Здравствуйте, друзья!
Сегодня я расскажу о новом источнике света от известной швейцарской фирмы Broncolor, которая всегда делала упор на качество своих изделий. Познакомиться с прибором и провести презентацию совместно с дистрибьютером Broncolor в России — компания SBF Moscow меня пригласил магазин фототоваров Фотопроцентр где вы можете приобрести любое оборудование известнейших марок.
А после презентации мне даже дали один прибор на короткое тестирование / более плотное ознакомление.
Вступление
Когда серьезная фирма выпускает светодиодный осветительный прибор, то возникает желание изучить его более пристально т.к. «война» между разными типами источников освещения идёт не первый год и уже много сказано про преимущества светодиодного света, но при некачественном исполнении у него обнаруживается и куча недостатков.
Плюсы и минусы светодиодного света и аналогов
Аналог светодиодного освещения — металло-галогенные (HMI) источники света
Итак, в арсенале Broncolor есть как вспышки (которыми я успешно пользуюсь уже много лет), так и металло-галогенные (HMI) источники света. HMI (Hydrargyrum medium Arc-length Iodide) источники света хорошо зарекомендовали себя т.к. дают примерно в 4 раза больше света, чем обычные лампы накаливания. На сегодняшний день хороший показатель это до 100 люменов на ватт. HMI источники требуют специальный балласт для зажигания и поддержки разряда в лампе, а достигают своей оптимальной цветовой температуры не сразу, постепенно меняя спектр. Если выключил лампу, то некоторое время она не зажигается чтобы сохранить ей срок жизни. Лампа у HMI находится внутри специальной колбы, которая защищает вас от ультрафиолетового спектра, который излучает лампа. В работе HMI нагреваются и они чувствительны к тряске и падению, при котором лампа взрывается горячими осколками стекла. Срок службы металло-галогенных ламп ограничен примерно 12000 часов.
Тем не менее металло-галогенные лампы крайне популярны в киноиндустрии (это качественный и мощный свет). Как правило, они бывают двух цветовых температур — 6000К («дневной свет») и 3200К («лампы накаливания»).
Плюсы
— высокая светоотдача
— хороший спектр света
— сменная лампа
Минусы
— долго разогревается меняя спектр до оптимального
— срок службы лампы меньше чем у светодиодного источника
— сильно нагревается при работе
— нужна специальная стеклянная колба для защиты от УФ спектра
— чувствительны к тряске и падению
— дорогие
Светодиодные источники света
Светодиодные источники света представляют из себя комбинацию цветных светодиодов для получения белого света (также иногда получаются напылением на светодиод). Поскольку светодиодные источники света могут быть изготовлены из «цветных» светодиодов, то можно получить цветовую температуру в большом диапазоне. Например, Broncolor LED F160 позволяет регулировать цветовую температуру от 2800 до 6800K шагом в 50К. Светоотдача светодиодных источников весьма высокая, на уровне металло-галогенных источников, примерно 90 Лм/Вт. Срок службы примерно 50000 часов (для Broncolor LED F160 заявлен минимальный срок службы светодиода 25000 часов, а средний вполне может быть 50к), что существенно превышает срок службы HMI ламп. Светодиодные источники для кино и фотосъемки не излучают ультрафиолетовый, опасный в большом количестве для человека, спектр. Таким образом они не требуют специальных стеклянных колб и в частности в Broncolor LED F160 использован пластиковый «пайрекс» колпак.
Плюсы
— высокая светоотдача
— широкий диапазон изменения цветовой температуры
— большой срок службы
Минусы
— хороший спектр только на дорогих приборах
— маленький срок службы при наличии перегрева светодиода
— несменный светодиод.
Broncolor LED F160
Внешний вид и эргономика
У меня на руках прототип прибора, но уже сейчас можно сказать, что он будет поставляться со своим собственным рефлектором. При этом Broncolor LED F160 совместим со всем ассортиментом (огромным!) световых модификаторов Broncolor.
Здесь я поставил на Broncolor LED F160 стандартный рефлектор P70.
Broncolor LED F160 вполне компактный и удобный для использования в руках, а не только на студийной стойке.
Broncolor LED F160 имееет мощное крепление на студийную стойку и отверстие под фотографический зонт.
Обратите внимание на специальное колесо ближе к задней части прибора — это управление светодиодом, он может выдвигаться и задвигаться, тем самым меняя угол рассеивания света и способ работы со световыми модификаторами. Вообще компания Broncolor адепт правильного распределения света в рефлекторе, без компромиссов. В большинстве приборов Broncolor лампа вынесена за пределы корпуса, что позволяет направлять световой поток не только вперёд, но и в стороны и немного назад (максимальный угол примерно 270° при выдвинутой лампе), где отражаясь от рефлектора световой поток более равномерно распределяется.
В данном случае при выдвинутой лампе мы имеем наиболее широкий угол рассеивания со световым потоком распространяющимся во все стороны, а при задвинутой лампе поток рассеивается более узким пучком. И даже в задвинутом положении световой поток не сужается сильно т.к. колпак является именно сферическим колпаком, а не просто матовым стеклом, как у некоторых других производителей.
На пайрекс-колпаке вы видите отверстия для вентиляции светодиода. Это очень важно т.к. от хорошей вентиляции сильно зависит срок службы светодиода. Вентиляция у Broncolor LED F160 активная, т.е. вертилятором. В ходе работы скорость работы вентилятора регулируется автоматически с помощью термодатчика (это я уже сам услышал).
Управление
Меню управления прибором Broncolor LED F160 очень простое. При включении он сразу не загорается т.к. это постоянный свет и выгодно держать его выключенным чтобы не перегревать и не тратить много электроэнергии. Нажатием одной кнопки Power прибор мгновенно включает светодиод.
Регулировка осуществляется центральной вращающейся кнопкой. Т.е. тут и перемещение по меню и собственно изменение параметров (цветовой температуры и яркости освещения).
Более подробно рассказывать не буду т.к. меню еще может сильно меняться. Кроме того вы можете заметить USB порт на приборе, так что возможны новые прошивки с дополнительными функциями.
Тестирование
Тестировал я сравнивая с другим светодиодным прибором (китайским) на 75 Вт. В качестве измерительного прибора — Sekonic 858D.
Broncolor LED F160 (задвинута лампа) | Broncolor LED F160 (выдвинута лампа) | китайский светодиодный осветитель 75 Вт | |
---|---|---|---|
Максимум мощности, расстояние 1м, без рефлектора | 2600 lx | 3000 lx | 2400 lx |
Максимум мощности, расстояние 1.5 м, без рефлектора | 1100 lx | 1200 lx | 1000 lx |
Максимум мощности, расстояние 1м, стандартный рефлектор | 4500 lx | 2700 lx | 5500 lx |
Максимум мощности, расстояние 1.5 м, стандартный рефлектор | 1800 lx | 1400 lx | 1700 lx |
Максимум мощности, расстояние 1м, рефлектор P70 | 11000 lx | 8300 lx | |
Минимум мощности, расстояние 1м, без рефлектора | 240 lx | 370 lx | |
Минимум мощности, расстояние 1м, стандартный рефлектор | 400 lx | 800 lx | |
Минимум мощности, расстояние 1м, рефлектор P70 | 520 lx |
Судя по этой таблице мы видим, что световой поток сильно зависит от надетого рефлектора. Так, например, без рефлектора Broncolor LED F160 на расстоянии 1м даёт освещенность 2600 lx, а со стандартным рефлектором уже почти вдвое больше. При этом поставив рефлектор P70 мы получим внушительные 11000 lx!
«Китаец» даёт без рефлекторов освещенность в 2400 lx, немного ниже чем Broncolor LED F160 (учтём еще что у «китайца» нет пайрекс-колпака, т.е. у него некоторая фора). При этом имея более узкий стандартный рефлектор у него освещенность со стандартным рефлектором оказывается чуть выше.
Как видите, важно и положение лампы. Выдвинутая лампа даёт более ровный световой поток при наличии соответствующего рефлектора, но освещенность логичным образом снижается т.к. часть света идёт в стороны на рефлектор и оттуда перенаправляется вперед, свет проходит бОльший путь. Хотите более равномерный свет — выдвигаете лампу и используете параболические рефлекторы. Хотите больше света — используете Broncolor LED F160 с задвинутой лампой.
Спектральные характеристики
На презентации Broncolor LED F160 в Фотопроцентре я имел возможность снять спектральные характеристики прибора спектрометром, которые, впрочем, меня просили не публиковать т.к. это прототип и серийные образцы будут позже.
Тем не менее расскажу на словах :)
Отличный ровный спектр без существенных пиков. Это именно тот параметр, который интересовал больше всего т.к. мощный прибор сделать легко, а сделать прибор с хорошим спектром сложно (у Broncolor LED F160 CRI >98 !!! проверено спектрометром лично!). Там же в студии я измерил спектр студийной вспышки Profoto и люминисцентной лампы, которая освещала студию для сравнения и наглядности.
Примеры съемки
Во время презентации прибора я задействовал два источника, один со стрипбоксом, а второй со снутом. Снут работал на фон, создавая пятно света, отражающееся на глянцевом пластике под объектом съемки — новым немецким биноклем, который мне недавно привезли STEINER SKYHAWK 4.0 8×42.
Стрипбокс работал вдоль поверхности пластика освещая бинокль с одной стороны, а с другой объект я подсветил отражателем. Камера PENTAX 645Z стояла при этом на штативе, чтобы исключить «шевеленку».
Параметры съемки: f11, 2sec, ISO 100.
Съемка была очень быстрой, я в основном рассказал о возможностях прибора при использовании его как световой кисти.
Итоги и выводы
Вряд ли кто сомневался, что Broncolor выпустит хороший осветительный прибор. Я думаю, мы все очень порадуемся когда на рынке хороших светодиодных приборов будет больше т.к. именно спектральный диапазон светодиодного прибора во многом отличает хороший прибор от плохого.
Особенно сильно я ощутил важность полного спектра светодиодного прибора когда начал снимать видеоролики. Человеческий глаз очень чувствителен к цвету кожи и когда кожа выглядит ненатуральной на видео сразу смотрится «дешево». Потому очень жду серийных образцов Broncolor LED F160 чтобы плотнее их протестировать и больше о них рассказать.
Первые поставки Broncolor LED F160 в РФ начнутся в августе 2019 г.
Кстати, по кодовому слову Evtifeev вам будет 5% скидка при покупке прибора в SBF-Moscow. Там же можно сделать и предзаказ. Пользуйтесь на здоровье.
как обычно совпало что я читаю то вы публикуете.
по поводу спектра с cri — важно безусловно. я уже неделю читаю
и нашел супер статью
nofilmschool.com/2017/04/...d-light-shootout
очевидно что цвет очень зависит от спектра! цвета реально разные. особенно цвет джинс на том примере. только арри выдала правдоподобный синий цвет.
мне так тот тест понравился что замечтался о спектрометре тисе секоник c-700. вообще спектрометр обязан быть уже у любого профессионала как и анализ света.
про лед свет — конкурентов у этого бронколор будет очень много
Nanlite forzsa 300, HIVE LIGHTING Wasp 100-C
apture 120, came-tv boltzen 150wt
green ben 200, godox 200, jinbey 150 и еще 5-9 китайцев с ребрендингом
я вот что заметил зачастую они делают на 1 фирме и меняют названия охлаждения и т.д. причем в разных поколениях могут использовать современные led модули которые могут стоять и в этом broncolor
по поводу 2йного спектра — пока почти все (как мин кроме hive) используют часть тех диодов и часть тех а в ттх пишут потребление прибора общее — т.е это жутко не выгодно брать bi-color — работает только половина. вместе они работают на смешанных режимах
поэтому 55wt bi-color светит хуже 30wt с моно-температурой 5600 например
но бронколор убрала регулятор и сделал 2 режима.
судя по вашим тестам она просто обманывает покупателя заявляя суммарную мощность диодов которые, допустим, 3200 и 5600.
она равняется на китайцев! но китайцы оказались честнее
пусть пишут на своем бронколор 80wt которыми он и является.
потом led свет примерно в 3,4 раза светит больше чем лампа накаливания. этот бронколор аналог примерно 275 wt обычной лампочки что очень мало. я уверен (хоть еще и не смотрел) но цену запросят больше 1000$ что совсем будет неадекватно ттх в 80wt led света. есть Falcon Eyes Bi-Color LED Lampe Dimmbar LPS-2100TD
он будет дешевле cri в теплых тонах будет показывать выше
у фалькон вроде тоже 95
Дмитрий, спасибо за ссылку — очень ценно! Не видел такую статью и сам как раз собирался тоже самое делать!
У меня тоже был спектрометр C-700.
Классный спектрометр, но, к сожалению, тоже не идеальный. У многих источников есть «игольчатые» пики спектра, которые он не видит, а хотелось бы видеть. Но альтернатив ему по удобству пользования нет, так что тоже его хочу :)
Немного напишу в защиту таких производителей как Broncolor. Прямо скажем не совсем честно сравнивать китайцев с именитыми фирмами. Вы видели хоть раз у китайцев медные радиаторы? Вот посмотрите их на снимке прибора брона (а у всех китайцев алюминий). Это из очевидного. И это касается всех деталей китайцы vs швейцарцы. Вы увидите, что и светодиоды разные и стоят они не так и пластик у китайцев плохой и все болтается... Я же сам пользуюсь Falcon Eyes и на тесте у меня есть Godox (вспышка, 360 Дж). Ну не одного они уровня с Броном...
Я пока не спец. по светодиодным устройствам, учусь еще. Но из картинки вижу, что тут два типа светодиодов (видимо под 5500 / 3200 т.к. они переключаются одной кнопкой) и еще группа цветных (5 типов). Так что это отнюдь не так уж примитивно как у китайцев и явно «заточено» на хороший спектр на разных цветовых температурах (видео про китайцев еще не смотрел, но там и бренды другие, не те про которые речь).
Почему обманывает? Они не пишут мощность, а пишут световой поток в 12000 люменов..
Учитывая, что лампа накаливания 100Вт это примерно 1300 люменов, то прибор светит как 920 Вт лампа накаливания (в теории, завтра проверю люксметром лампу накаливания).
Вообще все приборы нужно ставить рядом и измерять и освещенность (желательно с одинаковым рефлектором) и спектр излучаемый. А то при плохом спектре всё равно насколько она яркая — кожа у многих светодиодных выглядит ужасно (в частности в той статье).
А потребляемая мощность прибора ни о чём не говорит. Я просто сравнил с китайской у которой было написано 75 Вт и вышла близкая мощность. Сколько на самом деле потребляет китаец нужно измерять ваттметром. А освещенность вот люксметром. А спектр — спектрометром.
Кстати эксклюзив специально для вас.
Broncolor LED F160
5500К, 100%, 1м, стандартный рефлектор: 4500 lx
3200К, 100%, 1м, стандартный рефлектор: 4200 lx
5500К, 100%, 1м, рефлектор P70: 11000 lx
3200К, 100%, 1м, рефлектор P70: 10000 lx
Присоединенная картинка:
я там накосячил как писать стал
про синий цвет джинс — у этого автора была еще статья
nofilmschool.com/2016/04/...w-color-shootout и там джинсы синие
про арри m18 — я даже не подумал что он в тест LEd вставит плазму...
оказывается в топе плазма и нет ей равных в цветопередаче, а лед почти не имеет пиков и в красном спектре проваливается
про китайцев — мне что то подсказывает сам Led светодиоды аналогичны, а вот корпус обвес и начинка конечно разные. тут просто действует цена-качество.
но если откинуть и взять по цене, то настолько ли хорош бронколор как hive например?
hivelighting.com/c-series/hornet-200-c/
у него стоит 7 разных светодиодов и цвет формируется из 7ми комбинаций оттенков а не 3х rgb
и каждый обсчитывается, в итоге можно получить любой оттенок.
кстати для hive тоже указаны lux на 0,7м до 68890lux при цене прибора ~2000$ а по весу думаю как бронколор, потребление до 150wt.
впрочем световой поток падает квадратично расстоянию и полностью зависит от мощности и направленности света — т.е от насадки,
а про светоотдачу обычной лампочки и led я вывел сам
смотрите если энергия идет не на нагревание, то она идет в свет.
кпд лампы накаливания до 30% мы возьмем 27% (на всякий случай)
кпд Led где то 95 (уже не cri ли кпд?)), потому что если было бы 99% то радиаторы не нужны были бы
берем 95/27=3,5 в 3,5 раза примерно led светит ярче чем накаливания в расчете на 1 ватт, а не в 10 раз как пишут многие,
что у них 100wt лед светит как 1000вт галогена- это физ. не возможно. да и визуально у меня стоят led лампочки и люминисцентные — они не светят в 8-10 раз ярче а где то в 2-3 раза.
я помню в общежитии ставил 2 ламы по 200wt накаливания — там комнату залило светом. это очень мощно.
если вы протестируете лампу накаливания с той же насадкой я думаю вы получите мой расчет в ~3,5 раза выше светоотдача. кстати и проверите бронколор, если он не перебьет лампу накаливания в 3,2+ раза, то он не выдает заявленную мощность
еще момент- есть лед не требующий охлаждения,
например в виде ткани с светодиодами — похоже у лед есть предел по напряжению/току и если его не превышать, то они и не греются.
все приборы с радиаторами выжимают из диодов больше чем они могут дать
Очень интересный прибор, давно приглядываюсь к постоянным источникам света. Но сравнивать Broncolor LED F160 с китайским осветителем не принесёт потребителям пользы, ибо и без сравнения всё ясно. Но сравнение с аналогичными продуктами других фирм, принесёт много полезной информации, это может быть Dedolight Turbo Series, или Lupo DAYLED, может быть ARRI. Ну а к ним уже можно добавить Godox или иного «китайца», и то для «беспристрастия». Впрочем, я забегаю вперёд, ведь Broncolor ещё не в продаже.
Кстати, ждём от Вас обзора Zeiss Otus 1.4/100 (!).
Желаю дальнейших успехов!
Юрий, здравствуйте!
Я вот не согласен что всё сразу ясно. В наше время когда всё перемешалось, а китайцы стали выпускать неплохие в целом приборы очень важно показать разницу за что мы платим в 2-3-4 раза больше.
И, кстати, обратите внимание, что у прибора указан световой поток 12 000 люменов, но непонятно какое освещение он даёт на определенном расстоянии (на это влияет встроенный рефлектор и угол рассеивания света). У китайца указано 6700 лк на расст 1м (по моим измерениям 5500 lx). И какой прибор даёт большую освещенность? Нужно же от чего-то отталкиваться...
Ну а когда приборы серийные приедут можно будет с более серьезными альтернативами сравнивать.
Кстати, спектр Broncolor LED F160 я измерил (но не могу показать и вообще он остался в спектрометре), а спектр китайца я не измерял. А вдруг там всё хорошо? Это много вопросов осталось...
Zeiss Otus 1.4/100 должен приехать в конце мая.
ничего еще не ясно. came-tv китайцы
например boltzen 150wt и я недавно нашел «европейца» где просто переклеили этикетку и цена вместо 600 спокойно пишут 1200$
я помню как то на интеграле переклеили этикетки там шуму на всю страну было, все ходили смеялись а если присмотреться то
джинсы — делятся на категории и джинсы дорогие — дизель, леви, биг стар шьются на 1 заводе. попроще типо колинз на другом заводе, китайские нонейм на заводах нонейм. тоже самое с велосипедами — все делаются на тайване. ну просто все. супермарки берешь за 5000$ а это перелицованный вариант за 1200 или даже 800$.