но пешком туда добраться сложно и долго.
Зачарованный лес в имении.
Башенки скорее в мавританском стиле. Теоретически такие башенки делали смотровыми (наблюдение за приближением неприятеля), но в данном случае декоративные элементы в виде больших окошек говорят нам о том, что у башни не военное предназначение. Снято на ZEISS Milvus 18/2.8
По имению идёт множество дорожек и тропинок, обойти его можно только за час-полтора уверенным шагом. На карте помечены разные достопримечательности, которые стоит посетить. Снято на ZEISS Milvus 18/2.8
Моим бы детям такое дерево на дачу :)
Снято на ZEISS Milvus 18/2.8
А вот и главная достопримечательность имения — масонские тоннели. Кто такие масоны вы можете прочитать здесь. Существует легенда, что тоннели и колодец в имении использовали в ритуалах посвящения в масонство. Это вполне возможно т.к. колодец очень уж символичный и со знаком масонства. «Колодец посвящения», уходящий вглубь земли, окружает спиральная галерея, украшенная многочисленными арочными проёмами. Галерея состоит из девяти пролётов по пятнадцать ступеней каждый. Согласно легенде, эти девять уровней символизируют девять кругов ада, чистилища и рая, описанные Данте. На дне колодца выложен герб миллионера Монтейру — восьмиконечная звезда, в которую вписан крест тамплиеров.
Сфотографировать этот колодец без людей очень проблематично. Они стоят внизу, они торчат из всех арок и они нависают сверху. Так что пришлось сделать около 50-ти кадров, чтобы потом совместить и вычистить их всех. При этом штатив, как вы помните, у меня отобрали на входе. Съемка велась с рук на ZEISS Milvus 18/2.8. Вид вверх всё еще остается не обработанным ввиду трудоёмкости. Потом сделаю как будет время.
В целом, легенда не противоречит постройкам. Монтейру был человек очень взбалмошный судя по архитектуре, мешал все стили и культуры. На территории есть католическая часовня.
Но и это не противоречит легенде т.к. масоны клянутся на Библии. И часовня тоже не ортодоксальная, в полу есть тайный ход (я его не нашёл тк внутрь не заходил — верю на слово).
Кинта место интересное и я отснял там и все интересные моменты внутри дворца, но если вы будете задерживаться в Португалии в интересных местах хотя бы на один целый день, то рискуете остаться там на всю жизнь :)
Замок Мавров
Замок мавров (порт. Castelo dos Mouros) — замок раннего Средневековья, построенный маврами во времена арабского завоевания Португалии на господствующей вершине горы в окрестности города Синтра — пригорода Лиссабона.
Чтобы попасть в Замок мавров нужно у выхода из Кинты да Регалейра найти себе португальский «тук-тук». Эта мопед с кабинкой. Меня доставила на вершину приятная португалка.
«тук-тук» не идёт на территорию замка, а она включает в себя лес, так что вам придётся немного (минут 15) прогуляться по дорожкам чтобы войти в замок.
Мавры построили здесь замок в IX или в X веках. В первую очередь замок интересен именно тем что он средневековый, хотя и достраивался / перестраивался позже. Но сам стиль сохранился, хотя от замка по сути остались только стены. При этом последний захват замка в 1147 г прошёл без осады, мавры сдали его без сопротивления. Как он оказался в руинах осталось загадкой.
Вид на город со стен Замка мавров
Национальный дворец Синтры (порт. Palácio Nacional de Sintra), неформально также называемый Деревенским дворцом (Palácio da Vila) — средневековый дворец в Синтре (Португалия), где с XV до конца XIX века жили португальские монархи.
От исходного средневекового вида не сохранилось почти ничего, потому я туда не пошёл. Нынешний его вид относится к XV-XVI векам.
Со стен Замка мавров вы можете наблюдать Дворец Пена.
Хотя дворец очень яркий и красочный, меня он заинтересовал меньше т.к. построен он в 1840 году, т.е. не так уж давно, как летняя резиденция короля.
Спускаться и подниматься на Замок мавров — отдельная история. Лучше сюда приходить без детей т.к. бортики местами очень низкие, перил нет и расходясь с другим туристом животами запросто спланировать на каменную мостовую под стенами замка. К моей радости хотя бы одной стороны не выпадешь — замок всё еще надежно окружён стенами.
Поднявшись на самый верх, в последнюю башенку я там застал несколько человек, которые наслаждались закатом.
Carl Zeiss достиг вершины Замка мавров :) снято на iPhone
Одна парочка запускала дрона. Поснимав вдоволь я решил спускаться и внизу меня встретил злой привратник, который поинтересовался не мой ли это дрон летал. Дело в том, что во многих европейских странах дроны запрещены и, в частности, в Португалии. Штрафы весьма существенные.
Выйдя на лесную дорожку за воротами замка я наконец понял, что уже поздновато и ускорил шаг. Указатели были не очень понятные и в результате я банально заблудился. Попробовал сократить путь пройдя через лес по тропинке, но она внезапно ушла вверх к дворцу Пена. Пришлось возвращаться... К моему большому счастью я вышел на небольшую дорогу по которой от Замка мавров спускались тук-туки. Удалось остановить один из них и в нём оказался мой старый знакомый, с которым мы беседовали у Кинты да Регалейра. Он сообщил, что мне крайне повезло т.к. исход тук-туков был массовый и запланированный и иначе мне пришлось бы спускаться со скалы пешком и в одиночестве т.к. наверху тук-туков больше нет. А мы даже на тук-туке едва успеваем к последней электричке (на заметку путешественнику!).
В итоге я успел на электричку, без приключений доехал до Лиссабона и дошёл от вокзала до моего уже полюбившегося отеля Fontecruz, Lisboa. Обследовав близлежащие кафе я обнаружил, что дешево покушать не получится... Это же центр Лиссабона. Но рядом полно улочек с микро-ресторачиками. Этот ужин я опущу т.к. пришлось быть очень скромным :)
Мост 25 апреля, памятник первооткрывателям и архитектура Лиссабона
Мост 25 апреля
Мост 25 апреля (порт. Ponte 25 de Abril) — висячий мост, соединяющий Лиссабон и Алмаду, находящиеся на разных берегах реки Тежу. Мост пересекает место впадения Тежу в Атлантический океан. Он был открыт 6 августа 1966 года.
Мост 25 апреля с набережной реки Тежи.
С крыши музея Искусства, архитектуры и технологии (сокр.MAAT)
Памятник первооткрывателям
Памятник первооткрывателям-португальцам установлен на берегу реки Тежу, на которой стоит Лиссабон. Установлен памятник в 1960 г.
Мост 25 апреля и памятник первооткрывателям.
Как предметный фотограф и увидел отличный фон для фото и использовал его :) Бинокль здесь полезная вещь т.к. просторы большие.
Устрицы на берегу реки Тежу (здесь она впадает в Атлантику). Вот устрицы это или мидии — вопрос... Устрицы вроде по-другому выглядят, но я не настолько хорошо знаю морскую фауну.
Alcantara Mar
Alcantara Mar — это ж/д станция находящаяся рядом с берегом реки. Фотографии представленные ниже относятся к этому району и чуть дальше т.к. я шёл издалека по набережной и в Alcantara Mar нашёл маленькие ресторанчики на берегу где и остался пообедать.
Интересное устройство, предположительно для перемещения небольших яхт.
Большая парковка яхт рядом с памятником первооткрывателям.
Очень символично, что португальцы как были известными мореплавателями, так и остались ими в душе. За то небольшое время которое я был в Португалии я видел несчётное количество яхт. Например, намного больше чем у нас в С-Петербурге, который тоже находится на берегу моря.
Стоянка яхт в Alcantara Mar.
В Португалии каждый приём пищи имеет смысл сопровождать бокалом хорошего портвейна. Мало где в мире вы попробуете хорошее вино так дешево и в приятной атмосфере. Вино стоило всего 3.5 евро («золотой урожай») и я от жадности взял бутылку. Переживал, что придётся оставить бутылку. Но слава богу я невнимательно читал и бутылка оказалась «half bottle», т.е. половинного размера. Что такое 350г вина для 100кг мужчины :) Если вас вдруг смутит количество потребляемого вина в этом рассказе, то будьте уверены, что пью я мало и очень редко, хожу в спортзал и в таких фототурах безбожно нагружаю себя физически пешими путешествиями с фоторюкзаком весом 18кг. Рассказываю это чтобы не создалось впечатления, что можно было столько пройти с кучей фототехники будучи нетренированным алкоголиком :))
Архитектура Лиссабона
Напоследок я оставил небольшую, полезную с моей точки зрения, заметку о фотосъемке архитектуры в Лиссабоне.
В городе очень много подъемов и спусков с мостами, так что логично для съемки архитектуры города взять тилт-шифт объектив или маленькую карданную камеру, чтобы получить кадры с правильной геометрией. Для того чтобы кадр не нужно было править после съемки нужно встать посередине улицы и по вертикали оказаться тоже примерно посередине высоты домов. Если вы будете стоять ближе к одной сторон улиц, то вторую сторону придётся вытягивать в фотошопе, иначе она «завалится» даже на снимке со сдвигом.
Если вы будете снимать обычным широкоугольным объективом, то тоже вставайте в геометрический центр, тогда у вас будет больше возможностей по коррекции кадра в фоторедакторе и снимок меньше от них пострадает (при растяжении снимка падает его разрешение).
В идеале неплохо бы выбирать время когда Солнце довольно высоко, чтобы были освещены обе стороны улиц. Улицы узкие и потому зимой когда Солнце в принципе высоко не поднимается одна из сторон оказывается в тени, что создаёт высококонтрастную сцену. Многие предпочтут сделать HDR (брекетинг по экспозиции с последующей склейкой кадров), но я так не делаю т.к. снимок получается ненатуральный, очень любительский. Притом современные фотокамеры и без того имеют огромный запас по динамическому диапазону, так что вытянуть тени и приглушить света совсем не сложно (если не знаете как правильно — договаривайтесь со мной о платной онлайн консультации), где можно узнать и кучу другого о фототехнике и технике съемки.
Обычно я практически не корректирую снимки и вам не советую т.к. мало кто из нас настоящий художник и потому из под рук таких любителей коррекции выходят ужасные вещи... Но бывает что-то на снимке отвлекает внимание от сюжета. Например, на этом снимке я убрал белые бумажки на брусчатке (т.е. почистил мусор за дворника).
Никогда не используйте ползунки «Clarity», «Dehaze», «Vibrance» и «Saturation» в Adobe Camera Raw (через него открывает снимки Фотошоп) и такие же настройки в Adobe Lightroom. Реализованы они крайне неудачно и только испортят снимок! Если хотите хороший результат — используйте только от Exposure до Blacks.
«Clarity», «Dehaze», «Vibrance» и «Saturation» — нужно делать правильно в самом Фотошопе, после того как файл уже туда загружен.
При съемке высоконтрастных сцен лучше недоэкспонировать немного снимок, чем переэкспонировать т.к. запас в тенях у фотокамеры намного больше, чем в светах. Но будьте внимательны, сильно тёмные кадры не позволяют восстановить чистый цвет. Чем из бОльшей тени вы его будете вытягивать, тем «грязнее» он окажется.
Использованная фототехника
Я использовал две фотокамеры: Canon 5DsR и FUJIFILM X-H1.
С фотокамерой Canon использовал объективы: ZEISS Milvus 18/2.8, Canon TS-E 24/3.5 II, Canon 100/2.8L IS USM.
На камере FUJIFILM были использованы объективы: XF 50-140 mm F2.8 R LM OIS WR, XF 16-55 mm F2.8 R LM WR.
Использованы светофильтры B+W, в частности поляризационный и градиентный. Один раз использован звёздный.
Выводы по использованной фототехнике
На удивление мне очень понравилось пользоваться фотокамерой FUJIFILM X-H1, хотя я сторонник «зеркалок».
Плюсом камеры можно считать отличную эргономику, хорошие объективы, стабилизатор сенсора и качественные цветовые профили.
В качестве профессиональной фотокамеры я всё равно предпочёл бы Canon, который не обрабатывает исходные кадры сам. По понятной причине — профессионал любит сам обрабатывать свои кадры. Но если рассматривать камеру FUJIFILM X-H1 как камеру для путешествий, любительскую камеру, то она классная. Стабилизатор оказался очень эффективным, так что мне не пришлось поднимать ISO выше 3200 даже при почти полной темноте. Такие кадры я сделал лишь для тестов и не использовал их. А вот на чуть более низком ISO 800 и 1600 я сделал немало неплохих вечерних фото по которым не скажешь, что было темно, цвет остался чистым.
FUJIFILM X-H1 также проявила себя интересными цветовыми профилями. Да, она меняет цвета и они получаются не такими как видишь глазами. Синие тона оказываются часто более синими, я красные более контрастными. Но в целом эта обработка часто оказывается к месту. По сути это отголоски идеологии цветовых профилей SONY. Во всех камерах с матрицей Сони я вижу одно и тоже — сильная обработка снимка с попыткой (часто удачной) сделать цвета еще более привлекательными.
Сенсор со стабилизацией в камере FUJIFILM X-H1 позволяет не только снимать с рук на относительно длинной выдержке (я снимал до 1/4sec), но и снимать видео с компенсацией дрожания. Для видео это очень критично и надо сказать программная стабилизация изображения в моей экшен камере далеко не такая эффективная, как аппаратная в фуджи. Кстати, видео в FUJIFILM X-H1 в формате 4К чистенькое и приятно. Кроме того она снимает в подобие RAW для видео, так что можно снимать контрастные сцены в неконтрастном виде и потом «красить». Для любителей снимать видео это большое подспорье. Я в целом не любитель снимать видео (большая часть моих видеороликов сняты или на телефон или на экшенкамеру, но если бы FUJI X-H1 была моей лично, то уверен я бы снимал именно на неё т.к. качество видео меня не устраивает на телефоне и экшенкамере).
Canon 5DsR даёт большие возможности в плане детализации. Было бы ошибочно считать, что этой камере не хватает динамического диапазона или она «шумная». Это не так, для практически всех ситуаций Canon 5DsR всего хватает и она даёт разрешение существенно больше других фотокамер (у той же FUJI X-H1 всего 24 Мпикс). Но чего не хватает этой камере так это стабилизации сенсора. Как только вечереет снимать без штатива становится затруднительно. Отчасти я это компенсировал использованием сверхширокоугольного объектива ZEISS Milvus 18/2.8 т.к. широкий угол предполагает возможность съемки без эффекта «шевеленки» на более длинной выдержке, чем телеобъектив. Кроме того Canon 5DsR более-менее точно передаёт цвета и потому впоследствии я могу «красить» или не «красить» фото, а могу оставить как есть. Я обычно пользуюсь только повышением контраста когда нужно, не трогая оригинальный цвет.
ZEISS Milvus 18/2.8 зарекомендовал себя как отличный объектив. Будучи установленным фокусировкой на бесконечность мне не приходилось больше думать о фокусировке. Диафрагму я использовал f4-f5.6. У меня был вариант объектива под Nikon, так что диафрагма там устанавливалась механически, что даёт полные ощущения «old school».
Мне очень понравилась высокая резкость объектива по всему полю кадра и крайне важная предсказуемость его работы! У того же Canon 16-35/2.8L III мы имеем разное качество краёв кадра (на каких-то отдельных дистанциях края лучше чем у Милвуса, а на каких-то сильно хуже) на разной дистанции фокусировки. Почему так — непонятно, но сильно раздражает. А на ZEISS Milvus 18/2.8 я всегда имеют картинку высокого качества.
Canon TS-E 24/3.5 II — супер объектив для архитектуры. Ориентируясь на современную оптику я уже не могу назвать его очень резким... Он умеренно резкий. Но зато весьма универсальный и позволяет делать снимки с правильной геометрией. Когда мне удавалось попасть в геометрический центр композиции я использовал его. А когда я был на тесных улочках Лиссабона я использовал чаще ZEISS Milvus 18/2.8 т.к. больше влезает в кадр и не нужно фокусироваться.
снято на ZEISS Milvus 18/2.8
Canon EF 100/2.8L IS USM — шикарный «коммерческий» объектив, которые отлично фокусируется и даёт очень приличное разрешение. Картинка получается без видимых хроматических аберраций. Цена за это удовольствие — картинка без «сочных» цейсовских цветов. Т.е. информативно, но не художественно. Тем не менее он пригодился многократно.
Итоги по поездке
Португалия — это страна куда непременно хочется вернуться. Наверное, я был в самый интересный сезон когда народа мало, а погода стоит тёплая. Не все дни мне выпали в поездке солнечные, но если сравнивать с моим родным городом, то погода была отличная.
Очень сильно влияет на впечатление от страны как ты проводишь время и как ты отдыхаешь. В Португалии я был полностью занят любимым делом — фотографией, исследовал Лиссабон и окрестности «погружаясь в среду», много гулял пешком и ездил на поезде. Достопримечательностей в Португалии хватает, это страна с большой историей. Кроме португальцев, как мы знаем, здесь были и кельты и римляне и мавры. Так что временные промежутки более чем в 2000 лет позволяют развернуться темами по своим фото-историческим исследованиям.
Португалия — это Европа и потому сервис здесь на высоком уровне. Даже в простейшей кафешке можно вкусно покушать и запить бокалом отличного портвейна. Если вы также найдете хороший отель, то удовольствие от путешествия будет полным. Хорошо поработал днём — хорошо выспался ночью.
Население Португалии на мой непросвещенный взгляд делится в основном на «коренных» португальцев, которых я окрестил «донами Педро» (уж больно благородный вид у них) и на чернокожих португальцев, которые, видимо потомки мавров. Мне они не показались недавно приезжими т.к. вели себя очень прилично, именно как коренные жители.
Когда иностранец уезжает из Португалии что он делает? Конечно, покупает в подарок своим родственникам и друзьям хороший портвейн. Я нашёл коренного португальца, который вызвал у меня доверие где-то в Байро-Альто и закупил полный чемодан портвейна. Чемодан ранее купил у китайца в Байша :)
На доске написаны регионы виноделия Португалии. Можно выбрать как регион, так и категорию вина.
Ну вот и всё... Отель любезно доставляет меня в аэропорт. Летим на Родину, к семье. И до следующих приключений! :)
Спасибо за обзор, Дмитрий!
Все очень познавательно. У вас тут вообще можно существенно кругозор повысить. И фотографически, и географически, и исторически, и гастрономически) Вы меня повеселили, сразу диалог Лукашина с Ипполитом вспомнил: « Мы в бане выпили... — Вы алкоголик? — Нет, понимаете, я вообще не пью.»)) Как-то сложно было вас представить в роли фотографа, который не начинает свой рабочий день без стаканчика портвешка, ну и продолжает догоняться в течение дня)) Вы уж извините, но очень комичная картина выходит) Конечно, ни у меня, ни у ваших читателей даже тень подобного подозрения и закрасться не могла) Но весело, и познавательно, спасибо. Не буду вас терзать своими вопросами, и так уже назадавал кучу. Надо и честь знать)
Пожалуйста!
Не я не ханжа... Если я приехал в страну, которая только виноделием по сути и живёт, причем прославилась во всем мире, то грех было не использовать возможность! Тем более многие известные писатели алкоголем не брезговали :) Но никто не вспоминает среди них ценителей вина, а лишь горьких пьяниц.
Ходить по брусчатке по которой ходил Васко де Гама и не проникнуться духом Португалии?
Здравствуйте! хотел бы узнать, насколько ли принципиальна разница между съёмкой 18мм объективом как у вас в обзоре или 15 мм — выгоднее ли бы более широкоугольный объектив для задач пейзажа и путешествия использовать?
и ещё — планируете ли сделать обзоры пентасовских лимов, таких как 31, 43, 77 мм, другой петнакс оптики?
Дмитрий, здравствуйте!
Разница принципиальна — угол зрения на широкоугольных объективах сильно отличается при небольшом отличии в фокусных. Вот в телеобъективе эту разницу не заметно было бы, а тут весьма заметно. На мой взгляд (это субъективно) 18 мм оптимально. С одной стороны сверхширик, с другой это некий компромиссный сверхширик когда качество оптики еще весьма высоко по всему полю кадра. На более короткофокусных становится крайне сложно сделать резкие края снимка. По этой причине и по очень большому углу зрения я считаю, что 15 мм это уже больше творческий объектив к которому нужен особый подход, а 18 мм более универсален. Тем не менее всегда можно придумать свой собственный творческий подход к съемке для 15 мм.
К примеру, Carl Zeiss Distagon 15/2.8 весьма хороший представитель 15 мм объективов, но даже у него самые края чуть «мыльноваты».
Здесь можно посмотреть его описание и примеры снимков
Вот даже для фишаев можно найти сюжет
Да, планирую дальнейшие обзоры оптики PENTAX — делайте ваши предложения и я постараюсь написать именно о тех объективах, которые вас интересуют. Не обещаю быстро, но буду иметь в виду. Также напишите, пожалуйста, с кем бы вы его хотели сравнить. Вдруг удастся и конкурента подобрать.
Благодарю за ответ! Хотелось бы по петкакс оптике обзор серии 31mm 1.8 lim, 43mm 1.9 lim, а так же обычный FA 35mm F2 AL и HD 35mm F2 как сравнение 35ток например)
Дмитрий, вас понял! Постараюсь сделать такой тест!
Дмитрий, здравствуйте!
Спасибо за замечательный обзор! Всегда подозревал, что те, кому нравится ирландский Гиннесс, неравнодушны и к португальским устрицам ))
Если позволите, немного вопросов по фото:
На некоторых фото Milvus'ом прямо «виден» поляризационный фильтр: небо неестественно темное иногда с совсем темным пятном, «загнанным» на край кадра. Фильтр был ради повышения контраста архитектуры? И можно ли этот контраст тогда несложной манипуляцией повысить в ФШ, при этом не заморачиваясь с фильтром?
Как на Ваш взгляд, Canon 100/2.8 предпочтительнее Canon 135/2? Второму все поют дифирамбы в сети, но у первого имеется Macro. Или есть еще какие-то факторы, на которые можно будет обратить внимание при выборе телевика?
С уважением,
Сергей
Сергей, здравствуйте!
Точно подмечено! :)) Я бы сказал «неравнодушен к атлантическим устрицам» :)) А если серьезно, то очень мне нравятся морские страны и их побережье. Особенно это касается островов, но и континент выходящий на океан тоже хорош, там своя культура, зачастую отличная от континентальной. А острова это вообще «государство в государстве».
Про тёмные пятна
Да, я знаю что он виден и ожидал этого вопроса. На сверхширокоугольнике не избежать данного пятна. И в тоже время поляризатор нужен для того чтобы получить сочный цвет когда стены домов бликуют. Если этого не сделать, то стены будут белёсыми и это уже не исправить в фотошопе, в отличие от тёмного пятна на небе.
Тёмное пятно, правда, правится нетривиально. Нужно аккуратно осветлять по маске в цветовом пространстве Lab. Если осветлять в RGB (некоторые рекомендуют Dodge & Burn), то цвет «поплывёт» и будут фиолетовые или какие-то иные пятна на синем небе. Соотв. есть выбор — снять без поляризатора без этих тёмных пятен и иметь блеклые стены или снять с пятнами и потом потратить время на исправление их. Ну и есть третий вариант — снять такой ракурс, чтобы пятно легко более удачно.
У меня оказалось достаточно много кадров с тёмными пятнами т.к. большую часть путешествия я снимал архитектуру на сверхширик и править нужно относительно долго, а мне хотелось уже выложить фотографии (и без того руки до фото дошли только через год). Когда я буду печатать эти фотографии, предварительно пятна уберу.
Кстати, дополнительный «хинт»: когда убрали пятна уменьшите снимок до размера аватарки — сразу видны неровности коррекции если они есть.
Про поляризатор
Незаменимый фильтр. Незаменим он тем что работает он в процессе съемки отсекая «паразитный» свет. До матрицы доходит совсем не такой свет, какой в случае без фильтра. В этом легко убедиться если снимать пейзаж с зеленью и синим небом в солнечную погоду. Сфотографировать с фильтром и без и потом попробовать получить тоже самое в фотошопе из снимка где снято без фильтра. Тут хоть крути контраст, насыщенность, вибранс и проч... Никак не получить то что снято с фильтром. Особенно по достоверности не получается у тех кто пробует. Выходят очень «ядовитые» цвета. Некоторые этого не видят по причине некалиброванного монитора или физиологическим особенностям восприятия цвета, но не видеть это не значит что этого нет :) Причем хорошее цветовосприятие бывает у совершенно обычных людей... Совсем не обязательно только у дизайнеров, художников. Т.е. вопрос это относительно важный.
Фотошоп великая программа, но она не делает из ничего что-то. Она может улучшить или испортить, но не создать из ничего (разве что нарисовать от руки или сделать монтаж :) ). Вот потому фильтр и нужен.
Canon 100/2.8
Дифирамбы не обоснованы. Canon 135/2 старый объектив (1996г). Он по оптике слаб. А Canon 100/2.8L — объектив 2009г, т.е. последнего поколения (оно как раз в 2009-ом по мнению самого Кэнон и началось).
Из обзоров на 135/2 есть такой
Для телевика очень актуально разрешение т.к. если оно низкое, что смысла в его большом фокусном — ноль. Так, например, используя телевик через телеконвертер часто нет никакого смысла это делать т.к. в результате не хуже можно получить картинку сделав просто кроп от снимке без конвертера. То же самое касается старых телевиков. Как не зажимай диафрагму, то толку ноль — есть предел разрешения.
Разрешение телевиков Canon удобно смотреть на сайте The-digital-Picture. Сколько я пробовал объективов — практически всё совпадает с тем что я тестирую (я обычно более подробные заключения сейчас даю, но в целом можно положиться на TDP).
Есть некоторый разброс по экземплярам одного объектива, но можно считать его незначительным. Когда у меня есть возможность я численно измеряю разницу и если нет заводского брака, то оказывается что ей можно пренебречь, видно её только в «лабораторных условиях».
С уважением,
Дмитрий
Эх, жаль нет вот этого «слева: снято без фильтра/справа: снято с фильтром» применительно к архитектуре. Пейзаж с нормальным небом, некислотной зеленью и непрозрачной водой как раз совсем не пугает ) А вот получить белесые стены, не корректируемые в ФШ, не хотелось бы, конечно.
С архитектурой нет, а с пейзажами есть (раньше снимал для обзоров). Что такое нормальное небо все забыли, да и зачем нужно «нормальное» небо? Художественная фотография это ведь о том что видит фотограф через призму своего мозга, а не фотодокументалистика.
Зритель любит сочные цвета. Часто даже кислотные, если вкус плоховат (вспомним инстаграм и прочее). А тут получается просто усиленный родной цвет, т.е. цвет не меняется, просто притемняется.
Тоже самое с зеленью — убираются блики и мы видим исходный цвет, без засветки.
Вот в пасмурную погоду поляризатор портит картинку т.к. зелень из блеклой с бликами становится просто блеклой кашей. Но потому в пасмурную погоду лучше и не снимать вообще. Кроме разве что меланхолических снимков...
Если тратить больше времени на каждый кадр, то пятно можно увестить в удачное место где оно не будет видно или чуть подкорректировать ракурс с той же целью. Но без полярика снять в таких условиях без белёсых стен сложно... Я же снимал при довольно сложных условиях освещения и стены с одной стороны улицы без полярика просто «выбивались» в ноль. С поляриком рисунок проявлялся т.к. уходил паразитый рассеянный свет. Если сделать HDR, то можно проявить всё, но цвета не будет — его убьёт как раз рассеянный свет, который отражается от стены. Придётся крутить насыщенность цвета и это плохо скажется на качестве снимка.
Я намеренно оставил некоторую переэкспозицию местами чтобы показать, что день был весьма солнечный (и потому снимок контрастный — это не всем нравится), но полностью выбитых мест на стенах нет (кроме небольшого белого пятна блика от Солнца — так и должно быть).
Вобщем полярик вещь полезная. А дальше уже дело вкуса и фотошопа.
Дмитрий,
если 100/2.8 современнее чем 135, но его рисунок Вы назвали «информативно, но нехудожественно», то как обстоят дела с рисунком у 24-70/2.8 II, на Ваш взгляд?
На мой взгляд 24-70/2.8 II отличный объектив во всех отношениях, но фокусное у него ведь покороче. Т.е. он умеренный телевик.
Но новые Milvus'ы 25,35,50 он, полагаю, собою не заменит по рисунку? Речь идет о некоммерческой съемке, где-нибудь на улице в новом городе, в хорошую погоду, жанровая ситуация, тут же лицевой портрет своего сопутешественника, через 5 минут — городской пейзаж со смотровой площадки... Просто этот кэнон выглядит очень универсально по фокусным и при этом во многих обзорах он очень достояно выступает. У Вас, как я понял, тоже имеется это стекло. Но зачем тогда Цейсы? ) (не считая 15-го или 18-го)
Спасибо за рассказ,очень познавательно...только жаль что мы не увидели коренных жителей этой страны ни самих «донами Педро» ...)
А вот и «дон Педро» и доньей Анной :)
Присоединенная картинка:
Дима, спасибо большое, все супер!!! Вы МАСТЕР!!!
Спасибо! :)
Дима! Спасибо! Интересно было читать и смотреть снимки! После Ваших комментариев захотелось побывать в Португалии! Хорошего настроения!
Сергей, рад что понравилось! Я писал и обрабатывал снимки целую неделю! Португалия шикарна. Я попал туда по сути случайно (не собирался сам и не думал об этом), но очень рад что это случилось.
Во-первых и самое главное: у нас (в Москве) тоже электрички с кнопками открывания дверей, а так же автобусы, трамваи и даже монорельс! В остальном в принципе претензий нет, но мне показалось, что у вас не было достаточно времени для фотографий, потому технически они разумеется сделаны правильно, к резкости претензий нет, с цветами тоже ништяк, но вот времени на то, чтобы прочувствовать тот или иной пейзаж явно не было. Объектив нужно выгуливать, в смысле одевать один объектив и шляться с ним по улицам, чтобы его ограничения не позволяли снимать всё, одновременно позволяя выделять именно то, что он может делать лучше всего.
Я так делаю с 35mm, 85mm и прочими фиксами, вроде того же 100mm macro или 14mm. 24-70 он конечно классный, резкий, чёткий и очень гибкий пацанский объектив на все случаи жизни, но наслаждаться всем и сразу невозможно! Как ни странно я использую его гораздо реже чем фиксы.
В общем я завидую. Возможно тоже однажды так прогуляюсь по стране моего детства — по Венгрии. Хотя чувствую что может быть больно!
Сергей, здравствуйте! Но вроде недавно только такие поезда появились в Москве? У нас в Петербурге таких нет. Ни жд поездов, ни поездов метро. Я так понимаю, это зависит от наличия в поезде кондиционера.
Времени у меня, и правда, было немного. 5 дней. Это очень мало для созерцательной фотографии. Я старался показать максимум и показать это красиво. О творчестве речи не было... Тем более три дня из пяти были пасмурные и соотв. показать Португалию так как хотелось не всегда удавалось.
Но зато все основные моменты присутствуют, с некоторых можно печатать картинки 90×60 см и вешать на стену. Так что поставленную перед собой задачу считаю выполненной. А уж творчество в другой раз... Оно всё равно субъективно.
По стране детства обязательно больно будет гулять. Се ля ви...
Очень интересно и познавательно было читать. Спасибо.
Здравствуйте, Дмитрий! Огромное спасибо за суперобзор! Синтез технической информации с практикой на фоне познавательного иллюстрированного очерка — что еще надо, чтобы получить интеллектуальное и эстетическое удовольствие и определиться с выбором объектива! На мой взгляд, 18 мм. в городском ландшафте все-таки слишком широко...Думаю, 25 будет в самый раз для подобных нужд. Еще раз спасибо.
С уважением, Александр
Александр, здравствуйте!
Вот с одной стороны 18мм сильно искажает, а с другой улочки очень узкие. Может на ваш Canon 8-15/4 даже лучше было бы в информативном плане... 24 мм, как видите, был. Но на узких средневековых улочках от него не очень много пользы или нужно думать над ракурсом. Возможно, панорама из двух вертикальных кадров спасла бы... Но это снижает оперативность съемки сильно.
С уважением,
Дмитрий
Дима, спасибо. Огромный труд проделал и по съемке и по написанию и оформлению статьи. Очень интересно было прочитать, посмотреть и сравнить с собственными впечатлениями.
Здравствуйте, Владимир!
Да... непросто было. Зато наконец изучил довольно подробно всё что там посмотрел :)