Сегодня мы познакомимся с относительно новым типом светофильтров — ND Vario, которые выпускает компания Jos. Schneider Optische Werke GmbH. На тестирование ко мне попал светофильтр со всеми возможными «наворотами» в виде тонкой оправы, современного мультипросветления и специального покрытия «nano», которое защищает о влаги, пыли и царапин.
- Что делает фильтр Vario-ND
- В каких ситуациях нужен фильтр Vario-ND
- Принцип работы фильтра Vario-ND
- Тестирование фильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano
- Затемнение с помощью двух поляризационных фильров
- Затемнение с помощью B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano
- Особенности светофильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano
- Ступени экспозиции в числах
- Итоги
Что делает фильтр Vario-ND
Смысл светофильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano в том, что он позволяет осуществлять плавное затемнение снимка (от 1 до 5 стопов), не меняя диафрагму и выдержку на фотокамере.
В каких ситуациях нужен фильтр Vario-ND
1. На природе, если вам не хочется таскать с собой несколько отдельных ND фильтров, вы можете вместо них взять один Vario-ND. Не нужно ничего скручивать и накручивать — просто крутите переднее кольцо. На фильтре две шкалы с точками (10шт), которые отвечают за плотность ND Фильтра.
2. В фотостудии, когда ваш источник света не позволяет так сильно уменьшить освещение, что можно было поставить открытую диафрагму и снимать портреты с малой глубиной резкости (да-да! в студии тоже можно снимать с боке). Поскольку в большинстве фотостудий, сдаваемых в аренду недорогое осветительное оборудование, которое имеет небольшой диапазон регулировки, то такой светофильтр является большим подспорьем студийному фотографу.
3. Для видео. Предположим вы снимаете видео в помещении и надумали выйти на яркий солнечный день, не прерывая видеосъемки. С помощью фильтра Vario-ND Вы можете плавно притемнить картинку, не меняя параметров съемки.
Принцип работы фильтра Vario-ND
Принцип работы данного фильтра заключается в использовании двух поляризационных фильтров, что и обуславливает его относительно высокую цену.
Сделать качественный поляризационный светофильтр уже непростая задача, а сделать два поляризационных фильтра, которые мало меняют цветовую температуру — очень сложная задача.
Обращаю ваше внимание на то, что степень плотности фильтра ограничена 5 стопами, хотя по сути она могла достигать 100%. Ограничение введено именно с целью избежать затемнения с сильным изменением цветовой температуры. Но, надо сказать, 5 стопов это уже довольно много.
Тестирование фильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano
Задача тестирования состояла в том, чтобы определить, насколько фильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano смещает цветовую температуру и сравнение его с использованием двух поляризаторов отдельно.
Понятно, что использование двух фильтров отдельно не является эргономически удобным решением, но на что только не идут люди ради экономии. Посмотрим, насколько это решение является альтернативой.
Для оценки изменения цветовой температуры я использовал цветовую шкалу Xrite ColorChecker.
Цветовую температуру я измерял по третьему снизу серому патчу с левой стороны шкалы. Получилось: 4750К -11 (без фильтров)
Затемнение с помощью двух поляризационных фильров
Надеваю два фильтра с минимальным затемнением (заранее покрутил фильтры относительно друг друга).
Получаю значение: 5000К -5. Т.е. в данном случае установка двух поляризационных фильтров «холодит» картинку на 250К. Напомню, что это для насколько возможно минимального затемнения.
Для частичного затемнения при использовании двух поляризационных фильтров цветовая температура, измеренная по тому же патчу составила: 5350К -14.
Это на 600К отличается от исходной цветовой температуры (много!).
И последний этап — полное затемнение при использовании двух поляризационных фильтров.
Цветовая шкала при этом выглядела уже так.
Замер по серому патчу дал: 50000К -140.
Проще сказать — изменение цветовой температуры запредельное.
Затемнение с помощью B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano
Если просто надеть фильтр, то цветовая температура составит: 4500К +7 (затемнение на 1 стоп).
Изменение цветовой температуры: 250К — «теплит».
Частичное затемнение с помощью B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano нам даёт цветовую температуру: 4650К +9.
Изменение цветовой температуры: 100К (это очень немного!)
Полное затемнение на 5 ступеней с помощью B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano дало цветовую температуру: 4600К +6.
Изменение цветовой температуры: 150К (это очень немного!)
Что ж светофильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano очень порадовал. Обещания по поводу бережного обращения с цветовой температурой оказались правдой.
В оригинале обещали, правда, что вообще не меняется, но не будем придираться. На глаз такое изменение действительно незаметно.
Особенности светофильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano
Не лишним будет сказать, что светофильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano хоть и имеет маркировку XS-PRO, но оправа светофильтра не тонкая и составляет 9.4 мм.
Так что на некоторых объективах может виньетировать. Например, он немного виньетирует на Carl Zeiss Distagon 25/2 ZE.
Видимо, по этой причине фильтр сделан по технологии Oversize, т.е. светофильтр имеет два диаметра резьбы, посадочный и внешний. Это позволяет уменьшить виньетирование. Эффект виньетирования зависит от угла зрения объектива в первую очередь (уверен, что уже с 35мм фокусного расстояния виньетирования нет), а также от формы передней линзы. Т.е. на некоторых 24-25мм объективах этот фильтр виньетировать не будет — нужно смотреть в магазине со своим объективом. Попробовать на белой стене.
ND-Vario | 52 | 58 | 62 | 67 | 72 | 77 | 82 | 95 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Посадочная резьба | 52 | 58 | 62 | 67 | 72 | 77 | 82 | 95 |
Внешняя резьба | 55 | 62 | 67 | 72 | 77 | 82 | 86 | 105 |
Ступени экспозиции в числах
Ступени экспозиции | Оптическая плотность | Фактор фильтра | Светопропускание, % |
---|---|---|---|
1 | 0.3 | 2х | 50 |
2 | 0.6 | 4х | 25 |
3 | 0.9 | 8х | 12.5 |
4 | 1.2 | 16х | 6.25 |
5 | 1.5 | 32х | 3.12 |
6 | 1.8 | 64x | 1.56 |
6 2/3 | 2 | 100x | 1 |
7 2/3 | 2,3 | 200x | 0.5 |
10 | 3 | 1000x | 0.1 |
Итоги
Компания Schneider Kreuznach представила очень интересный светофильтр для ценителей оптики высокого качества. Такой светофильтр определённо не ухудшит характеристики вашего нового дорогого объектива и позволит работать в более комфортных условиях.
Я слегка взгрустнул от алюминиевой оправы фильтра, но представив вес латунной понял, что Schneider Kreuznach поступили правильно, иначе фильтр был бы очень тяжел даже для такого любителя стимпанка, как я.
P.S. Технологии изготовления ND-Vario, я уверен, несколько сложнее просто сложения двух поляризаторов. В статье я использовал два поляризатора лишь как относитнльно недорогую альтернативу. А теперь учтите, что я использовал самые лучшие поляризаторы того же Schneider Kreuznach (B+W). Если же вы возьмёте китайский Vario-ND, то результаты могут быть еще хуже, чем два качественных поляризатора, сложенных вместе face-to-face (в этом положении они затемняют)
Итак, я уже обзавелся B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano.
Желаю и вам друзья, по-возможности, сделать также, так как пословица говорит: «Один поляризатор — хорошо, а ДВА — лучше!»
Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.
Доброго. Наверное в коментах уже кто то написал) на сайте производителя написано, что этот фильтр может быть использован с обьективом фокусное расстояние которого не меньше 28 mm. Ниже 28mm производитель не гарантирует качество изображения и предупреждает о появлени виньетирования и других аберраций
Илья, здравствуйте!
Спасибо за дополнение. Действительно до 28 мм гарантируют работу. Я использовал до 25 мм, там немного виньетирования было и в статье я это показал. Касается всех фильтров переменной плотности всех производителей. Потому и затемнение сделали максимум 5 ступеней. Более сильное влияет на снимок не лучшим образом.
Здравствуйте. Дмитрий.
Давно читаю ваш блог, очень познавательно. Огромные благодарности за ваши труды!
Возник вопрос.
Запланировал приобретение Canon EF 16-35 4.0 L IS USM.
Объектив будет работать в связке с Canon EOS 5D mark III
Есть желание взять к ширику ND, в частности заинтересовала описываемая в статье модель. Возникли сомнения, что будет с картинкой на 16 мм с накрученным фильтром (виньетирование/или сам фильтр будет сильно перекрывать углы кадра)?
Имеете ли возможность как-то это проверить на схожих ФР.
Я сомневаюсь, что в магазине мне позволят вскрыть упаковку с фильтром до оплаты, что бы это проверить.
Или все-таки на таких фокусных имеет смысл брать набор ND из 2-3 шт. Бюджет сильно ограничен.
Максим, здравствуйте!
У фильтра B+W ND Vario есть хитрость в том что наружный диаметр у него больше, чем внутренний. Потому он может использоваться на сверхшириках. Но и для них ограничение в серии XS-Pro на 17мм без виньетирования. Таким образом небольшое виньетирование, скорее всего, будет.
У меня есть личный B+W ND Vario на 67мм. Посмотрю в дружественном магазине сверхширик 16мм с таким диаметром резьбы. Если найду, то проверю.
Если вы снимаете фото, а не видео, то есть смысл брать 2-3 обычных ND в тонкой оправе (XS-Pro) т.к. там можно выбрать любую степень затемнения до ND 1000 (10 ступеней, у меня такой есть и я очень доволен). Потому что у ND Vario рабочий диапазон до 5 ступеней (ND32) и есть эффект частичной поляризации, который не всегда нужен и который нежелательно совмещать с поляризатором.
С покупкой желательно поторопиться, сейчас курс скакнул и прямо сейчас все поднимают цены. B+W точно совсем скоро будет существенно дороже. Надумаете — обращайтесь к менеджеру.
Дмитрий, приветствую. Спасибо за ваши труды — для меня — прям энциклопедия. Я, собственно, за советом. Подскажите, не слыхали ли вы про такой варик — Haida 77mm PRO II (PROII) Variable Neutral Density Filter ND2-ND400 ND VND. Посоветовали мне в платной консультации его. Подбираю фильтр для съемки видео. Важно ваше мнение, да и других не против услышать. Всем спасибо, заранее...
Здравствуйте!
Да, слышал. Это китайский.
Китайцы сами фильтры такие не производят, а покупают лоукост у японцев типа Hoya и Marumi. В лучшем случае в Китае только сборка.
Конкретно про Haida не скажу, не пробовал. Китайцев так много, что перепробовать даже их полярики довольно сложно и появляются всё новые марки. Одно остается постоянным — низкое качество (у меня уже накопилось китайских поляриков, которые мне присылали читатели на тест и проверять их даже скучно).
Я пользуюсь B+W Vario-ND и пользовался Hoya Variable Density.
С современным B+W Vario-ND проблем вообще нет на улице. И цветовая температура идеальная (не смещается совсем, проверено «лабораторно») и знаменитого креста на широком угле нет. Минус только один — затемнение от 1 до 5 стопов. Раньше было 10, но и был крест на шириках.
Hoya Variable Density имеет крест на широком угле, но и затемнение 1.5 – 9 стопов. Цветовую температуру не проверял, пока не было времени.
В условиях искусственного освещения могут быть смещения цвета на всех вариантах Vario-ND (и B+W и Hoya и тем более китай). Например, белая стена, которая глазами видна как белая, при затемнении становится желтоватая. Полагаю, это остаточные эффекты поляризации (все варио состоят из двух поляризаторов, которые крутятся друг относительно друга).
Резюме.
Если видео любительское и вам «побаловаться», то берите китай. Не думаю, что от их марки сильно зависит качество.
Если же вы хотите варио брать надолго и для более серьезных проектов, то берите B+W. Они дорогие (для качественного варио приходится использовать только лучшие поляризаторы), но беспроблемные, я их детально проверял.
p.s. я дилер B+W и Hoya кроме прочих брендов, если нужны фильтры.
Дмитрий, а Hoya Variable Density вы не пробовали/не тестировали?
Интересно ваше мнение о нём. :-)
Присоединенная картинка:
Присоединяюсь к вопросу, помню был обзор на B+W vario, а тут появился конкурент, интересны их сходства и отличия
Сергей, здравствуйте!
Да, пробовал.
Радует возможность затемнять до 9 ступеней. Но есть «крест» на широком угле.
Предпочитаю меньшее затемнение и без креста — B+W Vario-ND.
В критичных случаях, например, тест вспышек на цветовую температуру всё-таки использую сплошные ND — Hoya PRO ND.
Потому как все варио-нд делаются из двух поляриков, вращающихся друг относительно друга и для особо точных измерений не подходят.
Hoya PRO ND себя хорошо зарекомендовали, я их тестировал. Сейчас они выпустили новую серию Real PRO. Я уже посмеялся над названием и даже не представляю, что можно было еще улучшить :)
У отдельных брендов (тиффен, например) есть проблемы с плотными фильтрами (10 ступеней), но у Hoya и B+W таких проблем давно нет. Что улучшили еще посмотрим... Стоит ли оно того.
Спасибо за ответ, и полезную информацию! ;-)
Здравствуйте. Не знаете, лига-фото настоящие фильтры продает или подделки?
www.ligafoto.ru/e-store/x...talog/1609/26989
Здравствуйте, Алексей!
Связался с дистрибьютером. Они позвонили в Лигафото и выяснили — там тех.ошибка. Сейчас ошибка исправлена и цена теперь верная. Что-то в районе 15тыс.руб. фильтр стоит.
Только не думайте, что можно было по той цене купить и я все испортил :) Там реально просто какие-то совсем «левые» цены стояли. Фильтры давно так не стоят. Но зато фильтры там настоящие. Они тоже офиц.дилер, как и мы.
добрый день , скажите кто знает . у меня есть такой фильтр только китайский можно ли как нибудь узнать или протестировать насколько он дает неправильные цвета натом или ином затемнении чтобы потом скорректировать это в LR ? только у меня нету серой карты
Здравствуйте, Евгений!
Да, можно.
Найдите белую стену (равномерно покрашенную и равномерно освещенную матовую и без цветных оттенков), поставьте камеру на штатив. Баланс белого в зависимости от освещения (не авто баланс белого). Сделайте снимок без фильтра. Потом наденьте фильтр и сделайте снимок с фильтром в нулевом положении (минимальное затемнение), в среднем положении и в полном затемнении. Первый снимок должен показать белую стену. Остальные — со смещением цвета. Там где максимальное затемнение — самое сильное смещение. Обычно хорошо видно на глаз. В ACR (в LR, скорее всего аналогично) при открытии Raw кликаете пипеткой на стену в центре кадра. Для снимка без фильтра получаете правильный бб (если экспозиция была нормальной и стена чуть серая). На остальных снимках бб будет другой при клике в то же место. Смотрите разницу и записываете, чтобы потом использовать для коррекции. Но лучше пользоваться серой картой, стоит она недорого.
Большое спасибо за ответ
Дмитрий, небольшой комментарий не совсем в тему вашей заметке.
Во-первых, спасибо Вам за то, что Вы делаете.
Во-вторых, хочу попросить Вас не обращать столько внимания на параноиков-критиков-импотентов, которые ничего не делая, только и знают что нудеть и троллить, и просто упиваются каждой пойманной блохой.
(Собаки лают, караван идет!).
Вообще то тут большинство лают по существу, причём по направлению движения каравана, так что от этого караван только быстрее идёт!
Простите, вы говорите от своего имени или от имени большинства?
Мой пост был не про Вас и не про большинство, которое делает этот блог интересным, а про отдельных индивидуумов и про автора блога.
Но вот зачем Вам ловить в моем посте какой-то второй смысл мне не очень понятно.
Как медик скажу однозначно попахивает стариной Фрейдом...
Интересно, многие ли медики читали Фрейда?
Спасибо за поддержку! Буду стараться!
Хотя стараюсь искать ошибки в своих рассуждениях и на основе замечаний неадекватов (благо их совсем мало, основная и постоянная масса читателей весьма приятные люди и я горжусь, что меня читают умные и адекватные люди).
чтото я запутался. по вашему получается что 4000К более теплый нежели 3000К?
Нет. Это я забыл, что у нас в данном случае компенсация цвета идёт. Холодит-теплит наоборот. Сейчас исправлю.
А меня интересует, как данный поляризатор ведёт себя в качестве поляризатора? Обычный ND блки не убирает, а этот? Если да, то насколько? А если насколько, то как это зависит от степени затемнения, иными словами от угла поворота? По моему тут малость недонозначно, в смысле блики бывает, что часто нужны, а тут раз и может быть урезаны... Беспредел! У меня странное чувство, что каким бы заманчивым ни был этот фильтр, это всё равно компромис, вот только между чем и чем?
Хороший вопрос! Я не подумал об этом...
Будет дополнение к статье!
Конечно, такой фильтр — компромисс. Между обычным качественным ND и ND-Vario.
Если полностью дублировать ND-Vario, то перфекционисту пришлось бы взять 5 фильтров вместо одного ND-Vario. Почувствуйте разницу так сказать...
С другой стороны обычно не берут столь близкие по плотности фильтры. Разницу в экспозиции компенсируют выдержкой.
С появлением качественного ND-Vario появилась реальная возможность брать с собой меньше фильтров. Скажем взял один основной хороший ND (прикинув экспозицию будущем сцены) и к нему ND-Vario. И тогда ты перекрываешь возможные изменения экспозиции.
Еще момент — не нужно тратить время на скручивание и накручивание фильтра. И еще момент — при скручивании и накручивании можно сдвинуть камеру. Актуально, если делаешь снимок с фильтром и без, чтобы потом стыковать (HDR).
Дмитрий,
Почему через скрещенные поляризаторы проходит свет? Недоконца скрестили, или это особенность фильтров?
Потому что нет ничего идеального. фильтры немного пропускают. Хороший тест — скрестить фильтры на максимальное затемнение перед настольной лампой. Сразу видно, что там где сама лампа — синеет, но картинка остается.
Дмитрий,
вы скрещивали два циркулярных фильтра, или линейный и циркулярный? Если пару циркулярных, то левый и правый?
Пара каких PL фильтров (линейных, циркулярных — левый-правый) стоит в описываемом вами ND-Vario?
Алексей, в этот раз я скрещивал пару циркулярных от B+W. Один с KSM плёнкой, а второй — без. Что вы имеете в виду под «левый/правый»?
Про типы фильтров в ND-Vario: Ранее у них был аналог — фильтр B+W 77MM TRUE-MATCH VARI-ND. В нём стоял один циркулярный, а второй — линейный.
Я ранее пробовал комбинацию циркулярный поляризатор + линейный. Получалось плохо (сильно меняло цветовую температуру). Но в B+W 77MM TRUE-MATCH VARI-ND гордились именно сохранением цветовой температуры.
В B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano, скорее всего, стоят два циркулярных поляризатора лицом друг к другу. Это легко проверить. Наверное, вы знаете, что на ЖК мониторе наклеена поляризационная плёнка (линейная поляризация). Если вы будете вращать линейный поляризатор, глядя через него на монитор, то монитор будет затемняться до темно-темно фиолетового (идеального нет). Причем затемняться он будет какой бы стороной линейный поляризатор вы не повернули к монитору.
А вот круговые поляризаторы работают по-другому. Если смотреть со стороны внутренней резьбы (которой он вворачивается в объектив), то поляризатор будет затемнять монитор. Если же повернуть его «лицом» к себе, то будет немного менять цвет, но затемнения не будет («хозяйке на заметку»: как отличить линейный от кругового)
Если поставить два круговых поляризатора лицом друг к другу — затемнения монитора не будет, какой бы стороной мы не повернули бутерброд.
Если поставить два круговых поляризатора «спиной» друг к другу, то какой стороной не поверни — можно получить полное затемнение монитора.
Если же взять B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano, то какой бы стороной вы его не повернули — затемнения нет, цвет чуть меняется. Значит: стоят два циркулярных поляризатора лицом друг к другу
Еще немного фактов:
1.в официальном видео про B+W 77MM TRUE-MATCH VARI-ND они говорят про появление крестообразного затемнения на снимке при использовании с широкоугольными объективами. Я поставил B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano на Carl Zeiss Distagon 25/2 ZE и попробовал — крестообразного затемнения нет.
Возможно, дело в том, что B+W 77MM TRUE-MATCH VARI-ND затемнял на 10 ступеней, а B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano только на 5. Не знаю...
Достал из футляра любезно присланные на тест китайские поляризаторы из Белоруссии. Из них один оказался линейным (ноунейм), а один никак не выделялся (Rise), а третий был круговой (Sunpak), затемнял, но слабо (примерно вполовину меньше, чем нормальный поляризатор). Не возьмусь сразу утверждать, но сильно подозреваю, что тот кто меньше затемняет в данном случае — меньше и поляризует (читай — плохой поляризатор)
Итог
Поляризаторы в B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano стоят очень хорошие, скорее всего KSM или лучше т.к. смещение цветовой температуры в 150К для «бутерброда» из двух поляризаторов — это очень мало.
В остальном — надеюсь обрести в следующем году спектрометр и подойти к вопросу более научно.
Спасибо, картина с поляризаторами и ND-Vario стала выглядеть более логичной.
Про «левый-правый», в популярном изложении, написано в журнале наука и жизнь www.nkj.ru/archive/articles/13930/
Вот почитаешь так, и думается нужно себе купить цветовой паспорт, эх от безделья наверное.
А мне макбук про хочется. И я даже знаю зачем...
Здравствуйте, Дмитрий!
Я как то спрашивал про возможность использования данного фильтра с объективом Sigma 18-35 f1,8.
Уточню, камера у меня с кропом 1,5, (данный объектив сделан именно под кроп), так вот в Вашей статье Вы рекомендуете не использовать vario nd на объективах с Фр менее 50мм (получается почти те же 35 на кропе), во избежание образования «креста», но сами же допустили, что мол, возможно это из-за того, что использовали старый фейдер (vari-nd кажется), но котором степень затемнения была 10х, а на новом vario-ND вроде как не возникает, потому как здесь степень только 5х.
Так вот, учитывая все вышеперечисленное, не могли бы Вы сказать, нормально ли будет работать данный фильтр в моем случае?
Алексей, здравствуйте!
У вас максимальный угол зрения объектива получается как у 27мм объектива (с учетом кропа). Я проверял этот светофильтр на 25мм фокусного на Zeiss Distagon 25/2- креста нет.
Так что будет нормально работать (не будет креста), но небольшое виньетирование на 27мм (18*1.5) возможно.
Спасибо большое, Дмитрий, развеяли мои сомнения, наверное буду приобретать))
Соберетесь приобретать — обращайтесь. У нас самые выгодные цены на B+W и фильтры настоящие.
А в Москве есть возможность обнаружить Ваше присутствие в виде оригинальных фильтров?
Офиса у нас там нет, к сожалению (в москве только опт). Можем переправить разными методами. В Москву едет 1-2дн и стоит 150р если почтой.