Бренд Tokina
Возможно не все из вас пробовали объективы Tokina, но где-то о них слышали. Сама компания японская и была основана в 1950 г. под названием Tokyo Kouki. Основной специальностью были шлифовка зеркал, подрядные работы по шлифовке стеклянных линз и массовое производство объективов для кинопроекторов. В 1971 компания переименована в Tokina Kougaku Co., Ltd. Успешно производя объективы для зеркальных фотокамер и систем наблюдения компания растет и сливается с материнской компанией Kenko, меняя название на Tokina Co., Ltd. В 2011 г. компания меняет название на Kenko Tokina Co., Ltd. под которым мы её знаем сейчас и которое вы можете увидеть на всех светофильтрах Kenko и Hoya.
Важно знать, что компания имеет своё мощное производство и большой опыт в разработке объективов и светофильтров. Также компания занимается оптическими прицелами, биноклями и медицинским оборудованием. На сегодняшний день продолжается активная разработка новых объективов, которые в целом оцениваются опытными фотографами как весьма удачные и приятные по цене. В каких-то системах объективы Tokina позволяют сэкономить не теряя в качестве, а где-то заполняют ниши в фокусных расстояниях, как в случае с Sony. Tokina Firin 20/2 — первый объектив Tokina на систему Sony с байонетом Sony E, плюс он полнокадровый и с ручным фокусом.
Tokina Firin 20/2
Tokina Firin 20/2 был представлен публике на Photokina 2016 и не так давно достиг нашего рынка.
FíRIN — это вариация слова «Fírinne», что в дословном переводе со староирландского означает «правда» и использовалось во время гэльского возрождения в конце 19-го века. Слово применялось при указании на что-то, действительно, реальное и соответствующее эталону. Поэтому название подчёркивает стремление Tokina создать революционные объективы, которые позволят получать снимки, максимально приближенные к реальности.
Под староирландским языком, очевидно, понимают Gaelic. Ваш покорный слуга объехал примерно половину Ирландии и потому с большим трепетом относится ко всему ирландскому, что вы могли видеть по моим футболкам, оказывавшимся в кадре :)
Внешний вид
Объектив сделан весьма качественно, как и полагается объективу с ручным фокусом. Корпус в основном металл, а бленда пластиковая. Бленда сразу привлекает внимание — она прямоугольная, а не круглая, как у большинства производителей фотообъективов. Смотрится это круто, почти Leica :)
Правда при попытке не глядя вынуть крышку, крышка слегка задевает за бленду.
С задней стороны всё такое же аккуратное и металлическое. Нет зазоров между линзоблоком и корпусом, так что пыль залетать не должна.
Внимательный владелец обнаружит также кнопочку Declick (нажать и повернуть), которая позволяет менять диафрагменное значение без щелчков, что очень актуально для видеосъемки.
Технические характеристики
Байонет | SONY E |
Формат кадра | 35 х 24 мм (полный кадр) |
Фокусное расстояние | 20 мм |
Диапазон диафрагменных значений | f/2 – f/22 |
Оптическая схема (элементов / групп) | 13/11 |
Диапазон фокусировки | 0,28 м – ∞ |
Рабочие расстояния фокусировки | 0,2 м – ∞ |
Тип фокусировки | Внутренняя |
Угол обзора (диаг./гориз./верт.) | 92.651° |
Рабочий отрезок | 18 мм |
Покрытие на МДФ (формат 24х36мм) | предположительно ~ 40 мм |
Масштаб на МДФ | 1:10.33 |
Резьба под фильтр | М62 |
Ход кольца фокусировки (от МДФ до ∞) | 130 |
Число лепестков диафрагмы | 9 |
Максимальный диаметр | 69 мм |
Диаметр фокусировочного кольца | 62 мм |
Бленда | Пирамидальная, байонетная |
Длина (без крышек) | 82 мм |
Длина (с крышками) | 99 мм |
Вес | 490 гр. |
Дата анонса | сентябрь 2016г. |
Оптическая схема
В оптической схеме Tokina Firin 20/2 13 элементов в 11 группах, что является довольно сложной конструкцией.
Задняя сторона G1 (сложный для нанесения просветления элемент) и соприкасающиеся поверхности G6-G7 и G10-G11 также, как и остальные поверхности имеют мультипросветление.
В объективе 3 элемента из низкодисперсионного стекла (на схеме помечены фиолетовым) и два асферических элемента (отмечены зелёным).
Впечатления от пользования
Я поставил объектив Tokina Firin 20/2 на имевшуюся на тот момент у меня фотокамеру Sony A6300. За камеру большое спасибо компании Photoprocenter.
Объектив получился менее широкоугольным, но требования к качеству объектива остались высокими т.к. матрица Sony A6300 имеет кроп-фактор, а на ней разместили аж 24 Мпикс, соотвественно плотность пикселей весьма высокая.
Тестовые снимки
Интерьер
Мне почему-то сразу понравилось боке этого объектива, а так как ожидалось, что на открытой диафрагме он будет хорош, то я отправился по торговым центрам снимать картинки с боке. Тем более и цель у меня была — наснимать фонов для того чтобы потом интегрировать туда моделей снятых в студии. Не люблю я такой фотошоп, но, к сожалению, в торговых центрах не разрешают снимать со студийным оборудованием и тем более без разрешения администрации.
Тем более мне пригодилась маленькая и незаметная Sony A6300 с небольшим объективом Tokina Firin 20/2. Ручной фокус в данном случае можно поставить в существенный плюс т.к. я мог фокусироваться абсолютно куда угодно (я снимал не только бокешки, но и местами кадры в фокусе) не сомневаясь в фокусе, а помогало мне в этом увеличение картинки и focus peaking.
В основном всё было снято на F2 т.к. света мало и не хотелось сильно поднимать ISO, а широкоугольная природа объектива должна была по большей части компенсировать полностью открытую диафрагму в плане ГРИП.
Tokina Firin 20/2, F2, 1/400 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/320 sec, ISO 200, дефокус
Tokina Firin 20/2, F4, 1/125 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/500 sec, ISO 200, дефокус
Tokina Firin 20/2, F2, 1/160 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/800 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/200 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/160 sec, ISO 200, дефокус
Tokina Firin 20/2, F2, 1/250 sec, ISO 200
Всё абсолютно резкое и без хроматики! Это всё на F2!
Tokina Firin 20/2, F2, 1/125 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/125 sec, ISO 200
Уличное и портреты
Tokina Firin 20/2, F5.6, 1/1250 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F5.6, 1/1600 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/3200 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/3200 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/2500 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/4000 sec, ISO 200
Tokina Firin 20/2, F2, 1/4000 sec, ISO 200
Контровый и боковой свет
Tokina Firin 20/2, F2, 1/4000 sec, ISO 200
С контровым светом на открытой диафрагме объектив справляется неплохо. Я видел и гораздо лучшие результаты (например, у Carl Zeiss), но достаточно много объективов, которые гораздо хуже. Так что Tokina Firin 20/2 в плане контроля ХА находится на среднем уровне.
Tokina Firin 20/2, F2, 1/4000 sec, ISO 200
Тоже неплохо, фиолетовые каемки почти не видны.
Скорее всего, отчасти это заслуга встроенного в RAW файл профиля коррекции.
Но конечного пользователя заботить не должно как достигается результат, главное что ХА довольно мало.
Итоги и выводы
Tokina Firin 20/2 отличный объектив за свои деньги. Мне было приятно им пользоваться и очень понравилось, что у него ручной фокус. Открыв снимок в RAW Digger (который я смог приобрести с помощью читателей блога и который теперь нам даёт возможность смотреть кое-какую информацию внутри оригинального RAW файла) я убедился, что коррекции дисторсии принудительной нет, и в этом заслуга объектива, что ее почти нет.
Это удивительно и радует.
Про виньетирование ничего сказать не могу т.к. использовал объектив на камере с кроп-фактором, так что затемненные края остались вне моего поля зрения.
Объектив явно конкурирует с ZEISS Loxia 21/2.8, на который я уже писал обзор. На сегодняшний день Tokina Firin 20/2 стоит $799 на B&H, а ZEISS Loxia 21/2.8 — $1,499. Tokina Firin 20/2 светлее на один стоп. Дисторсия у обоих объективов контролируется практически идеально, а хроматические аберрации малы.
Я думаю, что для многих главным критерием в этом случае будет цена...
На этом заканчиваю свой обзор и желаю вам хороших фотографических инструментов, чтобы реализовать все ваши творческие задачи!
И немножко Ирландии напоследок...
Бонус — Большие файлы снимков из статьи
[lock]
Дмитрий, большое спасибо за обзор интересного объектива.
Теперь думаю, взять к A6000 такую Токину, или переходник EF/E для моего любимого 17-40/4L?
P/S/ Если кому интересно, на сайте Токины выложили график MTF (раздел Specifications)
www.tokinalens.com/tokina.../frin20mmf2femf/
Александр, здравствуйте!
Сложный вопрос. Главное, как мне кажется, в том что Токина с ручным фокусом и сделана для ручкой фокусировки. Там большой и точный ход кольца. А Canon 17-40/4L сделан для автофокуса, у него кольцо имеет малый ход и не особо информативно при ручном фокусе. В тоже время переходники EF-E с автофокусом, которые я пробовал не очень хорошо работают. Фокус относительно медленный и иногда дёрганый.
Так что я лично ставлю на Sony E объективы Canon, но те у которых ручной фокус. Т.е., например, Canon TS-E 24/3.5 II (отличный, пользуюсь именно второй версией). Также есть: Canon TS-E 17/4 (неплохой), Canon TS-E 45/2.8 (плохой, не пользуюсь), Canon TS-E 90/2.8 (неплохой, пользуюсь)
За ссылку спасибо! Не уверен, правда, что им можно доверять в плане графика :)
А вообще я сравнил Tokina Firin 20/2 и ZEISS Loxia 21/2.8 на камере Sony A7 II, но всё выложить в эту статью руки не доходят.
«Фирменный» розовый цвет. Главное «горе» токиновских стекол. По соотношению цена качество, броненосному корпусу и резкости, токина уверенно — хороша. Рисунок то же очень не плох. По микроконтрастности печалька. По контрастности — 3+. Если есть время крутить в редакторе каждое фото — отличный выбор. Если страдаем — экзистенциализмом, тьфу — ты — ПЕРФЕКЦИОНАЛИЗМОМ, ))) к покупке — не рекомендую. Имею в арсенале Tokina 80-200 2.8 за 280$. Радуюсь. Иногда плююсь. Чаще первое. ))) Дмитрию за обзоры плюс в карму))). Предпочитаю на Alphe 7 — voigtlander 20 3.5 slI for Nikon.
А как у Tokina с автофокусом, в целом ? Все о Sigma говорят, а про Tokina о резкости в основном, а про автофокус как-то тема не вентилируется. По сравнению с той же Сигмой. Я имею ввиду применимость на распространённых системах, а не на гаджетах, типа Sony )
Евгений, здравствуйте! Пока ничего про автофокус сказать не могу т.к. Это мой первый современный объектив Tokina и он с ручным фокусом. Как будет у меня автофокусная Токина на Canon — расскажу как работает автофокус.
Если скажу сейчас что-то еще, то это будут лишь мои предположения :)