Здравствуйте, друзья!
Сегодня поговорим о редком виде объективов — зеркально-линзовом (катадиоптрические). Зеркально-линзовые объективы (рефлекторы) избавлены от многих проблем линзовых объективов (рефракторов) благодаря наличию зеркал в своей конструкции.
Зеркально-линзовые объективы для теледиапазона выпускали раньше многие бренды, на них возлагались большие надежды и они оправдались, но в какой-то момент их потеснили телеобъективы сложной конструкции, которые тоже имели относительно низкие аберрации, но выше разрешение. В чём потеснить ЗЛО сложно это в низкой цене объектива для больших фокусных расстояний. Современные ЗЛО приличных брендов позволяют вам выйти на теледиапазон с минимальными вложениями и приличным качеством снимков.
А то что из себя представляет Tokina SZX 400mm F8 Reflex MF — посмотрим в статье.
- Tokina SZX 400mm F8 Reflex MF
- Внешний вид
- Технические характеристики
- Оптическая схема
- Примеры снимков с близкого расстояния («режим макро»)
- Примеры снимков с дальнего расстояния (режим телеобъектива)
- Тест объектива
- Canon 90D + Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF
- Canon RP + Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF
- Итоги
- Плюсы
- Минусы
Tokina SZX 400mm F8 Reflex MF
Внешний вид
Корпус Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF выполнен из алюминия, а сам объектив весьма лёгкий. Линз внутри объектива немного, потому и лёгкий. У меня когда-то был объектив МТО-1000 широко известный в нашей стране и тот весил очень прилично (3.9кг), а Токина в сравнении с ним — пушинка.
Фокусировочное кольцо из прорезиненного пластика, плотно пригнано. На объективе наклейка «Japan», но зная как любят вводить в заблуждение такими наклейками производители фототехники осмотрел коробку и объектив на наличие упоминания других производителей. Однако, на коробке написано «Pecision manufactured in Japan», так что вполне возможно объектив действительно сделан в Японии.
Передняя линза объектива имеет просветление, в отличие от того же МТО-1000. Это позволяет сохранять контраст снимка. В центре линзы мы видим пластиковую заглушку, на обратной стороне которой должно быть вторичное зеркало. Разбирать я, само собой, не стал т.к. у зеркально-линзовых объективов юстировка намного важнее, чем у линзовых. Разберешь и дальше «ловить нечего», будем надеяться на заводскую юстировку.
Задняя линза тоже имеет мультипросветление, что заметно по явному зелёному блику, который характерен для просветлений наносимых в Японии (я изучал много японской оптики, включая объективы Contax сделанные в Японии, светофильтры Hoya сделанные Kenko-Tokina и прочую оптику). Цвет блика зависит только от последовательности наносимых слоёв и вот в Японии предпочитают исторический такую последовательность что на выходе зелёный блик.
Хвостовик доставшегося мне объектива Canon EF, он устанавливается с помощью трёх мелких винтиков под «плоскую» отвёртку. Т.е. вы сами легко можете менять хвостовик и ставить объектив свои камеры другой системы.
Ход фокусировочного кольца около 270°, что позволяет весьма точно навести фокус на объект. Кольцо идёт очень плавно, так что удобно использовать объектив и для видеосъемки.
Сначала я поставил Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF на «зеркальную» камеру Canon 5DsR, которая является моей основной камерой, но потом решил, что, пожалуй, это не тот случай. Во-первых, 400 мм никого не удивишь сейчас, а во-вторых, нам понадобится фокус-пикинг чтобы точно фокусироваться, а на этой старенькой камере фокус-пикинга нет.
Технические характеристики
модель объектива | Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF |
---|---|
Выпускался (начало / конец) | апрель 2021 г. - настоящее время |
Формат | 36x24 |
Фокусное расстояние, мм | 400 |
Байонет | Canon EF, Canon EF-M, Sony E, Nikon F, Nikon Z, Micro 4/3, Fujifilm X, T-mount |
Просветление | мультипросветление |
Тип зуммирования | вращение кольца |
Диапазон значений диафрагмы | f/8 (без регулировки) |
Оптическая схема (элементов/групп) | 6 / 5 |
Оптическая стабилизация | нет |
Диапазон фокусировки | 1.15 м – ∞ |
Углы обзора (диаг.) | 6°8’ |
Лепестков диафрагмы | нет лепестков, фиксированное круглое отверстие |
Рабочий отрезок | 16 мм (Nikon Z), 17.7 мм (FUJI X-mount), 18 мм (SONY E), 19.25 мм (M4/3), 44 мм (Canon EF) |
Масштаб | 0.4x |
Диаметр резьбы под фильтр | 67 мм |
Влагозащита | нет |
Диаметр | 74 мм |
Длина (без крышек) | 77 мм |
с телеконв. 1.4х (фокусное, относит.отверстие) | 560/f11 |
с телеконв. 2.0х | 800/f16 |
Вес | 355 г |
В последнее время зеркально-линзовые объективы получили «второе дыхание». Не берусь судить почему это происходит. Может появилась возможность лучше полировать зеркала для обеспечения более высокого разрешения... Кто знает?
Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF выпускается с универсальным байонетом, который через адаптер позволяет устанавливать себя на большинство фотографических систем. Сам объектив имеет хвостовик М42.
Объектив современный, потому может похвастаться хорошей юстировкой и новыми материалами (в частности прочными и легкими пластиками судя по малому весу).
У Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF невысокая светосила, с которой приходится мириться владельцу зеркально-линзовой оптики. Дело в том, что объектив имеет фиксированную диафрагму, которая исправляет кому и астизматизм, но кроме того снижает светосилу объектива т.к. блокирует часть светового потока. Но благодаря этой физической диафрагме (которая имеет вторичное зеркало с другой стороны) зеркально-линзовые объективы получаются существенно более короткими т.к. свет проходит почти двойной путь внутри до переотражения в приёмник света (матрицу камеры в данном случае). Возможны ли светосильные зеркально-линзовые объективы? Конечно, возможны. Точно также как и у обычных линзовых объективов светосилу зеркально-линзового объектива можно увеличить бОльшим диаметром переднего элемента, но тогда объектив потеряет преимущество своих малых габаритов.
Оптическая схема включает в себя 6 элементов в 5-ти группах. Немного с точки зрения обычного фотографического объектива т.к. в «линзовом» объективе присутствует куча линз для коррекции аберраций, а в случае зеркально-линзового объектива их банально нет. Хроматических нет потому что свет не проходит внутрь материала как у линзовых объективов, а комы и астигматизма нет потому что убрали центр схождения лучей. Остается сферическая аберрация и кривизна поля. Сферическая аберрация может быть исправлена асферическим элементов, а проблема кривизны поля решается более качественной полировкой зеркала. Исправление этих двух аберраций выполняется с учётом сохранения выгодной цены на объектив. Можно его сделать: а) светосильным б) достаточно резким. Но он будет большим и дорогим. А зачем нам большой и дорогой зеркально-линзовый объектив когда у нас в этой нише уже есть линзовые объективы? Так что каждый тип объектива занимает свою нишу. Например, никто не рассматривает всерьез большие линзовые телескопы ввиду того что они будут очень длинные, тяжелые и супер-дорогие. Там только зеркала.
Диапазон фокусировки у Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF составляет 1.15 м – ∞, что позволяет говорить о «макрорежиме» объектива. Например, линзовый Canon EF 400mm f/2.8L IS III USM имеет МДФ в 2.5м.
Объектив не имеет ирисовой диафрагмы, потому поток света можно контролировать только светофильтрами, благо посадочный диаметр 67 мм позволяет не просто ставить светофильтры, а светофильтры будут относительно недорогими и вы можете использовать огромный их ассортимент на этот диаметр. Кроме ND Фильтров вы можете ставить поляризационный светофильтр или «звездные» светофильтры, а также градиентный светофильтр.
Диаметр и длина у объектива маленькие, он прекрасно помещается в фоторюкзак вместе со всем остальным фотографическим оборудованием, в отличие от громоздкого линзового объектива, который сам занимает обычно главное место в фоторюкзаке.
При использовании телеконвертеров мы получаем очень большие эквивалентные фокусные расстояния 560 мм (1.4х) и 800 мм (2х).
Оптическая схема
Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF имеет большую (~67мм) переднюю корректирующую линзу, через которую свет проходит на первичное зеркало и переотражается на вторичное, а с него уже на матрицу камеры.
Зеркала, кстати, в отличие от линз отражают весь спектр, так что учитывая малое количество стеклянных элементов ЗЛО должны неплохо работать для инфракрасной и ультрафиолетовой съемки.
Примеры снимков с близкого расстояния («режим макро»)
Режим «макро» для Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF не является для объектива основным, а скорее бонусом, потому с него и начнём. Я рекомендую использовать полнокадровую камеру чтобы сохранить минимальный МДФ. Для наиболее точной фокусировки лучше использовать беззеркальную фотокамеру. Я снимал на Canon EOS RP.
Как видите, можно даже шустрых детей снимать при желании.
Или цветы на клумбе. Но ГРИП тут совсем маленькая получается, так что нужно понимать что вы хотите получить.
Примеры снимков с дальнего расстояния (режим телеобъектива)
В качестве примеров использования объектива я снимал через Невский пр. и Пушкинскую ул. Мне в этой перспективе интересно было снимать крупным планом элементы декора старых домов, которые не видно снизу.
Надпись «Ленинград» над бывшей гостиницей «Октябрьская» (до революции «Северная»).
Ангелочек уже, видимо, пострадал от «реставрации», опух. Но многие другие элементы декора не пострадали.
Тест объектива
Я тестировал объектив в разных местах. В своём обычном где я тестирую все виды объективов фокусируясь на здание до которого 250 м и в другом месте где было большое пространство перед окнами. Первый случай позволил мне чисто визуально сравнить с аналогичными фокусными по памяти. А второй — попробовать объектив на контровый свет и полезную дистанцию фокусировки в городе.
Разрешение объектива я не измерял, нет сейчас подходящих условий и задачи такой не стояло. Если будут другие ЗЛО на тесте на фокусное 500 мм и более — сделаю более подробное сравнение.
Камеры для теста я выбрал такие:
Canon 90D т.к. у неё кроп 1.5х и потому при фокусном расстоянии 400 мм у объектива мы получаем угол зрения как у 600 мм объектива. 600 мм это уже довольно соблазнительное фокусное расстояние для съемки удалённых объектов и можно потягаться в дальнобойности с очень хорошими объективами.
Поскольку я представил себе такую связку камера + объектив как средство наблюдения за птицами, то я поставил их на специальную штативную голову Gitzo GHFG1 Gimbal, которая для этого, в частности, и предназначена.
Canon RP т.к. Canon уже отказался от «зеркального» наследия и я хотел попробовать на более актуальной для большинства камере. Обзор камеры Canon RP еще будет, а сейчас я рассчитывал что в ней лучше реализован режим фокус-пикинга, который весьма акутален для объективов с ручным фокусом, каким и является Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF.
Canon RP более компактная камера, потому и штативную голову ей подобрал более компактную — Gitzo GHF2W. Тоже рассчитана на использование, в частности, на наблюдение за дикой природой и фотосъемку.
Canon 90D + Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF
Установив камеру с объективом на данную большую голову я обнаружил что работать так не очень удобно т.к. объектив не имеет штативной пятки и если ставить камеру прямо на площадку, то управляющая рукоятка упирается в грудь при желании посмотреть в видоискатель.
Ручка регулируемая и её можно «заглубить», но тогда управлять большой головкой требует чуть больше усилий (если ручка выдвинута полностью, то это делается одним пальцем).
Меня удивило что снимки довольно чёткие. Я даже вижу рисунки радиаторов кондиционеров. На тех зеркально-линзовых объективах, которые я пробовал ранее это было невозможно. Также нет муара на жалюзи, что тоже непривычно. Да, нет и хроматических аберраций (это ожидаемо).
В зеркально-линзовых объективах мало линз, потому и ХА мало. В тех сюжетах где есть ветки деревьев мы на обычных объективах видим сильные ХА, а тут их вообще нет. На заднем плане видно стену из каменной кладки и на ней видно неровности — хороший показатель.
Фокусировка на «зеркальной» камере несколько сложнее, чем на «беззеркальной» т.к. в оптический видоискатель смотреть бесполезно — глазом точно сфокусироваться на телеобъективах с ручным фокусом нереально. Приходится пользоваться задним ЖК экраном, но на солнце он «слепнет». Потому нужно использовать специальные шторки на задний ЖК экран и лупу. Canon 90D также имеет фокус-пикинг, но на мой взгляд настроек у него маловато, только «низкий» и «высокий».
Кабина крана на близлежащей стройке видна замечательно. Строители даже стали волноваться увидев мой агрегат т.к. работают с нарушениями.
Canon RP + Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF
Canon RP я установил на штативную голову другого типа, где камера стоит поверх головы и потому проблем с управляющей ручкой не испытывал — выдвинул на полную длину. Голова жидкостная, управляется одним пальцем и следить за окружающими объектами одно удовольствие.
Canon RP — полнокадровая камера, потому угол обзора объектива на ней такой как было задумано создателями изначально. Реализация фокус-пикинга на камере такая же, но, мне показалось, что подсвечивает она контуры лучше.
Фокусироваться удаётся точно, потому возможности объектива реализуются максимально полно. Здесь тоже видно тонкие веточки, отдельные элементы жалюзи и надписи достаточно четко.
Все кадры ниже тоже сняты на расстоянии 250 м.
При желании можно разглядеть номер Камаза.
Хорошо видно все вещи на лоджии.
На неконтрастных сюжетах фокус-пикинг мало помогает, лучше использовать лупу.
Если хорошо сфокусироваться, то ни в жизнь не скажешь что снято зеркально-линзовой оптикой. Даже мелкую лестницу можно в деталях разглядеть на трубах ТЭЦ. А ведь зеркально-линзовую оптику покупают в качестве бюджетного варианта!
От камеры до ТЭЦ было 1.9 км.
От камеры до трубы 475 м.
Итоги
Объектив мне понравился. Очень качественно сделан, лёгкий и компактный. Кроме того у него куча вариантов хвостовиков, так что можно поставить по сути на любую фотокамеру. Но главный его плюс в том что он имеет довольно высокое разрешение для своего типа, т.е. им можно пользоваться без каких-либо компромиссов на 400-600 ЭФР. Небольшая нерезкость характерная его классу объективов компенсируется отсутствием хроматических аберраций и невысокой ценой. Пожалуй, единственный минус я вижу в отсутствии автофокуса. Зеркально-линзовые объективы традиционно выпускают без автофокуса (в истории известен один ЗЛО с автофокусом), а ведь это могло бы им дать намного бОльшую популярность. Потенциальный покупатель такого объектива это или небогатый фотолюбитель, которые хочет сделать снимки «сжатые по перспективе» (например, большая Луна на фоне городских крыш) или наблюдатель за птицами. Да, на линзовом объективе высокого класса можно получить чуть более детализированную картинку и автофокус, но за какую цену и при каком габарите?
Так что Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF имеет смысл. Для ЗЛО очень важна юстировка и качественное изготовление т.к. из-за плохой юстировки тут очень короткий шаг до «мыла», потому японский вариант видится наиболее интересным.
Перспективы в этой области могут быть довольно большими если производители займутся подобными объективами всерьез. Можно увеличить диаметр входного зрачка и получить бОльшую светосилу. Можно поставить больше корректирующих линз и избавиться от части аберраций сделав картинку резче. А можно добавить автофокус. Конечно, всегда нужно смотреть пожелания рынка т.к. изменив что-то одно мы потеряем в чём-то другом.
Плюсы
— достаточно высокое разрешение чтобы можно было использовать для современной фотографии
— большое фокусное расстояние при малых габаритах и весе
— картинка избавлена от хроматических аберраций (!)
Минусы
— отсутствие автофокуса
— невысокая светосила
Не видев этого обзора, ранее был очень удивлен твоему решению прикрутить видеоголову на шаровую. Круто, но зачем?
Как-то смешно смотрится особенно с микрофоном Saramonic))))/
Это вместо выравнивающей полусферы, которой у меня нет. Собственно, на этот штатив такая полусфера и не ставится. А ногами выравнивать горизонт долго, так что это удобное решение. Ранее у меня была голова шаровая + панорамная — тоже хорошее сочетание когда нет полусферы. А чем микрофон-то смешно смотрится? Я пользуюсь и доволен таким сочетанием :)
Может быть и удобное, но крайне не профессиональное. Центр тяжести где находится? Очень удивлен такому решению и особенно как дистрибьютор выставляет такую картинку в свою рекламу.
Гриш, вот ты пишешь «непрофессиональное»... Я понимаю, что ты хотел сказать «неправильное», но сказал то что сказал. Я снимаю коммерческое видео с этой конструкцией вполне успешно и мне удобно. Также снимаю и на телеобъективы различные объекты типа самолётов и мне опять же удобно. Каких еще «профессионалов» мне нужно спросить чтобы узнать что правильно, а что нет? :)
Ты считаешь себя бОльшим профессионалом, чем я? :) Поделись тогда опытом съемки и мы обсудим что тебе мешает в данной конструкции и какие решения ты можешь предложить.
Дистрибьютер, видимо, полагается на мой 20-летний опыт _коммерческой_ фото и видеосъемки. Я не продавец штативных головок, я сам ими пользуюсь каждый день. Потому, наверное, можно в какой-то степени положиться на мой опыт.
Есть, конечно, другие люди, которые снимают в других комплектациях и им удобно то что им удобно, но мне, честно говоря, начхать на их опыт т.к. своего хватает. Если меня устраивает и ничего не мешает, то зачем мне слушать кого-то другого? Слушать нужно когда что-то не получается или есть какие-то неудобства.
Про центр тяжести. Центр тяжести у этого микрофона находится примерно там где его основной корпус т.к. там вся электроника. Соотв. спроецируй вниз и поймешь, что практически никак не нарушает баланс конструкции. Более того, я приобрел этот микрофон себе (что говорит о том что я оценил удобство использования) и буду использовать именно в данной связке. Gitzo 1серии, шаровая голова, видеоголова, Canon 90d и сарамоник Vmic 5pro. В качестве альтернативного варианта Saramonic Blink500pro (радиопетли).
PS: ты лучше не ёрничай, а предлагай варианты и описывай почему лучше то что ты предлагаешь — для общественной пользы.
Сравнение разрешения Tokina SZX 400mm и Canon RF 600mm/11 STM
По материалам известного зарубежного сайта
Посмотрите последнюю страницу темы «Рубинары и МТО» раздела «Камеры и оптика на м42» на Penta-club
Спасибо! читаю
По поводу линзы с низкой дисперсией.
Раздел Technical specifications, пункт 11
По поводу серебряного покрытия:
Раздел Optical performance
Разрешающая способность этого объектива
Присоединенная картинка:
Сергей, а информация про разрешение откуда? Я очень критичен к источникам информации... Тот же ЛЗОС сам вообще нормально не измеряет разрешение своих ЗЛО, только интерферометром тестирует.
Сайт digitalcameraworld.com
Хотел добавить к обзору Дмитрия несколько важных пунктов.
1. Tokina использует для зеркальных покрытий серебро (внутренняя поверхность главного зеркала), а ЛЗОС — алюминий на наружной поверхности. У обоих технологий есть свои плюсы и минусы.
2. У Tokina в оптической схеме этого объектива есть один компонент с низкой дисперсией, что хорошо в плане снижения риска вторичного хроматизма.
3. Хроматизм этого объектива (0,35-0,4) в четыре раза меньше, чем у облегченного навороченного линзового Canon RF 600mm/11 STM (1,42)
4. Tokina сейчас разработала специальный телеконвертер х2 для этого объектива, и активно рекламирует эту связку.
5. Разрешающая способность этих зеркально-линзовых объктивов Tokina в полтора раза слабее лучших современных линзовых супертелевиков. Но на жирном пикселе разница будет не столь заметна.
Сергей, здравствуйте!
Спасибо за столь полезные дополнения. Единственное, хотел спросить сами ли вы это измеряли или взяли где-то. И по материалам покрытий откуда информация... (ну если не секрет, конечно :) )
По поводу серебряного покрытия:
tokinalens.com/product/sz...mm_f8_reflex_mf/
См. раздел Optical performance
По поводу линзы с низкой дисперсией:
www.christopheanagno.com/...review/#single/0
Рездел Technical specifications, пункт 11
Мне кажется или на всех фото присутствует некий блекло-серый налет (оттенок...)?
Юрий, присутствует небольшой. Это издержка зеркально-линзовой технологии — некоторое падание контраста. Я если не сравнивать лоб в лоб с обычными объективами, то не особо и заметно. Зато дешево получаем теле или супер-теле.
К сожалению сама съемка теле и супертеле как правило весьма и весьма недешева. И объектив для данного вида съемки — самый главный инструмент...
Именно. Более того, наиболее доступные объективы для теледиапазона из больших фокусных — фиксы. Т.е. ими нечего делать на маленьком расстоянии и вообще сложно приспособиться к расстоянию до объекта, его нужно заранее знать.
Получается нужно тащить зум аналог 100-400 для полного кадра для небольших расстояний съемки и уже что-то громадное (600-800 мм) для больших. И телеконвертер тут плохой помощник. Вот тут и есть выбор — выложить 2млн 360тыс в Canon EF 800mm f/5.6L IS USM и получить супер-резкую и контрастную картинку или взять зеркально-линзовый объектив 1000 мм и иметь менее контрастную и резкую картинку, но масштаб тот же. Если снимаешь тех же птиц и животных без большой прибыли и нет у тебя лишних 2млн, то задумаешься.