Здравствуйте, друзья!
В этом году лето как-то не задалось у большинства из-за карантина, так что я решил порадовать вас летними снимками прошлых лет. И не просто снимками, а инфракрасными снимками. Это тема по которой я собирал материал предыдущие несколько лет и готов с вами поделиться.
Кое-что об инфракрасной съемке я уже писал:
Статья о чувствительности сенсора фотокамеры к инфракрасному спектру, описание светофильтров с кривыми пропускания, сюжет со мной рассказывающим о инфракрасной съемке по ТВ и немного примеров ИК съемки.
2. Инфракрасная фотосъемка ч.2 (бонус — съемка в ультрафиолете)
Статья про то что картинки «как ифракрасные» не получить без инфракрасных фильтров, обработка инфракрасных снимков и немного про ультрафиолетовую съемку.
А главное — сегодня я покажу что получается! То есть ради чего всё и затевалось!
- Индонезия — инфракрасная фотосъемка
- Резюме по инфракрасной съемке в Индонезии
- Германия — инфракрасная фотосъемка
- Замки
- Горы
- Разное
- Резюме по инфракрасной съемке в Германии
- Турция — инфракрасная фотосъемка
- Резюме по инфракрасной съемке в Турции
- Итоги
- Бонус — дополнительные инфракрасные снимки
- Купить светофильтр B+W
Индонезия — инфракрасная фотосъемка
Индонезия находится довольно далеко от нас (12 часов лёту), потому я взял с собой хороший и большой набор оборудования, в который также входил приличный набор светофильтров.
Справа на картинке три из четырёх фильтра — инфракрасные. Один — ультрафиолетовый, т.е. отсекающий видимый спектр и оставляющий ультрафиолет (ровно наоборот с тем что делает фильтр, который в народе называется «ультрафиолетовый»).
Индонезия интересна для инфракрасной фотосъемки тем что там солнце светит почти всегда и УФ индекс почти никогда не опускается ниже 6, а чаще всего он стабильно стоит на 9, что означает что проблем с недостатком инфракрасного спектра вообще нет. Кроме того, место это экваториальное и потому здесь растёт много интересных тропических деревьев, которые красиво получаются на снимках.
Про само путешествие подробно вы можете почитать в статье Путешествие в Индонезию, где всё описано начиная со сборов.
iPhone SE back camera 4.15mm f/2.2@4.2 (29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/3800s, ISO 25
Банальнейший снимок если фотографировать обычным образом.
Если кто сомневается что инфракрасное фото это нечто совсем другое, то может попытаться сделать светлым задний план в ЧБ варианте, как это на ИК снимке представленном ниже. Сняты эти два фото (ИК и обычное) практически одновременно.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f4, 1/125s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Снимки по контрастности получаются похожими на то что снимал Ансель Адамс, а не зря он тоже любил пользоваться светофильтрами. Синее небо ушло почти в чёрный, зелёная трава на заднем плане получилась светло-серой, в отличие от обычного ЧБ фото где она была бы темно-серой (вот примерно как в местах где на неё тень падает). Листва на ближайшем дереве похожа на пушистые шарики на палке :) А светлый песок неплохо отражает инфракрасный спектр и потому получается белым. На самом деле он вовсе не белый.
Фотографировать в Индонезии непросто, особенно со штатива т.к. солнце жарит немилосердно и если вы без шапки легко получить солнечный удар.
Я в целом к перегреву устойчив, но вот кожа на носу вздулась и лопнула. Так что мажтесь кремом и не застаивайтесь на солнце, северные викинги! :)
А исходное фото с инфракрасным фильтром 093 выглядело так...
Его нужно перевести в чёрно-белый снимок. С 093 в цвете ничего хорошего не будет т.к. он оставляет только один цветной канал. А вот другие цветные фильтры, начиная с 092 и контрастные фильтры (они как раз для ЧБ, но часто бывает интересный результат и в цвете) могу выглядеть как кадры из старого кино.
iPhone SE back camera 4.15mm f/2.2@4.2 (29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/2000s, ISO 25
Выстроившиеся в ряд кокосовые пальмы мне понравились, но обычный кадр был бы испорчен тем мусором, что лежит под ними.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 1/200s, ISO 100 + светофильтр B+W 092
Да, тропики с приходом «цивилизованного» человека красивее не стали. Но на инфракрасном снимке удается сместить акцент на пальмы.
Canon EOS 5DS R + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 8s, ISO 200
Водопад на острове Бали. Проблема в съемке такого места заключается в обилии людей. Кто-то залезает в воду рядом с водопадом и стоит там полчаса. Не знаю какая цель преследуется в обычном стоянии, но оплывшее жиром тело явно пейзаж не украшает, потому у водопада с камерой я провёл около часа стараясь сделать снимки где людей можно будет хотя бы заретушировать. В кадре всегда оказывается не один человек и если он относительно близко к камере, то его, как правило, не убрать из кадра — нужно ждать. Просить таких туристов, как правило, бесполезно если не хотите вступить в длительные дискуссии о том что и как нужно делать на водопаде.
Обычный снимок я снимал на длинной выдержке надеясь что люди будут смещаться и в кадре их не останется, но всё равно пришлось сильно кадрировать. Цвета на снимке насыщенные так как использован поляризатор B+W HTC.
А для длинной выдержки я использовал светофильтр B+W ND1000.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f11, 1/8s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Инфракрасный вариант этого снимка мне понравился больше. Снимки в обычном спектре часто получаются тёмные, а на инфракрасных зелень волшебным образом выходит светлой и снимок получается контрастным. Самое удачное сочетание это водопад (будет серым) + скала (белые и черные камни) + листья / мох (белые). В данном кадре у меня скалы маловато, но всё-равно на мой взгляд получилось неплохо.
iPhone SE back camera 4.15mm f/2.2@4.2 (29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/370s, ISO 25
Сфотографировать красиво обычный коттедж тоже еще постараться нужно (данное фото снято на смартфон и ни на что не претендует). На фотокамеру получилось не сильно лучше и я решил попробовать снять в инфракрасном спектре, который лучше передаст ощущение лета (которое собственно в Индонезии не заканчивается, мы были в конце октября-начале ноября).
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/50s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Такой снимок напоминает кадр из американских классических (40-ые, 50-ые годы) черно-белых фильмов.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/30s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Иногда совершенно простые вещи смотрятся тоже по-другому в инфракрасном спектре. В данном случае примитивная палатка пастуха. Съемка в инфракрасном спектре добавило ей «летнего ощущения» и скрыла от нас мусор на земле и проч., что видеть не хотелось. Чем-то мне напомнило фильм Тура Хейердала 1949г. про его плавание на плоту Кон-Тики через океан.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/50s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Разные растения в инфракрасном спектре могут смотреться по-разному, потому неплохим приемом оказывается когда в кадре встречаются разнородные листья, трава и цветы.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/80s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
У деревьев бывают разные оттенки серого в инфракрасном спектре. Те которые оказываются под прямыми лучами солнца имеют светло-серый тон в большинстве случаев, а которые в тени — ближе к темно-серому. Контраста снимку добавляет синее небо, которое будучи отфильтровано через красный фильтр (ИК фильтры тоже красные) выглядит очень темные и иногда чёрным. Тогда белая листва на нём хорошо смотрится. Если будете внимательные, то под деревом заметите козочек.
iPhone SE back camera 4.15mm f/2.2@4.2 (29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/3500s, ISO 25
В путешествиях нужно не лениться и лезть туда где тебе кажется могут получиться хорошие снимки.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f9, 1/15s, ISO 100 + светофильтр B+W 093
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 1/50s, ISO 100 + светофильтр B+W 093
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 1/50s, ISO 100
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 1/50s, ISO 100
Резюме по инфракрасной съемке в Индонезии
Освещения хоть отбавляй, что позволяет делать короткие выдержки. Скорее всего, инфракрасная съемка будет возможна на обычных камерах со светофильтром B+W 092. Но я всё-таки рекомендую модифицированные камеры чтобы не ограничивать себя только тропическими странами. Не везде Солнце так жарит.
Заранее сложно сказать какое оборудование понадобится, но в Индонезии мне почти всё пригодилось и особенно светофильтры.
Больше всего хороших снимков у меня получилось со светофильтром B+W 093, но это потому что я видел тропические пейзажи глазами фотографов начала 20-ого века, где снимки были черно-белые и сильно контрастные.
Отдельный «лайфхак» — это использование поляризационного светофильтра, он добавляет контраста снимку. При этом поляризатор желательно иметь «светлый», типа B+W HTC т.к. и без того света через плотный (093) инфракрасный фильтр проходит не так много.
И важный момент состоит в том что без интересного сюжета не получится красивого снимка, т.е. нужно уметь видеть сюжет и строить композицию зная природу материалов. Например, сочетать темные стволы деревьев со светлыми листьями или контрастные скалы со светлыми листьями и темным штормовым небом.
Часто чтобы найти хороший сюжет для съемки приходится куда-то залезть куда обычные люди не залезают. Рекомендую обзавестись или маленьким штативом или легким. Одно из двух, а лучше и то и другое.
Готовьте свою физическую форму заранее. Как видите, можно совмещать путешествие с детьми и фотографию. Но физически это весьма тяжело :) 35 градусов жары, фоторюкзак 18кг + штатив и еще сверху ребенок, который на обратном пути устал идти (мы залезали на небольшую гору ради снимков).
Но фотографа сложности останавливать не должны, я так считаю! Photography is our passion.
Германия — инфракрасная фотосъемка
В Германию я ездил на завод Carl Zeiss по любезному приглашению фирмы, а после этого устроил себе фототур по замкам Германии. Честно говоря, я не предполагал что их так много :) (около 25000 шт). Фотографировать европейские замки на обычную фотокамеру не очень продуктивно т.к. ежедневно их посещают тысячи туристов с фотокамерами и обычных снимков хватает, можно даже по временам года сортировать. А вот инфракрасных снимков я не нашёл и потому возникла идея снять что-то своё, уникальное.
Замки
Снимок на инфракрасную фотокамеру.
Замок Нойшванштайн, Германия. Находится в германских альпах, очень живописен и имеет небольшой мостик чтобы его сфотографировать.
Making photo of the Schloss Neuschwanstein castle #theta360 — Замок Нойшванштайн (
нем. Schloss Neuschwanstein )
Мы с Олегом Лашковым делаем селфи у замка Нойшванштайн
Тем не менее туристов на этом мостике много и кадры у всех примерно одинаковые. На фотографию в видимом диапазоне сильно влияет погода, в пасмурную погоду пытаться снимать вообще смысла нет. А вот инфракрасное фото в переменную облачность может дать неплохой результат, как на этом снимке.
Я сделал снимки с разными светофильтрами и выбирал момент чтобы на замке был различный светотеневой рисунок. Кроме того залез на соседнюю году в довольно стрёмное для базы место и снимал еще оттуда.
Замок Зигмаринген, Германия. Очень красивый замок, но обращён «неправильной» стороной на восток. В результате половину дня солнце освещает внутреннюю сторону замка, которую нормально не сфотографировать. Самый лучший кадр может получиться опять же с «секретного» места на возвышенности. Для инфракрасной съемки замок хорошо тем что обвит растительностью, которая привносит свои светлые пятна на серые стены замка.
Хорошее освещение иногда приходится ждать весь день...
Следующая остановка — замок Гогенцоллерн, недалеко от Штутгарта.
Замок Гогенцоллерн, Германия. Данный замок отличается тем что во-первых, его не сфотографировать с удобного расстояния, он окружён высокими деревьями. К замку идёт извилистая дорожка где тоже можно сделать кучу красивых инфракрасных снимков. Без специальных фильтров на дорожке ничего интересного. Замок сделан из другого камня, нежели предыдущие и потому на инфракрасных снимках выходит тёмным! Тем контрастнее получается снимок, где светлыми пятнами выступает листва деревьев.
Замок Хайдельберг, Германия. И опять замок к которому не подойти на удобное расстояние. В конце концов на то он и замок, иначе к нему удобно подходили бы захватчики. Самое лучшее место для съемки — через реку.
У меня не было телеобъектива для инфракрасной фотокамеры, потому пришлось снимать на Canon EF TS-E 24mm f/3.5L II.
Обычные снимки я сделал на камеру PENTAX K-1 с телеобъективом.
Внутри замка. Растительность наш помощник в инфракрасной фотосъемке.
Горы
Ради красивых снимков год я поднялся на германские альпы. Но не пешком, увы :)
Альпы — очень красивое место, но нужно выбирать погоду. Как только становится пасмурно на вершины год опускается туман и ничего не видно. В тоже время подняться на гору тоже требуется время. Мне потребовалось около 40 мин.
Я чуть было не поленился и не поспал подольше. Это могло стать фатальной ошибкой.
Успел поснимать с утра, а те кто приехал в 12 часов на вершину уже лицезрели плотный туман.
Тени от облаков добавляют фактуры. Кроме того старайтесь включать в снимок озера — они выходят черными на ифракрасных снимках, что контрастирует с окружающей их зеленью, которая выходит светлой.
Разное
Кто бы подумал, что банальный сюжет извилистой дороги может стать таким удачным сочетанием света и тени для инфракрасного снимка. На светотеневой рисунок здесь влияет не только солнечное освещение и тени, но и породы деревьев. У разных деревьев листья и кора отражают инфракрасный спектр с различной интенсивностью, потому имеют разные тона.
«Золотая осень» это хорошо, но банально. А вот вам сюжет «а ля Адамс», который может порадовать многих владельцев коттеджей или отелей.
Подобные снимки я встречал в дорогих отелях, в которых когда-то останавливался. Они отлично вписываются в изысканный интерьер благодаря черно-белой гамме, контрасту и обилию деталей.
Резюме по инфракрасной съемке в Германии
Германия является благодатным местом для инфракрасной фотосъемки и сложным в плане конкуренции для обычной фотосъемки. Ей богу, там уже всё снято до нас. Если в Индонезии можно еще найти почти нехоженные места, то в Германии таких нет. Зато слегка приостановившись в создании клонов фотографий других людей, которые получаются в результате съемки с тех же мест вы можете разнообразить своё творчество светофильтрами. Большинство посетителей этих мест вообще на смартфон снимает и фильтрами не пользуется — так что это хороший козырь.
Сюжетов для съемки в Германии масса. Я выбрал то что было интересно мне. Отдельно отмечу Альпы, где природа очень красивая и хочется гулять, фотографировать и вообще там жить. Особенно с видом на заснеженные вершины гор.
Турция — инфракрасная фотосъемка
Турция — тёплая страна. Здесь летом очень много солнца и соответственно инфракрасного спектра. Когда я ехал в Турцию на семейный отдых я не представлял что здесь есть еще что посмотреть и пофотографировать, но инфракрасную камеру и фильтры с собой взял (мало ли что).
Оказалось, что здесь есть что снимать — руины римских городов, жилища пещерных людей, подземные города и прочее. На самом деле Турция приятно удивила обилием фотогеничных мест.
В Турции, например, находится такое всемирно известное место как Каппадокия. Каппадокия это местность с интересным ландшафтом, пещерные жилища ранних христиан и подземные города.
Но фотографировать здесь на обычную камеру опять же смысла мало т.к. Каппадокия принимает у себя огромное количество туристов каждый день и многие из них фотографы. Достаточно набрать название в поиске и посмотреть фото. Самые популярные это снимки где над ландшафтом летят воздушные шары. Мне это показалось очень избитым сюжетом и я всё равно на запуск шаров не попадал, но пещерные жилища — это то что нужно для инфракрасной съемки!
Сложно поверить, но здесь жили люди. И, на самом деле, если бы правительство Турции в ультимативном порядке не выгнало в 2018-ом году людей из подобных жилищ они жили бы и сейчас (не в этих конкретных, но рядом были подобные же).
Интересно что построены эти жилища были в первом тысячелетии до нашей эры, а вот актуальны, как выясняется и сейчас. Это к вопросу насколько человечество развивается. Кто-то в космос стремится лететь, а кто-то еще в пещерах живёт.
В Турции многие горы известняковые, так что на инфракрасных фото выглядят белыми, с ними контрастируют входы пещер и различные вкрапления других пород. Конкретно для Турции себя очень хорошо показал светофильтр B+W 092, большинство снимков сделаны им. Хотя он менее контрастный, нежели B+W 093, но контраст на этих снимках задаёт сама местность. Нужно только помнить какие материалы дают какой оттенок на инфракрасном ЧБ снимке.
Старинный турецкий город. Судя по прикрепленным листам жести, решеткам и прочему люди до последнего «цеплялись» за старые постройки. В обычном спектре этот дом не сфотографировать интересно т.к. он в основном бежево-коричневый, но вкрапления растений и отвалившаяся краска (под краской, которая сама выглядит в ИК съемке белой обнаруживается камень, который в инфракрасном спектре тёмный) делают его более перспективным с точки зрения инфракрасного снимка.
Вода на инфракрасных снимках чаще всего получается чёрной т.к. она не отражает, а поглощает инфракрасный спектр. Исключение — это брызги. Потому если вы снимаете воду, то хорошо её сочетать с деревьями и прочей зеленью, которая на инфракрасном снимке станет светлой.
При этом снимок в обычном спектре совсем не интересный.
На этом небольшом водопаде я сделал несколько удачных снимков. Для инфракрасных снимков очень хорошее место, проблема только в наличии людей, проводов и всяких решеток.
Потом мы отправились дальше, в центр города Тарсус, в котором много достопримечательностей.
Город Тарсус провинции Мерсин, в котором находятся «Ворота Клеопатры» основан в 600 году до нашей эры. В эпоху римской империи был расцвет Тарсуса т.к. находился на важном торговом пути из Киликии в Сирию и был столицей Киликии. Был подарен римским полководцем Марком Антонием (на тот момент одним из соправителей Римской империи) египетской царице Клеопатре в качестве свадебного подарка и есть легенда что они прошли под этими воротами (история «мутная», потому без подробностей). С этого момента другой соправитель Октавиан начал кампанию против Марка Антония напирая на то что Марк Антоний раздаёт римские земли. Но вот до нашей дней дошла трагическая (оба погибли почти одновременно, как Ромео и Джульетта) и красивая история любви римского полководца и египетской царицы.
Фотографий этих ворот в интернете тоже масса, но я постарался сфотографировать их по-своему, в духе черно-белых фильмов 50-ых.
Резюме по инфракрасной съемке в Турции
Турция — отличное место для инфракрасной фотосъемки. Особое внимание стоит уделить руинам римских городов, которых здесь много. Я не попал на самые значительные, а размер в данном случае важен. Чем выже сооружение — тем лучше по площади кадра распространяется контраст. Например, ступеньки амфитеатра хорошо когда поднимаются высоко вверх, а мне удалось побывать на вполне скромном амфитеатре где большая часть постройки лежала в виде руин. Если бы там хоть колонны были... Но в Турции есть здоровенные амфитеатры в хорошей сохранности — дерзайте!
Вторая часть возможного фототура — это древние поселения. Уж кто тут только не жил... Я посетил Каппадокию и узнал где-таки жили настоящие троглодиты (!). Вокруг полно известняковых гор с пещерами, можно снимать «Звездные войны», планета Татуин (на самом деле снималось в Тунисе, но здесь, на мой взгляд еще лучше и очень похожие ландшафты).
Итоги
Инфракрасная фотосъемка в приложении к любительской фотографии является уникальным инструментам, открывающим нам окно в «новое измерение».
Когда вы смотрите на пейзаж, но условия освещения говорят вам что в обычном спектре снимок не будет интересным, попробуйте мысленно взглянуть на него в инфракрасном спектре, может он будет существенно лучше в инфракрасном.
Как и любой другой вид фотосъемки инфракрасная фотосъемка не может заменять собой все остальные, но может удачно их дополнять. За несколько лет что я занимаюсь инфракрасной фотографией я сделал довольно много снимков, за которые мне не стыдно и их можно было бы разместить на выставке. И это снимки глядя на которые многие говорят «ВАУ!», чего редко можно ожидать при просмотре снимков в обычном спектре, которые всем во многом «приелись». Зритель любит чтобы его удивляли, открывали новые горизонты, так что рекомендую вам разнообразить свой фотографический арсенал инфракрасной фотосъемкой.
На этом желаю вам удачных снимков и интересных путешествий после окончания карантина!
Бонус — дополнительные инфракрасные снимки
Купить светофильтр B+W
Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.
Дмитрий, спасибо за развернутый материал! Всегда жду ваши статьи с нетерпением! Читал и раньше про ИК-съёмку и только у вас нашёл отличные примеры и техническую конкретику.
Есть вопросы:
1. В одной из 3 статей есть упоминание ИК-съёмки для судмедэкпертизы. Можно рассказать об этом более развернуто с примерами?
2. Насколько сложно модифицировать CANON 60D для ИК-фото? В С-Пб это можно сделать?
Герман, здравствуйте!
Я всегда стараюсь изучить опыт других и добавить свой чтобы привнести что-то новое.
1. Могу попробовать, но по чужим материалам. Судмедэкспертов знакомых нет.
2. Это не сложно. В Спб специалистов не знаю, только в Москве. Я обращался сюда (Константин)
«Индонезия интересна для инфракрасной фотосъемки тем что там солнце светит почти всегда и УФ индекс почти никогда не опускается ниже 6, а чаще всего он стабильно стоит на 9, что означает что проблем с недостатком инфракрасного спектра вообще нет»
не понял. какая связь между уровнем уф и ик?
Говорит об активности Солнца. Уровень инфракрасного излучения при этом тоже выше. Просто УФ индекс легко посмотреть, а ИК индекса я не видел кто показывает.
А я снимая вечером на монохромную астрокамеру, обнаружил занятный эффект- как будто на доме горел фонарь. ser-stepanov.livejournal.com/30736.html и ещё ser-stepanov.livejournal.com/31449.html.
Интересно попробовать на связку объектив и астрокамера повесить ещё и ИК-фильтр.
А теперь внимание вопрос — зачем это? А всё очень просто, для видеокамер наблюдения, которые будут распознавать лица и в темноте. Ибо никому другому ИК подсветка не видна.
ИК-фильтр отсекает видимый спектр, так что если астрокамера снимает в видимом, то вы увидите чистый ИК спектр. Насколько знаю, некоторые астрофотографы в ИК снимают.
Спасибо за обзор, Дмитрий, как всегда порадовали!
Действительно, с этим карантином отдых в этом году не задался. Может хоть на вашем отдохнем)
Хотел спросить, а вот у вас на снимках все т.с. неживое в основном. Ну там козочек, детишек я разглядел, конечно, но они так, более, наверное, случайные для ваших кадров. А вот если живность снимать, то что, так мрачно и неинтересно выходит, что и выжать из этого ничего нельзя?
Живностью отдельно не занимался... Я больше по пейзажам и архитектуре...
Портреты выглядят довольно странно — белые лица и черные глаза. Солнцезащитные очки становятся прозрачными. Одежда меняет яркость. Может быть тёмной в видимом спектре и белой в инфракрасном.
Так что есть только дети :)
P.S. спасибо что напомнили — у меня еще есть интересная серия ИК, с железнодорожной и прочей техникой.
Присоединенная картинка:
Дети в любой съемке хороши) Понятно, что это не отменяет более выигрышной и менее выигрышной съемки (обычной, ИК, УФ).
«Солнцезащитные очки становятся прозрачными», ну это спец.службам на заметку, им должно быть полезно) Наверное, девушек лучше не снимать, а то побьют за черные глаза)) Как всегда надо тренироваться на кошках, объект достойный, доступный, и обижаться не будет)
Да, вот хотелось бы технику посмотреть, если вам не трудно, конечно, будет время и это входит в ваши планы. Эти 2 фотографии интересны, жаль только, что полный размер у меня в браузере не двигается, видно только часть фотографии, большую, но вот не переместить. Не знаю, в чем тут дело. Браузер Chrome.
Для портретов большой перспективы не вижу. Разве что вот в антураже, под ретро, как я и снял.
Какую технику? Это камера Canon 1200D без штатного фильтра, отсекающего ИК и УФ. Внешне как обычная 1200D.
Плюс к ней фильтры о которых написал.
Вроде под размер экрана должен открываться. Если не двигается, то можно сохранить и посмотреть локально.
) Да я про другую технику, вы же сами в посте говорили «у меня еще есть интересная серия ИК, с железнодорожной и прочей техникой»
А! Я выложил эти снимки внизу статьи вторым блоком. Там не очень много, но то что было интересно с моей точки зрения.
Понятно. «Слона-то я и не заметил») Интересные снимки, надеюсь на продолжение ваших серий, типа как в сериале, в хорошем смысле)