Здравствуйте, друзья!
Cегодня поговорим о новой серии светофильтров, которые многим очень покажутся полезными. Светофильтр, который отсеивает световое «загрязнение» на ваших снимках.
Описание светофильтра
В нашем бурно развивающемся мире стало довольно светло и даже отъехав от города на 100 км вы можете столкнуться с тем, что ночь вовсе не чёрная, в где-то в стороне висит фонарь, который светит на всю округу. Причем глаз адаптируется и вам кажется что ночь черным-черна, а снимок какой-то белесый...
Вы можете не понимать причин этой белёсости долгое время и пытаться «докручивать» контраст ночного снимка в Adobe Photoshop, но если вам сказать что существует светофильтр, который эффективно почистит вам ночное небо от этой неприятной «дымки»?
О... я уверен что вы сразу поймете о чём речь и захотите такой светфильтр. Но будем двигаться по порядку.
Из описания светофильтра мы видим что он фильтрует свет натриевых и ртутных ламп, которые часто используются при освещении трасс.
Удалось снять реальный график пропускания на спектрометре.
Спектрометр Ocean Flame, диапазон 189-850нм.
Измерения производились в ALROSA Technology — компании группы АЛРОСА, занимающейся разработкой и производством приборов для инспекции алмазов
от 10 нм до 400нм — ультрафиолетовый спектр света.
от 400 нм до 750 нм — видимый диапазон спектра.
Как видим, светофильтр не пропускает спектр с длиной волны 300-370 нм и 560-600 нм. Флюорисцентные лампы все немного разные (он созданы чтобы уничтожить наши глаза судя по сильно дискретному спектру), но у них у всех пики излучения как раз примерно в этом диапазоне. Так что в теории всё правильно, теперь проверим на практике.
Испытание светофильтра в деле
Для того чтобы испытать светофильтр я отъехал от города на 100 км и удалился от трассы, потому что я не большой любитель снимать ночное небо там где паразитного света очень много.
Из широкоугольных объективов у меня был Canon EF 17-40mm f/4L USM и обычная камера Canon 5DsR.
Для начала я снял небо в целом используя широкий угол и посмотрел чем мне может помочь фильтр HOYA Softon A, который я тоже приготовил по случаю съемки звездного неба.
Возможно не все знают, но фильтры с софт-эффектом увеличивают особенно яркие звезды, что позволяет сделать картинку намного интереснее.
Как видите — разница большая и HOYA Softon A крайне рекомендуем для съемки звездного неба...
Теперь возьмём фильтр HOYA Starscape и на фокусном расстоянии 40 мм попробуем его.
Я приложил гистограммы снимков чтобы вы могли увидеть разницу. По гистограмме хорошо видно что «пелена» есть на снимке без фильтра. Эта серая красно-серая «пелена» почти незаметная глазом когда смотришь на экранчик камеры, но весьма заметная на мониторе если он сам не засвечен солнцем (!). Я вот смотрел днём и не увидел «пелену», знал только что она есть судя по гистограмме снимка, а вечером посмотрел когда было темно и её явно видно.
Фонарь располагался метрах в 50 от меня, светил слабо и вообще был загорожен деревьями. Но тем не менее свет как-то ухитряется пробиваться и засвечивать небо.
Дальше было еще интереснее т.к. я пошёл смотреть что же за фонари такие висят, что дают эту паразитную засветку и оказалось что фонари в основном флюорисцентные.
Получается, что несмотря на то что фильтр рассчитан на ртутные и натриевые фонари он тем не менее «глушит» и флюорисцентные. Я даже обошёл все окрестности и осмотрел около 50 фонарей. Большинство из них флюорисцентные, дают от 16-35 люксов если стоять прямо под фонарём. Но процентов 20 уже светодиодные.
На флюорисцентные фильтр точно влияет — это можно увидеть глазами если посмотреть без фильтра и через фильтр на лампу фонаря.
Городские пейзажи
Сразу оговорюсь, что светофильтр HOYA Starscape изначально не имел основного предназначения для удаления городской засветки в вечернее и ночное время, но меня попросили сделать тест.
Переборов желание поспать и убедив себя что нельзя в Белые Ночи в С-Петербурге ни разу не сходить на открытие мостов я собрался в путь.
Сначала я расположился на Биржевом мосту и попробовал светофильтр, чтобы убедиться что эффект есть.
Эффект оказался больше, чем я думал. Оба снимка с одинаковым балансом белого. Снимок с HOYA Starscape получился темнее примерно на 0.5 EV, с него ушли доминирующие жёлтые тона, которые так раздражают в дешевых лампах подсветки и появились красные оттенки. Прямо скажем, цветового разнообразия ночью стало существенно больше! Захотелось снимать еще т.к. снимки получаются необычные!
Ближе к разведению мостов мы двинулись на Университетскую набережную.
Народу было тьма и этого я не ожидал, набережная была полностью занята, что штатив негде поставить и не подойти к гранитному ограждению. Благо народ интересовался именно открытием мостов, но их совершенно не интересовал открытый мост :) Чем я и воспользовался.
Вижу большое отличие снимков с фильтром и без. После этого эксперимента считаю HOYA Starscape весьма полезным и для городских съемок. Получилась довольно странная ситуация, когда светофильтр вроде делали для астрофото, но годится он и для архитектурной съемки. И даже учитывая что всю «засветку» он, конечно, убрать не может, но он убирает существенную часть, так что снимок становится более «цветным». Теперь желтые и красные тона в гармонии.
А кто хотел полюбоваться на открытие мостов, то вот оно в одном снимке :)
Этот снимок мне понравился даже больше т.к. он оригинальный, в отличие от классики.
Использованные светофильтры: HOYA Starscape (уменьшающий засветку), Hoya Veriable Density (затемняющий). Объектив Canon EF 100/2.8L IS USM, камера Canon 5DsR.
Параметры съемки: f8, 25сек, ISO 200.
Итоги и выводы
Снимает, конечно, фотограф, а не фотокамера, потому красивые снимки вы можете получить разными способами, но хорошо когда в арсенал фотографа добавляется еще что-то интересное. HOYA Starscape, светофильтр класса Light pollution cut отличное дополнение повседневных светофильтров, особенно если вы любите снимать по ночам!
И на последок хочу вам посоветовать покупать оригиналы светофильтров т.к. подделки могут не иметь свойств оригинала. Для этого прилагаю вам и заднюю сторону коробки от фильтров HOYA Starscape и HOYA Softon A.
На этом желаю вам хорошего оборудования и удачных снимков! :)
Бонус — пара дополнительных снимков
«На Биржевом мосту сидели... два фотографа и глядели... на Летучий Голландец» :)
Использованные светофильтры: HOYA Starscape (уменьшающий засветку), Hoya Veriable Density (затемняющий)
Исаакиевский собор. Оцените количество людей на той стороне. Белые ночи, однако. Время съемки 1:20am.
Использованные светофильтры: HOYA Starscape (уменьшающий засветку), Hoya Veriable Density (затемняющий)
Дмитрий, помогите подобрать фильтр :)
Специализация — съемка спорта на открытом пространстве, а именно — конный спорт (конкур, выездка, троеборье). Фокусные — 70-200, 300, 80-400... Белесая дымка, ультрафиолет и разная хроматика — постоянные спутники. Долго пользовала Роденшток, но один разбился... и теперь просто мучаюсь. Не могу подобрать замену. Второй Роденшток как-то... через раз. Стало казаться (а может и не особо), что при использовании других фильтров изображение «плывет». Могут ли стареть фильтры?
Ну, и да, стало заметно, что если фильтр работает на 24-70, 85 мм нормально, то при установке его на 80-400 — качество картинки как-то падает...
Хочу подобрать UV фильтр для длиннофокусных объективов...
Ольга, здравствуйте!
Это вы по адресу обратились по поводу светофильтров. Светофильтры не стареют в течение человеческой жизни, стекло вещь долгживущая. Обычно проблемы у светофильтров или в том что царапаются или разбиваются. Если дешевые, то еще стекло может выпадать.
Хроматику и прочее светофильтр не исправляет, не умеет такого. Хороший светофильтр просто не портит картинку.
Если снимаете в солнечную погоду и на фоне есть горы-удалённый пейзаж в дымке, то с этим немного может помочь поляризационный светофильтр. Он отсекает часть рассеянного света от частиц висящих в воздухе. Ультрафиолет светофильтров отсекать бесполезно т.к. на матрицы современной цифровой камеры и без того мощный УФ фильтр, который его почти полностью отсекает.
Так что можно выбрать царапиноустойчивый и почти не бьющийся светофильтр. Под эти критерии подойдет HOYA HD UV или топовый HOYA HD Nano UV. Также можно взять поляризатор этой серии (они «светлые», можно носить постоянно — будут более сочные цвета), он более крепкий чем поляризаторы других брендов, но он всё-таки не такой устойчивый к царапинам как УФ и защитный HD/HD nano.
Большое спасибо за ответ.
По поводу ультрафиолета. Вроде бы все правильно. Теоретически :) Однако проверено практикой более 10 летних съемок, — с хорошим УФ снимком исчезает эта «белесость» . Я не знаю, как это еще назвать. Но, вопрос в том, что я так и не смогла найти материал (отзывы, обзоры) по применению УФ-фильтров на объективах 80-400. Как выяснилось, разница в картинке есть, даже если я просто ставлю Роденшток (super MC) с 70-200 на 80-400.
Я знаю, что вы специалист :))) Поэтому и прошу помощи (а может и тест-обзор :)) именно по фильтрам на телевиках (и супер-телевиках). Соревнования проводятся часто, а что творится (по свету) на стадионе в полдень летом :))) это просто песня :)
Очень много информации про съемки шириками и нормальными объективами, но не телевиками. Коллеги сказали тоже самое, поставили на новый Кэнон 100-400 нормальный фильтр (я так понимаю, среднего класса (но могу и уточнить) — и картинка тут же «пополыла» и стала мутной. На моем 80-400 — то же самое.
Давайте совместно решим эту задачу.
Сами понимаете, купить фильтр, который просто нельзя будет использовать — это очень неприятно, с учетом стоимости фильтров, особенно. Готова предоставить весь свой «парк» фототехники для тестов
Я специально проводил тест в гораз Египта и Германии и пользу по убиранию «дымки» видел только от поляризатора, но если вы видите разницу, то со своей стороны готов представить любые ультрафиолетовые светофильтры :) Вы в каком городе? Я в Санкт-Петербурге.
Браво, Маэстро!!!!
Сергей, здравствуйте!
Спасибо за высокую оценку :) Впереди еще много интересного и, в частности по светофильтрам. Оставайтесь на связи!
Дмитрий,почту не читаете?
Юрий Юрьевич, здравствуйте!
Стараюсь читать, но сейчас я за городом и здесь плохо с интернетом, так что проверю детально в городе. Оперативность ответов летом на жаре +32С плохая... В блоге больше вероятность ответа — пишите сюда
Дмитрий Сергеевич, как всегда, увлекательно и грамотно подает полезный материал! Едва ли я, с моим любительским мастерством, смогу использовать в своей практике этот полезный светофильтр, но привлекает сама подача материала и уважительное отношение к читателю! Спасибо!
Вячеслав, здравствуйте! Спасибо за высокую оценку моей работы! :)