Если вы подумаете, что тема статьи шуточная, то будете неправы. Цена Гелиоса 40-2 85/1.5 сейчас колеблется от 16тыс до 25тыс.рублей. Цена Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y находится в районе 23-25тыс.руб.
А раз объективы сопоставимы по цене, то насколько они сопоставимы по качеству? Увидим ли мы чудо?
Дифирамбы Гелиосу уже спели до меня многие, так что я тут распространяться сильно не буду, в поиске легко найти статью, с которой началась его слава.
Также, для альтернативности мнений, предлагаю почитать мнение Аркадия, с Радоживы
Объектив был протестирован в ходе проверки и последующей пересылки к Михаилу, в Уфу, который попросил меня подобрать качественный экземпляр.
Что же...Я нашёл объектив в состоянии «как новый».
А сравнивать мы его будем с чуть более потрёпанным, но вполне в хорошем состоянии Carl Zeiss Planar 85/1.4 C/Y, разработки известной немецкой компании, а произведенный в Японии (что собственно никак не сказалось на его качестве, я проводил тестирование). За предоставленный для данного теста объектив Carl Zeiss Planar 85/1.4 C/Y большое спасибо Сергею, С-Петербург.
Из моего запасника все CZ 85-ки пока что проданы.
Итак, начем сравнение.
Конструктивные отличия Гелиос 40-2 85/1.5 vs Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y
Самое первое, что хочется отметить это кольцо предустановки диафрагмы. Не знаю, кто его придумал, но вещь на редкость неудобная. Сначала вы выставляете ограничитель, до которого диафрагма может быть закрыта, а только потом прикрываете диафрагму свободно болтающимся кольцом (качество советское). Понятное дело, что кольцо закрытия диафрагмы легко задеть и сдвинуть. Таким образом для профессиональной деятельности я бы сразу не рекомендовал Гелиос 40-2. И оперативность работы низкая и точность экспозиции страдает из-за кольца диафрагмирования.
Оба объектива имеют очень удобный диаметр фильтра 67мм, к которому есть все типы фильтров (UV, поляризационные, цветные, градиентные и т.д.). Этот диаметр крайне популярен у изделий Carl Zeiss, так что можно найти фильтры на ваш Гелиос 40-2 самого высокого качества.
Управление фокусировкой на Гелиос 40-2 неудобное. Узким металлическим кольцом, которое вовсе и не кольцо, а наподобие многогранной гайки. На Carl Zeiss широкое фокусировочное кольцо, покрытое пупырчатой антискользящей резиной. Пока я фокусировался на улице при -15 с помощью железного кольца Гелиос 40-2 пальцы изрядно «задубели».
Качество сборки. На фото один из винтиков Гелиос 40-2 85/1.5. Он новый, его крутили только 1 раз и на заводе судя по состоянию. Потом кое-как залили герметиком.
Другой винт.
Гелиос 40-2 также намного крупнее Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y
Также Гелиос 40-2 имеет довольно необычное строение диафрагмы.
Этот момент навел меня на мысль о проведении теста на форму дисков нерезкости (см.далее).
Со строением диафрагмы Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y можно ознакомиться в статье Есть ли разница между объективами Carl Zeiss «made in Japan» и «made in West Germany»
Оптическая схема и просветление Гелиос 40-2 85/1.5 и Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y
Ожидаемо Гелиос 40-2 85/1.5 имеет оптическую схему классического Planar'а (копия с Carl Zeiss Jena Biotar 75 mm f/ 1.5).
В тоже время как Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y уже отошёл от классики (своей собственной) и тяготеет к тому, чтобы стать умеренным телевиком со схемой Ernostar.
Гелиос 40-2 85/1.5 имеет однослойное просветление, а Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y имеет хорошее мультипросветление.
Тест на резкость Гелиос 40-2 85/1.5 vs Carl Zeiss Planar 85/1.4 c/y
Первый тест я провел при фокусировке на бесконечность, несмотря на очень холодную погоду. Дело в том, что результаты объектива могут сильно отличаться при фокусировке на бесконечность и вблизи.
Для наглядности можно подвигать ползунок.
Впечатляюще, да?
Говорить про то, что это «мылит» конкретный экземпляр Гелиос 40-2 просто смешно. Я не выбирал, например, конкретный CZ Planar 85/1.4. Взял единственно доступный в этот конкретный момент. Они все примерно одной резкости.
Оцените теперь слова про Гелиос 40-2: «...В центре кадра резкость отличная уже на F1.5...»
Гелиос 40-2 всё еще сильно проигрывает по резкости.
Такое ощущение, что смотришь через мутное стекло. А потом его внезапно протираешь.
На диафрагме F4 Гелиос 40-2 начинает потихоньку выправляться, но все еще сильно отстает по резкости от Carl Zeiss Planar 85/1.4. Дело в том, что чем больше зажимаешь диафрагму, тем меньше становится видна разница между резким объективом и нерезким.
Кроп кадра с диафрагмы F4.
Да что ж такое...Когда же Гелиос 40-2 станет резким-то...
продолжение на следующей странице.
С технической точки зрения Гелиос 40-2 хлам, но внезапно для портретика его недостатки оборачиваются достоинствами, и мыльность и даже желтизна.
Итак, стенки-кирпичики в бесконечности, а если каждая песчинка в растворе между кирпичами видна «не очень», то объектив плохой. Так?
«Гелиос-40» — не «Индустар», имеет совершенно иное назначение и, соответственно, другие возможности. Что автоматически означает, что и сравнивать его с любым другим стеклом разумно в тех условиях, для которых он предназначен. А он — художественный портретник. Не для бесконечности, а для съемки на ближних и средних дистанциях. Во всяком случае, покупают его именно для этого, а не для фиксирования номеров машины в километре от фотографа — при том, что на слегка поджатой диафрагме он и это может.
А то, что небо с гелиос получилось гораздо голубее, это тоже ставите в минус плохому просветлению?
По-моему излишнее просветление портит цвет в боке.