Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы немного поговорим о профессиональной серии поляризационных светофильтров от Schneider Kreuznach — B+W S03. Далее в статье вы поймете почему я заговорил о них сейчас.
Про саму компанию Schneider Kreuznach, Германия, вы можете прочитать здесь.
У компании две серии светофильтров на сегодняшний день:
B+W Filter Premium Line (премиум)
Поляризационные светофильтры этой линейки обозначаются: B+W XS-Pro KSM HTC-Pol MRC Nano.
Премиум линейка подразумевает все возможные технологии, которыми владеет компания. Вы получаете светофильтр в тонкой оправе, которая позволяет снимать без виньетирования на фокусных расстояниях до 17 мм (на кропе до 12 мм). Оправа фильтра изготовлена из латуни дабы меньше «закисать» на резьбе алюминиевого объектива, ведь алюминий материал шероховатый и не может быть таким же гладким, как латунь. Алюминиевая оправа фильтра на алюминиевой резьбе под фильтр объектива с большой долей вероятности «залипнет» и не всегда можно такой фильтр с объектива вообще снять. Особенно это касается больших диаметров т.к. при попытке открутить «залипший» фильтр пользователь зачастую деформирует алюминиевую оправу и или фильтр «залипает» окончательно или выпадает стекло.
В случае латунной оправы вы, скорее всего, просто не столкнетесь с такой проблемой.
Кроме того светофильтры с маркировкой XS-PRO имеют защитное нано-покрытие, которое даёт фильтру дополнительную царапиноустойчивость. Я ронял такие фильтры в песок (sic! единственное что наверняка поцарапает любое стекло) и фильтр хоть и получил мелкие царапинки, но в целом остался годным к использованию, в отличие от фильтров которые не имели специальной защиты.
Чистка светофильтров XS-PRO упрощена за счет гидрофобного покрытия, которое не даёт каплям растекаться и они остаются шариками за счёт того, что молекулы нанесенного покрытия стремятся избежать контакта с водой.
Этот эффект называется «эффект лотоса» и позаимствован у природы.
Кроме того премиум-поляризаторы используют поляризационную плёнку Käsemann, которая светлее обычной поляризационной плёнки и позволяет снимать на более коротких выдержках.
А что же нам даёт профессиональная линейка?
B+W Filter Professional Line (профессиональные)
Упаковка синяя, её легко отличить от чёрной упаковки светофильтров серии XS-PRO.
Профессиональная линейка светофильтров B+W подразумевает в моём понимании (я много и относительно долго занимался светофильтрами B+W) наличие всех важных для работы технологий в производстве светофильтров без «премиум-бонусов».
В случае серии B+W S03 мы имеем светофильтры в стандартной оправе F-Pro, которая позволяет использовать светофильтра на объективах с фокусным расстоянием до 24 мм включительно. На самом деле на сайте Schneider Kreuznach написано строже (28 мм фокусного расстояния для полнокадровой камеры формата 35 мм), но и они раньше указывали 24 мм и я сам проверял это много раз — на 24 мм на всех объективах что пробовал виньетирования не было. Толщину оправы на фильтры B+W можно посмотреть в этом разделе, там же есть и толщины оправ светофильтров других производителей, для сравнения.
Оправа в профессиональной линейке тоже изготовлена из латуни и матирована чёрным, крепление стекла выполнено очень качественно. Много раз я ронял светофильтры B+W (у меня их много), но пока ни один из них не «зазвенел» в оправе. А вот светофильтры других производителей бывает после падения дают слабину в креплении. Щелкнешь ногтем по нему, а он звенит, вибрирует в оправе. Значит уже нет параллельности матрице камеры и есть риск что фильтр может выпасть из оправы.
Пояризационные светофильтры B+W S03 имеют неплохую царапиноустойчивость и тоже гидрофобные.
Просветление MRC одно из самых лучших (я проверял) из доступных сейчас и одинаковое с премиум линейкой.
Есть серия фильтров B+W S03 с однослойным просветлением, маркируется не MRC, а E. Но я настоятельно рекомендую всё-таки MRC. Это огромный шаг в устойчивости к контровому и боковому свету.
Поляризационная плёнка у B+W S03 отличная, но не такая «светлая», как у серии поляризационных светофильтров XS-PRO.
B+W S03 затемняют примерно на 2-2.5 ступени экспозиции, тогда как XS-PRO на 1-1.5 ступени. В вечернее время предпочтительно, конечно, иметь «светлые» поляризаторы, но днём это не так важно.
Также нужно обратить внимание, что «светлые» поляризаторы не одинаково полезны. Есть «светлые» китайские поляризаторы, которые просто хуже поляризуют, за счёт чего и светлее.
В итоге мы приходим к тому, что если я хочу купить качественный поляризационный светофильтр и нет бюджета на премиум линейку светофильтров, то стоит посмотреть в сторону профессиональной линейки, где поляризатор на ~30% дешевле. Да, светофильтр будет «темнее», но зато бескомпромиссное немецкое качество. Так при переходе на относительно большие диаметры фильтров (77 и 82) я взял поляризаторы из серии B+W S03 и очень доволен, поехал «в отпуск» в Индонезию с ними.
Кстати, остерегайтесь подделок и покупайте светофильтры только у официальных дилеров, в том числе у нас.
Как отличить оригинальный светофильтр B+W от подделки я подробно писал в статье по ссылке.
Примеры снимков
Из путешествия ( Индонезия )
Картинка приобретает яркие краски, которые без фильтра были скрыты из-за рассеянного неполяризованного света отраженного от предметов (камни, листья, небо). Блики в случае водопада не нужны, тут и без того вода белая, а камни тёмные.
Почувствуйте разницу. Без поляризатора это просто репортажный снимок, а при использовании поляризатора проявляется небо и зелень приобретает более насыщенный цвет. С воды убирается блик, она становится темнее и прозрачнее.
На данном снимке ушли блики с листьев пальмы и это было в данном случае не обязательно, но зато сами листья приобрели насыщенный зелено-желтый цвет и красно-оранжевая черепица крыши тоже.
Этот снимок я снял просто ради цвета, уж очень интересные краски были на закате. Убрав блики с воды удалось получить лучший контраст.
Вода становится интереснее, приобретает цвет.
Кроме того, вода становится прозрачной. Вокруг этих луж крутились китайские туристы т.к. в каждой луже целый мир, разные мелкие крабики и рыбки. Без поляризатора снять то что в луже не представляется возможным, нужно сделать поверхность лужи прозрачной, а она отражает светлое небо. Поляризатор убирает этот блик, если снимать под углом к поверхности лужи.
Обратите внимание, что у поляризатора есть эффективная область где он работает и есть область вне эффекта поляризации. Это зависит от угла падения лучей на поверхность поляризатора при отражении от лужи. Потому поляризатор эффективнее при использовании на телеобъективах, где угол обзора маленький. В данном случае объектив был Canon TS-E 24/3.5 II, так что в верхней части лужи неизбежно эффект поляризации уже почти не работает.
Здесь я снимал цаплю (?) на мелководье. Вода намного интереснее смотрится прозрачной и песок становится более оранжевым, а трава на горке за цаплей приобретает более насыщенный зеленый цвет.
Этот снимок очень хорошо показывает работу поляризатора. Кроме того, что цвета стали насыщеннее, а небо синее, с дальних холмов ушла дымка. Для цветной цифровой фотографии поляризатор единственное известное мне средство, которое позволяет существенно уменьшить дымку в горах. Дело в том, что дымка часто образуется из-за мелких капелек воды, которые висят на крошечных пылинках и отражают рассеянный свет, который мы видим как сизую дымку. Отсекая этот неполяризованный свет от мелких частиц в воздухе мы убираем сизую пелену и снимок становится контрастнее.
Из родных краёв (г.С-Петербург, Россия)
В отпуске поляризационный светофильтр незаменим, а что же в наших широтах? Есть ли в нём смысл?
В Петербурге выдались редкие солнечные денёчки и мы с моим другом Ростиславом сразу кинулись снимать на улицу.
Это Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге, год постройки 1911.
Какой яркий и чистый синий цвет! Даже не верится, что в Питере бывают такие дни! Заслуга синего неба целиком на поляризаторе B+W S03. Чтобы небо было синющее, как я люблю, нужно подбирать угол к солнцу. Максимальный эффект поляризации при 90 град к солнцу. Снимать в контровом свете и с солнцем за спиной с поляризатором бесполезно — он не сработает.
Самые «сочные» снимки на мой взгляд получаются в наших широтах после 15-00. В более ранее время над городом часто висит смог и создает дымку, которую не поляризовать до полного эффекта, а к вечеру она понемногу рассеивается. И стоит помнить, конечно, что поляризатор работает хорошо во-первых, в солнечную погоду, а во-вторых, на не очень широком угле. Тем не менее меня это не сильно смущает т.к. удается сделать интересные кадры с хорошей поляризацией до 25 мм фокусного включительно (как на снимках собора).
И вот как выглядит поляризатор B+W S03 на объективе...
Бонус — спойлеры следующих обзоров
Я даю подсказку содержимым своего фоторюкзака :)
Надеюсь в ближайшее время порадовать вас сразу несколькими обзорами.
Желаю всем удачных снимков! Если будет солнце, то есть хороший шанс пополнить своё портфолио!
Купить светофильтр B+W
Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.
Дмитрий, здравствуйте!
Есть такая мысль — попробовать использовать полярик за объективом (т.е. перед матрицей), будет ли от этого польза на ваш взгляд — и на сколько необходим прямой доступ для вращения фильтра, или достаточно найти одно положение фильтра?
Основная задача — повысить контраст старой оптики, например Юпитеров.