ГлавнаяZeiss Lens Official → Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться
31 911 просмотров
В этой статье 695 слов.

Колоршифт (color shift) — что такое и как с этим бороться

Если вы купили современную беззеркальную камеру, то возникает большой соблазн поставить на эту камеру не родные объективы, а что-нибудь из огромного парка легендарных объективов других брендов.
Особенно это касается камер Sony A7, Sony A7R и объективов: Carl Zeiss, Leica.

Расписывать достоинства объективов Carl Zeiss и Leica вряд ли имеет смысл, потому просто обращу ваше внимание на то, что достаточно легко можно поставить дальномерные объективы этих брендов (Leica M, Zeiss ZM) на беззеркальную камеру, рабочий отрезок позволяет.
Для того есть весьма качественные адаптеры, например, Metabones.

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Чем это чревато? Большинство дальномерных объективов разрабатывалось в плёночную эпоху и устанавливая эти объективы на цифровую камеру мы обнаруживаем преимущество плёнки над цифрой. Если плёнка не зависела от угла падения на неё световых лучей, то цифровой сенсор зависит. Чем более острый угол падения лучей, тем хуже его воспринимают фотодиоды. Свою лепту вносят AA и инфракрасный фильтры.
Чем толще эти фильтры и чем ближе задняя линза объектива к сенсору, тем сильнее нежелательные эффекты на снимке.

Нежелательные эффекты в данном случае — это колоршифт / color shift (т.е. смещение цвета) и edge smear (т.е. размазывание краёв).
Говоря простым языком края у снимка имеют посторонний оттенок и смазаны.

Объективы симметричного дизайна имеют наиболее серьезные проблемы с колоршифтом и размазыванием углов.
Связано это с конструкцией объектива, где задняя линза максимально близко подходит к матрице. У легендарного Хологона на бесконечности до плёнки оставалось всего 4.5мм!

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Hologon 15/8

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Biogon 21/4.5

Biogon 21/4.5 — расстояние до плёнки 9мм.

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Объективы для зеркальных камер конструировались в расчёте на то, что между задней линзой объектива и плёнкой находится еще зеркало (зазор около 40мм) и потому лучи там идут более полого, не вызывая проблемы колоршифта.

Итак, вот примеры фотографий, снятых на Sony A7 с объективом Zeiss Biogon 21/2.8 ZM.
Автор фото: Сергей Кочергин, который любезно ими с нами поделился для изучения эффекта колоршифта.

Zeiss Biogon 21/2.8 ZM

Zeiss Biogon 21/2.8 ZM

Zeiss Biogon 21/2.8 ZM — расстояние до плёнки 15мм.

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Оригинал фото (переведен в DNG) для тренировок удаления колоршифта
[lock]
[download id=253]
[download id=254]
[/lock]

Для того, чтобы исправить колоршифт есть несколько путей. Один из них — использование плагина для Lightroom — DNG Flat Field Plug-in.

У плагина две опции. Первая — сделать заранее фото белой стены с нормальной экспозиции на разных диафрагмах и при коррекции подгружать такой «шаблон».

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Внимание — плагин работает только с DNG файлами, потому нужно открыть RAW в вашем любимом RAW-конвертере (у меня Adobe Camera Raw) и сохранить снимки как DNG.
После чего импортировать снимок на исправление в Lightroom и зайти в меню Library->Plugin Extras->Apply External Correction.
И выбрать снимок-шаблон.

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Плагин предложил скорректировать колоршифт и виньетирование или только колоршифт. На ваш выбор.

Корректирует весьма неплохо.

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

слева: до коррекции, справа: скорректированный

Второй вариант «Interleaved correction» предполагает, что вы будете ходить с белым листом картона и снимать его каждый раз после того, как сделаете основной снимок. С одной стороны не нужно запоминать на какой диафрагме вы сняли конкретный снимок, чтобы подобрать шаблон, а с другой стороны куча лишних снимков и геморрой с листом.
На мой взгляд проще подготовить папочку с шаблонами.

Так стоит ли ставить дальномерные широкоугольные объективы около симметричного дизайна на Sony A7 / Sony A7R ?

Я бы сказал, что эта практика на большого любителя. Скорректировать снимки можно, но только если вы снимаете на невысоком ISO. Если ISO Высокое, то убирая виньетирование (а эти объективы характерны сильным виньетированием) вы можете получить искажения цвета из-за шумов.
Если не убирать виньетирование, то пользоваться можно. Заодно будет скрываться смазывание углов. Но, честно говоря, такое сильное виньетирование несколько раздражает.

Замечу, что цифровые камеры семейства Leica M лишены данного недостатка. Одним из способов, которым удалось побороть эффект колоршифта и размазывания углов снимка — тонкие АА и ИК фильтры.

Колоршифт (color shift) - что такое и как с этим бороться

Графики из работы H.H.Nasse, Zeiss Camera Lens Division.

Как видите, потрясающие характеристики этого объектива сильно портятся на обычной беззеркалке с толстыми фильтрами. По графику видно сильное размазывания краёв снимка (внимание на пунктирные линии). Графики приведены для сенсора APS-C (кроп), т.к. здесь заканчивается на 15мм. А теперь представьте, что будет на полном кадре...

Что делать, если хочется поставить мануальный широкоугольник на Sony A7 / Sony A7R?

Всегда есть путь — использование ретрофокусного широкоугольного объектива, к которым относятся все объективы для зеркальных камер и некоторые дальномерные широкоугольники.
С некоторыми дальномерными широкоугольниками эффект колоршифта заметен меньше, чем с другими — заранее протестируйте.

Итоги

С колоршифтом на беззеркалках Sony A7 / A7R можно и нужно бороться. Есть еще программы типа Colorfix и возможность устранять колоршифт вручную в фотошопе.
Но есть ли в этом смысл, если такой отличный объектив сильно ухудшает свои характеристики и по резкости углов?
Я бы рекомендовал использовать дальномерные объективы около симметричной схемы на камерах Leica M. Например, Leica M9 в варианте б.у. стоит относительно недорого (для камер Leica само собой).
Там подобные объективы покажут свои потрясающие характеристики в полной мере.

А для Sony A7R оставим ретрофокусные зеркальные объективы.

Бонус

From the series of articles on lens names: Distagon, Biogon and Hologon
by H. H. Nasse

Из серии статей об объективах ZEISS: Distagon, Biogon и Hologon

плагины DNG Flat Field Plug-in, Adobe DNG Recover Edge plug-in — ссылка будет позже

Не забывайте, пожалуйста, нажимать "поделиться" Вконтакте, Фейсбуке, Гугл+ и т.д., а также оценку 5*, если вам понравилась статья!
Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (25 votes, average: 4,92 out of 5)
Загрузка...

Если вы также хотите смотреть мои видеоматериалы, то подписывайтесь на мой канал
 Здесь мой инстаграм, можно посмотреть над чем я работаю в текущий момент
 Я на Facebook - здесь основные анонсы моих статей
 Я Вконтакте, здесь бываю реже, но тоже бываю
 Подписаться на RSS ленту
Рекомендовать

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • тесты обьективов и фотокамер
  • статьи по истории фототехники
  • секретные приемы фотосьемки
  • проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гости могут загрузить 2 картинки (можно отметить кликами левой кнопкой мыши на названиях файлов, с зажатой клавишей Ctrl), размером не более 800KB каждая. Картинки должны быть форматов jpeg, pjpeg, png.

46 thoughts on “Колоршифт (color shift) — что такое и как с этим бороться

  1. Добрый день! У меня А7м2 и я было нацелился на покупку CZ Biogon 28/2.8 от системы Contax G. Подскажите пожалуйста, будет ли на этой связке колор шифт?

  2. Добрый вечер! Sony выпустила новую камеру – Sony A7R mark II

    Чем она интересна в рамках данной статьи – это первая в мире камера с полнокадровой матрицей по технологии BSI (на картинке).

    Вкратце это означает, что фотодиоды располагаются теперь значительно ближе к поверхности матрицы и это должно значительно уменьшить эффекты потери резкости и color-shift'a, о которых идёт речь в статье.

    Статей по этой теме о новой камере найти, к сожалению, пока не удалось.

    Если кто найдёт обсуждение и примеры фотографий по теме – оставьте, пожалуйста, здесь ссылки.

    Присоединенная картинка:

    • Здравствуйте, Василий! Спасибо за информацию. Постараюсь достать камеру на тест и написать о ней статью. Мне тоже интересно, что даст новая матрица.

      • Кстати, если тут кто ещё не знает – на Sony A7S практически отсутствует всё вышеописанное (color-shift) – нет изменения цвета, виньетирование слабое, а потеря резкости обыкновенно не превышает таковую у Leica M9 и M240.

        Т.е. на данный момент, кроме самих камер Leica, Sony A7S лучшая камера для лейковских линз и других Leica M mount (Voigtländer, Carl Zeiss).

        Довольно малоизвестная у нас информация, да и на западе не все знают – A7S многие воспринимают как видеокамеру, а у нас так и вообще фотографы стереотипами думают, беззеркалки всерьез не воспринимают.

  3. Дмитрий, можете еще подсказать почему около фонарей такие ореолы, Fuji Х-А1объектив Fujinon XC 16-50 мм F/3.5-5.6

    стекло на объективе чистейшее, фильтра нет на объективе, снято со штатива, экспозиция влияние особо не оказывает, угол направления съемки тоже не дал ничего. Светильники которые светят ярко белым светом — натриевые светильники. Что можете подсказать. Спасибо.

    Присоединенная картинка:

    • Здравствуйте, Виктор!

      Если бы вы не сказали, что фильтра нет, то я бы подумал, что фильтр. Чаще всего с ними такие проблемы (блики-переотражения).

      Но остается только вариант — сам объектив.

      Он у вас с блендой? На какой диафрагме снято?

      • Снимал на диафрагме 5.6 / 8 / снимал и с блендой и без бленды, с фильтром и без фильтра разницы не увидел в лучшую сторону.

        • Значит проблема в объективе. Не то, что он бракованный, а скорее не очень хороший.

      • Здравствуйте. Не могут ли эти ореолы быть вследствие переотражения от матрицы?

        • Нет. матрица как «абсолютно черное тело». Она поглощает все, что на неё падает. Лишний заряд дренирует (электрический дренаж)

    • Сделайте такой же снимок с максимально открытой диафрагмой. Техника получения лучей как раз и состоит в прикрытии диафрагмы.

  4. здесь снимок с колоршифтом, Fuji Х-А1объектив Fujinon XC 16-50 мм F/3.5-5.6 , на объективе стоит Ультрафиолетовый фильтр Маруми. Здесь вся система родная а колоршифт есть.?

    Дмитрий, можете еще подсказать почему около фонарей такие ореолы, Fuji Х-А1объектив Fujinon XC 16-50 мм F/3.5-5.6

    стекло на объективе чистейшее, фильтра нет на объективе, снято со штатива, экспозиция влияние особо не оказывает, угол направления съемки тоже не дал ничего. Светильники которые светят ярко белым светом — натриевые светильники. Что можете подсказать. Спасибо.

    Присоединенная картинка:

    • По колоршифту. Честно говоря я затрудняюсь сказать на 100%, что это именно колоршифт, хотя какой-то паразитный фиолетовый цвет присутствует почти на всем снимке.

      У вас так на всех снимках?

      Вряд ли на родной камере такой колоршифт.Попробуйте без фильтра. Мало ли...Но вряд ли.

      Про фонари ответил выше — похоже на переотражение в объективе. Попробуйте с блендой.

      Фонари влияют на спектр, но не на силу переотражений. Бленда желательно с черной бархатистой внутренней поверхностью. Ради эксперимента можно даже вставить туда бархат, если его нет изначально.

      • Дмитрий, если вы говорите о переотражении лучей света от бленды, но я снимал и без бленды, результат остался прежним, тогда и нет смысла клеить на бленду бархатистый материал. Что скажете. Гарантия на сам аппарат 2 года, в феврале 2015г. будет год, скажите есть смысл занести его в сервис, или там могут сделать так, что будет еще хуже. У нас в городе от Фуджи есть авторизованный центр.

        • Виктор, я имел в виду переотражения внутри объектива. Эти блики имеют форму диафрагмы, что напоминает использование объектива старого типа, без качественного мультипросветления. Т.е. часть потока световых лучей переотражается от линз и путешествует внутри как попало.

          Давно такой проблемы на современных объективах не наблюдал, только на старых. Но сейчас удешевляют производство...

          Бленда обычно помогает, т.к. не даёт лучам заходить под очень острыми углами во фронтальную линзу и переотражений становится меньше. Попробуйте также снимать на дальнем конце объектива (50мм) — меньше ли будет этих бликов?

          Судя по всему это проблемы объектива и скорее всего их уменьшить можно только таким образом. Или менять объектив (не камеру).

          По поводу фиолетового снега заочно не могу сказать в чём дело. Но в сервисе я бы спросил. Скорее всего ни сошлются на то, что «беззеркалка начального уровня, а что вы хотели?»

          В данном конкретном случае со снегом фиолетовый оттенок можно поправить в Adobe Camera Raw и аналогичных программах, уменьшив насыщенность фиолетового в снимке, но это не дело, конечно. Вы настройки никакие не делали через меню? Имитацию пленки или что-то подобное...?

      • Я так думаю, если ореолы есть около фонарей , они должны быть и при съемке обычных лампочек. Вот снял, ISO 1000, F/5.6, фокусное 16мм, EV = -1, Мультизамер, выдержка 1/9 сек, стаб включен. На объективе стоит бленда и фильтр Кенко, разницы не было никакой, что с фильтром, что без фильтра, что с блендой что без нее. Поэтому мне не понятно, дома снимаешь нет (Зайцев) на улицу Зимой выходишь — есть?.

        Присоединенная картинка:

        • Здесь тоже есть, просто Вы не видите. Замените плафоны на точечные источники, удалите от белого потолка и получите свои любимые ореолы. Физика наука точная и эксперименты должны быть «чистыыми». Эти пятна — переотражения от поверхности линз. Они родственники зайцев и «потери контраста» при контровом освещении и всегда будут сопровождать данный конкретный объектив вне зависимости от наличия бленды. ((((

  5. Здравствуйте. В сети была информация, что SONY разработала и уже доводит до ума изогнутую матрицу, вероятно будет новый тип беззеркалок с новыми же объективами, теоретически — новая ступень качества фотографии, как Вы думаете?

    • Здравствуйте, Сергей!

      Идея хорошая, но как она будет реализована — большой вопрос. К примеру в этой статье вы видите, что Sony не Leica. И дело не в том, что Sony не знала про эту проблему. Просто пока не смогла проблему решить.

      Одно дело заинтриговать, а другое — выпустить хорошо работающий девайс.

      Например, Sigma делает камеры с очень интересным сенсором Foveon, у которого разрешение матрицы гораздо выше, чем у обычных матриц Байера (Canon, Nikon, Sony и т.д.), но у этого сенсора и камер Сигмы свои недостатки, которые вот уже много лет делают эти камеры уделом эксцентричных людей. Камеры не становятся массовыми.

      Плюс еще момент — какие будут объективы для этой новой камеры с изогнутым сенсором? У всех объективов задняя линза разного диаметра и выпуклости. Соответственно и искажения разные. Как это учесть? Камера будет работать только с «родными» объективами?

      Много вопросов — мало ответов. Думаю, говорить о такой камере всерьез — рановато.

      P.S. К примеру, у Canon еще в 2008г. был разработан сенсор на 150 Мпикс, а мы до сих пор имеем только 22 Мпикс в камере.

  6. Из своего опыта:

    Установкой ретро фокусного объектива на беззеркалку теряется основное преимущество решения — компактность.

    А качество снимка получается на уровне хорошего китового зума. Только центр более резкий.

    Ю-12 — более компактный и дешевый вариант, чем ретро фокусный объектив. Если хочется дешевого широкого угла — с резким центром — вполне приемлемый вариант. Особенно для ч/б. Жаль, он не во все камеры влезает.

    • Алексей, компактность всё равно выше, чем если тот же объектив использовать с зеркальной камерой.

      «А качество снимка получается на уровне хорошего китового зума. Только центр более резкий.» — этот факт не понял. Почему? Не вижу никаких причин.

      Юпитер-12 точно не во все влезет. У меня был Олимпус, в который он не влез. Потому был продан.

      Рзекостью он не блещет... Что по центру, что по краям. Так что там можно и виньетирование «замылить» и колоршифт. Компактно? Да. Качество современной оптики? Нет. Люди же на 24мпикс и 36мпикс ставят... Явно ожидая получить эти мегапиксели (или что-то близкое).

      • Получается, что на камеру нет широкоугольных объективов. Отсюда вытекает идея использования зума с широким углом.

        Из советских. Ю-12 cтоит 1500 руб. Ничего дешевле нет. Выпускался в черной версии и в белой. Если хотите резкость (в центре), то лучше ранний белый. Если цвет, то лучше поздний черный. Мало камер, в которые влезает задняя линза.

        Орион-15 заметно дороже. Углы кадра получаются не просто темные, смещены по цвету. Ставится на беззеркалку без проблем.

        Получить 36 мегапикселей очень сложно. Нужен действительно очень качественный и правильный объектив. И, желательно, штатив.

        Что подразумевевается под термином «качество современной оптики»?

        • Под качеством современной оптики подразумевается, например, упомянутый в статье Zeiss Biogon 21/2.8 ZM. И есть целый набор современных широкоугольников высокого разрешения у Цейса (дальномерных и зеркальных).

          • Аркадий, что уж вы так сурово :) Аццкий он на Sony А7, а на родном Киев-4 вполне себе неплохой для своего времени...

            На Киев-4 он, кстати, фокусируется специальным колесиком на корпусе камеры...

            У него еще должен быть плюс в малой дисторсии благодаря симметричной схеме, но я это не заценил т.к. на пленку снимать было лень.

            Присоединенная картинка:

  7. Дмитрий,

    Может дополнить статью сравнением с современными объективами?

    • Алексей, вроде в статье упоминается вполне современный Zeiss Biogon 21/2.8 ZM...

      Другого примера (жертвы соблазна взять маленький дальномерный объектив и поставить на Sony A7) пока нет.

      Есть знакомый (Дмитрий Силин) с Zeiss Biogon 28/2.8, но там он на Leica M9 используется и проблем не наблюдается. Если Дмитрий нас читает, то может прокомментирует.

        • Алексей, нет, еще более симметричная. Как раз у Biogon T* 2,8/21 она немного изменена, а у Biogon 28/2.8 ближе к классике. Ретрофокусные у Цейса принято называть Distagon, от слова «Distance», т.е. дистанция до пленки/сенсора. Gon — угол, в смысле — широкоугольный.

          Забыл упомянуть в статье — симметричную схему изобрел наш соотечественник — Русинов, про которого вы, наверное, уже слышали.

          картинка — оптическая схема Biogon 28/2.8

          Присоединенная картинка:

          • Мне казалось, что симметричные руссары получились как-то так: Перископ -> topogon -> руссар.

  8. Здравствуйте. Хочется поставить на а7 широкоугольный светосильный хороший мануальный объектив. Рассматриваю Voigtländer, скажите пжст, с этим объективом я так же столкнусь с проблемой color shift (или сдвиг будет незначительным)? Какая альтернатива? Спасибо.

    • Татьяна, здравствуйте!

      Скорее всего столкнетесь. Значительность сдвига — субъективна. Я на вашем месте не стал бы рисковать «значительно/незначительно».

      Альтернатива — взять широкоугольный объектив от зеркальной камеры. Там точно колоршифта не будет. И скорее всего значительно будет меньше виньетирование.

      Если очень хочется дальномерный объектив, то нужно или дождаться камеры от Sony с тонкими фильтрами на сенсоре или взять Leica M. Т.к. кроме колоршифта еще теряют резкость края снимка, что весьма печально наблюдать на таких отличных объективах, как представленный в статье.

  9. Дмитрий, вам бы выкладывать фото в оригинальном размере по клику, а то совсем не видно на фото, где там колоршифт или еще что :)

    • Василий, в полном размере фото весит более 20мб. Не у всех оно даже откроется. Приложил фото к статье отдельно. Можно загрузить и оценить колоршифт на все 24 Мпикс.

      В том числе и шаблон для его устранения.

      Мне так виден колошифт даже без увеличения...

    • Спасибо! Теперь не буду покупать Юпитер 12 у него задняя линза почти у матрицы

Страница 1 of 11