Время от времени сами читатели подкидывают темы для статей. Вообще необязательно двигаться в сторону резкой фотографии в художественной фотосъемке, иногда «напустив тумана» можно получить интересный романтический образ или приукрасить утренний пейзаж.
Сегодня я кратко пройдусь по всем разновидностям софт-фильтров и возможности моделирования данного эффекта в фотошопе.
- Объективы с софт-эффектом
- Принцип действия софт-эффекта у объектива
- Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
- Вариантов установки Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus три:
- Пример фото с Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
- F2.8
- F4
- Софт-фокус объектива против светофильтра с софт фокусом
- Фотосъемка цветов
- Пример фото с Canon EF 100mm/2.8L IS USM без софт-эффекта для сравнения
- Недорогие альтернативы
- Фильтры с софт-эффектом
- Микролинзы
- Carl Zeiss Softar
- Примеры использования Zeiss Contax Softar
- Впечатления от использования Carl Zeiss Softar
- B+W Soft-Pro
- Примеры снимков со светофильтром B+W Soft-pro
- Преимущества светофильтров B+W Soft-Pro
- Впечатления от использования B+W Soft-Pro
- Объектив с софт-эффектом VS светофильтр с софт-эффектом на закрытой диафрагме
- Объектив с софт-эффектом уровень 1 на закрытой диафрагме
- Объектив с софт-эффектом уровень 2 на закрытой диафрагме
- B+W Soft-pro на объективе при закрытой диафрагме
- Точки и штрихи
- Бублики
- Итог
- По фильтрам
- По объективу с софт эффектом VS софт фильтр
- Про фотошоп
Объективы с софт-эффектом
Принцип действия софт-эффекта у объектива
Софт-эффект в объективе про который мы говорим, это неисправленные сферические аберрации. Получаются они в виду того, что лучи света которые проходят через центр линзы и через края линзы фокусируются на разном расстоянии от плоскости фокусировки ввиду кривизны линзы.
«По-научному» это звучит так: «Сферическая аберрация линзы (системы линз) объясняется тем, что её преломляющие поверхности встречают отдельные лучи сколько-нибудь широкого пучка под различными углами. Вследствие чего, более удалённые от оптической оси лучи преломляются сильнее, нежели нулевые лучи, и образуют свои точки схода удалённые от фокальной плоскости.»
А выглядит так...
Как следует из эффекта сферической аберрации, её можно уменьшать, путем диафрагмирования т.к. отсекаются удаленные от центра участки линзы и потому софт-эффект объектива зависит от установленной диафрагмы. Как правило, к F8 он полностью исчезает.
В этом есть некоторый минус софт-эффекта, встроенного в объектив, так снимая человека вблизи и желая передать немного заднего плана (чуть более четко) мы рискуем уже получить обычную картинку, без софт-эффекта.
Пример фото, где не было бы софт-эффекта на Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus ввиду необходимости зажатой диафрагмы
Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
Поскольку я пользователь системы Canon, то сразу приходит на ум старичок Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus.
За возможность попробовать объектив Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus большое спасибо читателю блога под ником takman!
Обзоров его было много, потому не стану повторяться и лишь отмечу, что если вы планируете использовать его для съемок без эффекта, то это далеко не самый резкий объектив.
Нужно нажать рычажок и покрутить специальное кольцо на котором расположен рычажок.
Вариантов установки Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus три:
— без софт-эффекта (тогда объектив работает как обычный не слишком резкий 135 мм объектив)
— уровень софт-эффекта 1 (в зависимости от установленной диафрагмы реальный софт-эффект может сильно отличаться по силе)
— уровень софт-эффекта 2/большой (в зависимости от установленной диафрагмы реальный софт-эффект может сильно отличаться по силе)
Пример фото с Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
F2.8
Обратите внимание на открытую диафрагму (2.8). На данной диафрагме и малом расстоянии до объекта съемки софт-эффект объектива всегда значительный. Уровень эффекта 1 мне здесь нравится. Очень романтический портрет получается.
Уровень эффекта 2 на открытой диафрагме уж очень силён. Я бы не стал использовать без надобности.
F4
Софт-фокус объектива против светофильтра с софт фокусом
Фотосъемка цветов
автор фото цветов: http://www.flickr.com/photos/28727587@N07/6839641004/in/pool-93468811@N00/
Пример фото с Canon EF 100mm/2.8L IS USM без софт-эффекта для сравнения
Тот же цветок, но без эффекта.
Недорогие альтернативы
Я всегда касаюсь этого вопроса по причине того, что есть перфекционисты, которым нужен идеально повторенный эффект классических объективов с софт-эффектом (дорогой вариант) и фотографы, которые хотят просто попробовать этот эффект и не готовы за него много платить.
Исходя их всего ранее сказанного, дешевой альтернативой будет объектив с неисправленной сферической аберрацией. Благо таких достаточно много. Для этого нам понадобится объектив с большими линзами и высокой светосилой, желательно старый-советский или ГДР-овский.
«Классический» пример такого объектива это Юпитер-9 85/2. Высокая светосила, большие линзы и плохая юстировка даёт нам чудесный софт-эффект при сохранении общей резкости (теряется больше контраст). Для портретной съемки он тем более удобен, так как у него фокусное 85мм и на полнокадровой камере это настоящий портретник. Рекомендуется выбирать чёрную версию.
Вот примеры фото в статье Юпитер-9 85/2 разные версии: серебристый, чёрный, чёрный МС
В статье Тестирование 85мм и 100мм объективов (Carl Zeiss и Юпитер-9) вы найдете сравнение Юпитер-9 с резкими объективами без софт-эффекта.
Я назвал один вариант, но на самом деле их масса. Поснимайте на открытой диафрагме (F1.4-F2), может у вас уже есть искомый софт-эффект? :)
Фильтры с софт-эффектом
Есть несколько типов фильтров с «затуманиванием». Все они используют различные препятствия на пути лучей света входящих в объектив. В некотором смысле это уже не совсем честный софт-эффект относительно классики, но у него есть свои преимущества.
1) софт-эффект можно придать любому объективу и также удалить (сняв фильтр)
2) софт-эффект не зависит от диафрагмы
3) можно подобрать лично вас устраивающий тип софт-эффекта
Микролинзы
Вот, к примеру, Cokin P092 Dreams использует небольшие выпуклые линзы на поверхности фильтра для получения софт-эффекта.
Carl Zeiss Softar
Данный эффект используют большинство фильтров с софт-эффектом, в том числе знаменитый Сarl Zeiss Softar (позже он был в реинкарнации B+W Softar 1 и 2), но линзы являются не выпуклыми, а углублениями в поверхности. Сейчас уже B+W выпускает свой собственный B+W Soft-Pro, которым я пользуюсь.
Softar'ы производились также для Contax, Rollei и Hasselblad. Технология везде одинаковая. Возможно вам таким образом удастся съэкономить.
Я купил себе в процессе поиска идеала софт-эффекта и Carl Zeiss Softar I.
Примеры использования Zeiss Contax Softar
Впечатления от использования Carl Zeiss Softar
Мне работа фильтра понравилась. Особенно хорошо он работает на контрастных солнечных портретах, где как раз высокий контраст не нужен, а нужен романтический налёт летнего марева. Также полезен будет Carl Zeiss Softar в пейзаже для той же цели.
Кроме того он исполняет и всем известную функцию — скрывает возрастные морщины. По сути после этого фильтра портрет не нуждается в чистке кожи.
B+W Soft-Pro
Обращаю ваше внимание, что B+W Soft-Pro сделан по-другому.
автор фото: http://www.flickr.com/photos/59894815@N03/with/5491946880/#photo_5491946880
Примеры снимков со светофильтром B+W Soft-pro
Автор фото — Дмитрий Евтифеев (я). Пару фото я немного доразмыл gaussian blur в Photoshop т.к. сетку на балконе светофильтр недостаточно размывает. Но это просто моё фото «с полей», не тестовое, так что представляю «как есть». Для женщин старше 35 лет этот светофильтр самое то что нужно.
Преимущества светофильтров B+W Soft-Pro
Фильтры B+W Soft-Pro НЕ делают:
— Не дают затуманенное, скучное фото с общей потерей контраста, как большинство других софт фильтров, диффузеров и объективов с софт-эффектом.
— не теряют ресницы и другие важные детали на портрете, как большинство других приспособлений с софт эффектом
— не теряют общий контраст и насыщенность цвета, как большинство других диффузеров и приспособлений с софт эффектом
— не дают нежелательные искусственные текстуры на снимках, как делают фильтры с концентрическими кругами или полупрозрачная ткань
— не ограничивают угол зрения портретным, как делают объективы с софт эффектом
— не ограничивают ГРИП использованием открытых и почти полностью открытых диафрагм, как вынуждают делать объективы с софт эффектом
update: всё-таки ограничивают возможности съемки на закрытой диафрагме ввиду своей конструкции. На диафрагме f8 видны размытые следы линзочек на поверхности светофильтра. Сразу это не заметил т.к. не снимал на диафрагмах более закрытых чем f5.6, но на f8 увидел этот момент сразу.
Впечатления от использования B+W Soft-Pro
Самый качественный светофильтр с софт-эффектом на сегодняшний день т.к. технология использована классическая (микролинзы, как у Carl Zeiss Softar, без компромиссов и даже немного доработанная. Отлично работает на открытой диафрагме. Иногда хочется градаций софт-эффекта, как было у Softar'а (1, 2, 3) чтобы увеличить или уменьшить эффект, но увы — что есть, то есть. Сейчас индустрия светофильтров отступает перед цифровыми эффектами, несмотря на то что эффекты даёт более качественные и потому ассортимент светофильтров неизбежно сокращается. Если поищете, то, возможно, найдете еще классические Softar'ы с бОльшим эффектом. Но в целом, этого светофильтра для портретной съемки хватает. Также важный момент, ввиду особой конструкции светофильтра он не годится для астросъемки. В астросъемке светофильтры с софт-эффектом используют для достижения больших светящихся шариков вместо ярких точек от звезд и вот B+W Soft-Pro не даёт ровные шарики (один из читателей блога присылал пример).Я для астросъемки использую Hoya Softon-A, у которого софт-эффект достигается более простым способом — шагренью на поверхности, но зато он не искажает эти «шарики» от звезд.
Т.е. в идеале нужно иметь оба варианта если еще и звезды снимаете.
Объектив с софт-эффектом VS светофильтр с софт-эффектом на закрытой диафрагме
Сравним, как работает светофильтр и как работает объектив с софт-эффектом.
Объектив с софт-эффектом уровень 1 на закрытой диафрагме
Как видите, на закрытых диафрагмах софт-объектив превращается в обычный и весь софт эффект уходит.
Объектив с софт-эффектом уровень 2 на закрытой диафрагме
Софт-эффект тоже не заметен.
B+W Soft-pro на объективе при закрытой диафрагме
Здесь видно, что софт фильтр работает независимо от установленной диафрагмы, чего и следовало ожидать.
Точки и штрихи
Кроме большого числа фильтров с микролинзами есть достаточное количество недорогих фильтров, которые софт-эффект достигают за счет хаотических точек, канавок и штрихов в виде сетки по поверхности фильтра.
Такие эффекты используют фильтры Cokin: Pastels, Diffusers, Fog.
Или, к примеру, Marumi Silky-Soft A и B. Шагреневая такая поверхность, мне её не сфотографировать, слишком мелкие штрихи. Надо обзавестись микроскопом.
Из того, что мне не понравилось с этим фильтром, так это вот такие размытия цвета...
Возможно их нет на B+W Soft-Pro и Zeiss Softar?
Бублики
Hoya Softener A использует плоские «бублики» разных размеров в виде рассеивающих линз...
B+W Soft-Pro использует «бублики»-углубления с наружной стороны и «бублики»-нашлепки с внутренней (они расположены друг под другом).
Итог
По фильтрам
После тщательного изучения я пришёл к выводу, что размытие у всех фильтров разное. Другое дело, насколько придирчивы вы к качеству этого размытия. Самые некачественные на мой взгляд (субъективно) это Cokin. Немного лучше Marumi Silky-Soft. И остальная группа это Softar'ы и их модификации типа B+W Soft-pro. Они дают самое интересное размытие на мой взгляд.
С другой стороны, чтобы просто оценить эффект, можно пользоваться хоть дешевыми фильтрами, хоть вообще белым чулком на объективе или стеклянной пластинкой, помазанной вазелином.
Эффект софта вы увидите, а в случае с навазелиненной (любой жир) пластинкой еще и можете придавать цвет и форму размытию. Я видел очень интересные фешн-съемки с использованием этой методики.
Если же вы хотите получить качественное классическое размытие, то берите Softar'ы. Это один из фильтров, которые, как я сейчас понимаю, необходимо иметь для создания романтических пейзажей и вообще снижения избыточного контраста в солнечный день. Опять же прекрасно подходит для любых женских портретов.
По объективу с софт эффектом VS софт фильтр
Мне кажется софт эффект в данном случае совсем разного характера. Объектив с софт-эффектом даёт ощущение плохого зрения. Хорошо это или плохо не знаю, думаю что субъективно. В каких-то ситуациях такой эффект может выглядеть более художественным.
Хороший же светофильтр с софт-эффектом типа B+W Soft-Pro даёт техничный софт-эффект, не снижая контраст и на всех диафрагмах. Для многих случаев предпочтительнее использовать фильтр т.к. это банально проще и картинка более предсказуема.
Про фотошоп
Если вы все-таки возьметесь за это неблагодарное дело — имитировать софт-эффект в фотошопе, то методика такая.
Делается два дополнительных слоя.
Один в режиме Darken, другой в режиме Lighten. Каждый из них размывается по Гауссу достаточно сильно и регулируется прозрачность слоёв на ваш вкус.
Соответственно эти оба слоя накладываются на фон, на котором у вас осталась изначальная резкая картинка.
Это классический способ заставить «светиться» кожу в фотошопе.
Но данной методикой вы, само собой, не повторите действие софт-фильтров, а лишь немного приблизитесь к эффекту. Возьни с такой обработкой много (еще макси делать нужно), а конечный результат больше похож на работу художника и соответственно зависит от ваших художественных способностей.
С фильтром же вы нажали на кнопку и получили результат.
В тоже время допускаю, что есть сюжеты, где никто не увидит разницу, между фильтром и обработкой в фоотшоп «под софт-эффект».
Специализированные плагины софт-эффекта для Adobe Photoshop: Nik Color Efex Pro 3, Imagenomic Portraiture.
Статья получилась немного сумбурная, так как кроме всего прочего пришлось ознакомиться с кучей других эффектов и технологий, которые я и не видел ранее.
Мне интересно ваше мнение о применимости софт-эффекта, есть ли у вас такие фильтры и что вы думаете о конкретных фильтрах. Может есть и примеры использования?
Доброй ночи, Дмитрий! Некоторое время назад с интересом прочитал данную статью и вдохновленный Вашим немалым трудом в этой статье купил B+W F-PRO SOFT-PRO 82 мм для своей камеры SONY ILCE-7RM3 с объективом Sony FE 24-70mm f/2.8 GM (SEL2470GM). После первого использования вышеуказанного фильтра я крайне в нем разочаровался, получив снимки с явным браком от «одетого» софт фильтра на объектив (примеры прикрепляю к комментарию). Явные и грубые размытые пятна на фото не оставляют сомнений в испорченной фотосессии. Все мои попытки понять почему так произошло и даже после консультаций с продавцом (дилер в Москве хорошо Вам знакомый) не привели к понимаю того что случилось и почему такие дефекты на снимках. Купленный мною фильтр оригинальный и в честности известного Вам продавца у меня нет оснований сомневаться. Более того продавец принял искреннее участие и попытался разобраться в проблеме, но к адекватным причинам произошедшее мы так и не приблизились. Может быть Вы подскажете что нет так с этим фильтром или может быть я что-то не так делал при съемке с этим фильтром? В свойствах файлов фотографий режимы съемки. Заранее благодарен.
Олег, здравствуйте! снимки не прикрепились. Не могли бы вы прислать их на почту dmitry.evtifeev@gmail.com или выложить куда-то в «облако» (типа Яндекс.диска или icloud)? Даже интересно что за пятна, я снимаю с удовольствием и пятен нет.
Дмитрий, добрый день! Спасибо за проявленный интерес к моей проблеме. Бракованные фото выслал на указанную почту.
Олег, здравствуйте!
«Дошли наконец руки» всё проверить и резюмировать. Итак, на ваших снимках (приложены к данному сообщению) действительно видны линзы, которые есть на светофильтре и дефектов фильтра тут нет. И информация в этой статье была не совсем верна (я оставил в статье неправильную фразу, перечеркнув её). Снимать можно только до f5.6.. Это всё равно лучше чем у объектива со встроенным софт-фильтром, где вообще её не закрыть.
Я этих размытых пятен не замечал т.к. не снимал на столь закрытой диафрагме т.к. смысла в такой закрытой диафрагме для реальной съемки нет. Глубина резкости и без того весьма большая уже на f5.6. Если, например, сфокусироваться на девушку в поле на f5.6 расстоянии 5м (на глаз, как у вас. у вас может и больше), фокусное 29мм, то выйдет что глубина резкости начнётся от 2.6м и до 66м. Калькулятор ГРИП есть на моём сайте. Теперь о том почему я не использовал более закрытые диафрагмы. Есть понятие как дифракционный предел, который ограничивает максимальное значение закрытия диафрагмы без потери разрешения снимка. Для вашей камеры с разрешением 7952 x 4472 и полнокадровым сенсором это значение f8 (на ваших снимках f10,f11,f14,f16). Т.е. закрывать больше нецелесообразно в любом случае. Рекомендую ограничить световой поток более короткой выдержкой или ND светофильтром.
Спасибо что обратили моё внимание на эту особенность светофильтра и неточность моей статьи! Надеюсь, что светофильтр вас всё-таки порадует на более открытых диафрагмах.
Присоединенная картинка:
Hi
I have found an easier way to photograph the surface-pattern of soft-focus filters:
capture the shadow in bright sunlight!
See also my "Comparison of Five Soft-Focus Filters:
www.daisybelle.nl/softfoc...s_comparison.pdf
Присоединенная картинка:
Hi
My article in Photo Antiquaria nr. 147, June 2021 is too large to send.
Please accept the link.
I enjoyed your article about soft-focus.
www.daisybelle.nl/Weichzeichner.pdf
Roelf Backus
Netherlands
Hi Roelf!
Great article! Thanks! I will keep the link for sure!
Maybe you will be interested in samples made with HOYA Softon compared to HOYA FOG and DIFFUSER? I made a comparision
And one more interesting soft-effect lens — monolens. Maybe you will be inteterested in this info. This guy (we know each other, he is based in Russia) is manufacturing monolens, i tried it and it has a very interesting soft-effect.
Best regards,
Dmitry
Very nice test and excellent presentation by the portraits with the 'slide' mode.
I find the Hoya filters disappointing: blur and haze, not the real soft focus.
Attachment: picture of my daughter with the Hoya Softener [A].
There are more pictures on my website: www.roelfbackus.nl
Greetings
Roelf
Присоединенная картинка:
Very nice portrait Roelf! I looked also pictures on your site — seems you explored soft-effect deep enough.
Btw there is another method of using soft filters — astrophotography (maybe it will be interesting for you). And the type of texture which is used to produce soft effect is important there. In this case Marumi and B+W produce incorrect effect of enlarging of most bright stars. Only HOYA works for astrophotography. I can't find right now sample from B+W but attached sample from Marumi. B+W also making some undesirable effect with doubling parts of a star.
Присоединенная картинка:
I have found experimentally that the Duto type filters with concentric rings give a stripe-shaped and prismatic distortion. The filters with a raindrop pattern (Softar, Soft-Pro, Hoya Softener) do not.
Присоединенная картинка:
Softfocus Album on Flickr.
www.flickr.com/photos/598...2157626056080963
This is a very good article, pity it's not in English.
Thank you! I tried to translate my articles to english but it takes too much time to make two types of article. For now i have not enough time even for russian language articles. So only google-translate avaliable. But you can ask your questions (if any) in comments. I will reply for sure.
«Объектив с софт-эффектом даёт ощущение плохого зрения».
Вот и мне так кажется. Однако для Фуджи 680 результаты работы родным софт объективом GX SF 190mm F/8 найти проблематично. Покупать его просто для пробы затратно. Хотя его конструкция с центральным отверстием дает шанс надеяться, что ресницы «терять» он не будет.
А квадратные софт-фильтры B+W вроде как не делает.
На формате 6×8, мне кажется, требования к эффекту софт повышенные.
Как-бы вы решали данный вопрос?
Присоединенная картинка:
Андрей, здравствуйте!
Очень хороший вопрос, не банальный.
B+W делает квадратные светофильтры с софт-эффектом (их американское подразделение Шнайдер Оптикс). В РФ их не возят, но можно заказать на B&H или найти на Ебее.
Я сам дилер B+W, но привезти не могу т.к. мы только с немцами сотрудничаем. Сама линейка фильтров называется MPTV и они производятся для кино. У меня есть несколько таких, ND фильтры. Стоят не дешево, но, я думаю, дешевле объектива. Плюс их можно использовать с любым объективом. По ссылке вверху комментария можно найти всю доступную информацию (кроме примеров снимков с квадратными светофильтрами, но, судя по конструкции, они точно такие как круглые — микролинзы).
Хороший материал.
У меня Гелиос 44-2 жестоко софтит на двушке. Снимаю через переходник с линзой на никон Д90
Жестоко софтит скорее всего переходник с линзой. По крайней мой экземпляр 44-2 софтил умеренно на F2. Если хочется резкости, проверьте Гелиос 44-2 на кэноне, будет ли там софтить? если нет — меняйте переходник.
Если да, то у вот вам объектив с софт-эффектом. Если дело в объективе, то скорее всего классика — нарушение юстировки.
Спасибо,Дмитрий!
я пока заместо фильтра пробую монокль из Гелиоса 44 ...ну пока толком не освоил ,на первый взгляд -перебор с софт эффектом)
Imagenomic Portraiture пользую давно ,но она даёт эффект совсем другого свойства чем тот же 135 2.8 SF
а вы Softarом на Contax не заинтересовались?на Хассель их много прям дешёвых...но переходников нет с хасселевского фильтра на Контакс -только обратные ...
Да это вам спасибо за идею статьи. Раз востребовано- вот и написал. Про Softar я знал, а чем они отличаются от B+W Soft-Pro изучил можно сказать благодаря вам.
Так что спрашивайте еще, что знаю -расскажу, заодно может еще на какие нюансы натолкнет.
Я, честно говоря, скептически смотрю на идею монокля. Уж слишком сильные будут аберрации и это уже перебор на мой вгляд.
И без монокля все неидеально в объективах
Imagenomic простой плагин, вручную получится лучше. Есть проф. Уроки по ретуши и там можно достичь данного эффекта, но ценой 30мин работы. Оно того не стоит имхо
Я Softar'ом заинтересовался. Цены еще не изучил. Нужно еще на роллей посмотреть. Все фильтры можно закрепить вручную, главное чтобы диаметр был больше. Но вопрос цены, если недорого, то может и родной взять.
Мне неплохо бы на 67мм и такой найти проще тк почти все цейсовские объективы были 67мм, а те что нет — 55мм, который мне тоже подойдет. Вот что значит стандартизация :)
После внимательного рассматривания снимка с silky-soft он мне как-то стал не мил (хотя до этого я его косяков не замечал)