Здравствуйте, друзья!
Кто читал мой блог всё это время и тоже душой болел за объективы Carl Zeiss получил сегодня возможность узнать чем живёт компания Carl Zeiss сегодня намного полнее т.к. вашего покорного слугу пригласили посетить штаб-квартиру компании Carl Zeiss в г.Оберкохен, с посещением производства, сервисного центра, музея и комплексов по другим направлениям в которых работает Carl Zeiss.
- Где находится компания Carl Zeiss и чем она занимается
- г. Оберкохен
- Планетарий и музеи г. Мюнхен
- Посещение завода Carl Zeiss
- Шоу-рум
- Офтальмология
- Очки и глазные линзы
- Диагностическое оборудование для глаз, офтальмология
- Фотообъективы и бинокли
- Фотообъективы
- Кинообъективы
- Бинокли и зрительные трубы
- Очки виртуальной реальности ZEISS VR One Plus
- Производство
- Сборочный цех
- Сервис-центр
- Музей
- Медицинские технологии
- Фотолитография
- Для чего нужна фотолитография
- Роль Carl Zeiss в фотолитографии
- Carl Zeiss и космос
- Итоги экспедиции
- Что осталось за кадром
- Бонус
Где находится компания Carl Zeiss и чем она занимается
Штаб-квартира компании Carl Zeiss находится в Германии, в г. Оберкохен. Оберкохен это значимое место для Carl Zeiss, место где компания возродилась после Второй Мировой войны.
Население г.Оберкохена 8000 чел из которых примерно 6000 человек работают на заводах Carl Zeiss. Т.е., как у нас принято, говорят «градообразующее предприятие». Причем компания имеет свои детские сады и, видимо, школы внутри завода.
На сегодняшний день у компании Carl Zeiss много областей деятельности и хотя большинство людей знают компанию как производителя фотооптики, но фотобизнес занимает в структуре компании всего 3%. Более прибыльным для компании является бизнес в области медицины. Возможно, некоторые из вас видели микроскопы Carl Zeiss, но это далеко не всё и я расскажу об этом ниже.
А самым существенным в структуре компании является производство объективов для фотолитографии. Здесь компания является мировым лидером и занимает более 80% рынка. Но обо всё по-порядку...
В честь посещения завода нашей делегацией перед входом подняли российский флаг :)
г. Оберкохен
Город Оберкохен, где расположена компания Carl Zeiss находится в низине на берегу небольшой реки. Когда мы проезжали мимо было очень красиво т.к. за зданиями завода видна река, на которой клубится туман, а за рекой горы покрытые густым лесом... Сложно поверить, что заводы могут быть расположены в таком чистом и красивом месте. Может секрет в том, что немцы относятся к природе очень уважительно и берегут её?
Это вид на парковку перед зданием завода, прямо от входа в здание. Как будто находишься в каком-то лесном заповеднике :)
Планетарий и музеи г. Мюнхен
Как вы думаете кто создал первый в мире планетарий? :)
Да, угадали. Первый в мире планетарий был создан на заводе Carl Zeiss в г.Йена в 1923 г.
Carl Zeiss Planetarium in Munchen #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
Я посетил два планетариях в ходе поездки. Представленный на фото планетарий находится в г.Мюнхен в Deutches Museum.
Как видите, там стоит Carl Zeiss Skymaster ZKP4.
Всего планетарий вмещает 160 человек и обычно он полон, но для российской делегации с помощью компании Carl Zeiss нам устроили персональную программу, что было очень ценно. Было очень комфортно и можно было расслабиться, смотреть и слушать.
Некоторые товарищи говорили мне: «что там цейсовский планетарий? А вот посмотри наш планетарий в Петербурге...». А я смотрю и он цифровой-проекционный, со всеми вытекающими проблемами, что и смотреть его неохота. Дело в том что для качественной передачи звезд — точек нужны высококлассные объективы в большом количестве (как на цейсовском варианте), это актуально и для астрофотографии и для планетариев т.к. только один дают именно точки, а не «пятна» как это происходит в случаи проекции через малое количество объективов больших стыкующихся картинок. Кстати, современные оптико-механические проекторы также имеют возможность проецировать цифровое изображение неба и планет, но на него накладываются звёзды-точки демонстрируя полную реалистичность. Т.е. цифровое видео через линзы «фишай» это чисто развлечение и не очень реалистично, а оптико-механический агрегат с кучей отдельных объективов — это реалистичное звездное небо для любителей астрономии.
Посещение завода Carl Zeiss
Посещение завода Carl Zeiss было очень познавательным, оно прояснило многие вопросы касательно фотообъективов Carl Zeiss, передовых технологий в медицине и будущего электроники.
В самом здании завода Carl Zeiss тоже есть здоровенное устройство (оптико-механический прибор) планетария при входе.
Planetarium device at Carl Zeiss museum #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
И есть небольшой планетарий в рамках музея Carl Zeiss, который мы тоже посетили. Ощущение очень необычное, кажется пол уходит из под ног. Те кто подвержен морской болезни в зале сидеть не смогли когда стали показывать видео наподобие американских горок :) В планетариях иногда специально смотришь на прибор, чтобы убедиться, что это не он уходит под землю и пол не качается :) Полная дезориентация в пространстве при просмотре некоторых видео. А, казалось бы, всего лишь сферический экран... Вот как оказывается наш мозг обманывается на сфере.
Шоу-рум
Офтальмология
Очки и глазные линзы
Когда я менял очки, я нашёл оптику где ставят линзы Carl Zeiss. Конечно, далеко не самые лучшие линзы я себе смог позволить, но по-крайней мере я уверен, что доверил своё зрение людям, которые знают об оптике больше других.
Шоу-рум Carl Zeiss (центр комнаты, очки и линзы) #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
У Carl Zeiss есть очки разного уровня сложности. Например, есть асферические очки в которых независимо от диоптрий размер вашего глаза для зрителя остается одинаковым, а не увеличивается комично как это происходит в классических очках. Также есть очки пластиковые (оптический акрил), а есть стеклянные. В теории стеклянные лучше, но они тяжелее. Если раньше было сложно нанести мультипросветление на акрил, то сейчас Carl Zeiss добились очень высоких результатов и после долгого пользования очками Carl Zeiss я могу сказать, что и царапиноустойчивость у акриловых очков тоже высокая.
Диагностическое оборудование для глаз, офтальмология
В ходе посещения компании Carl Zeiss в г.Оберкохен, на данном фото комната с диагностическим оборудованием для глаз #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
Eye diagnostic tools at Carl Zeiss show room #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
Фотообъективы и бинокли
Carl Zeiss show room. Photo lenses and binoculars. #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
На этой витрине представлено всё то что нас (фотографов и видеографов) больше всего интересует. С левой стороны вверху объективы ZEISS Otus, ниже полочкой ZEISS Milvus, еще ниже ZEISS Batis, ZEISS Loxia и на самой нижней полке светофильтры.
Про все существующие линейки объективов ZEISS вы можете прочитать по этой ссылке
Как поклоннику марки Carl Zeiss с давних времён мне всё «икается» от того что бренд так сократился в названии. Но с точки зрения маркетинга это верно, при общем уважении к создателю компании лаконичное «Цайс» намного удобнее наносить на все товары и в общении клиенты используют тоже короткое «Цайс», а не старое длинное название. Тем не менее фирма-то называется всё также, это только бренд немного сменил акцент.
Фотообъективы
Это всем нам знакомые лидеры по оптическому качеству и конструктиву объективы ZEISS Otus. «Жемчужины» оптикостроения. Вопрос только один — когда пополнится линейка? :) Давно уже что-то нет новых... Хотелось бы 18 мм и 100 мм макро. Вот это было совсем здорово!
Объективы ZEISS Loxia это объективы с ручным фокусом для системы Sony E-mount. Они очень компактные, механические и дают полное ощущение «олдскульной» фотографии, насколько это возможно с камерами Sony (ЖК видоискатель, конечно, даёт немного «смазанное» впечатление, но в некоторых ситуациях альтернативы нет и я объясню почему ниже). Скоро я опубликую обзор на новую ZEISS Loxia 25/2.4, которой я имел удовольствие пользоваться еще до поездки в Германию.
Светофильтры Carl Zeiss производятся в Японии. Качества они отменного, но это нынче (раньше было не так) совсем не профильный для Carl Zeiss бизнес, потому ассортимент ограничивается защитными светофильтрами и поляризационными.
Кинообъективы
Кинообъективы Carl Zeiss считаются лучшими или одними из лучших кинообъективов в истории кино. Компания Carl Zeiss несколько раз получала «Оскар» за вклад в кинематографию, что немудрено при наличии такого огромного опыта в разработке оптики. Стоимость топовых кинообъективов Carl Zeiss доходит до 300 000 евро.
Бинокли и зрительные трубы
Тут я вам много не расскажу т.к. сам являюсь амбассадором немецкого производителя биноклей и потому возникает некоторое столкновение интересов. Но на заводе Carl Zeiss я впервые познакомился со зрительной трубой, которая меня впечатлила. Биноклями я пользуюсь много и относительно давно, а вот зрительной трубой не приходилось.
Оказывается есть такая вот штука с одним окуляром, которая ставится на штатив и даёт увеличение намного больше чем обычный бинокль, который удерживается руками. Т.е. если для бинокля предел для комфортной работы «с рук» это 10 крат увеличения, то зрительные трубы у Carl Zeiss бывают до 60 крат (!). Это очень много и я имел возможность посмотреть мелкий текст в бинокль Carl Zeiss (10х) и в зрительную трубу. Качество и того и другого потрясающее, но в зрительную трубу видно намного больше, хотя увеличение столь высоко, что чуть неаккуратно коснулся окуляра и потеряешь объект, который рассматриваешь.
Рядом со зрительной трубой вы видите систему крепления и объектив Carl Zeiss для смартфонов iPhone.
Это было интересное начинание компании Exolens и сейчас они уже сняты с производства. Идея была в том чтобы обеспечить современные камеры смартфонов объективами высокого качества, позволяющими получать более широкий угол обзора и более маленький, нежели даёт исходно установленная камера.
Кстати, в этом видео вы увидите моих новых знакомых (!). Майкла (Michael Schiehlen), руководителя департамента маркетинга, продаж и сервиса Carl Zeiss AG и Бертрама (Bertram Honlinger) специалиста по работе с клиентами, который снимал нас на цейсовские объективы всё нашу поездку и, возможно, нас опубликуют где-нибудь в Цейсовской внутренней газете :)
Объективы эти тяжелые и довольно громоздкие. Я уверен, что качество изображения они дают отличное, но при учете веса и размера в сравнении с японскими насадками на камеру смартфона насколько они востребованы? Вот если бы можно было вывинтить камеру смартфона и поставить такой объектив, то, уверен, у них были бы другие перспективы среди ценителей качественного фото. Сейчас такое возможно, например, на экшен камерах. Вывинчиваешь стандартный объектив и ставишь себе фишай или наоборот аналог 50 мм объектива чтобы снимать для видеоблога. Но в случае установки объектива Carl Zeiss поверх объектива смартфона узким местом скорее всего окажется пластиковый объектив смартфона. Тогда зачем ставить столь качественный объектив? Можно обойтись более простым...
Тем не менее хорошо что они есть! Не всегда хороший продукт встречает большой энтузиазм на рынке, но сам факт его существования меня как ценителя оптики очень радует и хочется им обладать.
Очки виртуальной реальности ZEISS VR One Plus
Как владелец очков ZEISS VR One Plus я могу сказать, что это культурный шок :) С одной стороны очки представляют из себя лишь пластиковый корпус и оптику внутри, но какую оптику!
В пластиковый корпус вы помещаете свой смартфон, причем важно выровнять его по центру. Также очень важно чтобы разрешение экрана вашего смартфона было высоким. К примеру, для iPhone единственный подходящий по разрешению экрана для качественной работы смартфон это iPhone X (2436×1125). Я был удивлён, что «яблочная» компания столь мало внимания уделяла разрешению экрана всё это время. А вот на Андроид вы найдете кучу разных телефонов с хорошим разрешением экрана.
ZEISS VR One Plus поставляются с цветным бумажным кубиком (его нужно сложить самому из заготовки). Если этот кубик крутить и смотреть на него через очки, то помимо окружающей действительности и собственного самого кубика появляются разные трехмерные реалистичные анимации. Например, на кубике возникает какой-то монстр и начинает танцевать :) Или девушка с пистолетом ходит и стреляет... Т.е. это так называемая «дополненная реальность».
Сказать что это круто — это ничего не сказать. За этим будущее, также как за камерами 360 град, снимки с одной из которых вы видите в этой статье.
Также в этих очках можно запускать специально адаптированное видео. Например, полёт на истребителе, где вы можете крутить головой, рассматривая второго пилота или глядеть в иллюминатор и т.д. Там есть и американские горки и подводные 3Д приключения и т.д. Список таких видео быстро пополняется и единственным ограничением служит лишь разрешение экрана вашего смартфона. Вот так быстро от шлемов виртуальной реальности стоящих целое состояние мы пришли к таким простым решением — оптика + смартфон.
К данным очкам виртуальной реальности можно докупить беспроводные датчики и тогда можно будет играть в разные игры, но у меня этих датчиков нет, так что ничего про них сказать не могу. Хотелось бы увидеть обучающие игры, например, фехтование или боевые искусства... И всё это тоже будет — мы стоим на пороге перемен. Будущее уже здесь и сейчас и я рад что Carl Zeiss принимает в этом участие.
Производство
Сборочный цех
Фотографировать на производстве Carl Zeiss запрещено — коммерческая тайна. Но зато посмотреть и поговорить с работниками удалось вволю. Я познакомился с прекрасной Алиной, которая говорит по-русски и сама приехала в Германию из Казахстана.
В Оберкохене собирают и изготавливают лишь кинообъективы, так что мы наблюдали именно их. Все объективы проходят строжайший контроль качества на специальных тестовых стендах Carl Zeiss K8 (и K9) tester. Отбракованные линзы складывают в отдельную корзину. Нам вынесли такую корзину с бракованными линзами и я не удержался, взял парочку для своего мини-музея в Санкт-Петербурге.
На производстве кинообъективов нет суеты и нет конвейера. Все работают за стеклянными стенами. Работа во многом ручная, что удивительно для такой большой компании. С другой стороны очень хорошо что есть личная ответственность работника за качество собранных изделий. Все изделия в процессе сборки проходят стадию очистки чтобы избавить линзы от шелушек кожи, случайно упавших на них волос и т.п. Кроме того в сборочный цех работники проходят в специальных ботинках.
Сервис-центр
Это самое интересное место т.к. именно тут раскрываются многие секреты. Мы узнали о приоритетности сервиса (есть ящики разного цвета), сколько тратится на ремонт одного объектива (3-5 дн.) и многое другое.
В сервис центре есть несколько тестовых стендов Carl Zeiss K8 (и K9) tester и это один из ключевых узлов т.к. нам объяснили что без качественного определения характеристик хороший ремонт невозможен. Именно по этой причине нет фирменных сервис центров Carl Zeiss в России. Тестовый стенд стоит около 200 000 USD, так что в мире всего три авторизованных сервис-центра Carl Zeiss, в Германии, Америке и Японии. А раз нет тестового стенда, то нельзя гарантировать определенные характеристики объектива на выходе с ремонта.
Внимание вопрос — а как работают авторизованные сервисы других фирм, у которых ни у одной нет такого оборудования. Стоит задаться вопросом о качестве их сервиса. Так что не роняйте и не ломайте ваш объектив, если вы живёте в РФ, вам не смогут его починить здесь так как был сделан на заводе, если не отправят его на завод.
Очень важный вопрос для меня был в точности фокуса объективов Carl Zeiss, да и многих других брендов на «зеркальных» камерах. Многие любители объективов с ручным фокусом сталкиваются с сильным фронт и бек фокусом, которые не всегда удается решить с помощью микронастройки в фотокамере. Хотелось узнать в чём причина и как с этим бороться, если такая проблема есть.
Глава сервис-центра мне объяснил что проблема в точности изготовления байонетов фотокамер. Все объективы настраиваются точно на рабочий отрезок камеры, но из-за больших допусков при изготовлении байонета у камер Canon / Nikon и остальных, объектив работает совсем не в тех условиях, в которых должен. Причем у каждой камеры ошибка в толщине байонета разная. Чтобы избежать проблем с фронт-бек фокусом нужно иметь идеальный байонет и в Германии есть фирма, которой вы посылаете вашу камеру, а она устанавливает идеально сделанный байонет и вы избегаете проблем с фронт-бек фокусом.
Как же так получается что родные объективы часто сразу работают довольно точно попадая в фокус за редкими исключениями? Дело в том что в камере есть система подгонки фокуса для родного объектива, а для сторонних объективов такая система не работает. Что, видимо, «на руку» компаниям-производителям фотокамер т.к. больше продается родных объективов.
Что делать обычному пользователю? Ему нужно проверять объектив при покупке на той камере с которой он собирается его использовать и на тех дистанциях на которых он собирается его использовать (т.к. в «домашних» условиях проверить точность изготовления байонета не представляется возможным.
Мы также посмотрели «доску почета» испорченных объективов Carl Zeiss, которые присылают на сервис. Надо сказать, что в большинстве случаев, даже в некоторых тяжелых случаях, объектив удается починить. Это неудивительно, учитывая что под боком все запчасти и всё тестовое оборудование :) И, конечно, опытные работники. Большинство из тех кто работает в сервис-центре Carl Zeiss имеют стаж в сервисе по 20-30 лет. Наверное, они могут собрать и разобрать любой объектив ZEISS вслепую :)
Также нам показали «святая святых» — тестовую комнату в которой проверяют объективы кроме как на тестовом стенде. Поскольку я всю экскурсию был переводчиком, то я задал все вопросы которые меня волновали и в которых я пытался разобраться ранее. Оказывается проверка объектива с помощью проектора и с помощью тестовых таблиц выполняется только для того, чтобы увидеть результат работы объектива так как видит его клиент. В данном случае чаще всего клиент это фирмы, которые сдают объективы Carl Zeiss в аренду. Они не могут позволить себе тестовый стенд Carl Zeiss и пользуются проекторами и тестовыми таблицами. Плюс это перепроверка результатов тестового стенда.
Музей
В музее Carl Zeiss чего только нет! Marco Auricchio, сейлс менеджер, отвечающий за рынок России, очень веселый и гостепреимный, с которым мы познакомились еще в Петербурге, обещал мне незабываемую встречу с легендарным человеком и не обманул. Им был Carlo Botta, один немногих, кто помнит еще пленочную эпоху и лично присутствовал при больших изменениях в оптической индустрии и в компании Carl Zeiss.
В музее фотографировать было можно, но я был так увлечён разговором с Carlo и переводом для остальных членов нашей маленькой команды, что ничего не снял. Но могу на словах сказать, что, например, в музее Carl Zeiss хранится монокуляр Наполеона Бонапарта, который он неудачно обронил в одном из сражений. Также в музее есть телескоп времён Галилея. В основном весьма ценные экспонаты музея состоят из подарков, которые сделали благодарные владельцы оптики Carl Zeiss.
Постоянные читатели блога, возможно, помнят статью по аэрофотосъемку, которую я опубликовал несколько лет назад. Очень интересная была для меня тема, которую не особенно освещают в интернете. И вот в музее Carl Zeiss я «натыкаюсь» на ту самую камеру для аэрофотосъемки про которую писал :) Я стал расспрашивать Карло про эту камеру и вообще бизнес аэрофотосъемки и выяснилось много интересного. Оказывается он занимался продажей этих камер в далёкие времена, когда рынок социалистических стран был закрыт для западных компаний, но Carl Zeiss (в то время Opton) пытались выйти на рынок Китая, где их никто не знал, а сам бренд Carl Zeiss был спорным ведь завод в Йене остался в ГДР и в странах союзных СССР западным компаниям нельзя было использовать бренд Carl Zeiss. Это было важно учитывая то что завод в Йене тоже производил оборудование для аэрофотосъемки и тоже предлагал его Китаю.
В то время Карло удалось убедить китайцев что камеры производимые в Оберкохене лучше и контракт остался за ним. А намного позже, когда рухнула Берлинская стена и Карло приехал на завод в Йене, один из работников сказал ему: «Не ты ли тот человек, который с нами конкурировал за рынок Китая и говорил что наши камеры хуже?!» :) Он сказал что да, это он. Тот человек отвел его на производство и доказал, что камеры для аэрофотосъемки, которые производились тогда в ГДР были не хуже. Для того человека это было очень важно. Вот такие бывают неожиданные встречи в жизни!
На сегодняшний же день бизнеса как такового по производству камер для аэрофотосъемки у Carl Zeiss нет, он продан американцам. И продан очень вовремя т.к. пришли цифровые технологии и старые пленочные камеры стали неактуальны. Насколько знаю, американцы и сейчас ставят камеры с брендом Carl Zeiss на легкие самолеты и занимаются аэрофотосъемкой, но какая именно доля участия в этом Carl Zeiss — тема для отдельной статьи.
Медицинские технологии
Комплекс где производится медицинское оборудование расположен на некотором расстоянии от комплекса занимающегося объективами, очками и линзами. Фотографировать там тоже запрещено, но самое интересное нам показали. Надо сказать, что Carl Zeiss это не просто один из производителей медицинского оборудования, но это компания которая находится на пике современных технологий.
Попробуйте вспомнить видели ли вы когда-нибудь стоматологический кабинет, где пациент лежит горизонтально, а над ним склоняется стоматолог со специальным микроскопом?
Мой друг сказал: «А что там смотреть с таким увеличением?». Так вот есть что... Оказывается многие приличные клиники в мире лечат зубы консервативно, только те участки зуба, которые действительно нуждаются в лечении. Это позволяет сберечь зубы намного дольше. А пломбы ставят по форме зуба, что и не найдешь визуально где пломба, а где зуб. Если же стоматолог полагается на свои глаза, то ему приходится работать намного более «грубо» и он стачивает намного больше родной ткани зуба.
Кроме того Carl Zeiss производит оборудование для операции на глазах, для обычных операций и для нейрохирургии. Вы помните Ельцину делали операцию на сердце и вся страна с замиранием ждала как пройдет операция? Так вот операцию делали оборудованием Carl Zeiss.
Хирург видит 3D изображение на экране через стереоочки или смотрит в окуляры микроскопа. Используется какая-то новейшая технология типа MRT, но более новая, совмещенная с лазерным сканированием. А главное это отличное крупное изображение, которое позволяет делать очень тонкую работу, которая особенно важна в нейрохирургии где одно неверное движение может привести к очень печальным последствиям.
Фотолитография
Для чего нужна фотолитография
Мало кто знает, но основную долю в структуре компании Carl Zeiss занимает производство специальных объективов для фотолитографии, области в которой Carl Zeiss сотрудничает с компанией ASML (Нидерланды). ASML это выделенное подразделение Philips, которое занимается фотолитографией.
Роль Carl Zeiss в фотолитографии
Carl Zeiss является технологическим инноватором в области фотолитографии. Они изобрели иммерсионную технологию и они изобрели EUV технологию при поддержке других технологических гигантов индустриии производства чипов.
На фото ниже вы видите комплекс Carl Zeiss в Оберкохене, где идёт разработка и производство объективов для фотолитографии, я там был на производстве.
На фото вы видите макет объектива для фотолитографии. Все крупные и самые передовые компании заказывают такие объективы для того чтобы произвести чипы: Intel, TSMC, Samsung, Apple и другие. Они же и соинвестируют в развитие фотолитографии миллиарды долларов.
Carl Zeiss, ASML и Canon договорились о кросс-лицензировании. Nikon же, который ранее входил в число компаний заинтересованных в развитии отрасли нынче остался опять в отстающих и заполняет иски против ASML и Carl Zeiss обвиняя их в нарушении своих патентов, тогда как сам он безнадежно отстал и его патенты касаются иммерсионной фотолитографии, а сейчас актуальна EUV (extreme ultra violet) фотолитография, которая позволяет работать на техпроцессах 13.5 микрон и менее.
На рынке объективов для фотолитографии Carl Zeiss занимает первое место и контролирует (так мне сказали), более 80% рынка и направление развивается очень быстрыми темпами. Данным можно верить т.к. в компании ведётся постоянный мониторинг состояния рынка, на стенах висят специальные мониторы на которых выводится даже статистика упоминания бренда в интернете в разных странах и в разных областях бизнеса. Всё в реальном времени!
История фотолитографии от Carl Zeiss
Carl Zeiss и космос
История полетов в космос связана с фотокамерами Hasselblad и об этом я тоже рассказывал ранее в отдельной статье про камеры Hasselblad.
Если вы хоть немного знаете историю Hasselblad, то обязательно слышали что раньше на этих камерах непременно были объективы Carl Zeiss.
На этой картинке представлена камера, которая летала на Луну во временном диапазоне 1969-72 гг. и на ней стоит объектив Carl Zeiss.
Среди тех кто видел снимки первых американцев ступивших на Луну существует много скептиков, кто сомневается что это вообще имело место быть. Нарисовали даже кучу разных мемов на эту тему.
Мол всё могло быть и как-то так... :)
Но когда было открытие музея Carl Zeiss (он называется Forum) на открытие приезжал Баз Олдрин, второй человек ступивший на Луну в ходе миссии «Аполлон-11» (20 июля 1969 года), он выполнял обязанности пилота лунного модуля.
Он посмотрел на снимок, сделанный на Луне и сказал... «...Да это же я! Т.к. в шлеме отражается Нил Армстронг». Нил Армстронг это первый человек ступивший на Луну и известный всему миру. Баз ступил на Луну через 20 мин и его знает гораздо меньшее количество людей.
Я постоял на том же месте на котором стоял Баз Олдрин, потрогал «лунную» камеру и, надеюсь, какая-то позитивная энергия в меня впиталась :)
Итоги экспедиции
Особенно ценным результатом экспедиции я считаю то что удалось хоть одним глазком посмотреть на передний край науки. И хоть я осознал что фотобизнес для Carl Zeiss не играет решающей роли, но, в тоже время, в Carl Zeiss понимают важность этого направления для компании и оно будет сохранено. А фотолитография и медицина вселяют уверенность в светлом будущем Carl Zeiss.
Важно было также посмотреть своими собственными глазами на тестовое оборудование про которое я ранее только читал и поговорить с людьми, которые собирают и обслуживают те самые легендарные объективы. В последние годы я много слышу про то что такой-то бренд не хуже и намного дешевле. Но когда видишь своими глазами культуру производства, огромный потенциал к созданию новой еще более совершенной оптики, то хочется себя любить и дарить себе лучшую оптику, а не ту что дешевле и само собой хуже :)
Что осталось за кадром
Конечно, за три дня моей экспедиции на завод Carl Zeiss я не мог узнать всего, да и некоторые вещи не подлежат огласке, но очень хочется в обозримом будущем получить ответы на вопросы по устройству оптики Carl Zeiss. Всё-таки с разработчиками оптики в этот раз мне встретиться не удалось... Может когда-нибудь в будущем компания хотя бы возобновит выпуск журнала CLN ( Camera Lens News ) со статьями по оптике или можно будет задать вопрос лично кому-то из отдела оптического дизайна.
Если у вас есть какие-то вопросы про деятельность Carl Zeiss или про оптику Carl Zeiss, то спрашивайте в комментариях, я постараюсь ответить.
Бонус
За кадром также осталось немецко-итальянское гостепреимство. Нас приняли очень радушно, возили в музеи и проводили экскурсии.
[lock]
Я поднялся с тяжелым фоторюкзаком, в котором были три большие фотокамеры, телеобъективы к ним и всякое прочее на вершину Ульмского собора... Сооружение является самым высоким собором в мире. Высота шатра колокольни, по разным данным, составляет 161,53—161,70 метра.
Ulmer Münster climbing. #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
Ulmer Münster (Ульмский собор) #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
Ulmer Münster (Ульмский собор) #theta360 — Spherical Image — RICOH THETA
Вид на город Ульм с собора.
Кроме того накормили так...
...что я приехав чтобы похудеть и позаниматься фитнесом как-то совсем забыл об этом и скинул набранные килограммы только потом в дальнейшем путешествии по Германии (экспедиция по замкам Германии). Но об этом в следующий раз! Подписывайтесь на новости, впереди еще много-много интересного!
[/lock]
Дмитрию спасибо за статью.
Продукцией завода Carl Zeiss пользуюсь с 84г. Гулял вечером по Праге и в витрине увидел объектив с ценником в один обмен. По форме вижу – ширик, но какова характеристика? Возвращаюсь в гостиницу и, о чудо, после 5 мин рассказа жена дает согласие на приобретение. Утром с женой бегу в магазин и приобретаю 20. Объектив, по тем временам, шикарный. Одно неудобство – не приобрел бленду, но и зайчиков не ловил, на что не требуется много мастерства. Заводу за продукцию большое спасибо. Объектив и сегодня работает и выглядит на все 100.
Про качество объективов Цейсс слагают легенды, только вот на практике я столкнулся с такими серьёзными проблемами, с которыми не сталкивался ни с одним другим объективом. (Какие именно объективы и под какую систему я уточнять не буду, т.к. в будущем, возможно, придётся их продавть. Скажу лишь, что оба из серии Классик. Плюс ещё, правда, они б/у, но в состоянии «как из коробки». Объективы покупал в разное время у разных продавцов.)
Самая главная проблема ДВУХ объективов — плоскость зоны фокуса не параллельна плоскости сенсора! То есть, если в правой части кадра фокус может быть, например, на 20м, то в левой части — на 30 м! Этой проблемы в таком выраженном виде я не встречал ни на одном б/у-шном объективе. А тут сразу у двух Цейссов, внешне находящихся в идеальном состоянии!
Ещё интересно, что, если не перекомпоновывать камеру и фокусироваться по левой и правой частям кадра отдельно (и сделать два снимка), то детализация в обеих частях кадра практически одинаковая.
Да, и у одного Цейсса была ещё одна проблемка. Внутри что-то болталось и порой клинило кольцо фокусировки. Местный ремонтник, разобрав объектив, вытащил из него лишнюю пимпочку — байонетный контакт ))
А так да, объективы хорошие :)
Алексей, здравствуйте!
Описанная вами проблема очень серьезная. Может имело смысл обратиться к дистрибьютеру в Москве — компании Лайт-Стайл? Они отослали бы объективы в Германию и там дали мы квалифицированное заключение в чем причина: заводской брак или банально уронили, а потом подчистили среды падения... На линии сборки в Японии я не был, но там стоят такие же тестовые стенды, на которых просто нереально допустить существенную ошибку. Каждая партия объективов имеет номер, по которой можно вычислить дату производства и соотв. работника, который собирал объектив и отвечает за него. По этой причине маловероятно что это именно заводской брак. Объективы даже недорогие у Цайса проходят два этапа проверки на соответствие характеристикам — при сборке и при последующем тестировании после сборки.
Вобщем я бы отправил их на проверку. Если это «косяк» производства, то Цайс должен знать своих «героев» :)
А по поводу других брендов... Я покупал новый Никоновский объектив с катастрофически перекошенными линзами. Там сто процентов был именно заводской брак тк объектив был не распакованный.
Я сам был в шоке. Ладно, пусть один один объектив. Мало ли, всякое бывает. Может, действительно как-то супер-аккуратно уронили. Сначала эту проблему не заметил. Больше обратил внимание на невозможность фокусировки на бесконечность. То есть, отметка бесконечности идеально выставляется напротив соответствующей риски, а бесконечности нет. Фокус был где-то на 30 м, а дальше — уже мыльновато. При диафрагмировании где-то до ф9.0 всё будто бы резко, но сравнить не с чем. Сначала также грешил на байонет камеры. В АФ-объективах кольцо фокусировки ведь делают с перебегом за бесконечность. Затем, как-то само собой, бесконечность появилась. Но с одной стороны кадра! Здесь-то я и вспомнил, что при компоновке камеры даже на коротких дистанциях фокус смещался. Связался с продавцом. Тот снимал с переходником. Деньги возвращать не захотел. Сказал, что у него всё было в порядке (но и времени прошло прилично).
Затем я купил другой объектив. Уже за тридевять земель, из США. Доставку осуществлял посредник, у которого отправка в Россию сильно задержалась. Когда получил объектив и сделал несколько кадров, я уже сразу понял в чём дело!
Я даже подумал, что что-то с моей камерой. Может, матрица стоит криво. Начал лихорадочно пробовать родные объективы. У большинства всё идеально. У некоторых есть всего лишь мизерное расхождение по детализации между крайними левым и правым углами. Связался с продавцом. Тот тоже не захотел забирать объектив назад. Теперь даже и не знаю, стоит ли менять эти экземпляры на что-то ещё. Не удивлюсь теперь, что у других проблема может быть ещё хуже.
Что касается ремонта, то c Лайт-Стайлом я связывался. Они сказали, что этим занимаются только в Германии. Связался с Германией. Там предложили выслать им объективы. Ремонт каждого будет стоить около 300-400 евро + транспортные расходы + таможенные пошлины. На мой взгляд, довольно дороговато выходит. С учётом того, что б/у объективы в идеальном состоянии продают за 650-750 долл. Можно найти и подешевле. Мне они, с учётом удачно выигранных аукционов и разных бонусных программ, обошлись около 23-25 тыс. руб. каждый. Но на наткнуться на такие проблемы у меня и мысли не было... Повторюсь, оба объектива в состоянии новых! Я уверен н 99%, что никто их прежде не разбирал.
В общем, теперь не знаю, что с ними и делать. Картинка у объективов очень нравится, но эта кривая зона ГРИП...
Остаётся только один выход — это, если вы снова поедете в Германию на завод Цейсс, передать объективы на ремонт через вас :)) Может, подешевле всё обойдётся )
Дмитрий, спасибо за статью!
Очень жаль что не затронули в статье тему геодезических инструментов, только коснулись немного АФС. А ведь оба завода производили одни из лучших инструментов в мире. И я как фанат обеих Карл Цейссов хочу задать вопрос.
Возможно вы сделали фото геодезических инструментов? Мне как администратору портала Геодезист.ру это очень интересно.
Дмитрий, спасибо за отличную и познавательную статью.
Скажите, а не планируете ли вы аналогичную поездку на фабрику Leica?
Чрезвычайно интересна оптика этой фирмы, думаю, она как минимум попоставима с цайсовской по качеству.
И, на мой взгляд, вы вроде не упомянули такую оптику КЦ, как оружейные оптические прицелы и дальномеры. Вряд ли они, конечно, «делают кассу», но однозначно примечательны как явление.
Николай, здравствуйте! На Leica меня пока никто не звал. И если по оптике Carl Zeiss я знаю очень много (в РФ, скорее всего, больше всех, потому меня и позвали, скорее всего. А в мире таких увлеченных исследователей я не знаю, может кто и есть), то по Leica есть Erwin Puts, весьма авторитетный человек, который написал большую книгу.
По Leica информации в русскоязычном интернете по сути нет. а те кто мог бы про нее писать (не будем показывать пальцем :) ) писать не умеет или не желает... есть же амбассадор у этой замечательной компании...
Да, прицелы и дальномеры тоже вещь полезная. это совсем другая тема и в целом я к ней готовлюсь.
Дмитрий приветствую!
Вы написали что в Германии есть фирма которая делает идеальные байонеты. Может они помогут идеально или близко к этому соединить Otus 28/1.4 85/1.4 с GFX 50S?
С уважением,
Игорь
Игорь, здравствуйте!
Я уточню и напишу вам здесь, хотя учитывая контрастный автофокус у Fuji gfx 50s проблем вроде и так не должно быть даже с кривым байонетом? Ведь фокус все равно ручной?
Так почему 25/ 1,4 не относится к Отусам ?
Владимир, а вот это я и забыл спросить. Но это нужно спрашивать у маркетолога, а с ним мне не пришлось общаться. Напишу позже им на почту.
Здравствуйте, Дмитрий!
И Вас и нас с Великим Почином!
Надеемся на продолжение, т.к. осталось ощущение недосказанности.
1. Не было ли известий о развитии линеек фотообъективов и их коммерческой эффективности (понимаю, что, вероятно, об этом умолчали, но все-же иногда можно читать «между строк»).
2. Не было ли известий о выпуске тилт-шифт объективов. А то Canon впереди, но боке у него... другое.
3. Встречали ли Вы среди «цейсовцев» активных фотолюбителей или были только маркетологи, демонстрирующие как лазить пальцами внутрь бленды и аккуратно крутить на ощупь полярик...
4. Дилетантские суждения об уровне оптики. Мне кажется, что СССР и соцлагерь отставали по оптическим технологиям примерно на 20 лет. Только к началу 90-х гг. дошли / получили доступ до цейсовских разработок рубежа 70-х: и в ГДР и в СССР начались эксперименты с просветлением (вспомним «малую серию» Юпитеров 37 и Пентаконов, а последние варианты советских полтинников — МС Гелиос 123Н 50,1.4 и MC Carl Zeiss Jena Prakticar 50/1.4 выполнены по схеме 7 элементов в 6 группах, лишенной одной из склеек, ну очень напоминающей Эрностар от Западного Цейса. Судьба последних разработок была не долгой.
С уважением, Александр
Александр, здравствуйте!
Спасибо! :)
1. По развитие линеек объективов они не рассказывают. Говорили про выход новых кинообъективов, но про это вроде и так все знают. Также вроде намекали про новый ZEISS Batis до конца года, но это не точно :) Корпоративная тайна у них жёсткая. Есть вот этот сайт на котором много раз публиковались достоверные утечки информации о новых камерах и объективах разных компаний, в частности и Цейса.
2. Тилт-шифтов пока не ожидается. Возможно, они смотрят на Шнайдер, который выпустил такую линейку тилт-шифтов и большого распространения она не получила. Сегодня как раз поеду впервые взгляду на тилт-шифт от Шнайдер, расскажу потом о нём. Один из читателей блога пригласил посмотреть.
3. Интересно то, что действительно среди «цейсовцев» довольно много фотографов для такой большой корпорации. Даже Марко, у которого работа связана с продажами, а не фотосъемкой много снимает (на телефон с объективом ZEISS Exolens, не знаю есть ли у Марко другие камеры) и выкладывает в инстаграм — слежу за его творчеством :) К этому можно отнестись вполне серьезно т.к. главное не техника, а сам фотограф. Если фотограф старается, то с современными хорошими камерами в смартфоне тоже многое можно сделать. И объективы-насадки от ZEISS очень серьезные, это полноценные объективы.
Да и фотографа видно всегда... Подходит, смотрим всем остальным в экраны камеры, живо интересуется :) Кроме того был Бертрам, специалист по работе с клиентами, который нас постоянно снимал и видно что он тоже увлечённый фотограф. Снимает на Сони с объективом ZEISS.
4. Есть культура производства, а есть математический расчёт оптики. В плане математического расчёта СССР не был ничем ограничен и потому советские объективы выпущенные единичными экземплярами для выставки в Брюссели занимали иногда первые места. А совсем другое дело когда вопрос касался массового производства. Не было цели добиться удовлетворения пользователя, выпуск продукции был плановый. Потому допуски на производстве, качество деталей, смазка и т.д. были просто ужасны. Так что в массовом производстве советские объективы никогда хорошими не были. Не было обратной связи с покупателем. Это главный фактор на мой взгляд.
Просветление в данном случае играет роль, но не главную. Люди до сих пор используют ГДР-овскую «зебру» и не страдают от «зайцев» и потери контраста. Им нравится «засветы» и проч.романтические ореолы. Например, объективы Leica ранних серий «страдают» от того же самого, они упирались долго и выпускали оптику без просветления, утверждая, что хорошей оптике она не нужна. Удивительно, да? СССР и Leica... :)
В СССР были отдельные талантливые личности, которое многое могли сделать. Но сама система была ужасной и подавляющей, так что многие гениальные разработки не получили развития. А на Западе было наоборот. Талантливым оптикам предоставляли хорошие условия для работы, они творили и имели известность и деньги. Наши до сих пор топчутся на старых Гелиосах-40. И дело не в том, что не могут сделать ничего нового, а это всё та же вредная идеология где система (руководители старого «посола») довлеет над личностью оптика.
Я имел честь познакомиться с Вячеславом Зитевым, который сам изобретает и изготавливает объективы типа «монокль» и узнать всю историю создания. Даже такой простой объектив создать в наших условиях крайне сложно! Т.е. рассчитать его можно, сделать чертежи. Но реализация никому не нужна! Ни одному нашему оптическому заводу! И помогать они не говорят желанием. Даже те, которые называются «экспериментальные». Дело здесь не в деньгах, дело в самом отношении к инновациям. Просто никому ничего не надо, кроме редких энтузиастов. Моё большое им уважение.
P.S. Вячеслав пробил-таки «стену», собрал средства и вложив еще кучу труда в сборку выпустил свои объективы. Но это однолинзовые объективы... Вы сами понимаете, какая пропасть между ними и объективами Carl Zeiss.
Здравствуйте, Дмитрий!
Хотя «цейсовцы» дали вполне ожидаемые ответы, главное — начало положено. Вот бы Вам добраться до Японских островов...Хотя там менеджмент будет еще более закрытым.
1. Линейка Милвусов практически заполнена и обладает большим запасом оптической «прочности», к тому же — конкурирует с родными премиум-линейками Canon/Nikon. Отус слишком дорог, сложен и, вероятно, дает больше имиджевую, чем финансовую отдачу — может и добавят пару линз, вряд ли сформируют полноценную линейку. Коммерчески самое перспективное — сотрудничество с Sony. Вероятно, Батисы постепенно станут главным оптическим продуктом. Не знал, что объективы — это всего 3% для Zeiss.
2. Зря они так с тилт-шифтами, хотя понять можно.
3. Фотолюбительство у менеджмента Zeiss дает нам всем надежду.
4. К сожалению, социально-экономические обстоятельства, обусловившие особенности советской оптической промышленности, актуальны и сегодня. КМЗ им. С.А. Зверева входит в группу Ростех-Швабе и производство объективов составляет там мельчайшую долю. Но если для Zeiss пресловутые 3% нужны для коммерческих соображений, т.к. он всю продукцию продает в конкурентной среде, то для КМЗ, а ранее и для других работающих советских заводов, главным было производство для Основного и безальтернативного Заказчика. Все остальное — выполнение Госплана с минимальными усилиями и затратами на НИОКР, что при отсутствии конкуренции на ненасыщенном рынке, лишало руководителей стимула к инновациям. Подозреваю, что менеджмент Ростеха сам не понимает, зачем вообще им возиться с Гелиосами, что с учетом сокращения рынка фотокамер может привести к печальному концу. Это характерно для всех наших Госкорпораций.
С уважением, Минин А.С.
«Закрытость» менеджмента компании зависит от политики компании в этом отношении, а сейчас Carl Zeiss стали немного более открытыми. Неспроста же мне показали столько всего! В целом ответили почти на все вопросы. Не получил я ответ только на то где как наносится знаменитое мультипросветление T* и это, видимо, коммерческая тайна. Ведь это первый раз когда показали часть производства (сборку)!
Так что надеюсь если удастся попасть в Японии на завод где делают фотообъективы, менеджмент будет столь же любезен, сколько и в штаб-квартире в Оберкохене.
1. Сложно сказать.Как вы правильно заметили, это больше «имиджевый продукт», так что всё зависит от желания руководства, насколько имиджевую часть (не в ущерб финансовой) Carl Zeiss решат сделать важной. Ведь помнят всегда первых, лидеров :) Потому Carl Zeiss до сих пор известен как производитель фотооптики. Первые и лучшие. Есть и другие компании ведь, которые делают отличную оптику, но они не были первыми. А Carl Zeiss лидер инноваций в фотоиндустрии. Вот и первый в мире планетарий тоже они сделали...
2. Тилт-шифт от Цейса был бы, конечно, отменного качества, но какой цены?? Вот тилт-шифт от Шнайдер Кройцнах, стоимостью 5000 долл.сша.
3. Надежда есть :)
4. Мне предлагали сделать фототур на один наш современный оптический завод, который еще выпускает объективы. Если «срастется», то я постараюсь все описать и выяснить что и куда движется в этой отрасли в нашей стране.
Carl Zeiss Jena всегда закрывал потребности стран ОВД по хорошей оптике. Кроме возможно объективов для фотоаппаратов.
Спасибо за статью!
ZKP 4 установлен в Ярославском планетарии. Я работаю с ним. Думаю, Вам будет интересно узнать, какие объективы установлены на каждом звёздном шаре, через которые идёт проекция звёзд на купол.
Присоединенная картинка:
Вот объектив:
Присоединенная картинка:
Здравствуйте! Да, очень интересно! Про них же не пишут, только общие слова... Там все одинаковые или разные? Если я буду знать названия, то смогу уточнить их характеристики...
Дмитрий, это здорово, спасибо за статью! Ждём теперь Вашу экскурсию на завод фотооб"активов Цайсса!
Да, и несмотря на Ваше дилерство Штайнер, хочется именно вашего обзора по биноклями и зрительным трубам от Цайсс!
Герман, рад что вам понравилось!
Очень надеюсь на такую экскурсию, хотя пока никто не был на этом заводе в Японии из тех кто может об этом рассказать :)
Как только амбассадорство закончится, то смогу рассказать о биноклях Цайса. А о зрительных трубах могу и сейчас т.к. аналогов у Штайнер нет. Причем вероятность довольно высока т.к. сейчас у Цайса идёт объединение департаментов отвечающих за фотооптику и за бинокли. И если фотооптика будет доминировать, то зрительные трубы могут оказаться у меня на тесте :)
У меня есть план сделать отдельный сайт по биноклям, зрительным трубам, прицелам и дальномерам. Нужно только время чтобы всё сложилось... Пока Вселенная помогает и если очень хочешь, то находятся пути реализации. Вот хотел я попасть в штаб-квартиру Цайса и попал спустя пару лет как хотел. Так что всё будет, главное очень хотеть.
Здравствуйте, Дмитрий.
Поздравляю вас, вы заслуженно получили право на эту поездку! Тем самым это доказывает, что вас ценят как хорошего специалиста в этой области. А немцы знают толк в оптике.
Владимир, спасибо!
Классно... спасибо за статью... Дмитрий вы явно заслуживаете этого, ведь сколько труда и сил влаживаете в свой блог...
Андрей, спасибо! Я старался и для всех читателей блога.
Это что-то невероятное. Наш человек на заводе Цейсс! Вопросов два. 1.Соотношение качества объективов, произведенных в ГДР и в ФРГ. 2. Соотношение цены объективов в ФРГ и РФ, т.е. сколько ритейлоры накидывают. Спасибо.
Владимир, здравствуйте!
Carl Zeiss к нам вполне дружелюбны :)
1. Сложный вопрос. Его нужно задавать старым оптикам Carl Zeiss, а их уже нет. Те кто работает сейчас не занимаются историей и не тестируют старые объективы. Из того что я держал в руках качество изготовления объективов ФРГ, конечно, лучше. Хотя говорить про объективы из ФРГ можно только во временном периоде 1952—1972 т.к. после 1972г. большая часть объективов Carl Zeiss производилась (и сейчас производится) в Японии. Сначала на заводе Yashica, а потом Kyocera. Качество, правда, отменное. Но в этом и был смысл — перенести производство без ущерба для качества продукции, был жесткий контроль и наладка производства. И вот ранние объективы «Made in West Germany» и Carl Zeiss / Contax сделанные в «Made in Japan» сделаны намного лучше, чем ГДР-овские по конструктиву. Маленькие допуски, механика работает очень гладко. Смазка везде синтетическая, не густеет и после 30 лет жизни объектива. Просветление отслаивается редко. А ГДР-овские во многом похожи и по конструктиву и по идеологии изготовления на советские. Просветление T* в советский блок не попало, оно было разработано позже, в 70-ых. Смазку у нас любили использовать минеральную, которая с годами становилась как солидол.
2. Принцип дистрибуции не так прост... Возьмем стоимость объектива ZEISS Milvus 25/1.4 в Германии — 2399 евро. Это довольно свежий объектив, потому скидок на него нет. И возьмем розничную цену в РФ: 166 600 руб. Переведём в евро по курсу обменника, получится 2268 евро. Т.е. немного дешевле, чем в Европе.
[..далее объяснение стёр т.к. оно оказалось не совсем верное..]
Рекомендуемая розничная цена на объективы Цейс одинаковая для всей Европы. Американский рынок отдельная история. Там цены отличаются из-за курсовой разницы и отсутствия ввозной таможенной пошлины и НДС.
Ну насчет смазки в фототехнике Цейсс Йена хочу немного уточнить. Уж незнаю, была она там минеральная или синтетика, но проблемы с ней возникали и возникают не потому. что она загустевает как советская со временем, а наоборот — она... разжижается! (если родная, конечно) Это Вам скажет любой ремонтник фототехники, имевший с восточным Цейссом дело. И зачастую именно это приводило (и приводит) к некоторым проблемам, например, с прыгалкой диафрагмы и даже с затеканием смазки на поверхность оптических элементов... Справедливости ради, скажу, что у меня таких проблем с той «ВосточноЦейсовской» оптикой что прошла через мои руки, не было, но народ рассказывает подобные «страшные истории». У меня была проблемка с одним стеклом (Флектогон 35/2,8 на М42), я уже думал — неисправно, кольцо фокусировки в одну сторону идет туго, а в другую наоборот люфтит. Я поехал в Москву к В. Н. Меламеду (известный мастер по механической фототехнике), он объектив разобрал и тут выяснилось, что все дело в огромном количестве грязи, которым объектив буквально зарос извнутри при прошлых хозяевах, которые, очевидно, его нещадно эксплуатировали))))) Правда, чистка объектива обошлась сопоставимо с покупкой такого же нового по деньгам, так что радовался я недолго((((. Зато теперь, после чистки и юстировки на Цейсовском коллиматоре, он выдает очень и очень приличную картинку))))) С другими ГДР-скими Цейсами у меня пока и вовсе никаких проблем не было, кроме засветок от некачественного просветления. И то, в экстремальных условиях — когда Солнце в кадре:))). В принципе, если Вы не собираетесь увеличивать изображение более чем в 10-15-20 раз (а увеличение в 10 раз например, практически полного кадра с Пентакона Сикс — это примерно отпечаток 50×60 см, что ныне встречается нечасто), то восточный Цейсс должен вполне удовлетворить любые амбиции. А по цене на вторичном рынке он при этом укладывает на лопатки не только Западного Цейса...
Андрей, здравствуйте! Спасибо за подробный комментарий!
У меня на тесте были:
Pentacon electric 50/1.8 MC,
Pentacon auto 135/2.8 MC (М42) и еще какие-то...
У всех замечены конструктивные проблемы. Иногда советские объективы оказывались даже лучше, как, например, здесь Pentacon auto 135/2.8 MC vs Юпитер 37А 135/3.5
А по цене им конкурентов нет, тут вы правы — их продают намного дешевле себестоимости. И если не требовать от оптики многого, то хороший вариант.
Насчет Юпитера-37а подтверждаю, один из лучших объективов производившихся в Союзе. Мой экземпляр не ловит «зайцев» даже с Солнцем в кадре:
500px.com/photo/99508661/...;user_id=7859317
Извиняюсь за длинную ссылку, по-другому никак с 500 пикс. не получается сюда перекинуть.
Что касаемо восточного Цейсса, некоторые позиции при засветке от Солнца в объектив сильно теряют контраст, например Биометар 80/2,8 МС для байонета Пентакон Сикс ТЛ, черная версия, который у меня... украли((((. Был такой эпизод, оставил в кустах пленочную зеркалку Кэнон с 4-мя своими лучшими мануальными объективами в сумке, на 15 минут. Вернулся, а сумке моей уже ноги приделали((((...
С тех пор (2008 год) снимаю в основном уже на цифру, если брать малый формат. Но Цейссовской оптикой и сейчас иногда пользуюсь, в творческих проектах, а для коммерции использую исключительно автофокусную, которая Цейссу, даже восточному, зачастую очень сильно уступает. Однако на автофокусных Кэнонах мануальная оптика весьма неудобна в коммерции для меня, т.к. я люблю в этих случаях ловить живые эмоции, что с механической оптикой и слепенькими Кэноновскими фокусировочными экранчиками на APS-C формате не всегда возможно, несмотря на то что я поставил в камеру экран от Katz eye, с клиньями Додена. Ситуацию это не сильно-то исправило (так же как и чипованные переходники Лушникова) — все-таки стекляшка эта очень маленькая (на APS-C) и пластиковая, а зрение у меня от компа за 20 лет подсело капитально.
Так что для оперативной коммерческой съемки в «эмоционально-репортажном стиле» лучше все же использовать автофокус, ИМХО. Поэтому тут для меня даже западный Цейсс будет безполезен.
Но в творческих проектах, скажем, пейзажах, трэвел, натюрмортах и т.д. даже восточный его вариант часто запросто кладет на лопатки именно по качеству картинки даже (в том числе) и некоторые Кэноновские стекла серии L, хотя и уступая им по общему контрасту (Йена), но часто значительно превосходя по разрешению. Я понял это еще в пленочные времена, и до сих пор это чаще всего подтверждается. Но разница эта видна лишь на значительных увеличениях, если с пленки — то на ручных отпечатках от 40×60 см, что соответствует увеличению примерно в 15-17 раз, и это только при соблюдении других критических условий — штатив, тросик или пульт ДУ (либо 2-10 секундная задержка спуска), правильная проявка (погружная машина), правильная оптика для ручной печати, правильное хранение пленки, особенно между съемкой и проявкой.
Так же можно заметить эту разницу и при правильном сканировании, планшетники тут исключаются. На современных фото-матрицах для цифровой съемки тоже иногда хорошо видно эту разницу.
Но западный Цейсс превосходит восточного даже при этих условиях, и иногда довольно сильно, особенно это касается современных оптических схем, рассчитанных на мощных компьютерах современным оптико-математическим ПО. Все же надо понимать, что с выпуска последнего ГДР-ского объектива прошло около 30 лет. Оптическая наука на Западе за это время сделала хороший рывок.
Хотя, если не брать Цейсса и вообще Европу, в первую очередь Германию, то у дальневосточных производителей, в т.ч. японских, рывок этот зачастую происходил в плане снижения себестоимости как камер, так и оптики.
А вот советские объективы — вещь от экземпляра к экземпляру очень нестабильная, да и культура производства в потребсекторе хромала. Тот же мой Юпитер-37а, который я похвалил в начале коммента за качество картинки и отсутствие зайцев и падения контраста, внутри (со стороны резьбы М42) имеет не очень-то презентабельный вид, много машинного масла (как в тракторе), на которое (на стенки оправы) осело огромное количество пыли. Я еще удивляюсь, как это он умудряется так плавно фокусироваться. Наверное, за счет большого хода кольца фокусировки. Но все же он остается одним из моих любимых творческих стекол, жаль что мануальным.
А вот в высадку американцев на Луну в 60-е годы, да еще 6 раз, да еще без человеческих потерь при пробных полетах, да еще и без ясной цели — не поселфиться же они туда «летали» — я лично не верю. Да, они серьезно готовились к этим полетам, но отставали в космической «гонке» от СССР лет на 10, и в конце концов, похоже, было принято компромиссное решение — высадку заранее отснять в студии либо где-то в пустыне (вовсе не обязательно на юге США), съемку с Лунной орбиты произвести автоматическоми аппаратами, а затем устроить шоу — астронавты садятся на «лунный» корабль, он взлетает, ложится на околоземную орбиту, взлет фиксируется телевидением и множеством зрителей (у них там так принято, например аварию Челленджера непосредственно наблюдали тысячи человек), затем проходит время, нужное для полета к Луне, показывают по телевизору «высадку», там они попрыгают-побегают (все это снято специальными камерами, что бы потом замедлить картинку для TV), потом проходит время для «полета» обратно (все это время астронавты находятся на околоземной орбите на американской орбитальной станции, которые у них тогда еще не свернули), и наконец на глазах уц всего мира происходит триумфальное возвращение на землю. Всю документацию по полетам, технике для них, чертежи и т.п. и даже «лунный» грунт (несколько десятков кг, на минуточку!) потом в NASA благополучно теряют и — вуаля, весь мир уверен, что США обогнали «империю зла» в Космосе. Особые сомнения в этой истории у меня вызывает тот факт, что американцы до сих пор не определились, как выше 550 км над землей, выше т.н. «магнитного пояса», бороться с ионной радиацией (Солнечным ветром), которая вызывает на Земле магнитные бури, Северное сияние и иногда даже (при сильных Солнечных выбросах плазмы) рвет и/или повреждает линии ЛЭП! Ведь если в 1960 они как-то «решили» эту проблему, то и сегодня мы должны знать как именно. Советская, реальная лунная программа, к слову, предполагала для ее решения специальный, очень тяжелый корабль, с толстым свинцом и еще и полиэтиленом в стенках, такие же тяжеленные (в условиях земной гравитации — 300 кг) и громоздкие скафандры и еще и специальный свинцовый щит, которым космонавты должны были закрываться от Солнца. А у Нила Армстронга, если посмотреть те кадры, скафандр, даже не предназначенный к выходу в открытый космос в условиях околоземной орбиты! (ну не было, похоже, тогда у них еще подобных скафандров!) Да и косвенные признаки тоже. Про флаг и тени от корабля и астронавтов говорить не буду, эта тема уже всем оскомину набила. Скажу про... следы Армстронга «на Луне». Они оставлены ребристыми подошвами. А скафандр его, находящийся в музее NASA, подошвы имеет практически гладкие. Нестыковочка! и еще очень много таких нестыковочек. Тут и отсутствие звезд на «Лунном» небе, при отсутствии атмосферы их даже в присутствие Солнца прекрасно видно, и отсутствие у Америки в то время необходимого для такого полета сверхтяговитого и сверхтяжелого ракетного двигалеля (у них его и до сих пор нет!), тогда как в Союзе такой двигатель уже был разработан (хотя и работал на ядовитом гептиле, он же несимметричный диметилгидразин), и уже почти была готова сверхтяжелая ракета для Лунной программы. К слову, они и сейчас на наших пока что движках летают, хотя запас их уже истощается у США, к тому же продано им было их большое количество еще при Ельцине, и в них уже присутствует коррозия, и не смотря на это сами американские эксперты их хвалят и называют «рабочей лошадкой для Космоса». А какой движок был в ракете Армстронга, вообще до сих пор никому не известно, даже самим ихним экспертам. А самое главное, американцы народ ведь прагматичный, они понимали прекрасно что без ясной цели на Луне делать нечего, а то что можно снять в Голливуде, вовсе не обязательно снимать на Луне, а Лунная программа, особенно в условиях отставания и необходимости «догнать и перегнать» стоит по сегодняшним деньгам триллионы долларов, и даже не это главное — без человеческих жертв она вряд ли бы обошлась. А это в условиях «демократии и свободы слова» сразу стало бы известно всему миру.
А про «Лунный» Хассель — даже сами представители Хасселя уже давно смеются над этой историей, признавая, что ничего из их творений на Луне не было, разве только (может быть) на автоматических аппаратах на Лунной орбите.
цена в Германии
Присоединенная картинка: