Многим, я думаю, известно, что при попытке установить советский и многие другие старые объективы на Никон мы сталкиваемся с потерей бесконечности. По сути объектив превращается в макрообъектив. Причем чем у него меньше фокусное расстояние, тем ближе у него наступает «бесконечность». В этом «виноват» большой рабочий отрезок Nikon по сравнению, к примеру, с Canon, на который всё устанавливается без доработки. А ведь такие интересные линзы есть...Leica, например...Или Zeiss...
Варинты решения вопроса с бесконечностью
1. Линзовый китайский переходник для Nikon на М42
Вобщем-то нормальное решение вопроса. Как оказалось китайцы научились делать неплохие просветленные стекла. Такие стекла, конечно, уступают родным и затемняют картинку, но незначительно. Вопрос тут в другом — качестве самого переходника. У меня даже адаптер Kipon (самый именитый, 70usd) быстро потерял винтик из-за чего объектив стал натурально отваливаться от камеры. Оказалось переходник состоит из основного кольца и тонкого кольца-вкладыша с байонетом, которое прикручено винтиками (sic!). Сэкономили, блин, за 70 долларов!
А что тут говорить про более дешевые переходники. Они вообще разной толщины сами по себе и иногда имеют разную толщину вдоль плоскости кольца, таким образом устраивая нам некий нежелательный tilt/shift.
2. Срезание лишнего металла или переделка байонета под Nikon
Об этом способе довольно долго можно рассказывать и он тянет на отдельную статью, которуя я планирую. Вкратце — это наилучший способ. Но срезанию/доработке поддаются не все объективы, а переделка байонета требует «прямых рук» и наличия всех новых деталей.
3. Использование с телеконвертером
На этот вариант я наткнулся опять же у Bianor.
Теперь и далее — цитата.
Про Никоны, Зениты и зенитовский телеконвертер
Главная беда Никониста — длинный рабочий отрезок. Да, есть Арсеналовская оптика, кое-что даже весьма недурственное. Да, Есть оптика с литерой «А», которая тоже нормально работает на Никонах после замены хвостовика. Но, остаётся ещё масса интересных объективов, которые хотелось бы попробовать, но, удаётся это только в макрорежиме, потому что разница в полтора миллиметра уже отбрасывает бесконечность от её законного положения ближе в фотографу. Причём, чем короче фокусное расстояние, тем ближе будет фокусироваться объектив на бесконечности. Некоторые объективы можно переделать, о чём я уже упоминал, однако, такой номер проходит отнюдь не с каждым стеклом. И тут мне в руки попался вот такой оптический инструмент — советский телеконвертер ТК-2М:
Судя по описанию, он навинчивается между объективом и камерой и вдвое увеличивает фокусное расстояние, но при этом уменьшает светосилу объектива на 2 ступени экспозиции. Иными словами, объектив 85 мм со светосилой 1:2 становится объективом 170 мм со светосилой 1:4. Ну что же, ладно. Попробуем его с родной, резьбовой камерой. Таковая у меня есть, это Фудзика st 705. Я взял самый свой длиннофокусный резьбовой объектив — Вивитар 75-205 1:3,8 и... И не смог получить бесконечности. Тщательно обследовав ТК, я обнаружил, что все линзы собраны в один блок, блок этот ввинчивается в корпус ТК по резьбе и фиксируется тремя винтиками по периметру (помечены цифрой «2»). Не следует путать гнёзда винтов с гнёздами крепления толкателя прыгающей диафрагмы (помечены цифрой «1»), которые уже и расположены ближе к объективу.
Если данные винтики ослабить, весь линзоблок целиком можно вывинтить из телеконвертера, а потом ввинтить обратно. Для вывинчивания блока предусмотрены соответствующие риски на нём. На этой фотографии они внешние (помечены цифрой «1»). Внутренние держат линзы и трогать их не следует (помечены цифрой «2»):
Теперь я получил возможность поймать бесконечность, что я и сделал немедленно, после чего испытал конструкцию на всё той же Фудзике с Индустаром-61 Л/З:
Однако, на достигнутом не остановился и заметил две интересные особенности:
1. Чем глубже в корпус ввёрнут линзоблок телеконвертера, иными словами, чем БЛИЖЕ он к объективу, тем ДАЛЬШЕ уходит бесконечность. Соответственно, ввернув его на полтора миллиметра глубже штатного положения, можно легко получить «бесконечность» с любыми Зенитовскими объективами на Никоне.
2. Так как при применении телеконвертера падает светосила всей оптической системы, диафрагму объектива можно прикрыть до -1 стопа относительно расчётной светосилы без падения освещённости кадра. Например, если объектив имеет светосилу 4*2=8, значит, его можно прикрыть как минимум до f5,6. Как я уже говорил, падение освещённости кадра при этом падает совершенно незначительно, зато значительно повышается резкость.
Прим.ред. Статья — цитата с другого сайта. У хозяина сайта есть своё мнение. Например, если прикрыть диафрагму при установленном телеконвертере — освещенность упадет в соответствии с прикрытой диафрагмой, но я не правлю исходный текст т.к. он не мой.
Теперь телеконвертер настроен для работы на Никоне:
В качестве камеры-модели выступил Киев-19, так как собственно цифрониконом я сейчас и делаю фотографии всей этой конструкции, зато примеры фотографий я сейчас покажу как раз с цифроникона. Тестовые фотографии показали, что звенящей резкости с данным оборудованием добиться невозможно, но в общем и целом фотографии получаются удовлетворительного качества Применение данного телеконвертера с более-менее светосильными объективами вполне отправдано, так как суммарное фокусное расстояние и светосила всей системы, а так же, что самое главное, разрешающая способность их, вполне сравнимы с более длиннофокусными объективами, зато вес конструкции и её размеры изменяются незначительно.
Итак, примеры для которых использовался объектив Вивитар 75-205 1:3,8 + ТК-2М = 150-410 1:7,6. Я снимал, естественно, на максимальном фокусном. Сильно прошу снимки не критиковать, смысл их не в высокой художественности, а в демонстрации резкости и рисунка.
прим.ред: годится любой телеконвертер в который вы сможете закрепить свой исходный объектив. например, был еще К-2Н чисто для объективов Nikon. Его можно переделать по аналогии с Адаптер универсальный
Твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед е,ё,ю,я. СЭКОНОМИЛИ!!!
Спасибо — исправил!