ГлавнаяфототехникаТесты фототехники → Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)
43 975 просмотров
В этой статье 1889 слов.

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Здравствуйте, друзья!

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Мне на тестирование попали светофильтры Hoya. Спешу с вами поделиться результатами тестов и своими впечатлениями.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

Я решил начать со светофильтров серии ND (затемняющие).

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

к содержанию ↑

Для чего нужны светофильтры серии ND

Светофильтры ND (neutral density filter/нейтральной плотности) нужны для того, чтобы ослабить световой поток. Они позволяют снимать на более длинной выдержке, чем возможно без использования затемняющего светофильтра. Используются такие светофильтры, например, для съемки текущей воды, которая из отдельных брызг превращается в мягкий поток, создается эффект движения и фото становится более художественным.

к содержанию ↑

Замораживание водного потока

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

Сингапур, небоскрёб Marina Sands (который с бассейном наверху).
f5.6, 5 sec, iso 100, ND4

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

Сингапур, вид с Marina Bay (с залива)
F11, 20 sec, iso 100, ND8
С левой стороны фонтан, который на длинной выдержке превращается в мягкий туман.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

Сингапур, Singapore River, самый центр города (район Clarke Quay)
Благодаря длинной выдержке, полученной с помощью ND фильтров мы получаем длинные следы от фонарей на движущихся кораблях (создаётся эффект скорости, приём можно использовать и ярким днём для съемки гонок и проч.).
F4.5, 3.2 sec, iso 100, ND4

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

Сингапур, Singapore River, Singapore Opera (странное здание похожее на черепаху)
F5.6, 10 sec, iso 100, ND4

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

С-Петербург, река Смоленка
F8, 20 sec, iso 100, Hoya PRO ND100

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

С-Петербург, река Смоленка
F8, 30 sec, iso 100, Hoya PRO ND200

к содержанию ↑

Фотосъемка автомагистралей

Редко, когда поток машин украшает снимок и совсем другое дело, когда вместо машин на снимке появляется протяженный рисунок их фар. Причем в каждом снимке он разный т.к. у машин будут разные траектории и разной яркости фары.

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Москва, район м.Смоленская
F5.6, 20 sec, iso 100, Hoya PRO ND200 + Hoya PRO ND32

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Москва, район м.Смоленская
F8, 30 sec, iso 200, Hoya PRO ND200

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Москва, район м.Смоленская
F4.5, 30 sec, iso 200, Hoya PRO ND200

к содержанию ↑

Съемка многолюдных торговых центров

Также ND светофильтры используются для съемки многолюдных торговых центров и площадей. Дело в том, что на длинной выдержке отдельные люди в кадре находятся недолго и не успевают впечататься в снимок. Таким образом можно достичь «безлюдности» в кадре.

Для примера я сфотографировал реку, где в полынье мельтешили утки.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

F8, 1/125 sec, iso 100, без фильтров

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

F8, 30 sec, iso 100, Hoya Pro ND200 + ND16

Легко заметить, что вода в том месте, где плавали утки, разгладилась. И сами утки по больше части исчезли. Исчезли те, которые активно двигались. Тоже самое происходит в торговом центре. На снимке остаются только те люди, которые долгое время стоят неподвижно, а таких крайне мало.
Это позволяет очистить снимок от нежелательных участников.

к содержанию ↑

Спецэффекты

Спецэффекты доступны на длинной выдержке, но если вокруг недостаточно темно, то длинную выдержку не поставить. Решить эту проблему помогают ND фильтры.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

F5.6, 8sec, iso 100., ND8
Съемка со штатива, зум-эффект на длинной выдержке.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

Индонезия, о.Гили Эйр
Крона дерева подсвечена с помощью фонарика. С помощью ND Фильтра можно добиться времени на подсветку достаточную, чтобы «нарисовать» светом всё, что хочешь.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

Индонезия, о.Гили Мено
F4, 30 sec, iso 200, ND4
Съемка со штатива, подсветка переднего плана с помощью фонарика.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

F4.5, 25 sec, iso 200, ND4
Съемка со штатива, подсветка деревьев снизу с помощью фонарика.

к содержанию ↑

Астрономические съемки

20.03.2015 состоялось солнечное затмение. Я использовал светофильтры Hoya Pro ND500 и Hoya Pro Nd4.

Тестирование светофильтров Hoya серии ND (затемняющие)

К сожалению, светофильтры были на диаметр 67мм, для моего объектива Canon 100/2.8L IS USM. Для съемки астрономических явлений этого фокусного расстояния недостаточно.
У меня есть МТО-1000 для этих целей, но к нему я пока не приобрёл плотные ND светофильтры 120мм (надеюсь обзавестись ими к следующему затмению в 2016г.).

Кроме собственно фотосъемки через Hoya Pro ND500 было вполне комфортно смотреть на Солнце долгое время.

к содержанию ↑

Упаковка и конструктив светофильтров Hoya PRO ND

_MG_0290_1280px

Светофильтры Hoya PRO ND поставляются в симпатичной пластиковой упаковке, достаточно крепкой, чтобы пользоваться ей долгое время. Упаковка запечатана с двух сторон липучками.

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Если такую липучку оторвать, то обратно её не приклеить так, чтобы не было видно. Это хорошая защита от «достал-заменил-продал». Коробка тоже неразборная, если не отклеить липучки.

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

На задней стороне упаковки российской компанией Флама, дистрибьютером светофильтров Hoya в РФ, наклеена памятка по маркировке светофильтров и способу их использования.

У светофильтра Hoya только две поверхности, которые идеально шлифованы и полированы, что исключает указанные выше проблемы.

Серия светофильтров Hoya PRO ND имеет металлизированное покрытие ACCU-ND, которое призвано исключать смещение баланса белого и обеспечить более равномерное светопропускание по всей площади кадра. Предыдущее поколение ND фильтров Hoya, а также фильтры ряда других производителей, изготавливались путем добавления металлов в стеклянную массу перед отливкой. При большой концентрации добавок добиться однородности их распределения в стекле практически невозможно. Тогда как равномерно нанести покрытие значительно проще.

Кстати, обратите внимание — светофильтры Hoya PRO ND имеют мультипросветление с двух сторон. Не все ND фильтры на рынке могут похвастаться мультипросветлением, а тем более с двух сторон. Напомню, что это уменьшает возможность бликов, сохраняет контраст снимка и снижает почти до нуля паразитные светопотери в светофильтре.

к содержанию ↑

Светофильтры Hoya PRO ND существуют в таких плотностях и диаметрах:

Плотности фильтровУменьшение светопотокаПропускание, %Существующие размеры
ND4 (0.6)2 стопа2549-82мм
ND8 (0.9)3 стопа12,549-82мм
ND16 (1.2)4 стопа6,2549-82мм
ND32 (1.5)5 стопов3,1249-82мм
ND64 (1.8)6 стопов1,5649-82мм
ND100 (2.0)6 2/3 стопа149-82мм
ND200 (2.3)7 2/3 стопа0,549-82мм
ND500 (2.7)9 стопов0,249-82мм
ND1000 (3.0)10 стопов0,149-82мм

к содержанию ↑

Тестирование светофильтров Hoya PRO ND

Самый главный вопрос в тестировании ND фильтров — не вносят ли они искажение цветопередачи. Ведь ND фильтры только при прямом на них взгляде тёмные, а под хорошим освещением и под небольшим углом дают совершенно разные цветные блики.

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Видимо, используются разные способы сделать стекло темнее. Потому существует много мнений насчёт того влияют ли ND фильтры на цветопередачу или нет. Причем, если брать в рассмотрение дешевые китайские светофильтры, то это однозначно так, влияют. Причём сильнее всего смещают баланс белого самые тёмные фильтры.

Тестирование проводилось с помощью цветовой шкалы Xrite Colorchecker, пигменты образцов цвета которой не меняют цвет при разном освещении. Это действительно так, в отличие, например, от бумажных цветовых шкал.

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Снимок в формате RAW открывался в RAW-конвертере Adobe Camera Raw и «пипеткой серого» по третьему справа образцу серого цвета (плашке) определялся баланс белого.
Баланс белого: 5000К -9.

При использовании фильтра, который будет давать оттенок баланс белого тоже сместится и это легко можно будет проверить той же «серой» пипеткой по той же плашке.

к содержанию ↑

Hoya PRO ND4

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND4

А теперь с бликом.

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Результат с фильтром Hoya PRO ND4: 4950К -14.

Разница в 50К вообще не заметна и в пределах погрешности измерений.

к содержанию ↑

Hoya PRO ND8

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND8

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Результат с фильтром Hoya PRO ND8: 5100К -14.

Разница в 150К не заметна глаз. Попробуйте увидеть эту разницу (у меня не получилось).

к содержанию ↑

Hoya PRO ND16

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND16

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Результат с фильтром Hoya PRO ND16: 5100К -14. Разница в 150К не заметна глаз.

к содержанию ↑

Hoya PRO ND32

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND32

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Результат с фильтром Hoya PRO ND32: 5000К -2. Разница не заметна на глаз. Получилось как без фильтра.

к содержанию ↑

Hoya PRO ND64

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND64

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Потом я немного поменял освещение, потому базовые параметры цвета изменились.
Стало: 5300К -3 (без фильтра)

Результат с фильтром Hoya PRO ND64: 5250К -6. Разница не заметна на глаз. Получилось как без фильтра (50К в пределах погрешности измерений).

к содержанию ↑

Hoya PRO ND100

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND100

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Результат с фильтром Hoya PRO ND100: 5300К -11. Разница не заметна на глаз. Получилось как без фильтра.

к содержанию ↑

Hoya PRO ND200

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND200

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Результат с фильтром Hoya PRO ND200: 4800К +1. Разница 500К. Это уже заметное смещение баланса белого...(как минимум).

Посмотрим как это выглядит на «живом» примере.

Как видите, балансом белого по серой плашке практически всё исправляется. Мне показалось, что синий стал немного «синее», но остальные цвета правильные.

к содержанию ↑

Hoya PRO ND500

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Hoya PRO ND500

Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)

Результат с фильтром Hoya PRO ND500: 5300К -11. Разница не заметна на глаз. Получилось как без фильтра.

к содержанию ↑

Выводы

Опираясь на то, что почти во всех случаях изменение цветового баланса было ничтожным (50-150К) и не было линейным, предположу, что сами по себе фильтры Hoya PRO ND на цветовой баланс практически не влияют. На результаты измерений больше влияет способ повышения освещенности сцены для того, чтобы выровнять экспозицию.

Т.е., например, цветовая температура вспышки может меняться даже на хорошем приборе (как у меня) в пределах 150К.

В остальном же можно признать, что фильтры замечательные и вполне годны для съемки пейзажа.

Раньше я считал, что смогу обойтись только светофильтрами с нейтрально-серым градиентом и поляризационным светофильтром, но нужно признать, что ND светофильтры часто незаменимы. Именно они могут «заморозить» воду и размыть облака. Именно они могут позволить вам снимать такие яркие объекты, как Солнце.

На мой взгляд иметь всю линейку светофильтров ND желательно, но не обязательно. Точно нужны ND8, ND100, ND500. Остальные позволяют настроить затемнение более тонко, но нужны не так часто.

Желаю всем удачных снимков и не забудьте запастись полезными светофильтрами, отправляясь в отпуск! :)

P.S. Кстати, будет интересно посмотреть ваши примеры в комментариях, как вы, дорогие читатели, используете затемняющие светофильтры!

Не забывайте, пожалуйста, нажимать "поделиться" Вконтакте, Фейсбуке, Гугл+ и т.д., а также оценку 5*, если вам понравилась статья!
Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (48 votes, average: 4,92 out of 5)
Загрузка...

Если вы также хотите смотреть мои видеоматериалы, то подписывайтесь на мой канал
 Здесь мой инстаграм, можно посмотреть над чем я работаю в текущий момент
 Я на Facebook - здесь основные анонсы моих статей
 Я Вконтакте, здесь бываю реже, но тоже бываю
 Подписаться на RSS ленту
Рекомендовать

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • тесты обьективов и фотокамер
  • статьи по истории фототехники
  • секретные приемы фотосьемки
  • проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

65 thoughts on “Тестирование светофильтров Hoya серии PRO ND (затемняющие)


  1. Подскажите пожалуйста какой фильтр выбрать для значения iso 200-400, f=2,8, выдержка 1/50 это для видео в солнечную погоду. Не могу решить либо 32 или 64.

    • Дмитрий, здравствуйте!

      Чтобы сказать плотность фильтра мне нужно знать насколько солнечные у вас условия (экспозицию). Посмотрите параметры съемки в нормально экспонированном кадре в солнечную погоду и скажу какой фильтр. Для видео обычно используют светофильтры переменной плотности — это проще.Вот, например, от Шнайдер. Также есть обзор B+W ND Vario. Есть и у других брендов фильтры переменной плотности. Например, у HOYA. Для видео я пользуюсь переменным. Для фото у меня целый набор сплошных.

  2. Добрый день!

    Заметил следующую особенность — Hoya Pro ND1000 даёт затемнение не 10 стопов, а примерно 9.6

    Первый кадр без фильтра 1/50s, f/6.3, ISO: 250

    Второй кадр с фильтром, выдержку увеличиваем на 10 стопов по сравнению с первым кадром 20s, f/6.3, ISO: 250

    Третий кадр с фильтром, выдержку увеличиваем на 9.6 стопов по сравнению с первым кадром 15s, f/6.3, ISO: 250

    Видим что 1 и 3 кадры имеют одинаковую экспозицию (разница 9.6 стопов), второй кадр переэкспонирован на треть стопа

    • Алексей, здравствуйте!

      Не проверял ND1000 на точность совпадения плотности с указанной, к сожалению т.к. его как раз у меня не было (у меня были все от ND2 до ND500, а сейчас из HOYA от ND4 до ND200). Проверял до ND64 и там все соответствовали весьма точно.

      Так что может и так быть... Хотя вообще странно т.к. проверить и самому производителю таким же методом легко.

      • Здравствуйте!

        Спасибо за ответ.

        Всё-таки у Hoya Pro ND1000 реальное затемнение 9.6 (либо у меня такой экземпляр).

        Сравнивал с Kenko RealPro ND1000 — у него 10 стопов ровно.

        Фильтры (Hoya и Kenjo)между собой отличаются цветом просветления. В остальном идентичные, даже оправы и коробки одинаковые.

        Сравнивал фильтры, купленные в магазине DNS, так что не думаю, что это подделка.

        В итоге выбрал Kenko. Но заметил особенность — Kenko баланс белого уводит немного в теплые тона, у Hoya же такого не было. Баланс белого не сложно на посте поправить, просто покрутив ползунок ББ.

        • Фильтры HOYA и KENKO делает одна компания — Kenko Tokina. Я с ними общаюсь иногда чтобы узнать подробности про светофильтры. В последний год они стали больше разводить продукты Hoya и Kenko, делать их немного отличными. PROND вряд ли подделывают... Сложновато его хорошо подделать. Спасибо за подробности — при случае проверю HOYA PROND 1000!

  3. Здравствуйте!!!

    У меня сони а7s и мне нужен крепкий НД-шник. Для съемок в солнечный день (с 12 00 до 17 00) исо от 640 до 4000 (3200 нативное- в основном), выдержка 1/50 сек. соответственно, диафрагмма по ситуации. Хочу взять один фиксированный НД фильтр. Если можете помогите определиться. Склоняюсь взять Хоя из данной серии.

    • Евгений, здравствуйте!

      Крепкий вы имели в виду по прочности стекла? Тогда HOYA это именно то что нужно. В целом отличные затемняющие светофильтры, сам пользуюсь часто (у меня много затемняющих). Одним светофильтром непросто обойтись! Даже зимнее и летнее солнце светит с разной интенсивностью. А уж свет утром или вечером... Вобщем для видео лучше использовать хороший светофильтр переменной плотности. Но плохой светофильтр переменной плотности использовать крайне не рекомендую, так что тут по бюджету. Взять два-три сплошных ND — намного дешевле и картинка будет качественнее.

      Резюме. Одним я бы обойтись не смог.

      Давайте считать. Я приложил картинку с замером экспозиции позавчера на заливе.

      25fps, ISO 200, 1/50s мои вводные. Результат замера = f22. Понятно, что на f22 я снимать не стал бы. Вот пересчитаем в ваши условия.

      От ISO 200 до ISO 3200 будет 4 ступени разницы. От f22 до f5.6 (к примеру часто используемая диафрагма) — 4 ступени.

      Т.е. в сумме выйдет 4+4=8 ступеней. На столько вам нужно затемнить кадр. Т.е. вам нужен светофильтр ND256 (8 ступеней) чтобы снимать на ISO 3200 и диафрагме f5.6 в такую солнечную, но морозную погоду (у HOYA есть ND200 — это близко). Или опустить ISO до 640 (-3.5 ступени) пользоваться светофильтром 4 ступени (ND64).

      По причине всех этих сложностей у меня варио фильтр. Но за удобство приходится платить. На 82мм такой фильтр от HOYA (Hoya Variable Density 82 mm) стоит в районе 12900р, а SCHNEIDER TRUE MATCH VARI ND MKII 82MM и того больше — в районе 37т.р.

      В любом случае что бы вы не выбрали — поможем достать максимально выгодно и с консультацией.

      P.S. сам я пользуюсь варио в последнее время. Недавно приобрел фильтр от Шнайдер, он хоть и дорогой, но закрывает все мои потребности в данной теме.

      Присоединенная картинка:

      • У меня 49 мм резьба. ND 64 вроде бы 6 ступеней а не 4? Думаю нд 500 лучше будет вместо нд 200 тем более если он каверкает цвет. Спасибо за ответ.

        • Евгений, да. Обсчитался :) Вот мой же калькулятор ступеней затемнения говорит что 6 :)

          Главное я хотел показать принцип расчёта. Потому как в разных условиях будет немного по-разному. HOYA PRO ND с цветом отлично себя ведут (в статье тест есть). А про переменный светофильтр я написал. До 5 ступеней и только качественный типа B+W XS-Pro ND-Vario, Schneider Krueznach tru-match и подобные. Переменный от HOYA не тестировал, руки не дошли. Хотя лежит у меня...

  4. Здравствуйте. Спасибо за статью и развёрнутые комментарии. Много нужной инфы. Я начинающий видеограф. Хочу взять себе вариативный ND. Но у нас тут развернулись споры по диаметру. Кто-то говорит, что фильтр лучше брать не по диаметру объектива, а чуть больше, присоединяя через переходные кольца. Таким образом на видео потом не будет виньетки. Другая же часть топит за фильтр ровно в диаметр объектива, без переходных колец)) ну оно удобнее и привлекательнее на вид. Сразу оговорюсь, что у меня нет задачи закрыть одним фильтром все имеющиеся объективы. Так как у меня их всего два и оба 52 мм.

    • Маша, здравствуйте!

      Фильтры Variable Density (переменной плотности) у разных брендов разного конструктива. У того же B+W (премиум фильтры высокого класса) внешний диаметр и без того существенно больше чем внутренний.Но у них ограничена плотность 1-5 ступеней чтобы затемнение было без смещения спектра.

      У HOYA диаметр внутренний и наружный одинаковый, потому виньетка может быть на сверхширокоугольных объективах т.к. данный тип фильтров имеет довольно толстую оправу (они же из двух топовых поляриков состоят).

      И если по бюджету нет больших ограничений (вообще этот тип фильтров довольно дорогой, а B+W раза в два дороже HOYA), то скоро выйдет серия фильтров переменной плотности от B+W в тонкой оправе.

      Если будут еще вопросы — спрашивайте. HOYA и B+W мы продаем. И не покупайте подобные фильтры в китайском исполнении — там все плохо, я тестировал. Потому как сделать хороший полярик вообще сложно, а два совместить еще сложнее.

  5. Подскажите пожалуйста, какие фильтра купить под мои условия?

    Камера Sony A7iii, объектив Sony 24 — 105. 77мм.

    Условия: солнечная тропическая страна. Снимать профессиональное видео. Море, пляжи, водопады — много солнца.

    Под ограниченный бюджет, самые необходимые максимум 2 фильтра.

    Мои соображения покупки:

    Вариант №1: 2 прямых фильтра Hoya ND ???? И если только один купить, какой самый предпочтительный HD????

    Вариант №2: один переменный фильтр Hoya. Сомнения в этом варианте одно — будет ли терять видео в качестве?

    • Александр, здравствуйте!

      Для тропической солнечной страны однозначно взять поляризатор — будут более сочные краски и местами прозрачная вода.

      Во-вторых, взять сплошной ND для съемки на более открытой диафрагме. Что-то типа ND32.

      Фильтр переменной плотности это хорошо, но имеет ряд ограничений. Во-первых, это два поляризатора вместе, так что эффект частичной поляризации всегда будет идти в комплекте. Повернули фильтр и цвета в видео немного изменились (стена была белой, а стала немного желтой тк рассеянный свет отсекся).

      С другой стороны очень удобно контролировать поток света в реальном времени.

      С моей точки зрения это непрофессионально (изменение цвета предметов в процессе съемки) и потому я использую монтаж двух роликов с фильтром и без. Предположим, вы идете по улице и хотите зайти в помещение. Если с теми же настройками ролика зайти, то будет темень внутри помещения. Но можно использовать фильтр переменной плотности. А можно снять сюжет с фильтром до двери, а потом сюжет от двери и внутрь. Ну и ускорить это место (перед самой дверью и сразу после) чтобы оно лучше стыковалось, так мы снимаем видео элитной недвижимости.

      В остальном видео от фильтра переменной плотности (Variable Density) в качестве не теряет — резкость и контраст такие же.

  6. Добрый день, Подскажите какой нд фильтр (фильтры) лучше подходят для видеосъемки? Спасибо!

    • Жанна, здравствуйте!

      Зависит от условий съемки. Чаще всего берут Vario ND, т.е. фильтр переменной плотности т.к. он позволяет плавно менять степень затемнения. Но я бы рекомендовал все-таки сплошные ND т.к. они не поляризуют свет и потому годятся для всех условий. В идеале для съемки на природе нужны ND8, ND16, ND32, ND64 потому что погода бывает сильно разная. Бывает пасмурно и тогда хватит самого легкого фильтры ND8, а иногда яркое солнце и тогда нужен ND64. Если бюджет сильно ограничен, то 16 и 64. Фильтры можно брать самые хорошие B+W XS-Pro ND или тоже хорошие, но порпоще Hoya PRO ND. У HOYA выбор больше, есть все плотности. У B+W уникальное предложение — фильтры в тонкой оправе, которые не виньетируют на сверхширокоугольных объективах.

      Фильтры обоих брендов мы продаем, так что пишите если они вам нужны.

  7. Добрый день! Спасибо за такую развернутую статью. Я начинающий фотограф, поэтому еще мало разбираюсь в разных тонкостях. Хотелось бы спросить Вашего совета, какой лучше фильтр взять для съемки пейзажей и видео, чтобы небо не было пересвечено?

    • Анна, здравствуйте!

      «пересвеченное» небо получается когда экспозиция неба и земли сильно отличается, например, утром или вечером. Камера (пока ни одна не может, даже самые дорогие) не в состоянии запечатлеть такой перепад яркостей.

      Чтобы небо не было переэкспонировано нужно использовать градиентный фильтр (при наличии в кадре линии горизонта. т.е. без сильно выступающих над линией горизонта зданий и проч). Наиболее полно градиентные фильтры описаны в статье по этой ссылке. Также существует система квадратных светофильтров где тоже есть градиентные и она более эффективна т.к. можно смещать линию горизонта, про неё рассказано здесь

      А здесь — почему не стоит покупать китайские фильтры

      Начинающему лучше начать с круглых градиентных светофильтров т.к. пользоваться ими легче и они компактнее. На сегодняшний день есть фильтры B+W на 2 ступени экспозиции.

      А как освоитесь, берите прямоугольные светофильтры плотности 3 или 4 ступени с мягким переходом и небо у вас всегда будет правильно экспонированное. Хорошие бренды Hitech Firecrest и LEE.

  8. Здравствуйте, подскажите пожалуйста насколько ощутимо теряется резкость при использовании фильтра HOYA ND Variable Density, или для фотографирования лучше иметь все таки линейку ND pro

    • Сергей, здравствуйте. Резкость с этим фильтром не теряется, но ввиду того что он сделан по-другому принципу нежели обычные сплошные ND фильтры есть свои нюансы почему он больше для видео нежели для фото. HOYA ND Variable Density — это два поляризационных светофильтра, которые вращаются друг относительно друга. Свойство поляризаторов — отсекать спектр, так что в любом положении они его отсекают. Вопрос только в том насколько равномерно и как меняется баланс белого и вообще цветопередача т.к. если у вас в одной серии фото ББ будет сильно меняться, то, наверное, это может быть не очень удобно.

      Тем не менее для фотографии они тоже используются и я ими пользовался. Другое дело, что по вышеуказанным причинам я рекомендую ограничиться затемнением в 5 ступеней для фото.

      А вот сплошные затемняющие светофильтры Hoya PRO ND такой проблемы не имеют. Этот тип фильтров нейтрален на всех плотностях. Проверено до ND1000. Из минусов то что их нужно несколько чтобы можно было использовать в разных условиях освещения. Я, например, в путешествие беру ND64 и ND1000. Их обычно хватает всегда. Но в целом — у меня полная коробка ND всех плотностей для разных других случаев.

      А HOYA ND Variable Density — это незаменимая вещь для съемки видео где нет возможности перекручивать фильтр, когда, например, с улицы заходишь (или заезжаешь по рельсам) в помещение с камерой.

      • Его цена не оправдана высока. Hoya variable density портит цвета, как и дёшевые фильтры и какой тогда смысл платить за него в два а то и в тридорого.

        • Дмитрий, у всех переменных светофильтров есть ограничения на использование тк это два поляризатора, то говорить что они «портят цвета», особенно про нормальные бренды типа HOYA это слишком сильно, как мне кажется. Просто есть условия в которых становится заметно каким способом они достигают затемнение и, например, это сплошное голубое небо на сверхширокоугольном объективе. Ибо именно в таком режиме видно то что фильтры частично поляризуют и делают это немного по-разному.

          Но в остальных сюжетах я проблем не заметил. У меня есть три светофильтра переменной плотности и в том числе от Хойа. А дорогие они тк это два поляризатора, а поляризатор вообще дорогая штука в приличном исполнении.

          Сплошной хороший светофильтр (типа HOYA PRO ND) точно никак на цвет не влияет, но световые условия меняются и приходится иметь целый набор фильтров... Если снимать высокобюджетное кино, то только так! А если снимать что-то более простое (в том числе коммерческое), то пользуюсь переменным избегая неудобных для такого фильтра ракурсов и тогда он работает очень хорошо. Сама съемка идет намного быстрее.

  9. Здравствуйте! Не сразу попалась ваша статья про ND-фильтры, поэтому задал свой вопрос в комментах под другой вашей статьей. Продублирую вопрос, ибо здесь он более уместен. Как сочетаются фильтры Hoya PROND друг с другом, не портят ли они изображение, если их накрутить сразу 2, 3 или даже 4 шт на объектив? К примеру, ND4+ND8+ND16+ND32 (15стопов)? Спасибо!

  10. Здравствуйте! Подскажите какой ND фильтр приобрести для видеосъемки какой плотности нужен? Камера sony a7 III.

    • Роман, здравствуйте!

      Для видеосъемки лучше всего фильтр переменной плотности. Тут два хороших варианта или B+W XS-Pro ND Vario (1-5 ступеней, ND2-ND32) или Hoya Variable Density (1.58-8.64 ступеней, ND3-ND400). За большой плотностью гнаться в варио фильтрах не стоит т.к. на большой плотности (более 5 ступеней) они начинают искажать цветопередачу. Пяти ступеней, как правило, хватает.

      Мы продаём оба бренда, если нужно посчитаем стоимость (нужен диаметр фильтра).

  11. Добрый день! Очень у вас всё подробно расписано про всё — спасибо большое за ресурс!)

    Подскажите, пожалуйста, новичку. Какой плотности ND фильтр лучше взять для съёмки людных мест? Как у вас на примере ND 200 + ND 16?

    Про съёмку воды вы расписали в комментариях, а вот для съёмки автомагистралей что лучше выбрать?

    И я не поняла про фильтр HOYA Variable Density (ну и аналоги) — чем лучше иметь ряд разных ND фильтров, чем один переменной плотности?

    • Здравствуйте!

      Рад, что вам понравилось!

      Смотря какой людности место и как долго люди там застывают в кадре. А также влияет общая освещенность места. Одно дело фотографировать в полутёмном соборе, где и без того длинная выдержка со штатива и людей немного, а другое дело фотографировать залитое солнцем здание известного дворца, где люди входят и выходят из кадра, сидят на траве и делают подолгу селфи.

      В целом я должен сказать, что для того чтобы убрать людей из кадра на сегодняшний день нужны выдержки от минуты и более. Т.е. в режиме bulb, где нажимаешь кнопку спуска и держишь её засекая время по часам, потом отпускаешь. Соответственно и фильтры нужны очень плотные для солнечного дня, например, ND1000. Для полумрака или вечером может хватить ND200.

      У меня треки от фар в светлый вечер сняты на ND200 (7 2/3 EV) + ND32 (5 EV), т.е. почти 14 ступеней. Но можно было диафрагму поставить не 5.6, а 8 и тогда можно было бы снимать с ND100. Или чувствительность поставить 50 и диафрагму f8 и тогда можно было бы снимать с ND64. Так что простор для маневра есть. Я _всегда_ с собой ношу два фильтра: ND64 и ND1000 и чаще всего обхожусь ими. Но если планируются разные сюжеты сложные, то уж всю пачку, где есть и 200 и 32 и 4, чтобы их комбинировать.

      Т.е. лучше иметь несколько, хотя бы два: один плотный (ND1000) и один средний (например, ND64).

      HOYA Variable Density (и аналоги) работает на основе двух поляризационных светофильтров, т.е. отсекает часть спектра. Причем в зависимости от угла поворота одного относительно другого этот диапазон отсечения меняется, потому могут возникать искажения цветов на сильных затемнениях (весь диапазон у Hoya это 3-400). Кроме того на широкоугольниках вы можете получать затемнение в виде креста, что тоже нежелательно. Т.е. фильтр больше для видеографов, нежели для фотографов для работы не небольших плотностях затемнения и на не очень широкоугольных объективах (от 25мм и бОльшем фокусном).

      Если вам понадобятся светофильтры, то обращайтесь к нам, мы дилер Hoya, B+W, Carl Zeiss, LEE, Hitech Firecrest.

      • Спасибо за оперативный и подробный ответ! Теперь стало ещё понятнее )

        А при накручивании nd фильтров друг на друга виньетирования не будет?

        Может быть ещё подскажите такой момент: если у меня есть фильтр меньшего диаметра нежели объектив, то использование переходного кольца (понижающее это получается же?) грозит ухудшением качества? Или виньетированием? Если да, то обратная ситуация — когда, наоборот, фильтр больше объектива — лучше? Такие кольца видела у китайцев, их использование может грозить срывом резьбы, например, или чем-то другим гадким?

        Завалила вас вопросами, аж стыдно!)

        • Не стесняйтесь, задавайте вопросы — я отвечу на что смогу. Я тоже не всё знаю :) хотя и довольно много знаю относительно обычного фотографа.

          Виньетирование может случиться если оправа двух скрученных фильтров попадёт в угол зрения объектива. Это соответственно зависит от: 1) толщин оправ скрученных фильтров 2) угла зрения объектива.

          Т.е. чем у вас фокусное объектива больше, тем меньше вас заботит какой толщины у вас оправа фильтра или сколько их накручено.

          Соответственно, если у вас широкоугольный объектив, то вас будет заботить чтобы оправы скрученных светофильтров были тонкие. Тонких оправ на рынке фильтров не так много как мы могли бы ожидать... Т.е. если отбросить маркетинговую шелуху, то остается только один бренд у которого есть тонкие оправы ND фильтров — это B+W XS-PRO ND. Про них можно почитать в статье Обзор новой серии светофильтров B+W XS-PRO ND MRC nano (ND в тонкой оправе!!!).

          Для остальных типов фильтров я сделал такую таблицу по толщинам оправ. В этой таблице нет только важного момента — с какого фокусного начинается виньетирование. Нет его потому что это еще зависит от выпуклости передней линзы объектива, если «грубо говорить». Но можно прикинуть примерно. Т.е., к примеру, B+W XS-PRO не виньетирует до 17мм фокусного расстояния. B+W F-PRO не виньетирует до 24 мм фокусного расстояния. Относительно этого можно посмотреть Hoya...

          Если у вас фильтр меньше чем диаметр объектива, то вопрос насколько меньше? Если немного, например, фильтр 72мм, а объектив 77 мм, то зачастую почти никак не повлияет. А если у вас объектив 77 мм, а объектив 58 мм, то будет сильное виньетирование на открытой диафрагме. Обычно кольца, которые позволяют сделать такую комбинацию (меньший фильтр на больший объектив) называются step-down ring и их редко можно встретить в продаже (у нас есть основные диаметры). А также есть кольца step up ring, которые позволяют поставить бОльший фильтр на меньший объектив. Они очень распространены и установка бОльшего фильтра на меньший объектив ничем вам не грозит, сам так пользуюсь. Срывов резьбы пока не встречал. Бывает «залипание по резьбе», т.е. когда фильтр не скручивается, но от переходного кольца это не зависит, а зависит от диаметра фильтра (чем больше диаметр тем выше вероятность что оно залипнет) и от материала фильтра/переходного кольца. Если фильтр с алюминиевой оправой (а латунную мало кто делает), то вероятность что он залипнет выше. Для того чтобы снять такой фильтр продаются специальные пластиковые хомутики под разный диаметр фильтра (приложил фото).

          Присоединенная картинка:

  12. Не совсем понял как считать ND + поляризационный. Допустим хочу взять Hoya ProND500 (9 стопов) + Hoya CPM Pro 1 (приблизительно +1.3 стопа). Верно понимаю, что два фильтра в итоге дадут 9+1,3=10,3? Или умножать надо?

    • Виталий, всё верно — 10,3 стопа получится (примерно ND1000). Разы умножаются, с ступени складываются.

  13. Дмитрий, спасибо за статью, как раз стою перед выбором плотности nd фильтра, но в примере с утками на озере у вас удлинение выдержки составляет 3750 раз, возможно опечатка. Скажите, ведь цифры после «nd» указывают на удлинение выдержки в разы я правильно понимаю?

    • Здравствуйте, Николай!

      Да, похоже я забыл сколько фильтров стояло. Вы правильно посчитали 3750 раз. Спасибо, что обратили моё внимание! Значит стоял не просто ND200, а ND200 + ND16. Как-то так. При установке нескольких фильтров ступени затемнения складываются, а разы умножаются (200*16 = 3200 раз). Кадры чуть отличались по экспозиции.

      Вот тут полезная табличка по степеням затемнения, которую я дополняю.

      Чаще всего я использую как основной фильтр ND200, а к нему иногда добавляю ND-Vario (ND2-ND32). Так и получается набор на многие случаи съемки.

      На всякий случай у меня еще набор: ND16, ND32, ND64, ND200, ND500. Но они бывают нужны редко.

      • Дмитрий, спасибо за оперативный ответ. Очень приятно читать ваш блог, информативно! Тогда для себя сделал вывод, что буду брать нд500 для «трассеров» при режимном времени.

  14. Дмитрий, добрый день. Спасибо за статью! Актуально и интересно, я как раз выбираю ND фильтр для портретной съемки на открытых диафрагмах при ярком солнце и не знаю, что выбрать X2 или X4. Вы пишите, что линейка HOYA PRO ND начинается с X4, но я нашел и X2, они есть в продаже на иностранных сайтах, к примеру www.bhphotovideo.com/c/pr...ond2_filter.html

    но в России почему-то не представлены — нигде не могу найти X2 в продаже.

    • Здравствуйте, Андрей!

      Я взял информацию с сайта Hoya. Там как раз с ND4 начинается, но судя по вашей ссылке есть и ND2. Но вообще ND2 мало оправдан — это слишком слабое затемнение. Даже поляризатор, который затемняет на 3 ступени (ND8) недостаточен в яркий солнечный день. Там речь идёт о ND16-ND100.

      Слабенькие ND я бы вам отдал, но у меня только на 67мм.

      • ок, пасиб! пожалуй, тогда буду смотреть в сторону 4-8-16

        На оф сайте сайте, кстати, уже есть раздел со всей новой линейкой PROND (ND2 там тоже есть) www.hoyafilter.com/hoya/p...ts/prondfilters/ интересно, добавят-ли в эту серию модель с переменной плотностью? Вам, случаем, не доводилось использовать HOYA ND Variable Density из старой серии?

        • Вряд ли добавят. Новый Vario ND имеет смысл только в плане улучшения работы с цветом, а это вызовет его существенное удорожание, которое нынче не оправдано.

          Плюс им придётся тогда конкурировать с дорогими фильтрами типа B+W ND Vario, что тоже нежелательно (сейчас каждую свою нишу на рынке закрывает)

          HOYA ND Variable Density пока не использовал. Только упомянутый вариант от B+W.

          Чисто логически можно ожидать некоторых моментов... Например, на старых B+W ND Vario (которые truematch) был эффект креста на широкоугольных объективах на максимальном затемнении (10 ступеней вроде было). Сейчас уменьшили до 5 ступеней и креста нет. Но у Hoya ND400, где-то 8.5 ступеней, так что все может быть

          Нужно проверять в магазине

          Присоединенная картинка:

  15. Помогите новичку, пожалуйста.

    Собираюсь в водный поход (сплав) в район Горного Алтая. Планирую снимать горные реки, ручьи, водопады. Солнце и т.д. — не планирую. Достаточно ли будет фильтра ND8? И еще — что можете сказать о магазине цифро-маркет (cifro-market.com)? Не торгуют ли они подделками?

    • Здравствуйте!

      Про магазин ничего не скажу — не знаю.

      Если будете снимать воду днём, то лучше брать ND200 и еще пару слабеньких (ND16, ND32). Я предпочитаю Hoya PRO ND200 + B+W Vario ND (1-5 ступеней, это ND2-ND32).

      В сумерках может хватить ND8. Там как раз идеально Vario ND т.к. освещенность довольно быстро меняется.

      • Здравствуйте. Спасибо за ответ.

        А если только один фильтр? Из-за вполне понятных ограничений на объем и состав снаряжения для похода 5й категории. Что посоветуете? Какой-то компромисс возможен?

        В любом случае чем-то жертвовать придется. Vario ND не подойдет по финансовым соображениям

        • Тогда можно взять:

          Nd200 и ставить исо на 50, если камера позволяет.

          Или

          Nd500 и регулировать экспозицию тоже с помощью исо, если выдержки будет не хватать или она окажется слишком длинной.

          У hoya легкие и качественные фильтры nd. На самых темных заметил следы от «золота», но на снимок это не влияет.

          • Спасибо Вам за консультации. Еще такой вопрос — у меня есть ND фильтр переменной плотности polaroid. По качеству не знаю, что такое, да и Вы, наверное, не занимаетесь такими. А проблема в следующем: с надетым фильтром не надевается бленда. Мешает как раз кольцо регулировки плотности. Это особенность всех vario nd фильтров или только дешевых no-name? Вкручивать фильтр с надетой блендой как-то не айс. Или у меня руки кривые?

            • Алексей, современные байонетные бленды по сути не расчитаны на использование с поляризационными и Vario ND фильтрами. Я спрашивал компанию Carl Zeiss, которая перешла на использование байонетных бленд, как они себе представляют процесс работы с таким фильтром. Мне расказали про «зубчики» не оправе фильтра, за которые его можно крутить, но демонстрация такой работы с фильтром на меня совсем впечатления не произвела.

              Так что если хотите использовать полярик или ND Vario — купите резьбовую бленду (я так и сделал и очень доволен). Кстати, на Vario ND от компании Шнайдер (B+W) наружный диаметр фильтра не такой, как внутренний. На Polaroid не знаю, не пробовал.

              Присоединенная картинка:

              • Здравствуйте.

                Вы пишете «на Vario ND от компании Шнайдер (B+W) наружный диаметр фильтра не такой, как внутренний. На Polaroid не знаю, не пробовал.»

                На Polaroid аналогично. Наружный размер нигде не обозначен, но он больше внутреннего (62). Инструмента дома нет, померить не удалось. И какой же выход? Иметь 2 бленды? А то и больше — на разные диаметры?

                • Алексей, здравствуйте!

                  Например, у меня бленда резьбовая (не родная, цейс/контакс) с резьбой 86мм. Ее можно устанавливать через переходные кольца на любой диаметр резьбы, который меньше 86мм (т.е. Почти на все)

                  И такие бленды есть глубокие и мелкие на разные фокусные расстояния.

  16. Ребята, да вы просто молодцы какие-то, тему отлично раскрыли. Вот, что мне удалось снять с этими фильтрами в недавнее затмение.

    Снимал со связкой фильтров HOYA PROND 1000 67mm + HOYA PROND 8 67mm (подробнее в комментарии к видео).

    Также пару стилл фото в ЖЖ и одну прикрепляю.

    Присоединенная картинка:

    • Вы отлично сняли затмение!

      Я теперь жду следующего для реванша.

      Тему раскрывал в одиночку... Но в удовольствие :)

  17. «Разница в 150К не заметна глаз. Попробуйте увидеть эту разницу (у меня не получилось).». Честно говоря, я без труда её увидел. По второму серому квадрату очень хорошо жёлтая пелена ложиться. Правда это можно заметить только в сравнении. Если смотреть по отдельности, то намного сложнее, но при желании можно. Даже если фильтр «косячит» разве нельзя будет воспользоваться ручным ББ? Либо сделать тестовое фото и запомнить коррекцию. Потом в нужный момент её ввести

    • Евгений, значит у вас «глаз — алмаз». Я эту разницу не вижу, если только очень-очень сильно присматриваться вплотную к монитору по серым плашкам. В реальности это точно не существенно.

      Воспользоваться ручным ББ можно, если фильтр просто смещает ББ. Но вот китайские, например, сильно искажают отдельные цвета, как правило, добавляя синевы. Такое уже с помощью ББ не исправить.

  18. я пользуюсь не часто, в основном для съёмки движущейся воды — ручьи, водопады

      • Здорово!

        Я тоже сегодня поснимал движущуюся воду... Правда людей многовато было...

        Присоединенная картинка:

  19. Здравствуйте! Статья хорошая и все написано верно. Пользуюсь этими фильтрами давно. Интересно получается если к ND8 привинтить CPL. Один раз (в магазине не было японских нужного диаметра) купил китайский за дешево. Да, пользоваться можно, но все материалы можно выкинуть в корзину.

    Вывод: — не берите китайское барахло. Лучше подкопить и взять в пределах 4-5 т.р достоный фильтр.

  20. Интересно как изменится температура. одновременно накручеными двумя фильтрами.

    • Раз интересно, значит в ближайшие дни сделаю тест и добавлю в эту статью :)

Страница 1 of 212»