Здравствуйте, друзья!
Я серьезно взялся за тему фишаев, которую не очень любят остальные обзорщики т.к. объектив фишай это исключительно творческий инструмент, а потому не всем он близок. Новички в фотографии часто не понимают фишаи и считают объективы без дисторсии венцом творения. В тоже время есть дисторсия у объектива или нет это просто другой тип объектива и объектив с дисторсией имеет бОльший угол зрения.
Кроме того он не вытягивает так сильно края кадра (но искривляет прямые линии).
Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye доступен для байонетов: Sony E, Fujifilm X, Nikon Z и Micro 4/3.
Внешний вид
Объектив поставляется в очень небольшой лёгкой коробке. Сначала я даже не мог поверить что там объектив, а не, скажем, удлинительное кольцо (у меня как раз есть удлинительные кольца в похожих по дизайну коробках).
В коробке имеется чехол из кожзама, в котором удобно объектив хранить и перевозить т.к. линза к него выпуклая, а крышка на линзе без защелки, так что если бы не было чехла, то была бы вероятность что линза может оказаться открытой в фоторюкзаке если объектив там просто положен в одно из отделений.
Мечты любителей формата микро 4/3 сбылись — это самый маленький объектив под систему, который я видел. И еще он весьма лёгкий.
Объектив имеет металлический байонет. Задняя линза с мультипросветлением.
Передняя линза относительно небольшая и если вглядеться, то видно фиксированную диафрагму f5.6. Это я не на глаз определил, а заявлено в характеристиках объектива. Любители боке могут порадоваться — оно идеальное :)
Технические характеристики
За предоставленную фотокамеру Olympus E-M1 большое спасибо Алексею Литвину. Кстати, камера продаётся и к ней есть несколько объективов (в частности, крутой 12-40/2.8), пишите в почту, я передам Алексею.
модель объектива | Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye |
---|---|
Выпускался (начало / конец) | октябрь 2021 г. - настоящее время |
Формат | APS-C |
Фокусное расстояние, мм | 10 |
Байонет | Sony E, Fujifilm X, Nikon Z, Micro 4/3 |
Просветление | мультипросветление |
Тип зуммирования | вращение кольца |
Диапазон значений диафрагмы | f/5.6 (без регулировки) |
Оптическая схема (элементов/групп) | 6 / 4 |
Оптическая стабилизация | нет |
Диапазон фокусировки | 0.15 м – ∞ |
Углы обзора (диаг.) | 172° (при установке на камеру с матрицей размером APS-C) |
Лепестков диафрагмы | нет лепестков, фиксированное круглое отверстие |
Рабочий отрезок | 18 мм (SONY E), 19.25 мм (M4/3), 17.7 мм (FUJI X-mount), 16 мм (Nikon Z) |
Масштаб | ? |
Диаметр резьбы под фильтр | нет |
Влагозащита | нет |
Диаметр | 50 мм |
Длина (без крышек) | 32 мм |
с телеконв. 1.4х (фокусное, масштаб, относит.отверстие) | - |
с телеконв. 2.0х | - |
Вес | 100 г |
Объектив Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye выпущен относительно недавно. Объектив выпущен для камер с кроп-фактором 1.5 и 2 (APS-C и Micro 4/3).
Объектив относительно «тёмный» и диафрагма не регулируется. Относительное отверстие сделали поменьше, видимо, для улучшения изображения (объектив ведь недорогой).
Оптическая схема довольно простая, низкодисперсионных элементов не используется.
Угол зрения в 172° по диагонали для объектива фишай считается небольшим, но всё-таки это фишай.
Светофильтр на данный объектив установлен быть не может.
Большое преимущество объектива — малый размер и очень малый вес.
Оптическая схема
Оптическая схема к объективу была очень маленького размера, буквально 100×100пикс, так что я взял на себя смелость сделать её в 3D.
Автор 3D модели мой сын: Алекс Евтифеев
Надо сказать, что многие схемы фишаев повторяются. Некоторые, на которые патент истек повторяются 1:1, другие с небольшими изменениями, но сделать что-то совсем новое сложно. С другой стороны всегда можно добавить низкодисперсионных элементов или асферики и улучшить картинку — тут всегда есть куда расти, но тут нужен и компромисс с ценой ибо есть дорогие фишаи и там уже всё добавлено, но покупают их немногие ценители подобной картинки (как я), а если просто хочется попробовать, то лучше для начала купить недорогой вариант.
Впечатления от объектива
Я решил заменить рубрику «тест объектива» на впечатления от объектива т.к. мне показалось странно применять строгие критерии к объективу дешевле 100 долл. Покупая объектив за такую цену вы скорее будете рассчитывать на удовольствие от пользования и обращать на удобство и компактность, нежели на оптические характеристики. И Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye делает именно то что от него ожидалось. Он не самый светосильный и можно было бы ожидать бОльшее относительное отверстие (в прошлой статье был фишай на f2.8) от мануального фикс-объектива типа fisheye. Но если вы хотите получить более светосильный объектив, то вам придётся делать переднюю линзу больше, а может и внутренние тоже и соответственно объектив станет крупнее, дороже и тяжелее.
Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye имеет довольно резкий центр кадра, но по краям кадра я замечаю ощутимое «замыливание» картинки. Потому я сразу занёс его в «творческие» линзы. В этом ничего страшного для объектива типа фишай т.к. по сути это и есть творческие объективы ввиду своей подачи изображения. Кстати, фишай объектив сильно отличается от обычного (ретрофокусного) и к нему применимы другие типы проекций изображения. Если у широкоугольного ретрофокусного (читай обычного) объектива картинка получается методом растяжения краёв изображения (перспективная проекция), то у фишая она может быть Stereographic, Equidistant, Equisolid и Orthographic.
Поскольку объектив Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye не первый фишай объектив в моих руках, то я нашёл время просветить вас, уважаемые читатели в то как работают фишай объективы и смоделировать синтетические изображения ибо вменяемого объяснения и картинок в интернете не нашёл (только формулы, но они вряд ли бы вас порадовали).
Для шаблона возьмём обычный ретрофокусный объектив типа Canon 11-24/4L, который я некогда тестировал. Я сделал синтетическое изображение для этого фокусного расстояния и его угла зрения. В качестве исходного изображения я использовал идеальную сетку и сферы висящие перед ней.
Перспективная проекция
Она же гномоническая (gnomonic).
Перспективная проекция — сферы искажаются сильно в углах, прямые линии остаются прямыми. Нарушается симметрия объектов.
Стереографическая проекция
Стереографическая проекция — сферы остаются сферами, прямые линии искажаются. Объекты остаются симметричными. Угол обзора очень большой.
Equidistant проекция
В эквидистантной проекции угол обзора меньше, линии сильно загнуты и сферы растянуты (но меньше, чем в перспективной проекции).
Equisolid проекция
В Equisolid проекции угол зрения еще меньше, сферы сильно отличаются масштабом и искажены по форме. Прямые линии сильно изогнуты.
Orthographic проекция
В ортографической проекции угол зрения самый маленький и сферы сильно искажены, прямые линии тоже сильно изогнуты. Зато отличается отсутствием виньетирования и, соответственно, равномерной освещенностью по полю кадра.
Определить какая у объектива проекция несколько сложнее, чем её нарисовать. Как-нибудь я покажу как это делается в очередной статье.
Главный вывод из этих иллюстраций: у объектива типа fisheye фокусное расстояние напрямую не связано с углом зрения. Угол зрения больше связан с проекцией изображения, которая использована. Правило, что на бОльшем кропе угол зрения будет меньше при этом обычного сохраняется, если объектив не модифицируют специально под этот кроп-фактор. Про вариант на байонет Sony E вам расскажет статья Аркадия Шаповала на сайте Радожива.
Примеры снимков
Моё внимание привлёк красивый дом за оградой (14-я линия, 57-61 лит.Л). Здесь когда-то располагалось Французское благотворительное общество, которое построило целый комплекс больничных зданий для французов оказавшихся каким-то случаем в С-Петербурге и нуждающихся в лечении и помощи (больница для неимущих, приют для престарелых, церковь).
На сегодняшний день это корпуса Детской больницы св. Марии Магдалины.
Основные корпуса были построены в 1898—1901, арх. Сюзор Павел Юльевич. Их уже снесли. А с этой стороны мы видим корпус который сохранился . Стиль — эклектика. Поскольку большая часть зданий снесена недавно, то мне имеет смысл вернуться и заснять оставшееся подробнее. Наш город стремительно теряет исторические памятники и будет неплохо сохранить хотя бы фото для потомков. И не стоит думать, что им не надо, мне ведь это надо, а я не современник этих зданий. Просто нужно любить архитектуру для того чтобы ценить её. Старые фото не прилагаю т.к. они есть только для снесенных корпусов.
Соседний дом по адресу «14-я линия ВО, 63» это бывший «Доходный дом А. Я. Аляева». Построен в 1909г., архитектором Еремеевым М. Ф. Модерн, конечно выглядит попроще чем эклектика, которая мне так нравится, но в этом доме вы также можете увидеть непрактичные мраморные ступени, лепнину на потолке и стенах в подъезде и ажурные решетки перил. Казалось бы время было совсем непростое, хозяин здания числится как «ломовой извозчик» и при этом необязательные украшения. Довольно интересно это отмечать учитывая что сейчас даже арочные окна в старых домах закладывают чтобы сделать поменьше. Измельчал человек...
В лучах закатного солнца особенно интересно снимать подворотни, многое из детства у меня с ними связано. Большинство нынешних подворотен закрыты воротами.
Тут мы подошли к «Дом меблированных комнат Ф. Ф. Теодориди» (14-я линия ВО, 73). Дом построен 1903—1905гг, архитектор Володихин И.П., стиль модерн.
«Доходный дом А. Петрова» (Малый пр. ВО, 45 / 15-я линия ВО, 68),
Архитекторы: Богуский Л. В. и Павлов А. П.
Год постройки: 1899, 1902
Стиль: Эклектика
Дом кроме архитектуры интересен обнаруженным в нём потайным двором-колодцем (ссылка). Мне кажется такие истории характерны именно для С-Петербурга с его легендарными дворами-колодцами. Кроме того что дома строились «плечом к плечу», создавая подобные дворы, так еще в советское и немного более позднее время появилась тенденция закладывать окна кирпичами, что создаёт подобные глухие стены и подобные «экзистенциальные тупички».
Бывший доходный дом на Малом пр. ВО, 49. Дом сохранил внутри большое количество лепнины, узорную плитку под ногами и старые деревянные двери. Но меня лично он всегда удивлял наростом в виде балкона с подпорками прямо над головами граждан. В целом Васильевский остров не радует обилием дореволюционных фото зданий т.к. откровенно говоря место было относительно малонаселенное, местами болотистое и бандитское, в том числе в советское время (про это можно читать книгу «Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека» Эдуарда Кочергина).
Доходный дом на Малом пр. ВО, 51А.
Год постройки: 1881—1882
Архитектор: Андрущенко К. Т.
История этого здания довольно запутанная т.к. оно относится к комплексу здания завода, который некогда был известен как «Подковно-гвоздильный завод Посселя» где производили подковы и гвозди для них, а также косы. Владели заводом в разное время разные люди, но это был основной завод данной тематики в С-Петербурге. Кроме того на этой же территории существовал чугуннолитейный завод им. Котлякова, который производил бытовое чугунное литье и водопроводные принадлежности. Отделить один от другого непросто, более подробная информация здесь.
Меня больше заинтересовала история о том как завод эвакуировался из Петрограда в 1919г., работники уволены и завод законсервирован, а уже в 1922г. завод пришлось восстанавливать, в частности, потому что это был единственный завод на тот момент данного профиля. Спрашивается: у нас всегда так?
А второй момент это упоминание военно-обозного завода на ул.Марата, о котором я не знал, хотя улицу изучал и уже готовлю вам экскурсию по ней в ходе обзора камеры Pentax K3 mark III.
Увлёкшись красивым закатным солнцем, которое не мешает фишаю я не обратил должного внимания на здание «Малый пр. ВО, 53» торчащий балкон которого вы видите в кадре. Год постройки здания 1901. А у здания имеется своя «фишка» — у него есть некий паз, в котором окна соседей смотрят друг на друга с расстояния буквально трёх метров! По ссылке можете посмотреть снимки, я свои снимки сделаю позже. Чудеса архитектуры, которыми полон Петербург.
Надеюсь вам нравятся мои небольшие экскурсии по городу С-Петербургу, которые я стал делать в обзорных статьях. Город стремительно разрушают и потому хочется познакомить как можно больше людей которым интересна архитектура и история города с тем что еще осталось. Если вам интересны такие экскурсии, то напишите, пожалуйста, в комментариях т.к. я уважаю мнение своих читателей. По мере возможности буду привозить старые снимки зданий, где они есть.
По объективу Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye хочу сказать, что фишай крайне полезный объектив в городской черте которым можно снять буквально всё. Ведь основная проблема при съемке архитектуры в том что улицы бывают очень узкие и в кадр не захватить всё здание. Причем мало того что улица бывает узкая, так еще на ней могут расти деревья, так что фотографу остается снимать с тротуара прямо перед зданием. Конечно, фишай искажает прямые линии и пропорции объекта, но зато влезает всё. Потому рекомендуется брать с собой, как минимум, два объектива. Один для снимков широкоугольный с обычной перспективой, а другой фишай. В идеале к этому набору еще добавить телеобъектив чтобы снимать украшения, находящиеся на большой высоте чтобы на снимках их можно было хорошо рассмотреть (я покажу в прогулке по ул.Марата как выглядят подобные украшения и какое фокусное расстояние предпочтительно). Как выглядит съемка городской архитектуры на ретрофокальный широкоугольный объектив и на тилт-шифт вы можете посмотреть в моей статье о Лиссабоне, где я имел удовольствие погулять.
Итоги
Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye объектив представляющий интерес для решения творческих задач. Я не могу сказать, что он супер-резкий по краям, но он достаточно резкий в центре кадра, что для фишаев считается вполне приемлемой работой.
Объектив на камере Olympus (m4/3) имеет умеренную для фишай объектива дисторсию, так что стоит несколько посередине между ретрофокусными объективами и фишаями с высокой дисторсией. Соответственно при довольно большом угле обзора вы имеете более-менее правильные пропорции объектов, но при этом не особенно растянутые по краям кадра как у ретрофокусных объективов.
Основными характеристиками этого объектива являются компактность при довольно прочном металлическом корпусе и его картинка фишая с неисправленной дисторсией для художественных задач. Есть фишаи «светлее» и с более совершенной оптикой, но они крупнее и обычно дороже.
Плюсы
— компактность и малый вес
— металлический корпус (для его цены актуальный плюс)
— неплохая резкость в центре кадра
Минусы
— довольно нерезкие края кадра
— относительно высокие ХА
— не такой большой угол обзора как мог бы быть
Купить объектив
Один экземпляр Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye вы можете приобрести у меня, после тестов, в состоянии нового по цене 3500р.+доставка до вас (отправлю сдэк по стране в любой город).
Или можете купить его на Алиэкспресс сами:
Купить Pergear 10mm F5.6 APS-C Pancake Fisheye
P.S. Хотел вам сделать еще бонус в виде калькулятора угла зрения для фишая, но не успел. Оставлю для будущих статей.
Должен заметить, что у этого Pergear 10mm/5,6 очень доступная цена (3500 руб — см. конец статьи). Даже б/у отечественный Fisheye Зенитар и Samyang стоят гораздо больше.
Хороший вариант на попробовать или поиграться...
Сергей, да, он дешевый. Кроме цены еще и очень маленький и легкий. Чтобы понять что такое фишай и нравится ли вам фишаи.