Здравствуйте, друзья!
Купив камеру формата APS-C (Canon 90D) в дополнение к полнокадровой стало возможным тестировать объективы с кроп фактором (байонет EF-S) от Canon, чем я и воспользуюсь. Я уже давно далек от мифа про то что только полный кадр делает что-то особенное с картинкой и пользуюсь разными камерами для достижения результата, чего и вам желаю.
Canon Zoom Lens EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM
Конструктив, внешний вид, эргономика и особенности
Удивительно маленький и лёгкий для сверхширокоугольника. Сразу же порадовал диаметр светофильтра — 67 мм. Во-первых, это очень распространённый диаметр, а во-вторых, на сверхшириках часто диаметр под фильтр бывает большим или вообще встроенная бленда без возможности поставить светофильтр, а ведь тот же поляризационный светофильтр на этих фокусных расстояниях еще вполне может пригодиться.
Объектив не очень «светлый», но имеет стабилизатор, что меня как пользователя полнокадровых объективов Canon сильно удивило ибо EF-S объективы я использовал не часто и не знал, что на кропе есть сверхширокоугольники со стабом. На полном кадре мне довелось пользоваться, наверное, всеми возможными сверхширокоугольниками и нигде стабилизатора не было. Например, не сильно «светлый» Canon EF 11-24mm f/4L USM его не имеет, он ближе всего по фокусным. Canon 17-40 4L USM его тоже не имеет. Есть, пожалуй, только на довольно свежем Canon EF 16-35mm f/4L IS USM, но фокусные у него уже больше, это не аналог. А еще ведь была целая большая серия 16-35 и 17-35 «светосильных» и тоже без стабилизатора. Они светосильные ровно до того момента пока не зайдешь в какой-нибудь собор. А дальше нужен штатив. Кстати, разница между «светосильным» 16-35/2.8 и «темным» 17-40/4 всего 1 ступень экспозиции. В то же время эффективность стабилизатора на Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM заявлена на 4 ступени экспозиции. Об этом стоит задуматься.
«Ложкой дёгтя» здесь будет пластиковый байонет. Экономили и облегчали здесь всю конструкцию.
У объективов с моторчиком STM нет прямой связи с геликоидом, фокусировка будет только когда камера включена. По этой же причине на корпусе объектива нет дистанций фокусировки (нет механической связи).
Оптическая схема
Объектив состоит из 11 групп, в которых 14 элементов. Среди этих элементов 2 асферических. Причем один из них PMo (Plastic-Molded), т.е. создан с помощью наплавления пластика на стекло. Также имеется 1 элемент со сверхнизкой дисперсией. Объектив относительно сложный по конструкции (для недорого объектива) и только его пластиковая асферика говорит что он из недорогой категории (при этом это не говорит о его характеристиках, только о себестоимости и долговечности).
Технические характеристики
модель объектива | Canon Zoom Lens EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM |
---|---|
Выпускался (начало / конец) | май 2014 г. - настоящее время |
Формат | APS-C |
Фокусное расстояние, мм | 10-18 (угол зрения как у 16-28.8 мм при установке на камеру с матрицей размером APS-C) |
Байонет | EF-S |
Просветление | ? |
Тип зуммирования | вращение кольца |
Диапазон значений диафрагмы | f/4.5-5.6 / f/22-29 |
Оптическая схема (элементов/групп) | 11 / 14 (2 асферических один из которых наплавлением из оптического пластика, 1 элемент со сверхнизкой дисперсией) |
Оптическая стабилизация | да (эффективность 4 ступени экспозиции) |
Диапазон фокусировки | 0.22 м – ∞ |
Углы обзора (диаг.) | 97°10′ - 64°30′ (при установке на камеру с матрицей размером APS-C) |
Лепестков диафрагмы | 7 шт (скруглённые) |
Рабочий отрезок | 44 мм |
Масштаб | 0,15х (на 18 мм) |
Диаметр резьбы под фильтр | M67 x 0.75 |
Влагозащита | нет |
Диаметр | 74.6 мм |
Длина (без крышек) | 72 мм |
с телеконв. 1.4х (фокусное, масштаб, относит.отверстие) | - |
с телеконв. 2.0х | - |
Вес | 240 г |
Объектив Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM не совсем старый, он выпущен был в 2014-ом году, уже в новую оптическую эпоху, которую я отсчитываю (совместно с кэнон) с 2009г. Иногда они указывали что «на новые камеры подходят все объективы выпущенные после 2009 г.».
Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM находится в производстве, в то время как Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, например, снят с производства в этом году. Так что собственно и сравнивать их уже смысла нет, 10-22 маловероятно в будущем появится вновь т.к. новые объективы Canon будет разрабатывать только для RF байонета.
Canon катком прошёлся по линейке EF объективов вопреки собственному утверждению, что просто почистил их ряды от старых моделей. В списке снятых с производства вы видите модели с 2012—2018 гг. Кроме того у многих нет альтернатив (опять-таки вопреки заявлению Canon).
Что это? Начало конца?
Пожалуй, да.
Они начали сокращать производство EF объективов чтобы сконцентрировать все ресурсы на разработке и производстве RF объективов. Вот только RF линейка очень маленькая и пользователей камер с RF байонетом тоже пока мало. А с EF байонета нас, по сути, выдавливают.
Но это не значит что нет смысла покупать сейчас камеру с EF байонетом. Как раз смысл очень большой т.к. Canon особенно силён своим рынком б.у. EF объективов, который просто огромен и больше чем у любой другой фотографической системы.
Многие фотолюбители руководствующиеся массовым психозом увидев новость о довольно активном сокращении «зеркальной» системы начнут «спрыгивать» с EF байонета, а фотолюбители и профессионалы (исключим продвинутых обеспеченных фотолюбителей, которые уже, наверняка, перешли на RF байонет потому как он банально лучше, а денежный вопрос их не сильно останавливает) будут работать на нём еще долго.
Резюмируя: объективы типа 10-18 сейчас покупать очень выгодно. Они дёшевы как никогда на рынке б.у. и они дают вполне приличное качество.
Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM не особенно светосильный, но, учитывая цену, это ему простительно. Плюс у него есть стабилизатор! Да, это первый из широкоугольников Canon EF-S, который получил стабилизатор. Как мне не хватало иногда стабилизатора на 17-40 и 16-35...
Из остальных особенностей — объектив имеет малый диаметр под светофильтр — опять же экономия и очень мало весит (240г).
Также объектив оборудован STM (Stepping Motor) моторчиком, что обеспечивает плавную, но не очень быструю фокусировку. Хотя конкретно на 10-18 фокусировка получается быстрой т.к. диапазон фокусных расстояний мал и соответственно ход линз небольшой.
Графики MTF (разрешение и контраст)
Из графиков MTF вы можете увидеть, что Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM на коротком конце по центру кадра такой же как Canon EF-S 10-22mm F3.5-4.5 USM по разрешению, но по краю кадра 10-18 намного лучше. На длинном конце объективы примерно одинаковы.
Тесты объектива
Сегодняшней задачей в ходе тестов объектива Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM было определить его уровень оптики среди объективов Canon. Сравнивать его особо не с чем т.к. его прямой конкурент 10-22 снят с производства (как я уже упоминал), с полнокадровыми фикс-объективами смысла сравнивать нет т.к. они стоят совсем по-другому (дороже намного). Зум-объектив полнокадровый Canon EF 11-24mm f/4L USM тоже из другой лиги, у меня был его обзор. Так что я стал руководствоваться собственным взглядом на применение объектива. Чаще всего его будут брать для съемки архитектуры и пейзажа. Вот по части архитектуры у него мог бы быть конкурент в виде объектива «рыбий глаз» Canon EF 8-15mm f/4L FISHEYE USM т.к. на б.у. рынке он встречается часто и стоит относительно недорого (в два раза дороже на самом деле, один 15тр, а другой 30-35тр).
Установил камеру на штатив Gitzo 3532 Mountaineer для высокой устойчивости. Съемка в этот раз была с автофокусом по DualPixel AF на камере Canon 90D (33 Мпикс). Мой опыт показывает что ничто лучше не фокусируется чем DualPixel AF, даже ручная фокусировка с 16 кратным увеличением бывает чуть похуже.
Обзор на Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM вы можете увидеть в статье «Битва фишаев».
В результате я его тогда себе купил и крайне доволен.
Фокусное 10мм, f5.6
Если помните, фокусное на объективе указывается без учёта кроп-фактора. Так что не сложно было подобрать общие фокусные расстояния.
Центр кадра.
По центру кадра объекты примерно одного масштаба и искажения фишая практически незаметны. Разрешение примерно одинаковое.
Край кадра.
Т.к. Canon EF 8-15mm f/4L FISHEYE USM имеет сильную дисторсию, то край кадра у него совсем в другом месте, нежели у «исправленного» объектива Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM.
Край у фишая немного похуже, чем у Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM. ХА сильно заметны на обоих объективах. Причем Canon EF 8-15mm f/4L FISHEYE USM — это один из лучших объективов «рыбий глаз» на сегодняшний день и вполне годится для архитектурных съемок где допустима сильная дисторсия. А Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM — недорогой объектив для системы с кроп-фактором 1.6, но тоже показывает весьма приличные результаты.
Фокусное 14мм, f5.6
Центр кадра.
Центр кадра без нареканий на обоих объективах.
Край кадра.
На 14 мм фокусного расстояния у Canon EF 8-15mm f/4L FISHEYE USM очень приличный край несмотря на существенные ХА. У Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM край похуже, но тоже приемлемый. ХА тоже присутствуют.
Хотелось также проверить объектив на его длинном конце, но тут у меня для сравнения был только Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS USM, про который я рассказывал в прошлой статье.
Пересекаются фокусными они только на 18 мм.
Фокусное 18мм, f5.6
Центр кадра.
Очень приличное качество картинки на обоих объективах. У Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS USM чуть получше, но несущественно. Видно на картинке муар на мелких повторяющихся текстурах типа жалюзей на окнах, которые на большом расстоянии являются сложным для разрешения объектом, так что они работают на границе возможностей матрицы 33 Мпикс по центру кадра, что весьма хороший показатель.
Край кадра.
Уровень объективов примерно один, приемлемый. Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM существенно меньше хроматит по краю кадра. Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS USM — незачёт за существенную «вуаль» из-за ХА.
Примеры снимков с Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM
Снимки приведены в данном случае не чтобы вас поразить красотой, а чтобы показать как выглядит данное фокусное (10-18) на камере с кроп-фактором 1.6.
Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM@13mm, f8, 1/125s, iso 200
Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM@14mm, f8, 1/200s, iso 200
Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM@18mm, f8, 1/200s, iso 200
Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM@18mm, f8, 1/160s, iso 200
Резюме в целом
Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM очень приличный и удивительно дешевый объектив. На рынке б.у. его можно купить за 15 тыс.руб. и за эти деньги у него еще и стабилизатор есть (!). Объектив очень лёгкий и удобный, вес маленький. Да, они сэкономили облегчив его внутренности, в том числе одна из асферических линз пластиковая напайка, но как показывают тесты он весьма приличный по оптике и что вы еще хотели за эти деньги?! Главное что он вам послужит точно на всю его цену и еще больше. Смело рекомендую к покупке.
Плюсы
— приличное качество оптики
— удобный небольшой диаметр под светофильтр
— довольно быстро фокусируется
— маленький размер и вес
Минусы
— много пластика
— объектив на отмирающую систему (но еще лет 10 она послужит)
— темноват (желательно иметь в запасе штатив)
Удачных снимков и до новых обзоров!
В целом я этот объектив даже до f8 не прикрываю хватает 5,6-6,3 на 24 мегапикселях
На полном кадре не будешь его тестировать? (да, разумеется, для этого придется спилить ему заднюю часть, но это не сложно, делал так с 18-55, друг очень просил, хотел поставить его на второй марк)
Думаю даже на 18 мм будет дичайшая виньетка не стоит таких жертв
А почему бы Вам все объективы, тестируемые на кропе, и имеющие фокусное в диапазоне 18-55, не сравнивать с китом?
Чтобы можно было понять, насколько более дорогие зумы с похожими фокусными, лучше кита.
Просто некоторые думают, что переплатив за новый объектив сумму в 5 китов, они получат пятикратный прирост кач-ва! Чтобы развеять этот миф, или подтвердить его, нужно сравнить лоб в лоб кит с другим объективом на равных фокусных и диафрагме...
В общем, такой тест мне бы очень понравился
Владимир, разумное предложение. Вот только 18-55 у меня нет, а есть 18-135, тоже китовый. Он подойдет или всё-таки лучше 18-55? Его мне придётся каждый раз одалживать.
Но они получают больший зум чем у кита, соответственно за эти деньги
Иногда просто светосилу
Пользуюсь этим объективом несколько лет.
Очень доволен. Среди плюсов (неуказанных автором) — это возможность использования сего сабжа через недорогой переходник на кропнутых беззеркалках Sony E (а вероятно и для других производителей).
У тети Сони цена на родной широкоугольник 10-18 мм весьма крутая, поэтому такая рокировка имеет смысл. На самых дешёвых китайских адаптерах AF не работает, поэтому нужно наводиться на фокус через лупу в live view. Для пейзажа вполне достаточно.
На беззеркалках Sony с кроп-фактором 1,5 ( у Canon — 1,6) бленда для этого объектива даёт виньетирование по углам, поэтому ее рекомендуется снимать.
Сергей, спасибо за комментарий!
Бленда у него опциональная, так что чаще объектив без неё достается.
А адаптеры с автофокусом есть, например, от Metabones хорошие, но дорогие. Смысл весь теряется при цене адаптера в 400долл.
На Алиэкспресс есть совсем простые переходные адаптеры (без AF и управления электронной диафрагмой) от 350 руб.
Но есть и продвинутые — с нормальным управлением диафрагмы, но с нестабильным АФ (старые протоколы). Там АФ лучше отключать из-за большого % промахов и наводиться вручную по лупе в live view. Вот они — от 2500 руб.
Для пейзажного объектива вполне нормальный вариант