Здравствуйте, друзья!
Недавно я писал про карты памяти SDXC с расшифровкой маркировок, измерением скорости и т.п., а сегодня дошла очередь до CompactFlash.
Нельзя же было останавливаться докупив одну современную карту. Нужно довести всё в этой области до совершенства и забыть на время :) Пока не придут камеры на 100-150 Мпикс...
Итак, карты памяти CompactFlash появились довольно давно и тем кто снимает больше десяти лет они очень знакомы и вызывают заслуженное доверие. А те кто начали фотографировать и записывать видео не так давно удивляются зачем таким «старикам» как я нужны такие «огромные» карты памяти как CompactFlash. Сегодня я расскажу зачем они нужны, чем они лучше других типов карт памяти, обо всех их маркировках и сделаю их тест.
- Карты памяти CompactFlash
- Kingston Canvas Focus CompactFlash
- Расшифровка маркировки
- Технические характеристики
- Карты памяти и компьютер
- Как отличить USB 2.0 от USB 3.0
- Тестирование Kingston Canvas Focus на компьютере
- Карта памяти Kingston Canvas Focus и фотокамеры
- Резюме
- Необходимая ёмкость карт памяти
- Резюмируя по скоростям записи видео на Kingston Canvas Focus CompactFlash
- Итоги
- Скорость
- Ёмкость
- Надежность
Карты памяти CompactFlash
История карт памяти CompactFlash берёт своё начало в далёком 1994 г. когда был разработан тип носителя, который был одновременно ёмким и достаточно компактным для того времени. Было два типа CompactFlash формата — CompactFlash Type I и Type II. Вариант карт Type II был создан для миниатюрных жёстких дисков Microdrive и на сегодня может считаться устаревшим, а CompactFlash Type I используется до сих пор и его максимальная ёмкость на сегодняшний день равняется 512 Гб.
Kingston Canvas Focus CompactFlash
Расшифровка маркировки
На передней стороне карты памяти Kingston Canvas Focus CompactFlash вы видите:
1. Ёмкость карты (128 Гб в данном случае).
2. Интерфейс UDMA 7 говорит о теоретической максимальной пропускной способности в 167 МБ/с.
Ultra DMA (Ultra Direct Memory Access, UDMA) — метод передачи данных через ATA контроллер.
При использовании Ultra DMA обеспечивается контроль целостности передаваемых данных с помощью CRC. Метод поддерживает 8 режимов, отличающихся скоростями передачи данных, из которых режимы 0 — 6 используются ATA устройствами, а режимы 0 — 7 устройствами CompactFlash.
3. Маркировка VPG-65 гарантирует скорость записи не ниже 65 МБ/с.
Может быть указана скорость в МБ/сек или в «разах» от скорости компакт-диска (150кб/сек).
Справа моя карта памяти CompactFlash на замену которой пришла 128 Гб и здесь вы видите указана скорость чтения в 600Х, что соответствует 90 МБ/сек.
Скорость, раз | Мб/сек |
---|---|
66 | 10 |
100 | 15 |
133 | 20 |
150 | 22,5 |
200 | 30 |
266 | 39,9 |
300 | 45 |
400 | 60 |
600 | 90 |
1000 | 150 |
С задней стороны для нас информация, что карта собрана в Тайване. В эпоху глобализации это говорит лишь о качестве сборки, но не о реальной стране происхождения комплектующих. Исторически сложилось, что в Тайване изготавливаются и собираются качественные комплектующие.
Необходимую скорость вашей карты памяти вы можете прикинуть зная размер одного RAW файла (или RAW+JPG, если вы снимаете сразу в два формата) и количество кадров в секунду.
Например, у моей камеры Canon 5DsR размер снимка 8688 x 5792 пикс (50 Мпикс), а скорость съемки до 5 кадров в секунду. RAW файл занимает от 50 до 60 МБ. 5 кадров * 60 МБ получается 300 МБ/сек может генерировать камера в режиме серийной съемки.
Это куда как серьезнее скромной нагрузки от 4К видео. Здесь зададимся вопросом: «а какой поток данных может обеспечить сама камера?».
Canon 5DsR использует тоже интерфейс UDMA 7 для работы с картами памяти CompactFlash, так что максимальная скорость ограничена 167 МБ/сек. А вот для работы со вторым слотом карт памяти SD у камеры интерфейс UHS-I, который максимум может давать 104 МБ/сек (теоретический максимум). Т.е. на камере Canon 5DsR выгоднее писать на карту памяти CompactFlash и иметь выгоду аж в 67 МБ/сек! Не очевидно было, да?
Технические характеристики
CompactFlash Kingston Canvas Focus | |
---|---|
Ёмкость карт | 128 Гб, 256 Гб |
Скорость чтения / записи | до 150МБ/с при чтении и 130МБ/с при записи |
Стандарты | UDMA 7 и VPG 65 |
Рабочая температура | от 0°C до 60°C |
Температура хранения | от -20°C до 85°C |
В технических характеристиках есть полезная для нас информация — из теоретического максимума UDMA 7 карта задействует не весь потенциал, запись возможна до 130 МБ/сек. В любом случае это существенно больше чем может нам дать слот для карт памяти SD.
Карты памяти и компьютер
Карты памяти на компьютере можно прочитать двумя основными способами: подключив фотокамеру к компьютеру по USB шнуру и через кардридер, который втыкается в USB разъем компьютера. Есть еще третий (более редкий) способ — вставить карту памяти во встроенный кардридер компьютера.
По сути во всех трёх случаях мы завязаны на скорость USB порта. И вот тут приходит время вспомнить когда мы обновляли компьютер? Ведь порт USB 2.0 это 480 мегабит в секунду, что составляет скромные 60 Мбайт/сек (максимум!). У интерфейса USB 3.0 максимальная скорость составляет 5 Гигабит/сек, что составляет около 655 Мбайт/сек. Теоретически USB 3.0 в десять раз быстрее, чем USB 2.0.
И теперь зададим себе вопрос — а какие у нас порты на компьютере: USB 2.0 или USB 3.0? А если есть и те и другие, то к каким именно портам мы подключаем камеру или кардридер чтобы скачать фотографии или видео...?
Как отличить USB 2.0 от USB 3.0
USB 1.0 – четыре контакта и пластиковая вставка белого цвета;
USB 2.0 – также четыре контакта, но вставка, как правило, черная;
USB 3.0 – девять контактов на синей пластиковой вставке;
USB 3.1 – самый скоростной интерфейс, рядом с ним находится маркировка «SS» (Super Speed).
Если сомнения еще остаются, то зайдите в Диспетчер Устройств под Windows и посмотрите в списке Контроллеров USB
Честно говоря я менял компьютер давно и уже не помнил где у меня какие порты USB. Хороший повод осмотреть компьютер. Оказалось есть и USB 2.0 и USB 3.0. Если на вашем компьютере только USB 2.0, то вопрос можно решить дополнительной платой в слот PCI-Express с портами USB 3.0 (напомню — ускорение до 10 раз!).
А вот чего мне лично не хватало так это хорошего кардридера. Старый кардридер у меня был на интерфейс USB 2.0, а новый как-то частично сгорел и я его подарил одной своей ученице т.к. у неё не было кардридера для CompactFlash.
В прошлый раз я купил кардридер на SD / microSD и был, в целом, доволен.
Но чего я не учёл так это то что остался без кардридера для карт CompactFlash на макбуке. Пришлось покупать второй кардридер уже специально для макбука. Почему они (Apple) сэкономили на слоте для CF карт не очень понятно... Я даже мышку с собой не беру ради того чтобы она место в плотно набитом фоторюкзаке не занимала, а тут придётся носить с собой кардридер.
Тестирование Kingston Canvas Focus на компьютере
Самый «продвинутый» компьютер у меня это Macbook Pro 15" late 2015. У него несколько портов USB 3.0 и в «торможении» системы он замечен не был. Если мне нужно сделать что-то быстро, то это к нему. Потому в первую очередь я на нём и протестировал.
Обещано было 150/130 МБ/сек, получилось 142/102 МБ/сек. Разница в записи, возможно, из-за размеров тестовых блоков, а по чтению карта выдала почти то что обещано. В любом случае я вижу смысл в использовании именно CompactFlash для своей камеры т.к. такой слот у меня есть и его скорость задействована почти полностью.
У меня остались еще старые карты памяти CompactFlash, которые я всегда ношу с собой в качестве страховки если переполнится основная или что-то с ней случится.
Слева сверху — новая карта памяти. Справа сверху — бывшая «основная» карта памяти, тоже от Kingston.
Справа внизу — запасная медленная карта от Silicon Power. И на крайний случай — справа внизу старая медленная карта на 16 Gb от Transcend, которая устарела не только морально, но и никак уже не вписывается в современные потребности скорости чтения и записи.
Пользуясь случаем посмотрел насколько наличие старых карт памяти имеет смысл.
Kingston Canvas Focus 128 Gb | Kingston 600x 32 Gb | Silicon Power 400x 32 Gb | Transcend 133x 16 Gb | |
---|---|---|---|---|
Скорость чтения, МБ/сек | 142 | 106 | 69 | 29 |
Скорость записи, МБ/сек | 102 | 75 | 23 | 14 |
В результате я узнал, что Kingston Canvas Focus CompactFlash 128GB дала мне прирост скорости чтения в 36 МБ/сек, а записи в 27 МБ/сек, что весьма существенно. Запасная карта памяти от SP больше чем в 4 раза проигрывает по скорости записи моей свежей 128 Гб, так что использовать её имеет только в крайнем случае! А преимущество по сравнению со старой Трансценд составляет более 7 раз, она кандидат на то чтобы отдать её ребенку — он найдет ей применение.
Карта памяти Kingston Canvas Focus и фотокамеры
Тестирование карты памяти в камерах я провёл на камере Canon 5DsR, которая снимает RAW файлы 50 Мпикс.
Камера Canon 5DsR на сегодняшний день имеет самое большое разрешение снимка из всех камер узкого формата, так что результат меня очень порадовал и не зря я обновил карту памяти — выигрыш ощутим и без секундомера. Меньше ждать — быстрее будешь готов делать новые кадры, иногда очень важно успеть сделать снимок, а для этого ранее отснятые снимки должны быстро «сбрасываться» на карту памяти.
Совсем недавно я тестировал среднеформатную камеру Hasselblad H6D-100c (100 Mpix), где тоже имели бы смысл карты памяти CompactFlash, но там уже более скоростной интерфейс Cfast, а в качестве второй карты там SD.
Если посчитать поток данных камеры Hasselblad H6D-100c, то получится 206 Мб * 1,5 к/сек = 309 МБ/сек, что превышает скорость записи нынешних CompactFlash, но зато на место SD имело бы смысл поставить CompactFlash (собственно в большинстве старых среднеформатных и стоял CompactFlash).
Резюме
Интерфейс CompactFlash появился давно и сейчас уже есть для него обновление в виде Cfast и XQD, но именно сейчас он в апогее своей скорости, ёмкости и стоит недорого относительно новых интерфейсов, которые еще пока мало в каких камерах имеются.
Необходимая ёмкость карт памяти
Я взял за основу фотосъемку в RAW формат. Файлы всех этих камер у меня есть в наличии т.к. я их все тестировал. Размер файлов отличается ±10 МБ в зависимости от количества деталей в кадре и наличия шумов, я брал среднее значение.
Модель фотокамеры | 256 Гб, снимков в RAW, шт | 128 Гб, снимков в RAW, шт | 64 Гб, снимков в RAW, шт |
---|---|---|---|
Hasselblad H6D 100c / 100Mpix (1 файл = 206 Mb) | 1242 | 621 | 310 |
FUJIFILM GFX 50s / 50 Mpix (1 файл = 110 Mb) | 2326 | 1163 | 581 |
PENTAX 645Z / 50 Mpix (1 файл = 70 Mb) | 3656 | 1828 | 914 |
Canon 5DsR / 50Mpix (1 файл = 60 Mb) | 4266 | 2133 | 1066 |
NIKON D850 / 46 Mpix (1 файл = 60 Mb) | 4266 | 2133 | 1066 |
SONY A7R III / 42 Mpix (1 файл = 81 Mb) | 3160 | 1580 | 790 |
Canon EOS R / 30 Mpix (1 файл = 30 Mb) | 8532 | 4266 | 2133 |
Canon 1D X mark II / 21 Mpix (1 файл = 20 Mb) | 12800 | 6400 | 3200 |
OLYMPUS TOUGH TG-5 / 12 Mpix (1 файл = 11 Mb) | 23272 | 11636 | 5818 |
Видео, пожалуй, еще сложнее сравнивать чем фото т.к. пишется оно в разных кодеках и с разной частотой кадров. Например, можно писать FullHD с частотой кадров 120p и получать довольно большой поток данных, а можно писать 8К с частотой кадров около 12p и получать скромный поток данных. Если еще учесть кодеки, то вообще получается интересная ситуация. Есть кодеки, которые практически не сжимают видео, пишут почти сырое или есть так называемое RAW видео (хотел в таблицу добавить данные RAW видео с Hasselblad H6D 100c, как меня просили читатели, но он пишет RAW видео только на карты Cfast, а у меня такой пока нет), которое выходит огромных размеров. И есть очень мощные кодеки, которые сильно сжимают видеофайл. Одни без большой потери детализации с огромной нагрузкой на «железо», а другие с ужасной потерей детализации, но без нагрузки на «железо» камеры.
Я исхожу из своих опытных видео в 2К и 4К, которые дают поток на разных камерах не более 100 Мбит/сек.
Приведу примеры...
PENTAX K-1 mark II пишет FullHD видео в режиме 1920×1080@59.94p с потоком данных 2.77 МБ/сек.
PENTAX 645Z пишет FullHD видео в режиме 1920×1080@59.94p с потоком данных 2.86 МБ/сек (это его самый «тяжелый» режим видео).
FUJIFILM X-T2 пишет 4К видео 3840×2160@29.97p с потоком данных 12 МБ/сек (я довольно долго ей пользовался).
Я записываю на экшенкамеру YI 4К+ видео в формате 2К (2720×1520@29.97p) и поток данных получается 12 МБ/сек. YI 4К+ видео в формате 4К (4000×3008@29.97p) — 14.8 МБ/сек.
FUJIFILM X-H1 пишет 4К видео 3840×2160@29.97p с потоком данных 12,5 МБ/сек. Даже в самом «продвинутом» режиме 4К F-log поток данных всё тот же — 12,5 МБ/сек.
NIKON D850 пишет 4К видео 3840×2160@29.97p с потоком данных 15,3 МБ/сек, а FullHD видео в режиме 1920×1080@59.94p с потоком данных 5.54 МБ/сек
Камера для сферического видео Ricoh Theta V пишет видео в формате 4К (но у неё нет слота SD так что я оценил лишь поток данных) 3840×1920@25p с потоком данных 7,13 МБ/сек.
FUJIFILM GFX 50s пишет FullHD видео 1920×1080@29.97p с потоком данных 4,57 МБ/сек.
Исходя из этих данных я сделал таблицу...
Сколько помещается видео на карту 128 Гб
256 Gb | 128 Gb | 64 Gb | Поток данных, МБ/сек | |
---|---|---|---|---|
PENTAX K-1 mark II / 1920×1080@59.94p | 1577 мин (26 часов) | 788 мин (13 часов) | 294 мин (6,5 часов) | 2,77 МБ/сек |
PENTAX 645Z / 1920×1080@59.94p | 1527 мин (25 часов) | 736 мин (12,5 часа) | 381 мин (6,25 часа) | 2,86 МБ/сек |
FUJIFILM X-H1 / 3840×2160@29.97p | 349,5 мин (5.82 часа) | 174,7 мин (2.91 часа) | 87,35 (1.45 часа) | 12,5 МБ/сек |
NIKON D850 / 3840×2160@29.97p | 285,5 мин (4,75 часа) | 142,7 мин (2,37 часа) | 71,35 мин (1,18 часа) | 15,3 МБ/сек |
NIKON D850 / 1920×1080@59.94p | 788,6 мин (13,4 часа) | 394,3 мин (6,7 часа) | 197,1 мин (3,35 часа) | 5.54 МБ/сек |
YI 4К+ / 4000×3008@29.97p | 295 мин (4,92 часа) | 147,5 мин (1,46 часа) | 73,7 мин (0,73 часа) | 14,8 МБ/сек |
YI 4К+ / 2720×1520@29.97p | 364 мин (6 часов) | 182 мин (3 часа) | 91 мин (1.5 часа) | 12 МБ/сек |
FUJIFILM GFX 50s / 1920x1080@29.97p | 956 мин (15,9 часа) | 478 мин (7,95 часа) | 239 мин (3,97 часа) | 4,57 МБ/сек |
Hasselblad H6D-100c / 1920x1080@29.97p | 1517 мин (25,3 часа) | 758 мин (12,6 часа) | 379 мин (6,3 часа) | 2,88 МБ/сек |
GoPro HERO 4 Black Edition / 2К (2720х1520@50p) | 609,3 мин (10,15 часа) | 304 мин (5 часов) | 152 мин (2,5 часа) | 7,17 МБ/сек |
GoPro HERO 4 Black Edition / 4K (3840x2160@25p) | 609,3 мин (10,15 часа) | 304 мин (5 часов) | 152 мин (2,5 часа) | 7,17 МБ/сек |
GoPro HERO 7 Black Edition / 4K (3840x2160@29.97p) | 590,4 мин (9,8 часа) | 295,2 мин (4,9 часа) | 147,6 мин (2,45 часа) | 7,4 МБ/сек |
DJI X5s (1920x1080@25p) | 717,4 мин (11,9 часа) | 358,7 мин (5,95 часа) | 179,3 (2,97 часа) | 6 МБ/сек |
FUJIFILM GFX100 / (3840×2160@29.97p) | 89,1 мин (1,48 часа) | 44,5 мин (0,74 часа) | 22,2 (0,37 часа) | 49 МБ/сек |
Это теоретически сколько может поместиться на карте памяти данной ёмкости.
Резюмируя по скоростям записи видео на Kingston Canvas Focus CompactFlash
Карты памяти CompactFlash со знаком VPG-65 (минимально 65 МБ/сек, максимально до 130 МБ/сек) обеспечивают более чем достаточную скорость записи видео для большинства современных фото и видеокамер. При этом большинство камер не даёт поток данные более 15,5 МБ/сек даже в самых «тяжелых» режимах.
Бывают ли случаи когда поток данных сильно увеличивается? Да, бывают. Достаточно поднять частоту кадров или цветность картинки. Частоту кадров поднимают для бОльшей плавности изображения или для регистрации быстротекущих процессов, а цветность увеличивают (там где это возможно) для лучшей цветопередачи.
А будет ли карта Kingston Canvas Focus достаточна для видео 8К?
Всё зависит от частоты кадров и цветности т.к. при минимальных настройках скорости VPG-65 более чем достаточно для записи видео 8К на обычных фото-видеокамерах.
Например, панорамная видеокамера Insta360 Pro 2 пишет видео 8K 60p с битрейтом до 120 Мбит/с, что даёт поток данных всего в 15 МБ/сек.
Итоги
Скорость
Kingston Canvas Focus CompactFlash 128GB весьма актуальная на сегодняшний день карта памяти с большой скоростью и большой ёмкостью. Большие потоки фотографий высокого разрешения вынуждают нас обновляться и нужно держать своё оборудование в рабочем состоянии, чтобы не было «узких» мест, которые тормозят работу и снижают её эффективность. Вес и размер карты памяти CompactFlash, который некоторым фотографам кажется большим на самом деле очень невелик в сравнении с её ёмкостью и если представить себе альтернативы.
Ёмкость
Я, например, беру в путешествие с собой непромокаемый бокс (вы видели его в статье — красный такой...) с набором карт памяти на ~200 GB, а теперь будет и больше. При таких хранилищах информации, которые помещаются в маленькую непромокаемую коробочку нет никакого смысла тащить с собой переносной винчестер т.к. даже с камерой 50 Мпикс мне полностью хватает места на картах памяти. Мои последние приобретения карты на 128 ГБ (пока две штуки и в планах еще одна) дали мне дополнительные 256 ГБ хранилища. И опять всё уместилось в той же коробочке.
Надежность
Сравнивая с переносными жесткими дисками карты памяти намного надежнее т.к. у них нет движущихся частей (они устойчивы к тряске и могут работать в любом положении) и они устойчивее к изменениям температуры окружающей среды, а жесткие диски любят умеренное тепло.
На этом свой краткий обзор заканчиваю и приятных вам путешествий! Пусть свободное место на картах памяти у вас не заканчивается когда нужно сделать свой лучший кадр! :)
Спасибо, очень полезный тест и информация. Всегда с интересом читаю ваши статьи
Солидарен