ГлавнаяфототехникаТесты фототехники → Обзор градиентных светофильтров от B+W
11 090 просмотров
В этой статье 1561 слов.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я подготовил небольшой обзор градиентных светофильтров от B+W. Весьма полезная в пейзажной фотосъемке вещь, которую многие начинающие фотолюбители почему-то не используют.

к содержанию ↑

Для чего нужны градиентные светофильтры

Если вы будете наблюдать внимательно за освещенностью неба и земли (как и положено пейзажному фотографу), то заметите, что утром и вечером наличествует большой перепад яркости между ними. Утром и вечером земля ужё черная т.к. солнце на неё почти не попадает, а небо еще светлое т.к. солнце полностью не село.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Грубо данную картинку можно представить в оттенках серого так...

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Если я буду экспонироваться на тёмную землю, то получу полностью переэкспонированное небо. Если буду экспозицию ставить по небу, где есть яркое солнце, то получу черную землю, которую без почти полной потери цвета не вытащить потом в RAW конвертере. К сожалению, современные фотокамеры не могут иметь такую же широту восприятия яркостей как наш глаз и чтобы иметь возможность зафиксировать красоту в полной мере нужно выровнять экспозиции для неба и для земли.

Для таких кадров имеет смысл использовать градиентный светофильтр.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Здесь использован градиентный светофильтр B+W F-Pro 702 Graduated ND filter 25% MRC (для выравнивания освещенности между относительно светлым небом и тёмной водой) и тонкий сплошной ND фильтр B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano (для «замораживания» воды).

камера: FUJIFILM GFX 50s
параметры съемки: f8, 30 sec, iso 100

Постепенно Солнце садится и освещенность в кадре выравнивается.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Здесь уже бесполезно использовать градиентный светофильтр.

Днём тоже зачастую встречаются сюжеты, где по каким-то причинам небо оказывается слишком светлым. Например, когда я снимал Смольный собор, вдалеке в небе висела дымка и небо казалось белёсым. Фильтр B+W F-Pro 701 Graduated ND filter 50% MRC привнёс легкое затемнение неба, которое сделало его чуть более выразительным.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

к содержанию ↑

Практический пример использования градиентного фильтра

Пример я отснял на рисовых полях Индонезии. Снимал в горной местности, внизу простирались зелёные поля, а вверху плыли неторопливые белые тучки. Солнце светило весьма ярко, так что белые тучки были намного ярче чем рисовые поля.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Объектив у меня был Canon TS-E 24/3.5 II для которого имелся градиентный светофильтр B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC, т.е. с градиентом в одну ступень. Но и это уже лучше, чем ничего т.к. вытащить из переэкспозиции небо было бы нереально и также хотелось сохранить насыщенный зеленый цвет травы на полях.

Одной ступени мне не совсем хватило и потому я в Adobe Camera Raw еще затенил на 0.2 EV и притемнил синий во вкладке HSL/Grayscale -> Luminance.

В результате я получил такую картинку.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

А если бы я не использовал градиент, то мне было бы сложно затемнять синий цвет, который был бы почти выбит на всей поверхности неба. В идеале здесь пригодился бы фильтр на 2 ступени, чтобы не нужно было обращаться к настройкам ACR, но получилось хорошо, я не зря взял этот градиент на 82 мм.

к содержанию ↑

Какие на сегодняшний день существуют градиентные светофильтры у B+W

Обзор градиентных светофильтров от B+W

На сегодняшний день выбор не так велик, есть две основные серии (701 и 702) и весь список такой:

— B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC,
— B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC,
— B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter,
— B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter.

Два последних пункта это прямоугольные светофильтры и про них в этой статье мы не будем говорить.

НаименованиеСтупени экспозицииПропускание, %
B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC150
B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC225
B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)150
B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)225

к содержанию ↑

B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC

Обзор градиентных светофильтров от B+W

B+W 701 Graduated ND Filter 50 %

B+W 701 Graduated ND Filter 50 %

Данный светофильтр даёт затемнение на одну ступень экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

к содержанию ↑

B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC

B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC

B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC

B+W 702 Graduated ND Filter 25 %,

B+W 702 Graduated ND Filter 25 %,

Данный светофильтр даёт затемнение в две ступени экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

B+W 702 Graduated ND Filter 25 %

Градиентное затемнение осуществляется за счёт специальных тонких плёнок и маскирования просветления. На фото вы видите градиент с мягким краем.

Более подробно по технологии градиентных фильтров B+W от компании Schnieder в ответ на мой запрос:


On the photo you see a strong specular reflection. This is the absorption effect because you see the special coating in reflection. If you look at the transmitted light straight through a camera, then you can see the gradient better.
The gradient of this filters is soft. By gradient “hard” you will see the transmitted light in a very strong line in the middle of the filter.

The gray gradient is applied by means of thin-layer technology. The special coating process requires a special masking. This is associated with certain manufacturing tolerances, with the result that the graduation boundary is not exactly parallel. because this transition is outside the focus range, the effect is not visible and there is no static transition.

Перевод

На фотографии вы можете заметить сильное отражение от специального покрытия на стекле. Если вы посмотрите именно на проходящий свет, то сможете увидеть структуру градиента лучше. Тип градиента этого фильтра «мягкий». На «жестком» градиенте вы увидите явно различимую линию градиента именно в проходящем свете.

Технология серого градиента представляет собой нанесение тонких плёнок. Технология нанесения пленок включает в себя применение специальных масок. С этим связаны допуски производства, которые приводят к тому, что градиент не является идеально ровным, но это допустимо т.к. линия перехода находится вне зоны фокуса и не заметна на снимке.

к содержанию ↑

Плюсы и минусы различных типов градиентных светофильтров

Среди градиентных светофильтров, в первую очередь, нужно сделать разделение на круглые и прямоугольные.

Круглые более компактные и всегда изготовлены из стекла.

Прямоугольные градиентные светофильтры чаще всего изготавливаются из акрила CR-39 и занимают значительно больше места (100 х 100 мм, 100 х 150 мм, 150 ч 170 мм и т.д.). Чем фильтры крупнее, тем легче их случайно сломать или поцарапать.
Исключением являются фильтры MPTV от Schneider Kreuznach и ранее описанные мной Hitech Firecrest — оба варианта стеклянные.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Круглые градиентные светофильтры, как правило, имеют некоторую существенную толщину т.к. они идут в стандартной оправе, а прямоугольные устанавливаются в специальный держатель и потому их использование на сверхширокоугольных объективах ограничено только величиной самого фильтра.

Зато круглые градиентные светофильтры могут быть просто накручены на объектив, в том числе поверх других фильтров, а прямоугольные нуждаются в установке специального держателя — компендиума, который в случае хороших прямоугольных светофильтров стоит вполне приличных денег.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Также стоит отметить важный момент. Все светофильтры делятся на просветленные и без просветления. И, к сожалению, должен отметить, что все прямоугольные светофильтры, в том числе достаточно дорогие, просветления не имеют. Например, это касается светофильтров LEE.

А вот прямоугольные градиентные светофильтры B+W Graduated ND Filter серий 701 и 702 имеют мультипросветление, которое позволяет им лучше держать контровый и боковой свет без падения контраста и дополнительных бликов.

к содержанию ↑

Итоги и впечатления от пользования

Должен сказать, что градиентные светофильтры B+W радуют качеством исполнения. Чем больше я снимаю, тем больше «придираюсь» к качеству снимков и замечаю огрехи своих и чужих инструментов. Разбирая свои старые снимки удивляюсь, что выбрать из них что-то достойное сегодняшнего уровня уже сложно.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

При съемке использован светофильтр B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC 77мм на объективе Canon EF 100/2.8L IS USM через понижающее переходное кольцо 77->67.

Меня радует обстоятельство, что светофильтры B+W Graduated ND Filter претендуют на то чтобы надолго задержаться в моем рабочем наборе светофильтров.

к содержанию ↑

Бонус — светофильтры в путешествии, собираемся в дорогу

Давно хотел поделиться с вами информацией по своему набору используемых светофильтров. В отпуск я взял такой комплект светофильтров (это не всё что есть у меня, а только то что я собирался использовать). Кстати, вышла уже третья часть про Индонезию

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Поляризационный светофильтр крайне полезная вещь, потому я беру его всегда. В данном случае у меня их в наборе 3шт, под каждый объектив. B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 82 мм под Canon TS-E 24/3.5 II (пейзаж с шифтом и фрагменты с тилтом), B+W XS-Pro HTC KSM Pol-Circ MRC-Nano 67mm на Canon 100/2.8L IS USM (макро и теле), B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 77 мм под Canon 24-70/2.8L (повседневные фото, ростовые портреты).

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Разница в съемке с поляризатором и без него огромна. И разница эта вовсе не в синем небе, а в насыщенности цветов, которую иначе не получить.

B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano 77 мм сразу на три объектива по необходимости съемки текущей воды. Для 100 мм объектива у которого 67 мм диаметр под фильтр есть step-up ring, а для тилт-шифта у которого 82 мм есть step-down ring. Всё запасено заранее...

B+W 106M ND 1.8-64X 77mm (1066168) это просто менее плотный затемняющий фильтр и в стандартной оправе. Разбогатею — поменяю на тонкую оправу т.к. для пейзажа лучше всегда в запасе иметь в тонкой оправе. Но он работает до 24мм фокусного расстояния, так что тоже сгодится на все три объектива. ND1000 иногда оказывается слишком плотным, всё-таки он используется в основном днем и вечером, а на самом закате лучше ND64. Вообще-то у меня полная коллекция затемняющих светофильтров от ND2 до ND1000, в том числе варио, но вот незадача — они все на диаметр под светофильтр 67 мм, так что сгодятся нынче только для Canon 100/2.8, а мой любимый объектив сейчас Canon TS-E 24/3.5 II. Не нужно меня троллить по поводу цейсов, они особенные. Но нет у них тилт-шифта... А вес рюкзака сильно ограничен моими физическими возможностями и лимитом на провоз багажа авиакомпании.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Вес фоторюкзака получился 18 кг вместе с планшетом и макбуком про 15".

Также вы видите на картинке упомянутые в статье фильтры B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC и B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC. Честно говоря, я бы взял один на 25% (-2 ступени), но он у меня на 77 мм и может виньетировать.
В идеале я бы хотел на 3 ступени, но B+W сейчас на 3 ступени градиентов не выпускает, а я для экономии места и большей прочности беру только круглые.

Дальше идут эффектные светофильтры: звёздные и один со смягчающим эффектом (B+W Soft-Pro). Про фильтры с софт-эффектом и объективы с таким эффектом я писал подробно. Вторая статья по софт-фильтрам здесь.
Звёздные светофильтры называются B+W Cross Screen и описаны в общей статье по фильтрам B+W
Отдельная статья про звёздные светофильтры здесь

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Тему контрастных светофильтров (091 — красный, 040 — оранжевый, 022 — жёлтый) я еще не раскрыл до конца, а имеющимся опытом поделюсь с вами в отдельной статье. Лавры Анселя Адамса не дают мне спать :)

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Обзор градиентных светофильтров от B+W

В правом столбце на общем снимке фильтров — инфракрасные фильтры (все, которые выпускаются на сегодняшний день и доступны для широких масс: 093, 092 и R72) и ультрафиолетовый фильтр, который позволяет снимать в ультрафиолете B+W 403.

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Обзор градиентных светофильтров от B+W


к содержанию ↑

Купить светофильтр B+W


Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.

Как отличить подделку светофильтра B+W SLIM

Не забывайте, пожалуйста, нажимать "поделиться" Вконтакте, Фейсбуке, Гугл+ и т.д., а также оценку 5*, если вам понравилась статья!
Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (21 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Если вы также хотите смотреть мои видеоматериалы, то подписывайтесь на мой канал
 Здесь мой инстаграм, можно посмотреть над чем я работаю в текущий момент
 Я на Facebook - здесь основные анонсы моих статей
 Я Вконтакте, здесь бываю реже, но тоже бываю
 Подписаться на RSS ленту
Рекомендовать

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • тесты обьективов и фотокамер
  • статьи по истории фототехники
  • секретные приемы фотосьемки
  • проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

6 thoughts on “Обзор градиентных светофильтров от B+W

  1. Здравствуйте.

    У меня скорее вопрос, а не комментарий.

    Есть ли на оправе градиентного фильтра метка указывающая центр темной, ну, или светлой зоны?

    Спасибо.

    • Здравствуйте, Валерий!

      Специальных меток нет. Конец темной зоны легко увидеть на глаз когда смотришь на блик на фильтре (конец зоны посередине, в статье видно). А середина тёмной в её геометрической середине.

  2. Cпасибо за обзор,Дмитрий! Я рассматривал возможность покупки градиентных фильтров, но почему-то только со стороны прямоугольных акриловых, смущает их размер и нежность. Вы мне просто глаза раскрыли, спасибо ещё раз!

    • Пожалуйста. Я делюсь своим опытом, впечатлением от работы с разными фильтрами, камерами и объективами. Что сам познаю, то и пишу :)

      Акриловые фильтры хороши, если у вас всё свободно лежит в рюкзаке и есть место. Но они царапаются относительно быстро и пыль на них просто безбожно липнет. Это не смертельно, можно почистить, но это их минус. Я ищу способ борьбы с этим. Например, у меня появился баллончик со сжатым воздухом. Но проблема в том, что в самолет его не возьмешь и не знаю, пустят ли его в багаже. Есть еще антистатический состав (жидкость). Но он может оставлять разводы на фильтре т.к. там непонятно что намешано.

      Стеклянные прямоугольные фильтры в этом плане лучше, но вот очень нежные... Потому в проф.среде киношников любят MPTV от Schneider, которые намного толще фотографических (4 мм — я сам измерил, у меня один такой есть). Но MPTV пока что в РФ не возят...

  3. СПАСИБО. ХОРОШО,ЧТО Я НЕ РАБОТАЮ. ВАША ПОЧТА -МОИ ПОЛ ДНЯ. ВСЕ ДОСТУПНО, НАГЛЯДНО , ИНТЕРЕСНО. БОРИС.

    • Борис, здравствуйте! Рад, что мои статьи оказываются вам интересными и полезными! Я стараюсь!

Страница 1 of 11