Здравствуйте, друзья!
Сегодня немного необычный обзор для моего сайта, а именно обзор радиомикрофонов. Изначально мой сайт был чисто по фотографии, но времена меняются и как бы мы не хотели остаться только фотографами нам приходится иногда идти в ногу со временем и меняться, осваивая профессию видеографа. Я начал профессионально заниматься видеографией в 2019-ом году и не сразу понял насколько важен звук т.к. меломаном я не являюсь. Но мой друг Ростислав, который работал звукорежиссером относился к этому вопросу по-другому и в нашей маленькой команде именно он за звук и отвечал. Так мы начали с радиомикрофонов BOYA, хотя для себя видеоролики я продолжил снимать на проводные «петлички». Прошло время, мы проапгрейдились до более миниатюрных и качественных радиомикрофонов Comica BoomX-D D2 (2TX+RX). И только получив в личное пользование радиомикрофоны я оценил сколько же я терял когда у меня их не было! Даже при простейшем использовании когда снимаешь сам себя тебе приходится просовывать провод от проводной петлички под футболкой и это мало того что не очень удобно, но и рискуешь забыть о микрофоне и дернуть за провод камеру. А камера может не устоять на штативе и упасть.
Так что сегодня я расскажу не только о Saramonic Blink 500 PRO B2, но и поделюсь вариантами использования радиомикрофонов, сделаю их тест, сравню с Comica BoomX-D D2 и опишу свои впечатления т.к. пользуюсь Saramonic Blink 500 PRO B2 уже достаточно давно чтобы сделать выводы об их работе.
Saramonic Blink 500 PRO B2
Внешний вид, конструктив и эргономика
Комплект радиомикрофонов поставляется в красивой коробке, которую не стыдно подарить в качестве подарка кому-то близкому. Надо сказать, что китайские производители сейчас выходят в плане рекламы на новый уровень. Они понимают что это очень важно и у них часто можно увидеть лучше дизайн упаковочной коробки, лучше снимки изделия на сайте и лучше рекламные 3D рендеры.
Я взял комплект где два передатчика и один приёмник т.к. один из жанров моей видеографии это бизнес-интервью и в планах еще делать интервью по фотографии для сайта, а в интервью участвует, как минимум, два человека.
Внутри обычной красочной коробки вторая, чёрная с лаконичной надписью Saramonic. Черная коробка с магнитной крышкой, а внутри уплотненный поролоном лежит чёрный нейлоновый чехол.
В чехле стильный пластиковый бокс парой кнопок.
В боксе всё тоже более чем симпатично — лежат на зарядке все три девайса: два передатчика (TX) и один приёмник (RX). Каждый девайс должен лежать в своей «кроватке», в зарядку приёмника не вставить передатчик и наоборот. Индикаторы под каждым прибором показывают что с ним сейчас происходит. Он горит красным если прибор заряжается и зеленым если зарядился. А сам бокс это Powerbank, который может заряжать ваши устройства если вы далеко от розетки.
Здесь важное отличие от той же Comica, где нет повербанка. В целом, решение хорошее. Особенно для тех у кого нет повербанка и кроме того внутри повербанка устройства точно будут целыми и не сломаются в рюкзаке.
Каждый девайс оснащён ЖК дисплеем, который показывает заряд устройства и его текущие настройки.
На экране приёмника вы видите заряд приёмника и обоих передатчиков, а также уровень сигнала и другие данные.
У той же Comica уровень заряда обоих передатчиков не показывает и это важное упущение. Зато показывает уровень сигнала в процессе записи — за это плюс. Каждый бренд со своими особенностями, даже ЖК экраны сильно разные.
Экран Comica не такой яркий как у Saramonic Blink 500 PRO B2, но цветной. У Saramonic Blink 500 PRO B2 экран монохромный.
В целом, корпус Saramonic Blink 500 PRO B2 более эргономичный и компактный.
Передатчик у Saramonic Blink 500 PRO B2 тоже более эргономичный и компактный. Более того, в этой версии на него можно крепить ветрозащиту!
С правой стороны видно крепление ветрозащиты. Она вставляется в отверстия пластиковыми креплениями.
У Comica принцип крепления ветрозащиты какой-то дикий, как надевание носка. Натягивать ветрозащиту у Комика на квадратный микрофон не очень удобно.
В комплекте всё самое необходимое:
— петличный микрофон (2шт)
— поролоновая ветрозащита (2шт)
— кабель соединения камеры с приёмником (1шт)
— кабель соединения приёмника со смартфоном (1шт)
— кабель USB type C на обычный USB-A для зарядки повербанка
— кабель micro USB на обычный USB-A для зарядки передатчиков и приёмника отдельно от повербанка
— меховая ветрозащита (2шт)
— инструкция
Вообще хотелось бы еще два шнура micro USB зарядных для комплекта т.к. девайса три, но учитывая наличие повербанка где они все втроем заряжаются, думаю, это несущественно.
Когда я пользовался радиомикрофонами Comica и Saramonic параллельно у меня как раз был вопрос что удобнее, т.к. Comica на зарядке представляла собой один адаптер на несколько выходов USB и три шнура, а Saramonic подключался закрытым боксом. В целом, я пришёл к выводу что подключать бокс удобнее. Кроме того что там только один провод нужен, бокс еще обеспечивает надежное соединение контактов при зарядке, а если просто на Micro USB висят микрофоны, то шанс что один из девайсов случайно отсоединится выше.
Технические характеристики
модель приёмника | Blink500 Pro RX |
---|---|
Частота сигнала | 2.4GHz |
Тип модуляции | GFSK |
Дальность работы | до 100 м |
Аудио выход | 3.5 мм jack |
Выходной уровень сигнала | –60 dBV to -20dBV |
Источник питания | Встроенная Li-ion батарея или Micro USB DC 5V или контакты у повербанке |
Длительность работы от батареи | 8 ч |
Тип антенны | PIFA Antenna |
Вес | 32 г |
Размеры | 56×38×29.4 мм |
Рабочие температуры | 0℃ to 50℃ |
Температура хранения | -20℃ to +55℃ |
В современном мире весь эфир забит какими-то радиопомехами, одни устройства мешают другим. Частота 2.4 ГГц сейчас очень часто используется. Это и Wi-fi и куча разных устройств. С другой стороны, это разрешенная для гражданского использования частота, которая имеет довольной большой диапазон работы (сравним с 5 ГГц, например).
Т.е. потенциально помехи от разных устройств вы словить можете, но зато на более-менее свободных пространствах у вас будет приличная дальность работы. Учтите, что устройства на 2.4 ГГц должны работать не будучи перекрытыми одеждой и т.п.
На типе модуляции я останавливаться не буду, это выходит за рамки статьи.
Дальность работы указана до 100 м и это очень хороший показатель. Я протестирую его.
У меня есть идеи когда нужна еще бОльшая дальность работы, но на ум приходят, в основном, горы и связь улица-верхние этажи здания. Т.е. это довольно экстремальные условия использования и они не для обычных радиомикрофонов.
Кроме линейного выхода, который идёт на камеру или на смартфон, у приёмника есть выход на наушники чтобы вы могли контролировать есть звук или нет.
Длительность работы от батареи составляет 8 часов и этого хватит для любого интервью. По моему опыту интервью длятся около 3 часов если всё нормально организовано. Через 3 часа устают все :) и никто уже не хочет ничего говорить.
Вес очень маленький, как и размер. Предполагается работа при температурах от 0℃, но я смело пошёл пробовать при небольших минусовых. Производитель обычно указывает температуры «с запасом», да и лишь потому что при этих температурах гарантируются указанных технические характеристики (например, время работы), а если уменьшается только время работы, то использовать можно.
Модель передатчика | Blink500 Pro TX |
---|---|
Частота сигнала | 2.4GHz |
Модуляция | GFSK |
Дальность работы | до 100 м |
Мощность передатчика | 10mW |
Polar Pattern (диаграмма направленности микрофона): | Omnidirectional |
Диапазон частот | 50Hz-18KHz |
Maximum SPL (величина звукового давления): | Built-in Microphone:120dB SPL Lavalier Microphone: 110dB SPL |
Чувствительность | Built-in Microphone: -39dB Lavalier Microphone: -39dB |
SNR (сигнал/шум): | >78dB |
Референсный уровень сигнала | -30~42dBv MIC input,0 dB attenuation |
Источник питания | Встроенный Li-ion аккумулятор или питание от Micro USB DC 5V или контакты повербанка |
Ресурс встроенного аккумулятора | Примерно 8 часов |
Аудио входы | 3.5mm TRS Lavalier Mic/Line – in Input или встроенный микрофон |
Размеры, мм | 56.5×38×26.1 |
Рабочая температура | 0℃ to 50℃ |
Температура хранения | -20℃ to +55℃ |
Передатчик имеет диаграмму направленности Omnidirectional, что на русском будет «круговой» или всенаправленный. Плюс такого микрофона в том что он записывает со всех направлений, не нужно его точно направлять на источник звука. Можно также записывать сразу нескольких человек, например.
Минус «вытекает» из плюса — микрофон записывает звук вокруг и потому если вы снимаете блог, а вокруг бегают и кричат дети, то их голоса тоже будут записаны. Но для любительского использования всенаправленный микрофон лучше т.к. не имея достаточного опыта на направленном микрофоне вы можете поставить его неправильно и он заглушит и обрежет частоты, а также для него нужно контролировать расстояние до источника звука, иначе будут усиливаться нижние частоты. А вы ведь вешаете петличку как вам удобно, да?
Диапазон частот 50Hz-18KHz мог бы быть больше. Человеческое ухо в идеале слышит от 20Hz-20Khz, но уши у нас часто не идеальные и я никаких проблем с частотой звука не заметил. Может заметил бы музыкант, но я не он :) Для блогов, интервью и прочего подходит без ограничений.
Величина Maximum SPL характеризует звуковое давление, которое микрофон может выдержать выдавая сигнал почти без искажений.
В реальной ситуации обычного человека выйти за пределы SPL 120dB маловероятно. Вы скорее себе уши травмируете чем превысите этот порог. Кому нужно больше? Тем кто использует направленные микрофоны для записи музыкальных инструментов. Некоторые инструменты типа барабанов и бубнов могут превысить этот порог. Но там направленный микрофон отдельно записывает инструмент и с человеком не связан.
Значение SNR (сигнал/шум) у Saramonic Blink 500 PRO B2 >78dB очень хорошее. Это говорит о том что сам микрофон «не шумный» (готов подтвердить).
Вариантов питания радиомикрофона много и в том числе проводом Micro USB. Главное, что можно его подзаряжать в момент работы! Вот это по-настоящему круто т.к. передатчик потенциально бесконечной работы если подключить к сети. Или хотя бы к маленькому незаметному повербанку.
8 часов работы от встроенного аккумулятора очень большой показатель. Столько даже длинное интервью не длится (это же целый день!). Но важнее первый пункт о подзарядке, т.е. и 8-ю часами работа тоже не ограничена. Минус я тут вижу (да, немного параноиком с возрастом стал) в несъемных аккумуляторах. Раньше многие радиомикрофоны были с пальчиковыми аккумуляторами и их можно было легко поменять на новые. Соответственно, устройство становилось почти вечным. А в Saramonic Blink 500 PRO B2 и других компактных радиомикрофонах аккумуляторы несъемные. Я подумал над этим фактом, но сейчас такой ритм жизни что никто не знает что будет лет через 5 когда эти аккумуляторы «просядут». Кроме того, все устройства завинчены обычными винтами (привет айфонам!), так что обычная отвертка с длинным жалом подойдет, а на Алиэкспресс, наверняка, есть аналог используемого аккумулятора. Так что планирую пользоваться им долго :)
Тип оборудования | Saramonic Blink500pro зарядный кейс |
---|---|
Требования по питанию | USB-C port (5V/1.5A) |
Ёмкость аккумулятора | 3000mAh |
Время зарядки | 4 часа |
Вес | 268 г |
Размеры | 165.8×102.9×39.7 мм |
Рабочая температура | 0°C to 50°C |
Температура хранения | –20°C to +55°C |
Самый спорный предмет в комплекте это чехол-повербанк. С одной стороны он весьма стильный и в нём надежно транспортируются передатчики и приёмник. Плюс он подзаряжает их в процессе транспортировки, что тоже весьма удобно! Бывает едешь на съемки и вдруг вспоминаешь, что давно микрофоны не заряжал (они ведь очень долго работают). А потом вспоминаешь, что они заряжаются прямо сейчас находясь в кейсе, так что на месте съемки будут заряжены полностью. Повербанк у меня, как правило, заряжен. Я его ставлю на зарядку сразу по возвращении домой после съемок.
А спорным его наличие делает то что он стильный, но легко царапается. Для него есть отдельный нейлоновый чехол, но нет чехла для остальных «прибамбасов». Т.е. микрофоны, ветрозащиту и провода класть непонятно куда. Зато есть «чехол в чехле» :) Надеюсь, в будущих версиях производитель сделает один чехол на все предметы комплекта. И да, картонная коробка в качестве чехла не подходит т.к. она прямоугольная и громоздкая. Нужен нейлоновый чехол чуть побольше размером. Такие чехлы продаются на Али, так что тут проблем нет. Кстати, у Comica, которым я пользовался до Saramonic и был такой чехол с Али.
Ёмкость повербанка в 3000 mAh не слишком много как для повербанка, но для таких мелких устройств более чем хватает. В любом случае я с собой вожу другой повербанк на 20000 mAh, а все устройства Saramonic позволяют зарядить их шнуром.
Кстати, про шнуры. У повербанка Saramonic интерфейс USB type-C.
Но у самих передатчиков и приёмника интерфейс micro USB.
Можно было бы оптимизировать в следующей версии на один вариант шнура. В реальной же жизни я повербанк на съемках не заряжаю, но можно придумать случай когда это нужно. Например, он позволяет заряжать сразу три устройства, а чтобы зарядить каждый в отдельности нужно три шнура micro USB! Так у меня Comica на трёх шнурах и висела. Так что по идее нужно бы заряжать повербанк сразу — меньше шнуров.
Тест на природе
Для тестирования на природе я отправился на Финский залив. Там много пространства и удобно отмерять расстояние до камеры. Да, это неплохие условия для записи на радиомикрофон т.к. нет радиопомех, но, в любом случае, при записи на природе вы постараетесь записывать там где помех будет немного. Тем не менее я постараюсь проверить дальность работы радиомикрофона чтобы узнать его предел в таких вот неплохих для него условиях.
Результат:
— без перекрытия дальность работы ~100м
— с перекрытием собственным телом дальность работы ~15м
На мой взгляд результаты весьма приличные. Мне за глаза хватает для съемок.
Ниже видеообзор снятый на Финском заливе с радиомикрофонами. Было ветрено. А на заливе снимал ради драматичной картинки за спиной :)
И, конечно, я использую его при своих тестах. Записываю комментарии к тестовым видеороликам.
Тест в студии
В качестве теста в студии я предлагаю послушать звук моих обзоров, в которых использовались данные радиомикрофоны.
Оба записаны в режиме стерео на один микрофон и потом не скопирован звук во второй канал — сорри. Но качество звука это оценить не мешает. Прошлые модели писали звук в один канал (моно) и потому важно что Saramonic Blink 500 PRO B2 умеет писать каждый передатчик в отдельный канал, что позволяет на постобработке звука чистить его от шумов и настраивать уровень отдельно для каждого собеседника.
Впечатления от работы с Saramonic Blink 500 PRO B2
Впечатления самые положительные. До того как обзавестись радиомикрофонами я долгое время пользовался проводными петличными и думал что раз контакт проводной более надежный, то это самый оптимальный вариант. Причем меня не убеждали даже наши съемки коммерческого видео потому как звуком я сам там не занимался, а был только оператором и ведущим. Но когда я попробовал радиомикрофоны, то понял сколько же я терял. Стоит вспомнить проводной петличный микрофон, который я забыл отстегнуть и двинулся в сторону от камеры — это закончилось отломанным разъемом микрофона, который я потом припаивал. Мне повезло что камера стояла на тяжелом студийном штативе (~7кг). И такие случаи повторялись время от времени т.к. по время съемки я думаю о том что буду говорить, а не о том пристегнут у меня микрофон или не пристегнут.
На радиомикрофоны меня подбил мой друг Ростилав, который и занимался в нашей команде звуком. Насколько же стало удобнее! Наконец мне не мешал этот вездесущий провод и не было риска что-то уронить или сломать.
Перед покупкой Saramonic Blink 500 PRO B2 я посмотрел кучу видеообзоров о том какая система лучше.
Выводы, к сожалению, кардинально разные. Кто-то говорит что система отличная, но толком не тестирует, а кто-то ругает и говорит что вообще с перекрытием не работает. Я понял что нужно брать и пробовать. Так что взял и попробовал. И для моих нужд по съемке интервью и видеоблогинга радиомикрофоны Saramonic Blink 500 PRO B2 отлично подходят.
Китайцы научились делать не только красиво, но и достаточно качественно. Я раньше был принципиальным поклонником европейских и американских товаров, но на сегодняшний день у меня хватает оборудования сделанного в Китае тоже. И не потому что оно дешевое, а потому что оно хорошо выполняет свою функцию. Конечно, нельзя говорить в общем про всё сделанное в Китае, нужно тестировать каждую конкретную вещь. Причем тестировать в условиях, в которых вы будете снимать.
Можно радиомикрофоны тестировать под ЛЭП и некоторые так и делают, я видел. Но зачем? Даже селиться под ЛЭП это какая-то дичь несовместимая со здоровьем, а уж записывать звук под ЛЭП на радиомикрофоны станет только человек, который заранее хочет поставить устройство в какие-то нестандартные условия чтобы показать что оно работает плохо.
Если вдруг вам нужно записать звук в железной клетке, или сидя на ферме ЛЭП, то используйте проводные микрофоны — они будут более надежны :)
Радиомикрофоны используют радиосигнал, на который влияют толстые бетонные стены, железные конструкции вокруг и всякие электрические наводки. Но в нормальных условиях радиомикрофоны работают хорошо. Нормальные условия я представляю себе как запись на каком-то вменяемом расстоянии (до 50м) когда есть прямая видимость человека и он не перекрывает собой приёмник. Конечно, можно на близком расстоянии работать и перекрывая приемник, Saramonic Blink 500 PRO B2 это позволяет и это вы видите в тесте.
Итоги
Смело рекомендую Saramonic Blink 500 PRO B2 для коммерческих и домашних съемок.
Эти радиомикрофоны достаточно чувствительные, компактные, долго держат заряд и в комплекте удобный повербанк в котором их можно транспортировать. Для меня одним из важных моментов была индикация заряда передатчиков на приёмнике. Потому что когда долго снимаешь интервью (бывает 2-3 часа) хочется видеть насколько уже сели передатчики и не нужно ли сделать перерыв чтобы их подзарядить или заменить.
Иначе вы должны внимательно смотреть на индикацию звука на камере, она может внезапно остановиться ввиду того что один из передатчиков разрядился. А вы при этом будете думать то ли контакт пропал, то ли что... А люди, которых вы снимали при этом продолжают говорить и получается очень непрофессионально.
Лучшая ли это в мире система? Ну, наверное, нет. Есть радиомикрофоны гораздо дороже. Но из систем среднего уровня это очень приличный вариант и я весьма доволен пользуясь ими.
Плюсы
— большая дальность работы
— компактность
— индикация заряда передатчиков на приёмнике
— удобное крепление ветрозащиты
— удобное крепление приёмника на камеру
Минусы
— отсутствие шнура для айфона в комплекте. Нет шнуров ни Lightning, ни USB Type-C (но можно докупить фирменные кабели-переходники)
— нет индикации амплитуды сигнала передатчиков на приёмнике
— нет карты памяти
— несъемные аккумуляторы