Здравствуйте, друзья!
Компания Carl Zeiss анонсировала новый объектив из серии Otus: ZEISS Otus 1.4/28. Напомню, что Otus — это премиум серия объективов для зеркальных камер (на сегодня это Canon и Nikon).
Сейчас их пока трое, этих инструментов фотографа — перфекциониста:
— ZEISS Otus 28/1.4 (полное название + Apo Distagon 1.4/28)
— ZEISS Otus 55/1.4 (полное название + Apo Distagon 1.4/55)
— ZEISS Otus 85/1.4 (полное название + Apo Planar 1.4/85)
Все три являются чемпионами «в своём весе». Можно сказать, что компания Carl Zeiss линейкой этих объективов напомнила кто главный в сфере разработки оптики.
- ZEISS Otus 1.4/28
- Внешний вид ZEISS Otus 1.4/28
- Оптическая схема
- Технические характеристики
- В сравнении с конкурентами
- ZEISS Otus 1.4/28 vs Canon 24/1.4 II
- ZEISS Otus 1.4/28 vs Canon 28/1.8
- ZEISS Otus 1.4/28 vs ZEISS Distagon 25/2
- ZEISS Otus 1.4/28 vs Canon TS-E 24/3.5 II
- Предварительные выводы
- Бонус
ZEISS Otus 1.4/28
Внешний вид ZEISS Otus 1.4/28
Оптическая схема
На самом деле сейчас уже оптическую схему имеет смысл смотреть только ради утилитарной оценки себестоимости объектива.
И то, учитывая развитие технологий уже точно не скажешь какой элемент обошелся дороже. К примеру, в объективе аж 8 элементов с низкой дисперсией. Это много и если предположить, что эти элементы флюорит, как делали раньше, то очень дорого. Но в наше время подобные элементы научились синтезизовать по качеству не хуже, а по цене намного дешевле.
Я бы сказал, что это только на пользу фотографического сообщества т.к. не в наших, фотографов, интересах, чтобы дорогой в плане разработки объектив стоил еще дороже за счёт материалов, использованных в его конструкции.
Технические характеристики
Фокусное расстояние: | 28 |
Угол зрения (диаг./гориз./верт.): | 75° / 65° / 46° |
Максимальная диафрагма: | F1.4 |
Минимальная диафрагма: | F16 |
Оптическая схема: | 16 элементов в 13 группах |
Минимальное расстояние фокусировки: | 0,3 м |
Максимальное увеличение: | 1 : 5.5 |
Ход кольца фокусировки: | 120 ° |
Диаметр круга покрытия: | 43,3 мм |
Установочный размер фильтра: | M95 x 1,00 (95 мм) |
Размеры: | диаметр (макс.) 108,9 мм, длина 152 мм (ZF.2) или 154 мм (ZE) |
Масса: | ZF.2: 1350 гр., ZE: 1390 гр. |
В сравнении с конкурентами
Конкурентов у данного объектива на самом деле нет по разным причинам. Первая — он оптически лучше всех мыслимых широкоугольников на сегодняшний день, так что если вам нужно лучшее, то это он.
С другой стороны было бы странно сравнивать дорогой объектив премиум-класса, которым является Otus 28/1.4 с относительно недорогим объективом от Canon или Nikon.
И тем не менее истина познаётся в сравнении.
ZEISS Otus 1.4/28 vs Canon 24/1.4 II
Предположим, я хожу с объективом Canon 24/1.4 II и посматриваю, что я могу взять получше для своей родной Canon 5DsR.
Оба на открытой диафрагме 1.4.
ZEISS Otus 1.4/28 даёт почти максимальный контраст и сохраняет его по всему полю кадра. Тогда как у Canon 24/1.4 II он только 80% и сильно падает к краю кадра.
ZEISS традиционно приводит кривую разрешения для 40 lp/mm, а Canon выбирает для себя более льготные условия на 30 lp/mm потому «в лоб» тут сравнить сложно, но можно предположить (исходя из первых двух кривых), что кривая 40 lp/mm у Canon пройдет где-то около 30%, сильно падая на краю кадра. Тогда как у ZEISS Otus 1.4/28 кривая разрешения начинается от 50%, немного повышается в середине кадра и заканчивается чуть ниже, в целом сохраняя одинаковое разрешение по всему полю кадра. Это всегда было целью Carl Zeiss и этим они славятся (к примеру, Leica Всегда боролась за бритвенную резкость только по центру кадра).
ZEISS Otus 1.4/28 vs Canon 28/1.8
У объектива Canon 28/1.8 мог бы быть хорошим конкурентом т.к. у него нет этой форы для Цейса в виде 4мм фокусного расстояния и открытая диафрагма у него 1.8, но...
Я вижу графики Canon 28/1.8@1.8 практически идентичные Canon 24/1.4 II@1.4. С одной стороны это говорит о хорошей работе компании Canon над Canon 24/1.4 II, а с другой об устарелости Canon 28/1.8.
Я не буду повторять всё то, что написал про сравнение Canon 24/1.4 II и ZEISS Otus 28/1.4 т.к. всё точь-в-точь также. Разве что в этот раз ZEISS Otus 28/1.4 выигрывает в невыгодных для себя условиях, показывая огромное преимущество по всем параметрам.
ZEISS Otus 1.4/28 vs ZEISS Distagon 25/2
Вот это тоже актуальный вопрос: стоит ли владельцу ZEISS Distagon 25/2 (отличного, кстати, объектива, на который я снял немало с моей точки зрения хороших кадров! Благодаря Стасу Лапидусу из далёкой Индии.) подумать о смене его на «старшего брата» из семейства Otus. Особенно если владелец пресловутого ZEISS 25/2 успел сменить камеру на другую, с разрешением более 40 Мпикс...
Сравнить эти два объектива мне представляется интересным на F4, на которую у них у обоих есть официальные графики MTF. Таким образом мы сразу ответим на вопрос, кто из них контрастнее и резче.
Как видите, ZEISS Otus 28/1.4 превосходит по разрешению своего коллегу, хотя казалось бы «куда еще???». Но выпускают новые сенсоры и оказывается есть куда. Да, времена нынче не плёночные и кружок нерезкости в 30 мкм безбожно устарел. Сейчас или у вас есть детализация при увеличении 400 и более процентов на экране монитора или у вас «мыло». Почище любой лупы вскрываются все недостатки объективов.
ZEISS Otus 1.4/28 vs Canon TS-E 24/3.5 II
Надо сказать, что Canon TS-E 24/3.5 II — не простой (а тилт-шифт) и очень хороший (и дорогой) объектив от Canon. Мне довелось им пользоваться этим летом и я остался очень доволен, благодарно вернув его владельцу — Михаилу Смирнову из Петербурга, с которым мы изучаем возможности сдвигов и наклонов.
Сравним эти объективы на сходных диафрагмах.
Что же... Canon TS-E 24/3.5 II достойно боролся, хоть и проиграл. Но по-крайней мере он проиграл не с таким катастрофическим счётом, как другие объективы Canon. Контраст у объективов близкий, разрешение ZEISS Otus 1.4/28 по центру кадра немного повыше (очень высокое).
Основное преимущество ZEISS Otus 1.4/28 имеет начиная с середины кадра, где он ведёт себя намного лучше Canon TS-E 24/3.5 II. Посмотрите, как кривая 30 lp/mm у Canon TS-E 24/3.5 II «клюёт» вниз сразу от центра кадра и до примерно 17 мм от центра. А у ZEISS Otus 1.4/28 кривая 40 lp/mm (еще более мелкие детали) ухитряется еще улучшаться от центра и имеет небольшой провал только 10-20 мм от центра кадра.
Предварительные выводы
Замечательный объектив ZEISS Otus 1.4/28. Большой, тяжелый, с ручным фокусом... Но, наверное, таким я и хотел бы я видеть филигранный инструмент для работы со светом.
Ощущение от этого объектива, как от дорогого автомобиля. Всё гладкое и изысканных форм. Меня немного смущает гладкое резиновое кольцо, которое вошло в конструкцию объективов Zeiss, начиная с Otus'ов и Batis'ов.
слева направо: Canon 100/2.8L IS USM Macro, ZEISS Otus 28/1.4 ZE, Canon EF 50/2.5 Macro
Видимо, размер имеет значение...
Возможно, вас удивила высокая светосила всех объективов Otus. Она бы вас точно удивила, если бы вы знали как сложно сделать хороший светосильный объектив, как много времени, денег и ресурсов мозга для этого нужно потратить. А тут ZEISS раз за разом выпускает светосильные объективы нового поколения. Зачем? Не проще ли сделать что-то «потемнее» и с бОльшей легкостью и меньшими затратами победить конкурентов?
Ответ прост, если вспомнить законы природы. Максимальное разрешение объектива может быть достигнуто на открытых диафрагмах (нам обычно мешают аберрации, с которыми и борются лучшие оптики мира). Чем больше мы прикрываем диафрагму, тем сильнее на него влияет дифракция и тем сильнее мы ограничиваем потенциальное разрешение оптики. По этой причине будущее за объективами с большой передней линзой (у ZEISS Otus 1.4/28 диаметр под светофильтр 95 мм! У ZEISS Otus Planar 85/1.4 — 86 мм.)
Наблюдательный читатель, которые читал мои предыдущие статьи, возможно заметил ZEISS Otus 1.4/28 установленный на камеру Canon 1D mark IV, которую мне любезно предоставил для обзора и продажи Алексей Литвин (хочу поблагодарить его раз представился случай!).
О чём это говорит? Да о том, что объектив сейчас мирно спит (уж ночь на дворе, а я пишу окрылённый новым объективом, чтобы поделиться вдохновением с вами, уважаемые читатели) на этой камере и ждёт завтрашнего утра, чтобы показать себя во всей красе.
Из интересного. Я планирую организовать в Петербурге встречу энтузиастов фотографии / фотолюбителей, которым интересно будет поговорить о фототехнике и посмотреть новую продукцию Carl Zeiss. На нашей встрече будет показан тот самый ZEISS Otus 1.4/28 и, возможно, один из ZEISS Milvus (уж как получится).
Я поделюсь с вами своим опытом в работе с фототехникой, расскажу о современных тенденциях в фотоиндустрии. Посмотрим снимки с Otus'а и Milvus'а.
Про цены
Самое «сладкое» я оставил напоследок. Опережая упрёки в высокой цене (а она без сомнения будет немалой. Но пока объектив не продаётся и цена неизвестна. update: доступен по предзаказу, цена: $4,990.00) хочу обратить ваше внимание, что вопросы бюджета никоим образом не касаются качества фототехники и вашего увлечения фотографией.
Если кто-то решит, что ему нужен самый лучший объектив — он его купит. Если человек стонет, что «это слишком дорого» и «нас разводят на деньги и это чистый маркетинг» — ему не нужен _самый лучший_ объектив. Его уже устраивает то, что у него есть.
В конце концов мне тоже нравится Бугатти, но я не пишу им, что они слишком много хотят за свою машину :) Да, она действительно хороша и если мне свалятся миллионы, то, возможно, я её куплю. И меня совсем не расстраивает, что я не могу приобрести её прямо сейчас «с одной зарплаты».
Объективы Otus вполне доступная вещь, если очень их хотеть, и, сравнивая любимое многими соотношение цена/качество, могу сказать, что их цена оправдана.
Вот на этой оптимистичной ноте и закончим предварительные выводы. А окончательные выводы будут вместе со снимками позднее. Их я добавлю в эту статью и сделаю об этом анонс.
Питерская природа традиционно радует нас оттенками серого, которых здесь явно более 50-ти... Но я попробую снять что-нибудь красивое!
Всем удачных снимков! :)
Продолжение истории — полевые испытания ZEISS Otus 28/1.4
Бонус
Брошюры с графиками MTF всех объективов Canon и ZEISS Otus 28/1.4
[lock]
[download id=481]
[download id=482]
[download id=483]
[/lock]
Отличные статьи! Спасибо, Дмитрий! Будем стремиться к прекрасному и лучшему! Михаил.
Этот объектив как бугатти с педальным приводом, его купит только фотозадрот, который никогда ничего интересного не снимал и не снимет. Без автофокуса и двойного оптического стабилизатора он должен стоить в 100 раз меньше.
Чем больше объектив, тем светлее и резче. Мне светосила и резкость на f1.4 нужна только а центре.
Что лучше, зум 24-70 с сильным виньетированием на f1.8 массой 1.7 кг или этот фикс? Для репортажа точно зум.
Адольф, здравствуйте!
Спасибо за ваше мнение.
Компания Carl Zeiss работает для «фотозадротов» уже 170 лет создавая лучшие в фотоиндустрии объективы и фотокамеры.
Возможно, это удивит вас, но не всем вообще нужен автофокус, а иногда он даже вреден т.к. он не даёт той точности фокусировки, которую даёт ручной фокус. Исключением сейчас можно считать технологию DualPixel AF у Canon, но, к сожалению, Canon делает внедряет эти возможности зачастую только для своих объективов, а на сторонних бывают проблема (пример — объективы Сигма Арт).
Потому «ручками» наводиться бывает надежнее, чтобы не «запороть» самый лучший пейзаж в своей жизни.
И еще 10 раз проверить отснятый снимок на большом увеличении.
Светосила (если мы говорим про относительное отверстие) не бывает только в центре, оно сразу на всю линзу. В частности зависит от её диаметра и потому у Отуса огромная линза 95 мм.
Объектив 28 мм используют в основном для пейзажной съемки и потому резкость по всему полю кадра весьма важна. Что за пейзаж такой с «мыльными» краями?
И это первый широкоугольный объектив, которые даёт возможность снимать на 1.4 безо всяких компромиссов. Сфокусировавшись на 20 м вы получите ГРИП от 10м до бесконечности. Очень даже удобно для съемки вечером, когда света мало. Часто позволяет не использовать штатив, если хочется снять какой-то репортажный кадр.
Абсолютно точно — Отус 28/1.4 не для репортажа. И нигде собственно про это нет речи. Можно снимать им репортаж, но гораздо удобнее автофокусным зумом.
Этот объектив для перфекционистов — пейзажников.
Про
не соглашусь.
ссылка
Да, Дмитрий, этот объектив для неспешной вдумчивой художественной съёмки. А пейзажные сцены таковыми и являются! Классный объектив! А для замороченного, т.е. увлечённого пользователя то, что надо! Чем то Адольф гапоминает мне лису из басни И.А.Крылова ,,Лиса и виноград".
Присоединенная картинка:
Михаил, согласен! Просто люди часто не понимают, что у других фотографов могут быть другие интересы и потребности. Мне лично репортаж вот вообще не интересен... Только жанровый портрет и пейзаж и прочее неспешное фото. Но я понимаю, что есть фоторепортеры и им нужно что-то своё :)
А нет ли у вас возможности сравнить отус со старичком Nikkor 28mm f1.4D и новинкой canon 28mm f1.4L?
Евгений, прямо сейчас такой возможности нет. Otus у меня был под Canon, а неплохо бы тестировать на одной камере.
Сейчас много новинок — всё не успеваю протестировать. Может вернемся к вопросу позже, когда будет «затишье».
Ждем с нетерпением фотографии, да, хорош объектив, но пока будем только любоваться.
Чтобы заиметь эту «золотую троицу» 28-55-85 одной жизни хватит? если этим не зарабатываеш на жизнь))
С моей точки зрения это не объективы для заработка. Это объективы для души. Моё личное мнение может не совпадать с мнением компании Carl Zeiss.
Для Запада цены вполне себе умеренные, там уже много-премного владельцев Отусов.
Ну а проблемы экономик наших стран — это проблемы наших стран и Цейса не касаются.
Может и ге хватить! Но всегда есть возможность накопить хотя бы на один из трёх. А потом скооперироваться ещё с кем то, у кого другой из этой ,,золотой" тройки, и поюзать оба. Удачи!
А на Никон ручная прыгалка у него?
Нет, автоматическая. У него только фокус ручной.
А что там за шкала у байонета с риской? В версии Кэнон нет.
Это бонус версии под Никон. Можно использовать ручное управление диафрагмой «old school» (фокусировка всё равно на открытой диафрагме), а можно поставить кольцо на F16 и управлять диафрагмой с камеры.
Sigma 24mm F1.4 DG HSM Art.
с «младшим братом»
Присоединенная картинка:
В диагональных Сигма лучше.
Честно говоря, не заметил где она лучше. И притом это «младший брат», который сильно уступает Отусу по графикам самого цейса.
Я видел графики на Сигму и мне они кажутся очень далёкими от правды. Вот и этот полевой тест с фотомирой показывает тоже самое (нереальность графиков сигмы).
Поймите меня правильно, я Цейс не защищаю. Он того собственно не требует...
Дмитрий, очень интересно было взглянуть на фотографии, сделанные эти объективом в сравнении с другими объективами! Так-то графики это конечно хорошо, но увидим ли мы заметную разницу на практике?
Никита, сейчас как раз занимаюсь «сбором портфолио» для ZEISS Otus 28/1.4. У нас погода сейчас не очень подходит для фотосъемки, потому процесс идёт медленно. Как наберется фото — опубликую в этой статье.
Они великолепны!
И соглашусь на счет гладкого кольца. Как кто-то писал в обзоре о Batis — «это кольцо уже никогда не будет таким чистым и красивым как сразу после распаковки».
С нетерпением ждём хайрезов (: ну хоть просто по... смотреть )))
Кольцо ужасно, да. Правда у меня был цейс только для богомерзкого Фуджифильма, но всё-же)
Точно сказано про кольцо!
Иногда я не понимаю, почему такие очевидные косяки случаются. Тоже самое с блендой байонетной. Задавал вопрос представителю Цейса т.к. они открыты для общения (Canon и Nikon просто плюют на удобство пользователя в этом вопросе). Как вы, говорю, представляете себе работу с поляризационным фильтром при надетой байонетной бленде...? Попросил продемонстрировать. Представитель Цейса (даже жаль его) скрюченными пальцами пытался крутить фильтр с передней стороны объектива.
А ведь раньше были резьбовые бленды!
Тоже самое с резинкой. Мне вот очевидно, что красоты она не добавляет. Стоило ли её туда ставить? Прошлый вариант с ребристой поверхностью на серии Z куда как красивее смотрелся.
Над фото работаем! Эх, жаль я не на юге...