Многие слышали про этот фильтр, а некоторые даже пользуются. Он удобен тем, что позволяет плавно заменять кадр, поворачивая одну часть фильтра относительно другой. Прямо как на поляризаторе, но с эффектом затемнения. Этим он позволяет снимать в солнечную погоду с малой ГРИП на открытой диафрагме.
Удобно это по сравнению с обычными ND4 ND8 ND400 и т.д. фильтрами с постоянной плотностью.
Еще не так давно (пару лет назад) про эти фильтры особо не было слышно, а сейчас продается масса китайских поделок на эту тему.
Выглядят все они примерно одинаково.
Стоят такие китайские варио-ND дешево < 1000руб (~33usd). А вот за хороший варио-ND придётся заплатить существественно больше, > 6тыс.руб (200-500usd).
Хорошие Vario-ND фильтры делает, например, B+W. Но не на все диаметры.
Неплохие фильтры (но цветовой балас смещают) выпускаются под брендом LCW (LCW Fader ND).
Также неплохие (но цветовой балас смещают) есть у Marumi (DHG Neutral Density Fader).
Разберемся что же такое Vario-ND фильтр (на самом деле ролик от B+W грамотный и там все сказано).
Vario-ND (fader) фильтр из подручных фильтров
Vario-ND (fader) фильтр состоит из двух поляризаторов. Один поляризатор круговой (Cilcular), а другой линейный (Linear). Сейчас найти линейный уже непросто так как они существовали в пленочную эпоху и ныне мало кто их производит. Чаще всего их производят компании 3-его эшелона и китайцы.
Для того, чтобы эффект затемнения присутствовал необходимо поместить линейный поляризатор перед круговым. Обратите внимание, что некоторые круговый поляризаторы не имеют наружной резьбы, как, например, Hoya Super HMC и потому не могут быть использованы в данной связке. В другом порядке эффекта не будет.
Таким образом если у вас уже есть круговой поляризатор с внешней резьбой (а так чаще всего и бывает, полярик очень нужный фильтр), то вы можете докупить линейный поляризатор и соорудить неплохой Vario-ND.
Проблемы при работе с Vario-ND (fader)
Обратите внимание, что Vario-ND (fader) состоит из двух поляризаторов и потому склонен менять цветовой баланс картинки. Если в фото при съемке в RAW это еще можно исправить, то на видео вы вряд ли сможете исправлять такой плавающий баланс белого.
В качестве иллюстрации снял белую стену.
На самом деле ситуация даже сложнее тк меняется и цветопередача, но на видео это можно и не заметить, если фильтр достаточно качественный.
Из качественных могу рекомендовать только B+W Tru Match, который меньше подвержен смещению баланса белого. Но стоит он примерно 500usd.
Кроме того данные фильтры подвержены появлению «Х» в кадре на широкоугольных объективах. Потому их не рекомендуется использовать на объективах с фокусным расстоянием менее 50мм.
Итого
Фотографам я рекомендую использовать обычные фильтры с постоянной плотностью. Очень неудобно постоянно править баланс белого и строить цветовые профили для каждого снимка.
Это если вам важны правильные цвета.
Для видеооператоров этот фильтр большая помощь в работе и вряд ли можно пройти мимо него. Рекомендую использовать фильтр B+W True Match и избежать пустой траты денег на китайские поделки.
UPDATE: 11.08.2013
Singh-Ray Variable ND — даёт смещение ББ.
Heliopan Variable ND — нет смещения ББ
Здравствуйте Дмитрий .Недавно пришли фильтры кокин серии ( P ) Вобщем протестировал.Да ND действительно подкрашивают в красный цвет шире 24 мм на китовом ставить нет смысла так как появляется виньетирование из за квадратной бленды без нее не пробовал и неочень то хотелось. Вобщем для RAW фото эта краснота вообще не косяк все можно исправить.А для видео очень оказались полезными цветные градиенты розовый фиолетовый просто делают вас богом видеосъемки ,ибо девчонок снимать с ними полный атпад!))) Самое класное что придя домой смотришь на видео и цветокорекцию делать уже не хочется все получается очень необычным и смотрится прикольно.Да еще хотел сказать что краснота ND может компенсироватся другим фильтром или зеленым или желтым или синим или табачным.Вобщем незнаю можно ли в видеоредакторах вешать градиенты цветные и насколько они хороши ,но меня очень порадовали эти цветные квадратики от фирмы cokin ,жаль что серии X и Z дорогие на порядок так хотелось на фишае их использовать .Из минусов их трудно вставлять в компендиум очень жестко идут и пару раз ронял на асфальт появились сколы по краям полимер все таки можно было попрочнее сделать
Руслан, спасибо, что поделились впечатлениями!
Смещение ББ из-за некачественного варио-ND на видео сделать сложно тк при регулировке затемнения это смещение тоже меняется. То его совсем нет, то оно максимально... Как потом это исправлять — непонятно.
А для фото проблем нет, если снимать в RAW.
Градиенты стеклянные всегда предпочтительнее тк не требуют ресурсов компьютера на обработку.
Ахаха...Читал свой коментарий до упора в 2016м году и не узнал что это я писал)))
Можно было поспорить самому с собой :) Всегда есть собеседник :))
www.ebay.com/itm/B-W-55mm...h=item5658e1d67d
нашел из БиВи только такой линейный, китайский СУНЬПУК чтото не нашел PL. как сильно дешевые линейные поляризаторы (СУНЬПУК) губят картинку? (если их совместить с маруми супер DHG CPL)
Павел, в статье есть иллюстрация как сильно он смещает цветовой баланс. Для фото это может быть не таким критичным делом, если снимаешь в RAW. А вот для видео крайне нежелательно. Лучше тогда B+W
Использую Kenko Variable NDX
по сравнению с китайскими лучше доносит цвет, эффект креста проявляется позднее, заявлено, что это оригинальная разработка Kenko с какой-то хитрой пленкой между фильтрами.
Конструктив отличный. У меня на резьбу 77мм, бывают на 82мм
спасибо за полезную информацию!