Главнаяфотосъемкапортрет → Студийный свет, урок 1: рефлекторы
53 342 просмотров
В этой статье 1917 слов.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Самым простым и часто встречающимся аксессуаром в студийной съемке является рефлектор. Красивое слово «рефлектор» переводится как отражатель. Соответственно и суть его работы в отражении света.

Рефлектор используется для того, чтобы ненаправленный свет сделать направленным. Понять методику работы рефлекторов можно из данных схем, на фотографических русскоязычных ресурсах пока не встречающихся. Ну что ж... Пришло время ликвидировать и эту брешь.

Я кратко опишу все основные варианты рефлекторов, чтобы вы могли в дальнейшем разбираться не только в фотографических рефлекторах, но и любых других. Например, в рефлекторах для автомобильных фар, фонарях и проч.

Статья получилась относительно большая т.к. рефлекторы «это наше всё». Я бы рекомендовал внимательнее отнестись к схемам выхода света из рефлектора и комментариям к каждому рефлектору. По той причине, что светотеневой рисунок зависит от расстояния и размера рефлектора, а на схемах показан сам принцип, с помощью которого можно понять, что вообще стоит ожидать от рефлектора, перемещая его.

На фотографических ресурсах аналогов этой статьи нет. Есть только световые пятна, но нигде не описан принцип работы рефлекторов. Вся информация была почерпнута из специализированных источников, таких как «кампус Carl Zeiss», сайты производителей: автомобильных фар; фонарей и прожекторов; телескопов, сайты различных университетов и т.д.
Буду рад, если специалисты в области конструирования рефлекторов и осветительных приборов конструктивно прокомментируют статью, может что-то добавят или поправят. Также буду признателен за 3D-моделирование источников света, если кто захочет помочь красиво оформить статью (3Dmax, Maya, Pro/ENGINEER она же PTC Creo Elements/Pro и т.д.). Даже можно немного могу заплатить и в дальнейшем сотрудничать, если устроит результат.

Все рефлекторы любезно предоставлены компанией Falcon Eyes.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

к содержанию ↑

Что необходимо знать о рефлекторах

Характер светового потока при использовании рефлектора зависит от:

— его геометрической формы и размера;
— свойств его поверхности;
— расположения лампы;
— расстояния до объекта освещения.

к содержанию ↑

Схемы действия рефлекторов

фотографические рефлекторы

Супер-краткий ликбез по геометрии

Шар — объемная окружность. Сфера является поверхностью шара. Если вращать параболу, то получим эллиптический параболоид. Окружность является частным случаем эллипса. Все эти фигуры суть конические сечения.

к содержанию ↑

Сферический рефлектор

Лампа в центре рефлектора.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

сферический рефлектор, лампа в центре

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

полусфера

Если поместить лампу-вспышку в центре, то свет будет отражаться обратно в лампу. Таким образом выход светового потока повышается примерно на 40%. Но поскольку лучи расходятся довольно широко, то таким рефлектором не очень удобно работать в студийной съемке.

Лампа в фокусе рефлектора.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

сферический рефлектор, лампа в фокусе

Сфера, на которой находится точка фокуса рефлектора определяется как половина радиуса рефлектора. В данном случае на выходе мы получим параллельные лучи, что хорошо для равномерного освещения. Такой рефлектор часто используется в фонарях совместно с линзой Френеля.

Самый известный и широко употребляемый сферический рефлектор — это портретная тарелка (beauty dish).

Нет никакой гарантии, что лампа в вашей конкретной портретной тарелке находится в фокусе. Сколько производителей — столько форм, размеров и положений ламп портретных тарелок. Вы сами сможете оценить имеющуюся у вас зная принцип.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

портретная тарелка с сотами и тканевым рассеивателем

портретная тарелка сбоку - сферическая форма

портретная тарелка сбоку — сферическая форма

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

портретная тарелка без сот — видно дефлектор в центре

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Соты. в данном случае это соты для стандартного рефлектора, но соты для портретной тарелки такие же, отличаются лишь принципом крепления

Портретная тарелка отличается от других рефлекторов во-первых, довольно большим размером, а во-вторых, наличием дефлектора (отдельного маленького рефлектора в центре), который переотражает часть света в центре тарелки на основной отражатель, тем самым выравнивая освещенность светового пятна.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

портретная тарелка без сот

портретная тарелка с сотами

портретная тарелка с сотами

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

портретная тарелка с сотами и тканевым рассеивателем

характер освещения портретной тарелкой

характер освещения портретной тарелкой

характер освещения портретной тарелкой

Область применения: Портретная съемка, в основном молодых людей. Портретная тарелка с сотами даёт замечательный в меру контрастный свет. Не слишком мягкий, как софтбокс и не слишком жесткий, как эллиптические рефлекторы. Но рамок никаких на самом деле нет. Можно использовать и для подсветки волос при нехватке эллиптических рефлекторов и в других случаях, когда вам нужно большое ровное пятно света. Рекомендую использовать портретную тарелку с сотами, иначе пятно слишком рассеивается. Тканевый рассеиватель на мой взгляд даёт слишком мягкий свет. Можно использовать при отсутствии софтбокса. Один из огромных плюсов портретной тарелки — её мобильность. Вы можете положить её в багажник и ехать на съемку. По приезду просто достать её и надеть на вспышку. Нет потери времени на сборку софтбокса, а снимки получаются весьма контрастные и интересные.

Портретная тарелка может иметь разный материал поверхности: серебристый или матово-белый. Серебристый даёт немного более жесткий и контрастный свет. Поверхность этого материала, как правило, шагреневая (т.е. не гладкая) для того, чтобы поток света выходил более равномерный.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

портрет с использованием портретной тарелки

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

использование портретной тарелки с сотами в студии

Портретная тарелка даёт характерный блик в глазах модели.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

блик в глазах от портретной тарелки

Такой же принцип используется во Flood световых источниках, но они представляют собой гораздо более сложное устройство, где лампа чаще всего может перемещаться относительно рефлектора.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

оптический прибор Pulsospot, фокусирующий свет в пятно. Лампа стоит на подвижных рельсах, можно удалять и приближать к отражателю

Т.е. свет фокусируется в пятно, а после еще собирается линзой Френеля. А в спот-приборах после отражателя свет собирается дополнительно с помощью специального объектива.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Flood источник

Про использование источников с линзой Френеля можно почитать здесь. А также про источники с линзой Френеля здесь

Также примером сферического рефлектора является фотозонт. Он крепится к вспышке своим штоком и даёт мягкий, но слабо управляемый свет.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

фотографический зонт

Фотозонт используется ввиду своей компактности и дешевизны. А также фотозонт имеет возможность перемещаться относительно вспышки. Внутренняя поверхность зонта может быть серебряной, золотой или матово белой. Серебристые поверхности дают более жесткий свет, а матово-белые — более мягкий.
Также бывают зонты «на просвет», но это уже не отражатель, про которые речь в данной статье, а рассеиватель, потому я его здесь приводить не буду.
Про фотозонты я еще дополню позже, как сделаю тестовые снимки.

к содержанию ↑

Параболический рефлектор

Данный вид рефлектора тоже может собирать лучи и направлять их параллельно, если источник света будет в фокусе рефлектора.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

параболический рефлектор с лампой в фокусе

Если лампу приближать от фокуса к рефлектору, то лучи будут расходиться, а если удалять от места фокуса — сходиться.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

параболоид

Примеры использования параболического рефлектора в студийных приборах.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Переходим к самому ошеломляющему рефлектору. Не своими характеристиками (каждый инструмент под свою задачу), но своим размером! Здесь буду называть параболические рефлекторы «PARA», по названию самого популярного параболического рефлектора — Broncolor PARA. Некоторые фотографы ставят PARA в основном, чтобы шокировать клиента и убедить, что это серьезная студия.

Области применения: PARA широко используется на западе в location съемках, т.е. в съемках на природе. Поскольку она складная, то несмотря на большой размер может быть вполне компактно сложена для перевозки на машине. Её достоинство в мягком свете и в том, что фотограф может стоять прямо между PARA и моделью, не меняя практически светотеневой рисунок (т.е. он фактически загораживает часть света, но из-за размеров PARA это несущественно). PARA бывают разных производителей от дешевых (в разумных пределах) до очень дорогих и желанных.

**
к содержанию ↑

Эллиптический рефлектор

На картинке слева стандартный рефлектор Falcon Eyes 7". У каждого производителя студийного оборудования свой диаметр и форма стандартного рефлектора. Но, как правило, это средний рефлектор из линейки эллиптических рефлекторов данного производителя фототехники.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

эллиптические рефлекторы

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

моноблок со стандартным эллиптическим рефлектором

моноблок со стандартным эллиптическим рефлектором

форма стандартного рефлектора

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

форма эллипса (приложил один рефлектор к другому и наложил сверху эллипс)

Плюс эллиптических рефлекторов в том, что они очень эффективны в создании яркого светового пятна. Но пятно это получается неоднородное, с некоторой обводкой пятна в зависимости от места фокусировки, т.к. лучи сходящиеся, а не параллельные, как у сферического и параболического отражателей.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

стандартный рефлектор без сот, расстояние до фона 2.5м

Как видите, без сот распространение пучка света весьма большое в диаметре.

стандартный рефлектор с сотами, расстояние до фона 2.5м

стандартный рефлектор с сотами, расстояние до фона 2.5м

Пятно света существенно уменьшилось.

Как работают эллиптические рефлекторы — демо.

[raw2]
К сожалению, у Вас не установлен flash плеер.

[/raw2]

Обратите внимание, что лампа двигается только у очень дорогих вспышек. Данное демо представлено для понимания принципа работы: «А что будет, если...»

Эллиптический рефлектор — один из самых интересных и востребованных рефлекторов. Его вы найдете в любой фотостудии.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

стандартный эллиптический рефлектор сзади-справа на волосы

Ниже представлен большой эллиптический рефлектор от Falcon Eyes.

большой эллиптический рефлектор

большой эллиптический рефлектор

большой эллиптический рефлектор

большой эллиптический рефлектор — форма

В зависимости от диаметра рефлектора и его глубины мы можем получить пятно различного размера и свет разной жёсткости (эллиптические рефлекторы дают довольно жёсткий свет). Чем рефлектор глубже, тем меньше пятно. Чем диаметр рефлектора больше, тем мягче тени.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

большой рефлектор без сот, расстояние до фона 2.5м

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

большой эллиптический рефлектор с сотами

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Области применения: Применение эллиптического источника не ограничено. Это жесткий свет, который пятнами может подсвечивать всё что нам нужно. Часто используется для подсветки волос модели сзади и придания акцента в различных случаях. Я часто использую эллиптические рефлекторы в предметной съемке т.к. с ними очень удобно работать (но обычно используется еще рассеиватель, чтобы смягчить их свет). Они компактные и дают небольшое контролируемое пятно. Для эллиптических рефлекторов существуют соты разного диаметра ячеек, которые ограничивают пятно. Единственный минус — соты алюминиевые и покрашенные краской, при долгой работе пилотной лампы краска начинает подгорать и по студии разносится ощутимый запах. Так что долго работать с эллиптическим рефлектором с сотами не рекомендуется. Нужно давать сотам остыть.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

пример использования стандартного рефлектора в предметной съемке

Для этой фотографии использованы 2 стандартных рефлектора и два куска молочного акрила в качестве рассеивателей.

к содержанию ↑

Специальные типы рефлекторов

Кроме того существуют специальные типы рефлекторов, которые используются для конкретных задач.

Конус, он же Снут (Snoot)

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Насадка коническая Falcon Eyes DPSA-CST BW

Конический рефлектор используется для сильного ограничения светового пятна, благодаря своей конической форме и глубине. Но нужно учесть, что Снут довольно сильно ослабляет световой поток на выходе.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

выходное отверстие снута

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

результат действия снута

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

характер светового пятна от снута

Здесь мы видим яркий и довольно однородный центр, а по периметру вторичное, более тусклое кольцо.

Для Снута, как и для большинства других рефлекторов существуют соты.
Одеваются они на переднюю часть Снута и позволяют сильно сужать световой поток, делать пятно более аккуратным.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

соты, надетые на снут

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

результат работы снута с мелкоячеистыми сотами

Также можно вложить под соту кружок фолиевого фильтра и получить цветное пятно.

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

осветлённый кадр

Осветляем кадр в фотошопе и видим, что неоднородность пятна почти ушла. Есть небольшие артефакты от самих сот, но на снимке их видно не будет.

На приведённом ниже снимке снут работал с синим фолиевым фильтром на стеклянное остриё (фотошопа здесь нет, только освещение). Сот для снута у меня в тот момент не было, так что пришлось часть пятна экранировать черным флагом (чёрной тканью).

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

Если бы я не экранировал часть пятна от снута, но его свет смешался бы со светом от фона и поверхность куба стала бы блёклой. Тоже самое нужно учитывать при съемке людей. Свет от различных источников (особенно источников жётского света) желательно не пересекать.

Область применения: Везде, где нужно подсветить небольшим световым пятном с довольно жесткими краями. Например, подсвечивают волосы или детали одежды и реквизита.

Фоновая насадка

Область применения фоновой насадки следует из её названия, она служит для освещения фона. Благодаря своей форме она освещает фон более мягко, чем, например, стандартный эллиптический рефлектор.

Примеры.

Идеально красивого кадра не вышло (фон немного неровный), но суть понятна. Фоновая насадка равномерней распределяет световой поток.

к содержанию ↑

Итоги:

В данной статье я коснулся лишь нескольких типов рефлекторов. Понятно, что если мы берем такое всеобъемлющее понятие, как «отражатель», то писать о разных видах отражателей можно долго. И в следующих статьях мы продолжим знакомиться с различными видами отражателей.

Вы познакомились с базовыми студийными рефлекторами, принципами их работы и классической областью применения. Область применения на самом деле ограничена только вашей фантазией и возможностями конкретного рефлектора.

update
Приходя в фотостудию рекомендую пользоваться слэнговыми названиями рефлекторов. Например, если вам нужен пораболический рефлектор большого размера, то он называется PARA («Пара», большой зонт).
Если вам нужен маленький эллиптический, то он называется «стандартный рефлектор» или «горшок».
Портретная тарелка — это портретная тарелка. По-английски Beauty Dish («тарелка для красавиц» :) ).
А также есть софтбокс, стрипбокс, октобокс и проч. про которые речь будет в следующих статьях т.к. это уже не просто рефлеторы, а отдельные приспособления.

Буду рад услышать ваши комментарии и посмотреть примеры ваших работ с различными рефлекторами.

В ближайшее время будет новая статья по студийным аксессуарам! Оставайтесь на связи :)

А девушку отпустим... пусть плывёт...

Студийный свет, урок 1: рефлекторы

снято с использованием портретной тарелки в пасмурную погоду

Не забывайте, пожалуйста, нажимать "поделиться" Вконтакте, Фейсбуке, Гугл+ и т.д., а также оценку 5*, если вам понравилась статья!
Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (53 votes, average: 4,92 out of 5)
Загрузка...

Если вы также хотите смотреть мои видеоматериалы, то подписывайтесь на мой канал
 Здесь мой инстаграм, можно посмотреть над чем я работаю в текущий момент
 Я на Facebook - здесь основные анонсы моих статей
 Я Вконтакте, здесь бываю реже, но тоже бываю
 Подписаться на RSS ленту
Рекомендовать

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • тесты обьективов и фотокамер
  • статьи по истории фототехники
  • секретные приемы фотосьемки
  • проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

12 thoughts on “Студийный свет, урок 1: рефлекторы

  1. Здравствуйте. А подскажите подробней про съёмку пятака? Как располагалось монета (лежала на поверхности или была закреплена вертикально), как были расставлены источники света?

    • Я монеты и значки снимал таким образом. Съёмка сверху. С одной стороны (например, с левого угла) под углом или чуть сверху мягкий рассеянный свет для общего освещения — софтбокс. Настраиваем сначала его на минималках. А рельеф обеспечивает «горшок» с другого угла (справа). Он дает и яркий блик с одной грани и более жесткую тень с другой. Объём больше. Соответственно смягчить тень при желании можно рассеивателем. Если фон белый — подсвечиваем снизу.

  2. Я правильно понял, что «пара» актуальны именно только из-за малых потерь мощности? В Prograf продавец говорит о «другом свете». У меня нет огромной студии, приборы достаточно мощные (500 Дж). Боюсь, габариты грандбокса 1,2м будут мешать, ничего не давая в преимущество по сравнению с «октой» того же размера? (стоит проблема дозаказа, надо определиться)

    • PARA имеет другой свет, сводит световой пучок в пятно или полностью расфокусирует. Такой возможности у других рефлекторов нет. Про PARA я написал отдельную статью где показал ход лучшей и примеры снимков. Разница по свету с октобоксом существенная именно за счёт перефокусировки.

  3. Фото «результат действия снута», имхо, лишнее, вводит в заблуждение.

    Фото «характер светового пятна от снута» логичнее поместить сразу после описания насадки.

    Досточно вторым фото показать фото «результат работы снута с мелкоячеистыми сотами»

    • Здравствуйте, Игорь!

      Почему вводит в заблуждение? Так и выглядит результат. А «характер светового пятна от снута» это тоже самое, но осветлено, чтобы было видно, что он даёт градации освещенности. С мелкоячеистыми сотами пятно меньше (у меня не видно, к сожалению) и видна структура сот, если снут рядом с фоном.

  4. Спасибо, Дмитрий. Очень полезная информация для меня, как начинающего фотографа.

  5. Благодарю вас Дмитрий, интересно было почитать. Как для любителя нашёл много информации на которую никогда не натыкался, знаю что точно будет интересно глянуть дополнение про зонты, поэтому жду добавки, ну и конечно же после такого начала остальные статьи.

    • Обещаю про зонты в ближайшее время. Продолжение выйдет на будущей неделе. Уже отснял тестовые кадры с оптическими насадками и другими приспособлениями.

Страница 1 of 11