Оба объектива радуют формой дисков нерезкости (причем Гелиос 40-2 делает это неожиданно), но стоит порекомендовать не фокусировать при этом объектив на большое расстояние, так как по снимку вы видите, что диски обрезаются. У меня для простоты объективы были сфокусированы на бесконечность. На близкой дистанции (портретной) такого не будет, диски будут целыми.
Диски нерезкости на Гелиос 40-2 продолжают принимать причудливые формы. Обращаем внимание, что они все еще обрезанные по краю.
Здесь все более классическое. Совсем нет кручения фона, диски уже не обрезанные и предсказуемой многоугольной формы. На снимке такая незначительная многоугольность будет казаться кружком.
Но необычных художественных эффектов, как у Гелиос 40-2 здесь не будет. Просто красивое боке.
Гелиос 40-2 опять демонстрирует нам необычных «ёжиков» даже на F2.8! А цейс сохраняет свой классический эффект.
С Цейсом всё понятно, дальше у него многоугольник будет только уменьшаться, а вот насчет Гелиос 40-2 интересно, когда же у него пропадут эти спецэффекты, на какой диафрагме уже не стоит их искать.
Итоги
Во-первых Гелиос 40-2 85/1.5 оказался очень нерезким и малоконтрастным объективом. Особенно касается это больших расстояний. Как видите, я проверил фокусировку на расстояниях от 100м и до бесконечности, а также вблизи (1.43м).
При этом Carl Zeiss Planar 85/1.4 наоборот оказался вполне работоспособным как на близких дистанциях, так и на дальних. Резкость и контраст на весьма высоком уровне.
Но на портретных расстояниях можно считать резкость Гелиоса 40-2 приемлемой. Он не дотягивает до резкости и контраста цейса, теряет из-за этого яркость цветов, делая их приглушенными, но может быть использован для портретов с естественным софт-фильтром.
Боке. Вот тут Гелиос 40-2 проявляет себя в полной мере. Эти эффекты можно любить или не любить, но отрицать их наличие невозможно. Весьма сильное кручение фона на диафрагмах до F2.8. Диски нерезкости непредсказуемо меняющие форму при закрытии диафрагмы (сказывается необычная форма диафрагмы и кручение фона одновременно).
Примеры боке с Гелиос-40
Автор фото: Артем Зубенко
Рекомендации. Рекомендую Гелиос 40-2 для мягких неконтрастных портретов на близком расстоянии со спецэффектами а ля «Алиса в стране чудес».
Для любой профессиональной съемки Гелиос 40-2 я бы использовать не стал по простой причине несовершенства его просветления. В некоторых ситуациях падение контраста бывает небольшое, а в других весьма драматичное, которое просто безвозвратно портит фото. Предсказать такие проблемы сложно так как лампы в помещениях висят на разной высоте и в разных местах, все учесть сложно. На природе с этим попроще, если не выходить на открытое солнце.
Цену объектива считаю неоправданной по причине его оптического несовершенства и узкой специализации. Но если есть спрос...
Интересно было бы посмотреть на необычные фото с кручением фона, снятые на Гелиос 40-2, особенно, если вы разрешите их вставить в эту статью в качестве иллюстрации.
И всем удачных снимков, независимо от ваших объективов! :)
Ниже в комментариях один из читателей блога выразил мнение, что новый Гелиос 40-2 85/1.5 резче, чем Carl Zeiss 85/1.4. Причем для подтверждения своего мнения он использовал новый же Carl Zeiss 85/1.4 ZE (впрочем идентичный старому по резкости) и приложил тестовые RAW-файлы за что ему огромное спасибо!
Таким образом мы можем дать ответ не только самому chiort, но и всем сомневающимся.
Снимки не обработаны, расстояние 100м.
Центр кадра
Учитывая, что резкость (MTF50) принято определять по контрасту деталей, то я бы не сказал, что Гелиос 40-2 85/1.5 более резкий, а скорее наоборот.
Причем принято различать контраст крупных, средних и мелких деталей (10, 20, 40 пар линий/мм).
Разрешение меряют как контраст мелких деталей. На данном фрагменте видна общая «замыленность» изображения Гелиос 40-2. Как будто пелена перед глазами.
Мелкие детали пострадали меньше, но учтите — это центр кадра! А что же на периферии?
Край кадра
И вот тут мы видим, что Гелиос 40-2 85/1.5 на открытой диафрагме «мылит» безбожно по краю кадра. Никого он там по резкости не побеждает. Эта линза совсем для других целей — его хорошо применять для портретной съемки. В качестве бонуса мы получаем меньше фиолетовых окантовок на контрастных объектах. Это следствие низкого контраста.
Еще раз благодарю chiort за предоставленные материалы.
С технической точки зрения Гелиос 40-2 хлам, но внезапно для портретика его недостатки оборачиваются достоинствами, и мыльность и даже желтизна.
Итак, стенки-кирпичики в бесконечности, а если каждая песчинка в растворе между кирпичами видна «не очень», то объектив плохой. Так?
«Гелиос-40» — не «Индустар», имеет совершенно иное назначение и, соответственно, другие возможности. Что автоматически означает, что и сравнивать его с любым другим стеклом разумно в тех условиях, для которых он предназначен. А он — художественный портретник. Не для бесконечности, а для съемки на ближних и средних дистанциях. Во всяком случае, покупают его именно для этого, а не для фиксирования номеров машины в километре от фотографа — при том, что на слегка поджатой диафрагме он и это может.
А то, что небо с гелиос получилось гораздо голубее, это тоже ставите в минус плохому просветлению?
По-моему излишнее просветление портит цвет в боке.