Продолжая тему линз Френеля, как части прибора для студийной фотосъемки из статьи Линзы Френеля — прибор для студийной фотосъемки хочу вашему вниманию представить мои эксперименты в этой области.
Реализовали мы этот эксперимент совместно с Игорем Патокиным. Каждый привнёс своё оборудование. Игорь привёз моноблок Elinchrom Multilight 1000 pro с оптической насадкой Zoom Spot 18-36. Т.е. мы не использовали, ставшие традиционными для сегодняшних фотосессий софтбоксы, а работали «по-старинке», жёстким светом. У такого подхода есть и плюсы и минусы. Из плюсов — высокий контраст исходного фото и возможность работы «пятнами», что позволяет лучше контролировать поток света.
Из минусов — легко локально уйти в пересвет и тени довольно жесткие.
А я со своей стороны привнёс Broncolor Pulsospot 4 с линзной Френеля и местами использовали оптическую спот-насадку к нему.
У нас было две цели — использовать оба прибора и попробовать сделать что-то в духе 60-ых. Для достижения второй цели мы пригласили двух моделей (Джульетту и Аню) и визажиста Настю.
Мне кажется фото еще приобретают бОльший налёт ретро, если снимаешь в ч/б и с невысоким контрастом. Не знаю, почему, но мне кажется так. Если у вас есть своё мнение, то прошу высказать в комментариях. Поэтому большая часть фото в статье будет черно-белая.
Фото практически не ретушированы, чтобы вы могли видеть чистую работу света с насадками.
Этап 1, линза Френеля, направленная на волосы
Слева-спереди зум-спот, справа-сзади (на волосы) — пульсоспот с линзой Френеля.
Этап 2, линза Френеля, направленная на лицо
Здесь зум-спот с маской «окно» на фон, а пульсоспот с линзой Френеля — на лицо модели.
Поскольку тени жесткие, то нужно быть осторожным с тем, куда они падают. С одной стороны жесткая тень от носа, падающая влево-вправо раньше не считалась браком. Но то раньше, а сейчас — считается.
Раньше тоже было желательно, чтобы тень от носа падала вниз и была минимальной, но иногда встречаются и профессиональные работы с тенью от носа, падающей в сторону.
Этап 3, пульсоспот с маской Гобо в виде листьев, направленный на модель
Степень эффекта «листьев» можно регулировать как расстоянием до модели, так и сфокусированностью рисунка маски. Т.е. в моём случае есть насадка-объектив, которой можно регулировать размытие рисунка. Между насадкой Elinchrom Zoom-Spot 18-36 и моей Broncolor Spot attachment есть огромная разница.
Когда пятно дефокусивано на Elinchrom Zoom-Spot 18-36 вылезают нешуточные ХА. Т.е. по краю пятная широкая кайма со всеми цветами радуги.
Т.е. такие фото, как представлено выше, с рисунком на модели категорически противопоказаны, если они планируются в цвете. С Broncolor Spot attachment такой проблемы нет, т.к. нет видимых ХА.
Этап 4, ню. Zoom-spot с маской Гобо в виде окна, направленный на фон
В моём распоряжении достаточное количество масок Гобо от Broncolor. Они сделаны из тонкой нержавеющей стали и не страдают от нагрева при включенной надолго пилотной лампы. Маски Гобо от Elinchrom сделаны более топорно, но там тоже есть все базовые рисунки. В большинстве случаев ими можно и обойтись.
Сюжет этого ню простой — приличную даму застали в примерочной :) Возможно, девушка актриса, а мы — папарацци.
Помимо самой Джульетты, очень понравилась обтягивающая длинная юбка с рисунком снизу. Прическа с такой юбкой отлично гармонировала и создавала образ светской дамы.
Выводы по статье
Линзы Френеля и спот-насадки — отличный инструмент для студийной съемки. Он даёт гораздо больше возможностей, чем софтбоксы, стрипы и просто горелки.
Но! Т.к. эти светильники светят пятнами, то одного светильника (скажем, с линзой Френеля) крайне мало. Тут нужно минимум 3шт, а лучше штук 5. Печально, но качественные fresnel flooter и pulsospot стоят весьма дорого. Далеко не во всех студиях, которые сдают в аренду есть подобное оборудование и хорошо, если есть хотя бы дешевые альтернативы вроде spot-насадок или насадок с линзой Френеля. Чаще и того нет.
Дешевые spot-насадки (для проекции рисунков масок Гобо) дают нешуточные хроматические аберрации. Их нужно использовать аккуратно, на фон, чтобы фон находился в удалении от модели. Если рисунок не дай боже пройдет по модели, то убрать такие разводы в фотошопе будет затруднительно. Останется только переводить в ч/б. На дорогих, наподобие Broncolor Spot attachment такой проблемы нет.
Что же делать, где достать такие светильники? Всё очень просто. При ограниченном бюджете и если хочется просто попробовать нужно пользоваться светильниками на основе галогенных ламп. Такие есть в китайском исполнении и в исполнении от Dedolight. Плюс ко всему такие светильники существуют на основе светодиодов (LED).
Желаю всем удачных снимков и красивых моделей! :)
И не забывайте делиться записью (рекомендовать, ссылки ниже), пожалуйста!
Интересная статья. Увы, многие сходу рекомендуют дорогое и крайне редкое вне пределов московских студий световое оборудование — линзы френеля, дедолайт, спот насадки. Так как я все это пока не смог найти, я поступил проще- приобрел к студийным вспышкам коническую насадку с сотовой вставкой, вставку временно удлил, а в конус прикрепил объектив от кинопроектора старого. Выставил фокус — и получил вполне приличную спот насадку. которая дает интересный свет . Конечно у нее имеются свои недостатки , но хоть какая то альтернатива вечным софтбоксам и тарелкам
Присоединенная картинка:
Александр, спасибо, что поделились опытом!
Мне думается, что ваш вариант с объективом от кинопроектора не сильно хуже, чем вариант со спот насадкой Elinchrom. В этих насадках сложного ничего нет. Другое дело дорогие приборы, где стоят хорошие объективы. Если присмотритесь, то по краю пятна на вашем фото как раз видны те разложения света на спектральные составляющие, которые я упомянул в статье, но забыл снять иллюстрацию.
Так что пользоваться можно, но осторожно.
Дедолайт я на днях осмотрел. Ничего особо интересного внутри нет. Лампа, фокусирующая линза и рельсы. Но линза не френель, а что-то другое с виду. Его обзор еще впереди.
Завтра мне привезут бюджетный набор осветителей с линзами френеля. Думаю, это будет многим интересно. А дедолайт, для порядка, протестирую чуть позже. Подписывайтесь на новости — сравню все приборы, расскажу про все плюсы и минусы.
Кстати, конический рефлектор (snoot) у меня есть, но пятно от него неаккуратное. Прибор с френелем лучше.
Очень интересная статья!
Здравствуйте, Дмитрий.
Немного не в тему. Очень понравился портрет модели Ани. Голливудская внешность 60-70 гг...
Здравствуйте, Владимир!
Может прическа сыграла роль? Могу добавить её портретов в статью.
Добавляйте, интересно
Олег, добавил снимки Ани!
Дмитрий. особенно понравился самый последний портрет . Замечательная статья.