Здравствуйте, друзья!
Не поехал-таки я на Photokina, решил что и без меня там обозревателей будет больше, чем нужно :) Но за новинками слежу внимательно т.к. многие фирмы обещали порадовать.
И вот — Фуджи производит фурор своей среднеформатной камерой. Кто говорил, что бренд с камерами на кроп-фактор 1.5 не имеет перспектив? Но я не спешил так говорить т.к. компания сделала за свою историю огромное количество классных камер. Особенно мне нравились её среднеформатные камеры, там много уникальных разработок.
А если вспомнить, что Фуджи активно участвует в разработке Hasselblad, но слух про среднеформатную Фуджи уж очень был похож на правду. Но представители компании советовали дождаться Photokina.
Fujifilm GFX 50S
Итак, что за камера Fujifilm GFX 50S?
Сенсор
Камера имеет сенсор 43.8 x 32.9 мм с разрешением 51.4 Мпикс.
Формат пока скорее «цифровой среднеформатный», но это может маленький шажок для Фуджи, но большой скачок для всего фотографического сообщества! Плотина с 35 мм сенсорами прорвана! Теперь остальным (Canon / Nikon) деваться будет некуда — впереди только средний формат и его прелести.
Размер сенсора подозрительно похож на Pentax 645Z и Hasselbled X1D (Fujifilm отрицает, что это один и тот же сенсор, но поживем — увидим). Ну что же, если даже это тот же самый сенсор Sony, то я буду рад получить его на меньшие деньги, без надбавки за надпись «Hasselblad».
Предыстория этого события такова. Сначала Sony удивила нас качеством своих сенсоров в беззеркальных камера Sony A7 и зеркальных камерах Nikon. Сенсоры Sony стали стремительно наращивать разрешение и размер. В результате компаниям производящим среднеформатные камеры не оставалось ничего другого, как поставить на свои камеры цифровые задники с сенсорами Sony (ранее были сенсор Dalsa, Kodak и др. и они заменены еще не полностью, у них есть некоторые преимущества).
Так в «среднеформатный мир» вошли CMOS технологии, позволяющие снимать на намного бОльших ISO (ранее максимум было ISO 800) и с бОльшей скоростью.
Байонет
Новый байонет G-mount с коротким рабочим отрезком 26.7 мм, что позволяет ставить на камеру почти любые объективы и тем более потенциально все старые среднеформатные!
Объективы
Вместе с камерой выпустили сразу шесть объективов!
1. Штатный фикс-объектив “GF63mmF2.8 R WR” (эквивалент 50mm на 35 мм формате)
2. Широкоугольный стандартный зум “GF32-64 F4 R LM WR” (эквивалент 25-51 мм на 35 мм формате)
3. Макрообъектив “GF120mmF4 Macro R LM OIS WR” (эквивалент 95 мм на 35 мм формате)
4. Светосильный портретный фикс-объектив “GF110mmF2 R LM WR” (эквивалент 87 мм на 35 мм формате)
5. Сверх-широкоугольный “GF23mmF4 R LM WR” (эквивалент 18 мм на 35 мм формате)
6. Широкоугольный объектив “GF45mmF2.8 R WR” (эквивалент 35 мм на 35 мм формате)
Аксессуары
К камере можно приобрести батарейную ручку для более удобной работы.
Электронный видоискатель съемный.
Выводы и итоги
Всё больше производителей фотокамер переходят на средний формат с 35 мм. Не так давно я говорил о том, что 35 мм сенсоры упёрлись в порог по плотности пикселей. Можно сделать плотность пикселей больше, но уже и так стало сложно снимать с рук кадры без смаза на 50 Мпикс. Выход остается единственный — переход на средний формат. Конечно, это сопряжено с расходами на выпуск целой линейки объективов. Таким компаниям как Fujifilm это проще т.к. у них богатый опыт разработки фотокамер среднего формата и объективов к ним.
Кому нужен более крупный сенсор?
На самом деле он нужен всем. Не так давно я уже спорил по поводу того, можно ли сделать средний формат компактным и приводил в пример камеры-гармошки, которые так популярны были в прошлом и которые также делал Fujifilm. Они компактнее обычной кропнутой камеры и легко помещаются в карман. Причем вместе с этой компактностью вы получаете очень высокую мобильность. И всё это становится возможным т.к. технология беззеркальная и в камере есть место под складывающиеся меха и объектив.
Таким образом вы можете снимать на фикс-объектив что угодно, включая репортаж (впрочем, не будем забегать вперед — пока у нас есть только Fujifilm GFX 50S, которая не столь компактна). Детализация снимков и видео будет выше.
Но больше всех будут счастливы пейзажные фотографы, которым больше не придётся таскать большую и тяжелую среднеформатную камеру. И не придётся идти на компромисс по качеству изображения, используя 35 мм формат с большой плотностью пикселей (например, Sony A7R II).
Не стоит забывать и о фотографах, снимающих архитектуру. Для них выпуск Fujifilm GFX 50S это вообще праздник! По сути камера представляет собой цифровой задник (помним про короткий рабочий отрезок, позволяющий делать большие наклоны и сдвиги на кардане и тилт-шифт объективах), но за меньшие деньги и в остальное время можно снимать хоть репортаж, хоть пейзаж. Свобода действия.
На этой радостной ноте и заканчиваю новостную заметку и желаю нам всем побольше хороших инструментов для фотографии! А уж мы найдем им применение!
Автор забыл что короткий рабочий отрезок-26,7мм-ухудшает качества объектива не зря же рабочий отрезок зенита- Nikona-45,5мм а у среднего формата ещё больше
Это ведь не зеркальная среднеформатная камера как я понял, а псевдозеркальная и по сути это цифровой задник с ручкой чтобы держать, аккумулятором, органами управления и дисплеем.
И кстати у меховых камер (по крайней мере старых ушатанных), как мне кажется должны быть некоторые проблемы со смещением оптической оси за счёт подвижного объектива в то время как традиционный объектив за счёт жёсткости конструкции этому не подвержен.
Это вообще не зеркальная камера. «Классическая» БЗК.
по поводу камер с мехами. Есть же карданные камеры с цифровыми задниками высокого разрешения. И даже ушатанные вполне себе хорошо работают. Принцип тот же. И старые складные камеры тоже успешно работают, у меня есть знакомый, который снимает на складную камеру. Я его фото выкладывал ранее (искать по zeiss ikon nettar с объективом novar anastigmat).
Т.е. Объяснить не могу, почему это работает без проблем, но оно работает :)
Работают и слава богу. Интересно, а кто-нибудь этим вопросом (смещением оптической оси меховых камрн) замарачивался вообще? Я видел несколько меховых камер, где это предусмотрено конструкцией. Возможно просто допуски позволяют не учитывать этого всего фактора, а на цифровых конструкциях с высоким разрешением этого никто не проверял... с другой стороны тот же olympus c-5050 с его выдвигающимся объективом, который кстати не особо стабилен и люфт там был существенный! Там получается тоже происходило смещение оптической оси! Canon 50mm f1.4 по большому счёту тоже не блещет монолитностью и люфты есть, однако работает... Странно всё это в общем!..
Тестов таких не видел, но судя по обилию камер и объективов основанных на смещении переднего элемента проблем нет. Например, те же тилт-шифт объективы. При сдвигах и наклонах части объектива возвращаются на место без идеальной точности, но ни разу не видел, чтобы это влияло на картинку. Там грубая механика.у неоторых объективов передняя часть «хобота», как вы правильно заметили, вообще болтается. По сравнению с ними c-5050 образец «стабильности хобота» :) и на цифровых конструкциях это проверено карданными камерами и тилт-шифтами. Может препятствием служит то, что в складных камерах обычно стоял простой объектив, а сейчас делаю объективы из десяти и более элементов.
Тилтшифты генерируют смещение, просто в зависимости от наклона она имеет различную степень выраженности, а при иных обстоятельствах не выражено вовсе, но оно есть. Возможно дело в глубине резкости лучей, попадающих на матрицу, которые данный аспект нивелируют, однако с ростом разрешения матриц требования будут ужесточаться. Кстати возможно именно этим от части объясняется распределение резкости, которое схематично рисуют концентрическими линиями, однако эти линии не ровные круги а имеют ломаных вид.
Настоящий «средний формат» начинается с 60 Х 45 мм. Размеры матриц в Фуджи и Пентаксов 43.8 x 32.9 мм
В итоге это «кроп среднего формата». Фактически, сенсор 43.8 x 32.9 мм всего в 1.67 раза больше, чем узкоформатный полноформатный 36 Х 24 мм. Это даже не в два раза.
Если утрировать, то переход с обычного APS-C кропа на полный кадр (разница около 2.5 раза) будет ощущаться сильней, чем с перехода с полного кадра на кропнутый средний формат.
Аркадий, здравствуйте! Я вроде так и написал: «цифровой среднеформатный». Большинство цифровых задников имеют кроп относительно 6×4.5cm. Главное, что камер с сенсором крупнее 35 мм все больше.
Уверен, что шумов будет намного меньше, чем у 50 мпикс на сенсоре 35×24 мм и намного меньше будут ограничения по «шевеленке». Оба момента важные. Про проблемы высокой детализации на 35 мм сенсоре можно будет поговорить детально, когда камера будет у меня на тесте.
А много ли цифровых камер настоящего среднего формата?
А сколько они стоят? А почему хассель не упомянули?
И если так рассуждать, то 645 это кроп от более ранних 6×6 и больше (уж про БФ и говорить не будем). Это же хорошо, когда появляются новые камеры.
В малоформатной фототехнике, иногда, любители так называемого ФФ с пренебрежением смотрят на владельцев всяких кропов, а теперь снова сами с кропом остались, как на заре появления 35мм кадра.
Те, что видел фотографии с 645 пентакса цифрового произвели впечатление. Может теперь подешевеет ;)
А еще были стеклянные пластины метровой величины на заре фотографии. Так что все у нас кроп, что ни возьми :)
не в 2,5 а 1,5...
Батарейная ручка такая, какой должны быть! Объектив на месте при любом хвате.
Только не понятно... матрица там не x-trans?
Здравствуйте!
X-trans это по сути набор цветных фильтров поверх самого сенсора. У Фуджи нет своего производства сенсоров. Так что скорее всего фильтры байера стоят по технологии x-trans, а сам сенсор от Sony. Это пока догадки, тестовый образец будет только в 2017-ом.
Как понял тут не будет x-trans. Обычный баер. Типа на такой матрице можно не мучиться. ;)
Честно говоря после всех тестов я так и не понял в чем польза именно x-trans.
X-trans позволяет убрать низкочастотный фильтр и получить чуть большее разрешение но не получать при этом муара. Но взамен дарит проблему с демозаиком в лайтруме.
Еще у x-trans при 100% приближении картинка не такая четкая как у кенона. Как это назваетмя, микроконтраст, попиксельная резкость? В общем, пиксельдрочерам не понравится.
Иван, ваши два тезиса противоречат друг другу.
По факту. На старых камерах с X-Trans наблюдается снижение, а не повышение разрешения. Причём муар присутствует вместе с проблемами демозаика.
К новым камерам я отношу Fujifilm X-T2. Там всё в порядке с разрешением и демозаиком. Но и бонусов особо никаких незаметно.
В целом проблема муара надумана. Она касалась старых камер с низким разрешением и отсутствием АА фильтра (типа Кодак DSLR). При нынешних разрешениях встретить муар в реальной жизни сложно т.к. на ближних расстояниях разрешение камеры от 20 Мпикс достаточно, чтобы прорисовать текстуру свитера или пиджака, а на дальних расстояниях обычно объектив не так хорош и сам работает как АА фильтр — немного «замыливает».
У меня камера Canon 5DsR без АА фильтра. И муара нет...
то что анонсирована новая камера — это интересно.
по факту — там сенсор сони такой же как у пентакса и хаселля.
цена фуджи будет точно не ниже, в районе 8000—9000долл за тушку.
х-транса вроде как не будет, хотя это и не важно, смысла в нем нет кроме ухудшения канала зеленого.
в сухом остатке — конкурент хасселю и пентаксу в те же деньги.
для остальных — звоночек что пора переползать на БЗ. ИМХО, в 2018г будет кенон 6Д Мк3 — БЗ :))) процесс пошел, М5 уже убивает бюджетные кропы ЗК никон и кенон.
Fuji по цене Hasselblad? Это что-то новое в маркетинге :)
А как же надпись «Hassel...»? Она же тоже денег стоит!
X-trans, да, не нужен. Нет смысла его поддерживать — он только удорожает камеру. Ставить его на сенсоры Sony, которые и так лучшие...? Если уж связались с Sony, то придётся играть по её правилам.
Кому конкурент это вопрос. Хассель тоже Фуджи делает :)))
А вот Pentax делает Ricoh. Но Pentax зеркальный, влагозащищенный и т.д.
Я всё-таки голосую за оптический видоискатель в любом виде. Современные электронные видоискатели в беззеркалках как ЖК мониторы начала 2000-ых. Они далеки от совершенства.
«Кропы» кэнон и никон пусть умирают. Их не было в плёночную эпоху и не нужны они. Были изобретены только на время дорогих сенсоров. Сейчас слава богу сенсоры подешевели и пора двигаться в СФ сегмент сенсоров.
«Зеркало» всё-таки не умрёт, хотя, скорее всего, сдвинется в топовый сегмент. Собственно туда ему и дорога, я им буду пользоваться и дальше.
А БЗК это будет для любителей. Хотя сейчас их активно теснят смартфоны.
Прилагаю печальную статистику рынка фотокамер.
Присоединенная картинка: