Здравствуйте, друзья!
Благодаря Светлане Морозовой из С-Петербурга мне удалось попробовать объектив Carl Zeiss Vario- Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y.
Время идёт, технологический прогресс тоже и современные объективы Carl Zeiss вышли уже на новые «оптические» рубежи, но «старым» объективам под брендом Contax тоже есть место в творческой сфере.
Пользоваться «старыми» контаксовскими объективами всегда приятно.
Объектив появляется в каталоге Carl Zeiss от 1975 г., так что можно заключить, что он был разработан одним из первых, раз производство объективов для «зеркальных» камер началось в 1972 г. и это первый каталог этих объективов, насколько я знаю.
Также на факт раннего производства Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y намекает надпись «Made in West Germany» т.к. объективы делали в Германии только первое время, а после их производство полностью переместили в Японию.
Конструктив, эргономика и особенности
Объектив сделан очень хорошо, чувствуется прочный корпус и плавное хождение геликоида. Сложно представить, что этому объективу около 40 лет! Он до сих пор выглядит как новенький! Резинка фокусировочного кольца тоже без следов активного использования. На подобных резинках объективов Canon / Nikon обычно скапливается белый налет. Здесь этой проблемы нет. Также резинки современных объективов имеют свойство растягиваться со временем, но на «цейсе» резинка сидит плотно.
По линзой вы видите места установки инструмента spanner wrench для откручивания кольца удерживающего внутреннюю линзу. В любом случае не рекомендую раскручивать без очень веских причин.
Кстати, обратите внимание на мультипросветление объектива. Во-первых, оно присутствует (!) и во-вторых, на нем практически нет царапин (!). Очень хорошая сохранность. Когда Светлана дала Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y мне на обзор на нём стоял светофильтр B+W. Хороший пример как фильтр помогает сохранить объектив.
Для такого небольшого диапазона фокусных расстояний на сегодняшний день непривычно, что они меняются принципом «трамбона», т.е. «хобот» объектива выдвигается вперёд, открывая шкалу фокусных расстояний. В наше время такие объективы меняют фокусное расстояние обычно кольцом зуммирования.
Диафрагма и боке
Объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y имеет скруглённые лепестки диафрагмы, так что на полностью открытой диафрагме он будет давать красивое боке «шариками» (диски нерезкости), а вот на прикрытых диафрагмах отверстие превращается в многоугольник по числу лепестков диафрагмы — 6 шт.
Оптическая схема
Приведённая ниже картинка из каталога Carl Zeiss на объективы Contax для «зеркальных» фотокамер от 1975 г.
Судя по графикам объектив «софтит» на полностью открытой диафрагме и весьма прилично ведёт себя на всех фокусных расстояниях на диафрагме закрытой до F8. Конечно, на сегодняшний день только большой энтузиаст будет снимать на закрытой диафрагме т.к. в этом случае в видоискателе весьма темно. Да и объективы подобные Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y сейчас преимущественно покупаются для художественных целей. Кстати, прыгающая диафрагма у объектива есть, но вы сможете её задействовать только на «зеркальных» фотокамерах Contax.
Технические характеристики
Объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y | |
---|---|
Дата анонса | 1975 г. |
Фокусное расстояние | 40-80 мм |
Автофокус | нет |
Тип фокусировки | наружная |
Кольцо диафрагмы | да |
Диапазон значений диафрагмы | f/3.5 – f/22 |
Лепестков диафрагмы | 6 |
Оптическая схема (элементов/групп) | 13 / 9 |
Оптическая стабилизация | нет |
Диапазон фокусировки | 1,2 м – ∞ |
Рабочий диапазон | - |
Углы обзора (диаг./гориз./верт.) | 55.0° - 31° |
Диаметр круга покрытия | - |
Рабочий отрезок | 45.5 мм |
Покрытие на МДФ | - |
Масштаб на МДФ | - |
Диаметр резьбы под фильтр | M55 x 0.75 |
Положение входного зрачка (за плоскостью изображения) | - |
Угол вращения фокусировочного кольца (от ∞ до МДФ) | - |
Водо-/пыленепроницаемый корпус | нет |
Максимальный диаметр (с блендой) | - |
Диаметр фокусировочного кольца | 67 мм |
Длина (без крышек) | 87 мм |
Длина (с крышками) | - |
Вес | 660 г |
В качестве резюме по техническим характеристикам можно отметить то, что объектив с относительно сложной оптической схемой. Он весьма компактный для его устройства, хоть и увесистый.
Благодаря рабочему отрезку может быть установлен через адаптер на «зеркальные» фотокамеры Canon и на любые «беззеркальные» фотокамеры. Для диаметра 55мм светофильтры к объективу Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y будут недорогие. Кроме того к этому диаметру продаётся фирменная качественная бленда Carl Zeiss #4, которую я использую, например, на современных объективах тоже. Резьбовая бленда помогает работать с поляризационным светофильтром в случаях когда родная бленда другого бренда не имеет «окна» для того чтобы добраться до фильтра или неоправданно большая.
Примеры снимков с Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y
Резюме по объективу
Объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y имеет отличный конструктив, удобные фокусные расстояния и относительно маленький размер.
Оптически объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y «звезд с неба не хватает» и откровенно «софтит» на открытой диафрагме. По всей видимости существенная сферическая аберрация преобладает и выгодно для портретиста размывает хроматические аберрации (почти нет фиолетовых и зелёных каёмок на контрастных объектах). Фотографу портретисту это удобно т.к. кожа модели не требует ретуши, она изначально очень гладкая.
Боке объектива Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 40-80 mm f/ 3.5 C/Y в целом приятное, но во-первых, очень желательно снимать на открытой диафрагме чтобы избежать шестигранников в дисках нерезкости и во-вторых, стараться избежать больших ярких объектов на переднем плане (например, гирлянды новогодние на фоне портрета) т.к. диски нерезкости с этого объектива имеют явные фиолетовые окантовки и могут создавать так называемое «busy bokeh», т.е. быть слишком назойливыми.
В обычных же съемках на природе, я думаю, объектив вас очень порадует, особенно на «беззеркальной» камере, где легко ловить фокус по focus peaking (подсветка контуров).
На этом свой краткий обзор заканчиваю и желаю вам удачных снимков!
P.S. на картинки-примеры можно кликать и откроются большие, вплоть до полноразмерных. Это преимущество моего перехода на новый хостинг. Теперь не нужно выкладывать полноразмерные картинки отдельно.
Дмитрий, зачем же в обзоре на может быть прекрасный объектив, походу пинать конкурентов — «обычно фокусировочные резинки у Никогда и Кенона в таком возрасте покрываются белым налетом ...» Несолидно.
У меня 4-е фикса от Никона (50, 85, 105, 135) возрастом от 30 до 10 лет, 4-е Лейки (24, 35, 50, 90) возрастом от 40 до 30 лет и ни на одном резинки не пошли и не покрылись никаким налетом.
До покупок Леек я хотел купить Zeiss Distagon 25/f.2.0 ZF, возрастом не более 5 лет. Так у него была подклиненная диафраграмма. Я же на основании этого не делаю вывод, что Цейс — полное г...
Валерий, здравствуйте!
Они не конкуренты сейчас, да и для меня они не конкуренты т.к. я не делаю объективы. Я высказываю своё мнение о качестве комплектующих на основе пользования объективами. Объективов Carl Zeiss Contax через меня прошло около 100шт, а объективов Canon / Nikon несколько сотен в сумме. Т.е. некоторая статистика есть. Особенно, если учесть что на объективах Carl Zeiss Contax не было ни одной такой резинки с белым налётом. Ни одной! А лет им намного больше, чем тем автофокусным Canon / Nikon, которые ко мне попадали (старых среди них было очень мало). Кроме того, на самых новых Canon резинки еще и растягиваются со временем и болтаются. Те кто занимается их перепродажей, отмачивают резинки в каком-то составе (предположительно керосине) чтобы резинка опять съёжилась и села плотнее.
Про современные Цейсы я также пишу как есть. Например, сейчас стали активно использовать серые резинки на фокусировочном кольце, которые очень быстро теряют внешний вид. А они используются на всех современных линейках, включая ZEISS Otus! Предыдущая же серия «классики» имела металлическое ребрение, которое сохраняло внешний вид очень долго.
Я не делал вывод что, Nikon «полное г...», я высказался по поводу конкретных комплектующих. Кстати, если разобрать недорогие Никоны, то там тоже много интересных пластиковых комплектующих с китайскими иероглифами встречается. Но это тоже не говорит, что «Никон полное г...», а просто констатация факта. Я люблю хорошую оптику независимо от бренда. Лучше когда она долговечная, мне претит нынешняя идеология «объектив на 3 года», потому и высказался в пользу более качественных комплектующих.
P.S. если получится, завтра отсниму для вас объектив Никон с белым налётом для иллюстрации.
можно накидаю вопросы-
любопытнокак делают неизменную светосилу в зуме ?
Как переехало производство? ...изменлся ли подход. вообще? немцы япнцы -это разное мышление...почему в японию... из-за стекла?..что значит новый уровень... я не вижу того потрясного боке. сейчас все уходит в серость равномерность это по своему совершенно. говорят сейчас оптику считают чтобы убрать аберации а раньше думали о живописности . ...любопытно такое решение как зум особенно на ранних вариантах скоре отталкивает. я бы просто 40 мм покупал. хочется видеть работу оптики в контровом свете. как он формирует зону нерезкости на разной диафрагме. как держит белый проем окна т е переход от яркого пятна к черноте.
Очень полезный обзор. Помогает сравнить новые и старые объективы в реальных современных условиях на современных камерах. Мне кажется, что один из выводов — это жирный плюс хорошим советским объективам!
Спасибо! Да, советские объективы вне конкуренции по цене/качеству. Цейсы старые лишь пример где к портретным свойствам добавляется еще и качественный конструктив, но и стоят они дороже...
Ещё возвращаясь к качеству исполнения современных объективов. Вот ссылка на сайт мастера по ремонту оптики из Питера — nesovet.livejournal.com/444958.html.
Сайт рекомендую, при желании купить оптику на вторичном рынке посмотрите может она представлена на этом сайте в качестве экспоната и полученная информация о реальном устройстве конкретного объектива избавит Вас от возможных разочарований в будущем.