Главнаяфотосъемкапортрет → Съемка НЮ - схемы освещения
41 597 просмотров
В этой статье 499 слов.

Съемка НЮ — схемы освещения

Я решил разбавить свои серии статей по фототехнике статьями по технике съемки. Вроде и то и другое техника, но суть разная.

И главное, цель статьи в том, чтобы вы не забывали про вторую составляющую успешной фотосессии — мастерство фотографа. Одной хорошей фототехники для красивого снимка мало. Нужно еще уметь применить имеющееся оборудование.

По фотосъемке НЮ есть еще статья Линзы Френеля и спот-насадки — практическое применение (студийная фотосъемка), где используется совсем другое оборудование.

Сегодня мы рассмотрим несколько «классических» схем съемки ню. Снимать можно как угодно, но начать стоит с простых и эффектных схем освещения, которые придуманы задолго до нас.

Но копипастить я ничего не буду. Расскажу о своём опыте. В качестве иллюстраций использую неудачные кадры или кропы удачных. Полноразмерными удачными я дополню тогда, когда у меня будут соответствующие model release (специально проведу съемку для этой статьи, иначе фото принадлежат тем, кто за них платил, и для иллюстраций не могут быть использованы).

Съемка ню - схемы освещения

Классические схемы освещения для съемки НЮ

— чёрное на белом;
— белое на чёрном;
— с органзой;
— в контровом свете;
— обычное портретное.

Все эти схемы отличаются высоким контрастом, так что здесь нет цели показать все детали, наоборот, нужно акцентировать внимание там, где нужно и скрыть то, что нужно скрыть.

Остальные варианты это по сути обычная портретная съемка, но без одежды.
Да, тут стоит отметить для стеснительных дам: НЮ — фотосъемка без одежды. БЕЗ. ОДЕЖДЫ. Ни бюстгальтер, ни трусики не остаются. На удивление сейчас еще есть стеснительные девушки. При интернете, забитом этим материалом «по самое нехочу»...

Чтобы девушка раскрепостилась, неплохо захватить с собой бутылочку Мартини. Причем увлекаться не нужно, помните зачем пришли. Также в зависимости от возраста дамы следы от одежды могут исчезать через 15мин или быстрее. Убедитесь, что нет вдавленных следов от резинок в шикарное тело вашей модели. Лучше подождать пока они исчезнут, нежели потом мучительно ретушировать. Старайтесь избегать ретуширования по-максимуму.
Не отнимайте хлеб у дизайнеров :)

Схема освещения — Чёрное на белом

Съемка ню - схемы освещения

схема «чёрное на белом»

Съемка ню - схемы освещения

В данном случае мы снимаем на фоне софтбокса. Из-за высокого перепада яркости, модель у нас будет черной, а фон — белым. Слева и справа от модели будут участки, подсвеченные краями софтбокса. Чем больше края софтбокса уходят влево и вправо (предполагается, что симметрично), тем больше и мягче эти градиенты на коже по сторонам модели.

Поворачивайте модель, чтобы свет прорисовывал все выступающие формы, показывая, что объект съемки — объемный, а не плоский.

Съемка ню - схемы освещения

поворачиваем модель

Учтите, что не все модели гибкие и пластичные. Иногда приходится довольно долго крутить и выставлять модель на свой вкус. Тут нужно учитывать и все недостатки фигуры модели и её достоинства.

Съемка ню - схемы освещения

При желании можно немного подсветить модель спереди, но не так, как бывает рекомендуют, стрипом спереди-снизу, а более аккуратно. Свет стандартного «горшка» или портретной тарелки в отражатель. Тогда можно настроить освещение спереди более аккуратно.

Съемка ню - схемы освещения

Схема освещения — Белое на чёрном

Съемка ню - схемы освещения

Съемка ню - схемы освещения

В данном случае мы снимаем на фоне софтбокса. Центральная часть софтбокса, за девушкой, экранируется черным бархатом или черной бумагой. Слева-справа должны оставаться черные полосы, иначе свет будет попадать в камеру и фон не будет казаться черным по краям.

Точно также, как в первом случае, поворачивайте девушку и наблюдайте как распределяется свет. Приближайте или удаляйте её от фона, чтобы делать белые полосы на коже по сторонам шире-мягче или меньше-жестче.

Съемка ню - схемы освещения

схема освещения «Белое на чёрном»

Схема освещения — с органзой

Органза — материя. Основная хитрость — заставить её летать вокруг модели и красиво подсветить.

Съемка ню - схемы освещения

схема освещения с использованием органзы

Съемка ню - схемы освещения

схема освещения с использованием органзы

За органзой расположены две «горелки» со шторками и фолиевыми фильтрами. В данном случае разными (синий и красный). Спереди, чуть слева и сверху — « портретная тарелка».

Схема освещения — В контровом свете

Свет из окна за спиной модели, спереди подсветка стрипом. Также при сильном свете из окна можно подсвечивать отражателем, но тогда тело будет лишь угадываться.

Примеров у меня для этой схемы не сохранилось. Если пришлете ваш пример — буду благодарен.

Схема освещения — обычная портретная

В данном случае артистических приёмов меньше, так что обычно добавляют детали интерьера.

Съемка НЮ - схемы освещения

Послесловие

Многие фото всё-таки снимаются не в жанре НЮ, как таковом, а лишь с намеком на ню. Мне данный вариант тоже импонирует, так как оставляет загадку и позволяет красивую девушку подать в красивой «упаковке» :)
В идеале нужно экспериментировать сначала в одежде, а потом по мере расслабления модели — без одежды. Как правило, хорошие снимки получаются сразу в обоих вариантах.

Съемка НЮ - схемы освещения

Model Release

В данном жанре фотосъемки не последнюю роль играет подписанный моделью Model Release. Сегодня модель — молодая незамужняя девушка. А завтра она выйдет за олигарха (она же модель :) ) и потребует убрать фото из вашего сайта-портфолио. Так что всегда перед съемкой НЮ подписывайте релиз модели, который позволяет вам использовать снимки с данной фотосессии в том качестве, в котором предполагается.

Оплата фотомодели

Съемка НЮ - схемы освещения
Рынок услуг фотомоделей, как и фотографов у нас в РФ — хаотический. По этой причине, если вы нашли хорошую модель, платите ей по возможности достойно. Платите не за факт съемки ню, а за артистичность и готовность к сотрудничеству ради интересных снимков.

P.S. Если у вас есть интересные снимки для иллюстрации этой статьи, то присылайте, пожалуйста, или публикуйте в комментариях.
Я описал только базовые схемы. Придумать можно многое.

Не забывайте, пожалуйста, нажимать "поделиться" Вконтакте, Фейсбуке, Гугл+ и т.д., а также оценку 5*, если вам понравилась статья!
Оцените, пожалуйста, статью
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (21 votes, average: 4,76 out of 5)
Загрузка...

Если вы также хотите смотреть мои видеоматериалы, то подписывайтесь на мой канал
 Здесь мой инстаграм, можно посмотреть над чем я работаю в текущий момент
 Я на Facebook - здесь основные анонсы моих статей
 Я Вконтакте, здесь бываю реже, но тоже бываю
 Подписаться на RSS ленту
Рекомендовать

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • тесты обьективов и фотокамер
  • статьи по истории фототехники
  • секретные приемы фотосьемки
  • проф. методы обработки в фотошопе

http://evtifeev.com


32 thoughts on “Съемка НЮ — схемы освещения

  1. Уважаемый Дмитрий!

    Закройте эту тему, бесплодное словоблудие и фатические мысли не только отвлекают от фотографического предмета, но уже просто надоело удалять эти сообщения. Право же, не ставить вас в «спам» из-за жажды признания, самоутверждения и резонёрства отдельных корреспондентов. Будь в его словах доказательная база, давно бы выдвинул обвинения, а так «облико морале ферштен» бесплодно для всех участвующих сторон. За казуистикой юристов всегда драйвы собственной выгоды. Провибрирую, а вдруг обратят внимание ... или «оботру» темку с холявным собеседником, сгодится ...

    Нас же интересует опыт фотографа, что и как сделано. 

    Закройте этот  холиварный / склочный диспут. Тема  интересная, через какое-то время возобновите её на другом материале, тут действительно надоело. Приходит сообщение, думаешь люди дело говорят, а тут шарманка ...

     

    • Я вас поддерживаю и так же прошу автора блога удалить все мои комментарии, а еще лучше закрыть их возможность.

    • «...Вдруг обратят внимание...» — на что? На ник? Больше-то ничего нет...   «...оботру темку...» — с кем? Вы видимо невнимательно читаете, уважаемый, мы с автором совместно получали эту информацию из первых рук... Самоутверждение? Я уже писал  — я не считаю себя фотографом и не занимаюсь коммерческой съёмкой...  Возвращаю вам назад вашу необдуманную реплику. И старайтесь не писать вещи, которые вы не станете произносить человеку в лицо...

  2. Честь и достоинство автора остались бы бесспорными, если бы автор статьи был бы и автором всех представленных иллюстраций. Кроме того схемы к сахаровским иллюстрациям «Чёрное на белом» и «с органзой»  неверные... И я могу это подтвердить. У меня есть снимки всей съёмочной площадки целиком для обоих случаев. Поэтому, если вы «хотите больше узнать...», то конкретно эта статья — не совсем тот случай...

    • Скоро фото будут заменены. Я намного увеличил студию и теперь есть куда повесить большой софтбокс 150×150. Сделаю снимки и заменю. Чтобы никто не переживал. И у меня, кстати, тоже есть снимки всех световых схем с места событий. Но это уже и неважно.

      • Нет реально никаких причин менять иллюстрации кроме тех, если автор задумал что то иное. У меня была похожая ситуация с одной статьей, когда пришлось ее править после критики на форуме. Но можно было и ничего не делать. Под фото шли абзацы текста самостоятельного и не связанного последовательно с основным текстом, что вызвало у критиков обвинения в противоречиях и нелогичности. Я убрал тексты под фото и все, но это проблемы читающего, а не мои. Может сама форма подписей в дизайне темы не так сильно отличает текстовые блоки, но все же отличается.

        Схемы у вас не подробные, может так задумано. Но если есть время и желание, то лучше писать новую заметку о новой реальной съемке и будет на 100% авторский пост.

  3. Миша, Салтыков — Щедрин, помоги...

    «Какое дело кабаньей жене, что поросенков брат третьего дня с свиньиной племянницей через плетень нюхался?

    Ан дело, потому что кабанья жена до исступления чувств этим взволнована, потому что кабанья жена дала себе слово неустанно искоренять поросячью безнравственность и выводить на свежую воду тайные поросячьи амуры».

  4. Ага-ага... велик не мой..., он просто на улице стоял..., а я всего-то один кружок на нём сделал... и то не быстро..., а потом хотел на место поставить... и себе такой же купить...  Приведите в статье ссылку на источник, вместо адреса своего сайта и плагиарьтесь дальше, если уж ничего своего создать не смогли.  Вы взяли чужое учебное пособие и даже толком не смогли его прокомментировать. Я, как раз, больше многих других заинтересован, чтобы фотографы учились, поскольку я — человек с другой стороны..., я — заказчик с бюджетом уверенно превышающим шесть нолей. Но я заинтересован, чтобы фотографы учились мастерству и творчеству, а не техническому повторению. Ваши шесть снимков уж очень откровенно уступают четырём «бракованным» Сахаровским. А про бескорыстность — это вы оставьте для маленьких детей. Все мы понимаем, что такое популярность сайта, как она накручивается (например нюшными темами), и, как это всё потом монетизируется... А вообще, я всё больше понимаю, почему Сахаров так щедро делится своим опытом — у него уже наверное около тысячи учеников, а никто даже близко не приблизился к его уровню.

    • Вы действительно принимаете всех читателей статьи за маленьких детей. Вы выступаете за то, чтобы здесь не было иллюстраций и схем и при этом якобы хотите, чтобы мастерство фотографов повышалось.

      Будьте честны хотя бы с самим собой.

      Какой вы там заказчик вы можете фантазировать в другом месте. Мне такой заказчик (уверен и любому другому фотографу) абсолютно не нужен.

      Если бы вы понимали хотя бы в том,  как увеличивается популярность сайта, то не накручивали бы мне популярность своим черным пиаром уже 3-ий день. Извините уж за ликбез, а то читатели могут подумать, что вы подставной. Это я уже чисто альтруистично вам говорю (по вашей идеологии я этому чужд). 

      Про то, что Игорь — ваш кумир, лучше говорить сразу ему. А еще лучше — заплатить ему за повторное обучение. 

      • Плагиатор заговорил про честность! Вы можете купить полное собрание сочинений Пушкина и сфотографировать каждую страницу, но от этого ни одна строчка не станет вашей. Вы в своей статье использовали свой снимок, на котором изображён чужой интеллектуальный продукт. Я поднял тему этичности такого поступка, а вы, вместо обсуждения, начали истерить и «переходить на личности».

        А популярность..., да, я вижу какую я тут накрутил популярность... адекватных комментариев «по делу»... ну просто читать-не перечитать...

        Оставляю вас, а всех желающих продолжить разговор приглашаю в гости... там где-то ниже есть адрес.

  5. Уважаемый Олег, вам не дают покоя лавры начитанного и ехидного Глеба Капустина? К чему это лукавство? Вы прекрасно понимаете, что плагиата тут нет. На «облико морале ферштейн» давите? Или вся проблема только в том, что не вы ведёте эту школу? Зачем вы подменяете предметное обсуждение балагурчиками? Кому это кроме вас интересно? Если кто не знает Игоря Сахарова, то вот тут часть его мастерклассов yandex.ru/video/search?te...lmId=DAWl6J3GUXI

    Авторитет Игоря Сахарова не зависит ни от меня, ни от Дмитрия, ни от вас. Игорь талантливый человек и без нас с вами и уж тем более не нуждается в вашем покровительстве. Завидно Дмитрию? Создайте свой проект и победите его в конкурентной борьбе!

    А пока лично я вижу «избирательность» вашей «облико морале»; сегодня же на эту тему вышла статья аналогичного содержания у Евгений Карташова photo-monster.ru/lessons/...naturyi.html   но вы не присутствуете со своей моралью в её коментариях на фото-монстре. Простой вопрос: почему?  ... бдеть, так бдеть!

    Да вся причина только в вас, она в том, что бы напомнить о себе и обозначить свою причастность к Игорю Сахарову.

    Предлагаю перейти к обсуждению предмета, а не ля-ля по поводу.

    • Я прекрасно понимаю, что использование чужих учебных пособий в своей статье называется плагиат и никак иначе.  Про Карташова и мораль — вообще ничего не понял. К чему вы сюда это вписали? Карташов использует СВОИ иллюстрации, в отличие от вашего приятеля, пригласившего вас сюда для усиления своей позиции. Зависть, напоминание о себе, создайте своё... — это всё обычные обывательские провокации, чтобы отвлечь от главного: Плагиат — он и есть плагиат. А в чём нуждается или не нуждается Сахаров вы лучше не фантазируйте за него, а сами у него и поинтересуйтесь. Заодно спросите у него разрешения на использование его материалов.

      А вот эта фраза особенно умилила: «Да вся причина только в вас, она в том, что бы напомнить о себе и обозначить свою причастность к Игорю Сахарову». Очевидно вы считаете этот сайт какой-то мега-популярной рекламной площадкой?

       

      • Перестаньте фантазировать уже про то, что мне нужно кого-то приглашать специально. И про зависть вы очень, кстати, сказали. А теперь задумайтесь — кто кому завидует сейчас. И боритесь с этим своим недугом, становитесь лучше.

        Не нужно ни с кем ругаться — идите своей дорогой.

        • Ага, все, кто не лизнул в ушко — завистники. А все, кто куснул — завистники вдвойне. Смелости плагиатора нельзя не завидовать...

          • Смелость...зависть...лизнул...куснул... Олег, правильно ли вы выбрали сайт? Может вам на сайт где собак обсуждают?

  6. Преследую? Не обольщайтесь, звёздный вы наш... И Володю Лапина я даже не помню...

    Юридических проблем никаких. Снимок, как цифровой файл — ваш, никто и не спорит. Но этот файл не содержит ни грамма ваших личных творческих, технических и физических усилий. Ну, кроме нажатия на кнопку. Ну, и насколько этично использовать такие снимки в статье, призванной привлечь внимание к вашей работе? Чем вы там пять лет занимаетесь я не знаю, но вот своих иллюстраций у вас не нашлось — это факт. Как можно описывать схемы, которые вы сам никогда толком не использовали, а только у мастера подсмотрели? Заявляете: «Но копипастить я ничего не буду. Расскажу о своём опыте»,  а опыт-то демонстрируете чужой.  Не честно это как-то...

    • 1. Слава богу.

      2. Свои иллюстрации есть, но они принадлежат клиентам т.к. они платили за эти фото. Для того, чтобы разместить иллюстрации нужно провести отдельную фотосессию с этой целью. О чём я и написал в начале статьи и пообещал это сделать в ближайшем будущем. Заметьте, я собираюсь заплатить модели за работу и за аренду фотостудии, чтобы проиллюстрировать статью доступную для всех желающих.

      В статье, как вы могли заметить, все-таки преобладают мои личные фото (6/4).

      Я ничего не подсматривал через замочную скважину. Это ваши эмоции. Я заплатил за обучение и мастер сам мне показал эти схемы. Само собой он понимал, что я собираюсь эти схемы использовать и, возможно, рассказывать про эти схемы другим. Не вижу ничего неэтичного.

      Снимки с обучения я использовал исключительно неудачные. Как это должно привлечь внимание к моей работе? Это просто рассказ о базовых схемах и не более того. Снимки, которые должны привлекать внимание к моей работе я публикую в соответствующем разделе для портфолио. Удивительно, как любой по большей части бескорыстный порыв (все-таки тема интересная, люди заходят почитать. Но мне от этого только приятно, что я помог и в этом моя «корысть». Материально мне это никак не помогает.) можно раскритиковать так, чтобы не было желания больше ничего рассказывать.

      Мне казалось, в Рунете и так мало кто что рассказывает, в отличие от англоязычных сайтов, и люди должны быть благодарны. Ан нет... Вы первый активно комментирующий и вы явно не хотели бы, чтобы наши начинающие коллеги-фотографы учились.

  7. А Игорь Сахаров знает, что вы используете фотографии с его мастер-класса?

    • Олег, несколько кусков моих неудачных фото сняты на обучении у Игоря Сахарова (полноценном обучении за 25тыс.руб, а не на бесплатном мастерклассе), которые я проходил много лет назад. Причем сняты мной и на мою камеру. Видите разницу? Никакие работы Игоря у меня и в мыслях не было трогать, тем более, что я его очень уважаю. Вряд ли он будет против использования этих моих «репортажных фото», тем более, что статья некоммерческая, фото бракованные, снятые на мою камеру, без лица и никаких документов «о неразглашении великой тайны» я не подписывал. Все нормальные фото (где кроп) сняты мной и с моей моделью (размещены с её согласия), без участия кого-либо, что соответствует всем правилам.

      • Разницу, откровенно говоря, вижу только между вашими и Сахаровскими постановками..., а в остальном...  Сахаров построил кадр, настроил свет, сказал модели — что делать, сказал вам — какие выставить параметры на камере, а вы только нажали на кнопку. Спустя пять лет вы в свою статью, без ссылки на источник, вставляете и снимки, и схемы света. Статья ваша на первый взгляд не коммерческая, но уж и никак не альтруистическая...  Своего-то опыта и снимков  за пять лет не накопилось?

        • О чём вы?

          Вы видите какие-то юридические проблемы с использованием этих фрагментов? Так их нет. Снимал эти кадры я на свою камеру. Повторюсь — подписку о неразглашении световых схем — не давал, да они и не уникальные. Я не зря провел эти 5 лет занимаясь фото и знаю не только такие схемы.

          Эти схемы — базовые, были изобретены задолго до Игоря. Они не запатентованы.

          Я использовал фрагменты своих снимков для иллюстрации статьи для начинающих. С людей читающих эту статью (в том числе с Вас) я денег не беру.

          Что значит настроил свет? Здесь один источник света на двух первых схемах. Вторая схема тоже стара как мир и я её использовал, в чём можно убедиться в разделе портреты

          Я вас, кстати, помню, хоть вы и не представились. Вы и к Володе Лапину какие-то претензии имели необоснованные. Чем вам так ваши сокурсники не угодили? Может хватит нас преследовать?

          Судя по вашим комментариям: «выставить параметры на камере», «построил кадр» и проч. — вы больше фотографией не занимались.

          Статья по теме «базовые схемы». Новичкам нужно это, а не мой опыт сложного освещения.

        • Олег .Закрыли бы вы свой рот.Эта статья не для вас.Дмитрий много рассказывает интересного и при том бесплатно о чем некоторые умалчивают или отдают за деньги.Ваш комент тут не в тему вообще.Всем здесь глубоко параллельно откуда взят материал ,главное что он есть и народ за это благодарен.Хотели вы...бнуться ,а получилось что опозорились.Наверно вы лично много схем света придумали или стырили у кого то и теперь следите чтоб никто другой так не умел больше один вы будете пупом фотографии .Пора уже понять что сейчас доступ ко всему открытый сейчас даже девочки некоторые могут фотографировать получше мужиков .Зеркальные камеры уже доступны для любителей а качество на уровне профессиональных,думаю больше незачем объяснять что к чему .Вы еще скажите что стиль обработки у вас украл кто то ,вас засмеют))))

          • Ну, давай, девочка, покажи свои шедевры...

            • За подобные оскорбления я бы тебе что нибудь поломал .Но ты же сидишь  где то там далеко клавиатурный ананист ,пришел куда тебя не просили развел здесь срач,наверно чувствуешь себя в безопасности? .Наверняка потому что ты бабки заплатил за мастер класс и видишь как здесь то же самое бесплатно отдают вот и свербит у тебя от зависти.Хочешь единолично информацией владеть .

              • Руслан, не стоит. Этот человек вас специально провоцирует. Пожалуйста, не оскорбляйте его, не опускайтесь до его уровня.

              • О, девочка напрашивается на свидание! Ушинского, 10, понедельник, среда, пятница, 20.30 у стойки администратора. С собой иметь сменную обувь.

              • Ну, если кому интересно..., то..., девочка оказалась обыкновенной динамщицей... Напрашивалась-напрашивалась, но так и не пришла... Уж и адресок ей дали, и время назначили, но увы...

  8. Уважаемый Дмитрий!   Большое вам спасибо за статью. Помимо фактического материала (схемы, флаги) вы навели и порядок в моих мозгах: я уж совсем считал ню территорией отсутствия мягкого, заполняющего тени освещения. Как-то у всех это куцо и невнятно. В связи с чем хотелось бы прочесть о механике управления градиентами именно в тенях, так сказать  «светотень в тени».  Второй аспект: рисующий источник в тени (когда он и сам является элементом тусклого освещения), его настройка, специфика. Ещё раз, большое спасибо.

    • Сергей, здравствуйте!

      Мне кажется раньше больше быстро ню фото с высоким контрастом. Может дань моде, также как сейчас, наоборот, многие хотят не только мягкие тени, но и чтобы все детали были видны (в этом ничего плохого, просто тенденция).

      Раньше же, наоборот, считалось, что много показывать не нужно. Наиболее эффектно — показать кусочек тела. Иногда даже просто фрагмент.

      Дополнение к этой статье планируется большое. Я в начале написал, что проведу отдельную фотосессию и я сделаю это. Заодно расскажу о других схемах освещения (их гораздо больше, чем эти, базовые), управлении градиентами и проч. Оставайтесь на связи! (подписывайтесь на статьи). 

      И модель обещаю красивую и дополнение максимально информативным, со схемами и подробными комментариями.

      • Статья нормальная, комментатор под ником Олег не прав «по жизни». Я написал этот комент, потому что никто не ответил ему по сути. Прикол в том, что сайт и статья носит характер обучающего, а по действующему закону для образовательных и учебных статей цитирование и фото правомерно, даже без разрешения автора.

        Слово прикол я использовал с иронией к Олегу в том смысле, что призывая к «законности» он сам попал без всяких тапочек на хорошую компенсацию автору блога — статья называется защита чести и достоинства. Олег обвинил автора в плагиате, а по делу фото принадлежит автору и он на законных основаниях их использует. Все остальное у Олега просто лирика. Подавать на него автору блога в суд или нет решать Дмитрию.

        • Видимо, вы прочитали «по диагонали». Суть вопроса была — этично ли использование... А о юридическом аспекте было написано «Юридических проблем никаких. Снимок, как цифровой файл — ваш, никто и не спорит.» 

          И уж если вы решили блеснуть эрудицией в области законодательства, то сайт сюда не попадает. Нет такого юридического понятия — «сайт обучающего характера». Есть организации, есть предприниматели, оказывающие услуги и прошедшие соответствующую государственную регистрацию, но не сайты.

          • Олег, вот цитата из нашего поста: «Плагиатор заговорил про честность! Вы можете купить полное собрание ...» Это и есть сведения порочащие честь и достоинство автора. По сути дискуссии все.

            Вам лично — эрудиция не при делах — у меня юридическое образование. Если у вас так же есть государственное образование в гражданском праве, то вы должны эту судебную практику знать. Я уже не студент юрфака и мне не интересны препирательства с вами на эту тему.

            Этот блог читают люди, которые хотят больше узнать о практике реальной профессиональной фотографии и только поэтому я пишу на ваш «призыв к этичности». Если Сахаров в условиях не оговаривал, что снимать во время его занятий запрещено, то ваши посты теряют всякий смысл. Принятая практика (мировая) организаторов семинаров для фотографов такова, что делать фотографии можно. У меня на семинаре в Минске по обнаженной натуре фотографировать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но так как это мероприятие платное, то участники вольны прийти и без фотоаппарата и записывать все увиденное и услышанное себе прямо в мозг.

Страница 1 of 11